NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № И. о зав кафедрой /Т. Араспопова/ Подпись, дата


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского
Кафедра теории и истории русского языка
Аттестационно - педагогические измерительные материалы
по дисциплине
«История русского языка (ИРЛЯ)»
блока ДПП
для специальности 032900- «Русский язык и литература»

Утверждено на заседании кафедры

«__»________________ 2009 г.

Протокол №

И.о. зав. кафедрой

________________/Т.АРаспопова/

Подпись, дата

Начальник УМУ _________________/А.Н. Прядехо/


Брянск 2009 г.
Анализ государственного общеобразовательного

стандарта по дисциплине
1. Дидактические единицы (ДЕ) из ГОС по дисциплине

Содержание ГОС дисциплины «История русского языка (ИРЛЯ)» для отделения «Русский язык и литература»


Индекс

Наименование основных разделов дисциплины

Всего

часов

ГСЭ

ГСЭ. Ф. О О

ГСЭ. Ф. О…


Федеральный компонент

История языка (ИРЛЯ)

ДЕ 1. Предмет истории русского языка (ИРЛЯ) и теории происхождения древнерусского литературного языка.

Понятие «литературный язык». Норма и литературный язык. Литературный язык и язык художественной литературы. Периодизация истории русского литературного языка. Теории А.А. Шахматова, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова. Теория диглоссии. Теория А.И. Горшкова.

ДЕ2. литературный язык Киевской Руси (древнерусский литературный язык). Типы языка. Книжнославянский тип. Народно-литературный тип. Деловая речь Киевской Руси.

ДЕ3. Формирование литературного языка Московской Руси («великорусский язык или литературный язык великорусской народности). Типы языка. Деловая речь на народной основе.

ДЕ4. Начало формирования литературного языка русской нации (со II половины XVII в). Социально-экономические и исторические предпосылки. Усиление процессов демократизации русского языка, роли собственно русского языка и сужение влияния церковнославянского языка.

ДЕ5. Основные предпосылки реформ Петра I в области культуры и русского языка. Место церковнославянского языка в русской языковой ситуации Петровской эпохи. Усиление роли русской простонародной речи. Реформа азбуки. Создание светской газетной публицистики.

ДЕ6. Стилистическая реформа М.В. Ломоносова. Ее причины, цели, основные положения. Характер
и содержание «Российской грамматики». Судьба «теории трех штилей».

ДЕ7. Борьба за новые основы русского литературного языка конца XVIII – нач. XIX вв. «Новый слог» Н.М. Карамзина. Позиции Д.И. Фонвизина, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова.

ДЕ 8. А.С. Пушкин – основоположник «нового» русского литературного языка» на народной основе. Отношение А.С. Пушкина к реформе М.В. Ломоносова, к языку Н.М. Карамзина, А.С. Шишкова. А.С. Пушкин и заимствования. А.С. Пушкин и народная речь. Просторечие. «Равнодействующая всех сил» в творчестве А.С. Пушкина. Концепция А.С. Пушкина в сфере прозы.

ДЕ9. Послепушкинский период развития русского литературного языка. Язык Н.В. Гоголя, М.В. Лермонтова и др.





Важнейшие темы по каждой ДЕ. Дисциплина

«История русского языка (ИРЛЯ)»

Контролируемая ДЕ:

ДЕ 1.

Тема 1. Литературный язык и язык художественной литературы.

Тема 2. Норма литературного языка. Ее основные признаки.

Тема 3. Принципы периодизации истории литературного языка.

Тема 4. Теории происхождения древнерусского литературного языка.
ДЕ 2.

Тема 1. Книжно-славянский тип языка и его признаки.

Тема 2. Народно-литературный тип языка и его признаки.

Тема 3. Фонетические особенности народно-литературного типа языка.

Тема 4. Фонетические особенности книжно-славянского типа языка.

Тема 5. Место деловой речи в древнерусском языке.
ДЕ 3.

Тема 1. Основа литературного языка Московской Руси.

Тема 2. Положение книжно-славянского типа языка.

Тема 3. Положение народно-литературного типа языка.

Тема 4. Особенности статуса деловой речи старорусского периода русского языка.
ДЕ 4.

Тема 1. Понятие нации и национального языка.

Тема 2. Диалектная база русского национального языка. Судьба диалектов этого периода.

Тема 3. Процессы в области лексики со II половины XVII в.

Тема 4. Особенности формирования языка научной и демократической светской литературы.
ДЕ 5.

Тема 1. Оттеснение на 2-й план церковнославянской речевой стихии.

Тема 2. Сближение деловой речи с живой разговорной.

Тема 3. Введение гражданской азбуки.

Тема 4. Активное заимствование лексики из европейских языков.

Тема 5. Активное развитие функциональных стилей языка.
ДЕ 6.

Тема 1. Положение М.В. Ломоносова о синтезе элементов двух речевых стихий.

Тема 2. Генетическая и стилистическая группировка слов русского языка по Ломоносову.

Тема 3. Деление стилей по жанрам художественной литературы – российского классицизма.

Тема 4. Нормализаторская, кодифицирующая роль М..В. Ломоносова в его «Российской грамматике».
ДЕ 7.

Тема 1. Типы галлицизмов в русском языке XVIII в.

Тема 2. Превращение «посредственного» стиля в ведущий стиль русского литературного языка.

Тема 3. Смешение высокого и низкого жанров в творчестве Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина как синтез живой разговорной речи и традиционно-книжных черт патетики.

Тема 4. Языковые ориентации Н.М. Карамзина

Тема 5. Живая разговорная речь различных социальных слоев в основе басенного языка И.А. Крылова.

Тема 6. Отражение живой разговорной речи московского дворянства в комедии А.С. Грибоедова.
ДЕ 8.

Тема 1. А.С. Пушкин и церковнославянизмы.

Тема 2. Новаторство А.С. Пушкина в смешении церковнославянизмов с русскими литературными и разговорно-бытовыми словами, просторечиями.

Тема 3. Принципы А.С. Пушкина в использовании народной речи.

Тема 4. Отношение А.С. Пушкина к заимствованиям.

Тема 5. Требования А.С. Пушкина к языку прозы.

Тема 6. послепушкинский период развития литературного языка. Язык Н.В. Гоголя, М.В. Лермонтова и др.

Минимальный уровень требований к подготовке студентов

(перечень контролируемых учебных элементов)



ДЕ ГОС



Наименование

темы

Перечень КУЭ

1.

Предмет истории русского языка

1.1.

Норма литературного языка

Знать: понятие «норма»; основные признаки нормы: динамичность, вариативность; понятие «литературный язык», его основные признаки: наличие письменности, поливалентность, надтерриториальность.

1.2

Литературный язык и язык художественной литературы

Знать: признаки литературного языка и языка художественной литературы; функциональная специфика художественной литературы.

1.3

Принципы периодизации истории литературного языка

Знать: критерии выделения периодов; основные периоды истории РЛЯ.

1.4

Теории происхождения древнерусского литературного языка

Знать: теорию А.А. Шахматова, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова, теорию диглоссии.

Уметь: аргументировать достоинства и недостатки теории.

2.

Типы древнерусского литературного языка

2.1

Перечень типов

Знать: основания выделения типов; автора выделения типов.

Уметь: выделить тип текста в соответствии с типом языка.

2.2

Народно-литературный язык

Знать: сферу его использования, основание ДП его.

Уметь: выделять в тексте ДП этого типа.

2.3

Книжно-славянский тип языка

Знать: сферу его использования, основные ДП его.

Уметь: выделять в тексте ДП этого типа.

2.4

Место деловой речи в древнерусском языке

Знать: сферу использования деловой речи; основные языковые предметы ее.

Уметь: выделять в тексте дифференциальные признаки (ДП) ее.

2.5

Фонетические особенности народно-литературного типа языка.

Знать: фонетическую специфику данного типа языка.

Уметь: находить и объяснять эти особенности.







2.6

Фонетические особенности книжно-славянского типа языка.

Знать: фонетическую специфику данного типа языка.

Уметь: находить и объяснять эти особенности.

3.

Формирование литературного языка Московской Руси

3.1

Основа литературного языка Московской Руси.

Знать: понятие основы литературного языка; ареально-социальную характеристику основы.

3.2

Положение книжно-славянского типа языка

Знать: основные тенденции этого типа; причины и результаты 2 –го южнославянского влияния.

3.3

Положение народно-литературного типа языка

Знать: основные тенденции этого типа и их причины

3.4

Особенности статуса деловой речи

Знать: социально-политические причины усиления самобытности деловой речи; расширение и обобщение деловой речи.

4.



Начало формирования литературного языка русской (великорусской) нации

4.1

Понятие нации и национального языка

Знать: основные признаки нации; социально-политические предпосылки формирования русской нации.

4.2

Диалектная база русского национального языка

Знать: теории диалектной базы РНЯ; обоснования сложной базы с ведущей ролью северного московского говора.

4.3.

Судьба диалектов этого периода

Знать: интеграционные процессы русских диалектах.

Уметь: обосновать реальность этих процессов.


4.4

Процессы в области лексики

Знать: обусловленность истории лексики историей общества; основные генетические группы расширяющегося лексического состава.

4.5

Особенности формирования языка научной и демократической светской прозы.


Знать: истоки этого языка; истоки терминологии.

5.

Основные предпосылки реформы Петра I в области культуры и русского языка

5.1

Оттеснение на 2-й план церковнославянской речевой стихии.

Знать: причины этого процесса; сферу, заступающую на место оттесненной стихии.

5.2

Сближение деловой речи с живой разговорной речью.

Знать: причины и пути протекания этого процесса; кодификация деловой речи.

5.3

Введение гражданской азбуки

Знать: причины введения «гражданицы»; графические изменения; результаты реформы.

5.4

Активное заимствование лексики

Знать: причины этого процесса; источники заимствования.

Уметь: определить языки-источники.

5.5

Активное развитие функциональных стилей.

Знать: причины их развития; перечень функциональных стилей.

6

Стилистическая реформа М.В. Ломоносова

6.1

Положение о синтезе 2-х речевых «стихий»

Знать: перечень этих «стихий», характер их взаимодействия в доломоносовский период; рекомендации Ломоносова.

6.2

Генетическая и стилистическая группировка средств языка по Ломоносову

Знать: состав группировки; стилистические функции ее членов.

6.3

Теория «трех» штилей

Знать: истоки теории; цели и специфика теории; содержание теории.

Уметь: дифференцировать языковые средства по трем стилям; находить их в тексте.

6.4

Нормализаторская роль «Российской грамматики» М.В. Ломоносова

Знать: цели «Грамматики», ее предназначение, структуру, основные рекомендации автора.


7.

Борьба за новые основы русского литературного языка конца XVIII – нач. XIXвв.



7.1

Типы галлицизмов в русском языке XVIII в.

Знать: типы заимствований по их структуре, составу, тематике.








7.2

Превращение «посредственности» в ведущий стиль русского языка.

Знать: причины процесса; суть процесса.

7.3

Смешение высокого и низкого жанров в творчестве Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина.

Знать: причины смешения жанров; приводить текстовые подтверждения элементов разных жанров.

7.4

Языковые ориентации Н.М. Карамзина.

Знать: положительные и отрицательные стороны воззрений писателя; отличие его позиций от позиции А.С. Шишкова.

7.5

Речь различных социальных слоев общества в басенном языке И.А. Крылова.

Знать: языковые принципы поэта; его новаторство; что продолжил в своем творчестве А.С. Пушкин.

7.6

Отражение живой разговорной речи в комедии А.С. Грибоедова.

Знать: А.С. Грибоедов как пурист, сторонник «архаистов»; социализация и индивидуализация речи героев.

Уметь: находить индивидуальные приметы речи героев пьесы.

8.

А.С. Пушкин – основоположник «нового» русского литературного языка на народной основе.

8.1

А.С. Пушкин и церковнославянизмы

Знать: периоды различного отношения к церковнославянизмам; функции церковнославянских элементов в зрелом творчестве поэта.

Уметь: разграничивать версификационные и стилистические цели использования церковнославянизмов.

8.2

Новаторство Пушкина в смешении церковнославянизмов с русской разговорно-бытовой речью.

Знать: принципы и цели смешения; результат такого смешения в общеязыковом масштабе.

Уметь: проанализировать текст с таким смешением.

8.3

Принципы А.С. Пушкина в использовании народной речи

Знать: отношение поэта к народной речи; отношение к диалектизмам; понимание поэтом «соразмерности и сообразности».

8.4

Отношение А.С. Пушкина к заимствованиям.

Знать: отношение функционально обусловленное.

Уметь: обосновывать использование в тексте заимствований.




8.5

Требования А.С. Пушкина к языку прозы.

Знать: причины обращения поэта к прозе: обработка «метафизического» языка. Основные качества языка прозы в понимании А.С. Пушкина.







8.6.

Послепушкинский период развития русского литературного языка М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Знать: традиции А.С. Пушкина в творчестве его последователей. Продолжение традиций.

Уметь: анализируя текст, найти особенности идиостиля писателей.



1. Закончите суждение, назвав последний признак:

Основные признаки понятия «литературный язык»: нормированность, наличие двух форм существования, поливалентность…
2. Что значит «поливалентность» литературного языка?

а) обслуживание любого числа людей;

б) отражение в нем множества исторических эпох;

в) функционирование в нем стилевых оппозиций.
3. Какой специфической функцией характеризуется язык художественной литературы?

а) коммуникативной;

б) кумулятивной;

в) эстетической;

г) воздействия.
4. Закончите суждение:

«Литературный язык строго нормирован, язык художественной литературы - …
5. Закончите перечень функциональных стилей литературного языка:

научный, разговорный, деловой, публицистический, …
6. Закончите суждение: «Признаками языковой нормы являются: динамичность и …»
7. Назовите основной принцип выделения периодов в развитии литературного языка:

а) воздействие литератур других народов;

б) время появления памятников письменности;

в) характер исторического развития языка;

г) поворотные этапы в жизни народа.
8. Завершите перечень основных периодов в развитии русского литературного языка (по В.В. Виноградову): донациональный период (до середины XVII в.) и …
9. Завершите перечень подпериодов донационального периода развития русского литературного языка: язык древнерусской и … народности.
10. Кто из ученых выделил 2 периода в развитии русского литературного языка?

а) И.И. Срезневский;

б) А.Х Востоков;

в) А.А. Шахматов;

г) В.В. Виноградов.
11. Завершите перечень подпериодов национального периода развития русского литературного языка:

Литературный язык начальной эпохи формирования русской нации, литературный язык эпохи образования русской нации и общенациональных норм литературного языка, …
12. Назовите народ, говоривший и писавший на языке восточных славян в XI – XVI вв:

а) великорусская народность;

б) русская народность;

в) белорусская народность;

г) древнерусская народность;

д) украинская народность.
13. Назовите имена ученых, выдвинувших свои теории происхождения древнерусского литературного языка, выделив сторону, в которой названы эти ученые:

а) Е.Ф. Будде, Н.М., Каринский, Б.М. Ляпунов;

б) О. Брок, Н.И. Толстой, А.М. Селищев.

в) А.А. Шахматов, С.П. Обнорский, В.В. Виноградов.

г) А.А. Потебня, М.М. Покровский, Р.И. Аванесов.

14. Что положено в основу древнерусского литературного языка акад. А.А. Шахматовым?

а) Древнерусская деловая речь;

б) Византийский ораторский стиль;

в) Древнерусский разговорный язык;

г) Древнеболгарский письменный литературный язык.
15. Закончите следующее определение понятия:

«Церковнославянский язык – это язык старославянского русского…
16. Какой языковой материал лежит в основе теории С.П. Обнорского о происхождении древнерусского литературного языка?

а) Переводные памятники европейской письменности;

б) Оригинальные памятники древнерусской светской письменности;

в) Церковные тексты;

г) Язык «Хроники» Георгия Амартола.
17. Закончите следующий вывод о происхождении древнерусского литературного языка, сформулированный С.П. Обнорским: «Русский литературный язык старшей формации – это собственно …язык».
18. В чем заключается принципиальная новизна концепции В.В. Виноградова о происхождении древнерусского литературного языка?

а) В утверждении древнерусской народной речи как основы литературного языка этой эпохи;

б) В полном отрицании концепции А.А. Шахматова;

в) В обосновании сосуществования старославянского и восточнославянского народного языка как двух основ двух типов древнерусского литературного языка;

г) В развитии концепции А.А. Шахматова.
19. Назовите имена ученых, развивших теорию диглоссии:

а) А.И. Соболевский, А.А. Потебня, В.М. Истрин;

б) А. Исаченко, Г. Хютль – Ворт, Б.А. Успенский, Г.А. Хабургаев;

в) В.В. Виноградов, Л.П. Жуковская, О.Н. Труюачев, В.В. Колесов.
20. Продолжите фрагмент определения диглоссии: «Диглоссия – это … двух языковых систем».
21. Закончите определении литературного языка, данное М. Горьким: «Литературный язык – это язык народа, обработанный …».
22. Завершите мысль А.А. Шахматова: «Русский литературный язык – это перенесенный на русскую почву церковнославянский (по происхождению древнеболгарский) язык в течение веков изменявший свое ... обличье».
23. Что значит «кодифицированность» языка?

Это закрепление ею норм в словарях и …
24. Чем различаются в их стилистических возможностях литературный язык и диалектная речь?

а) ничем;

б) литературный язык – система синонимических средств;

в) диалекты не знают синонимики;

г) в диалектах стилистика не столь выражена.
25. Что значит понятие «межстилевые» средства языка? Это средства, которые:

а) не входят в какой-либо стиль;

б) входят во все стили;

в) их нельзя определить.
26. Какие пары типов литературного языка существуют?

а) книжный и разговорный;

б) просторечный и диалектный;

в) просторечный и разговорный.
27. Что объединяет все функциональные стили, кроме разговорного? Их объединяет … форма существования.
28. Что образуют в своей совокупности все разновидности русского языка XX – XXI вв.? Назовите обобщающий термин. Все разновидности языка образуют … язык.
29. Обладает ли разговорная речь кодификацией?

а) да;

б) нет;

в) смотря какая;

г) уже не обладает.
30. Как вы понимаете термин «полифункциональность» литературного языка? Как систему:

а) функциональных стилей;

б) эмоционально-экспрессивных речевых стилей;

в) и того, и другого.
31. Правомерно ли утверждать, что стиль категория историческая? Что это значит?

Это значит, что на стиль влияет история народа и … .
32. В каком соотношении находятся литературный язык и язык художественной литературы?

а) в соотношении независимости, обособленности;

б) язык художественной литературы включает в себя литературный язык;

в) литературный язык включает в себя язык художественной литературы;

г) язык художественной литературы существует на базе литературного языка как одна из его подсистем.
33. Какую специфическую языковую функцию выполняет язык художественной литературы?

а) коммуникативную;

б) кумулятивную;

в) эстетическую;

г) информативную.
34. Выберите точный научный синоним термина «древнерусский» (период, язык):

а) восточнославянский;

б) древнекиевский;

в) общеславянский;

г) общевосточнославянский.
35. Продолжите определение одного из типов древнерусского литературного языка, выделенных В.В. Виноградовым: «Книжно-славянский тип древнерусского языка – это язык …литературы».
36. Памятниками какого типа древнерусского литературного языка являются: «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Житие Феодосия Печерского»? Это памятники… типа языка.
37. Что представляло собою «койне» (киевское, московское)?

а) украинский в своей основе язык Киева;

б) единый общий язык, теряющий в столице свои местные особенности;

в) русский (восточнославянский) язык;

г) киевский диалект.
38. Есть ли различие в понятиях «старославянский язык» и «церковнославянский язык»?

а) это одно и то же;

б) церковнославянский – национальный (русский, сербский и т.д.) вариант (редакция) старославянского;

в) старославянский – древнеболгарский, церковнославянский – древнерусский.
39. Когда С.П. Обнорский высказал свою позицию относительно основы древнерусского литературного языка? Это было в:

а) 1820 г.

б) 1864 г.

в) 1934 г.

г) 1919 г.
40. Кто одним из первых отвергал теорию С.П. Обнорского о происхождении древнерусского литературного языка?

а) А.Х. Востоков;

б) А.А. Шахматов;

в) А.М. Селищев;

г) И.В. Ягич.
41. В произведениях какого содержания реализовался книжно-славянский тип языка?

а) светского;

б) церковно-религиозного;

в) юридического;

г) бытового.
42. Исключите из списка произведений памятник, не относящийся к книжно-славянскому типу языка:

а) «Слово о Законе и Благодати» Илариона;

б) «Житие Феодосия Печерского»;

в) «Сказание о Борисе и Глебе»;

г) «Русская правда».
43. Исключите из списка церковно-богослужебных стилей Древней Руси стиль, не относящийся к книжно- славянскому:

а) литургический (евангелие, псалтыри);

б) житийный;

в) проповеднический;

г) летописно-хроникальный.
44. Почему показания памятника середины XI в. (древнейший список рубежа XIII – XIV вв.) «Слова о Законе и Благодати» в текстологическом отношении более ценны для истории языка, чем памятники XIV – XV вв.?

а) написаны выдающимися церковно-политическими деятелями;

б) он древен;

в) текст создан вскоре после принятия Русью христианства;

г) написанный до 2-го южнославянского влияния, он свободен от искусственной славянизации языка.
45. В чем не видите влияния в «Слове о Законе…» византийской литературы?

а) изысканной риторике;

б) витиеватости;

в) древнерусских «вкраплениях» типа «каган» (великий князь), гърздитися – преуспевать и пр.

г) библейской образности;

д) символике.
46. В чем прослеживается сходство языка житийного «Сказания о Борисе и Глебе» с народно-литературном типом древнерусского языка? Сходств прослеживается в:

а) отсутствии последовательного изложения событий жизни мучеников;

б) монологах, плачах, лиризме;

в) сосредоточении внимания на одном факте жизни героев;

г) в призыве к князьям к объединению.
47. Какой тип литературных источников служил образцом для написания житий святых древнерусскими авторами?

а) тюрские жизнеописания;

б) византийские описания жизни святых;

в) санакритские тексты;

г) авеститские тексты.
48. Почему, успешно изучая «Слово о Законе и Благодати», необходимо учитывать историю религии и церкви?

а) текст отражает эту историю;

б) значения многих слов устарели;

в) в памятнике много образности;

г) памятник изобилует метафорами;

д) памятник богат синонимами.
49. В каком значении употреблено слово из «Слова о Законе и Благодати» в следующем контексте: «Вера бо благодатная … и до нашего языка русского дойде…»? В значении:

а) язык великорусский;

б) народ;

в) язык древнерусский;

г) древнерусская культура.
50. Каково значение слова «стол» в контексте из «Сказания о Борисе и Глебе»: «пойди сяди Киеве на столе отьни…?»

а) современное значение;

б) княжеская власть;

в) трапеза;

г) престол.
51. Какова форма Им.п. словоформы «в тузе» в устойчивом сочетании «в тузе и печали» («Слово Кирилла Туровского»)?

а) туза;

б) тук (жир);

в) туга;

г) тугой.
52. О чем свидетельствует наличие в таких памятниках, как «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово Кирилла Туровского» и др. значительного числа элементов народно-литературного типа языка? Оно свидетельствует о:

а) ошибочности теории о 2-х типах древнерусского литературного языка;

б) естественном взаимодействии двух типов древнерусского литературного языка;

в) позиции переписчиков памятников;

г) верности концепции С.П. Обнорского.
53. Чем обусловлено написание ишатра («из шатра») в «Сказании о Борисе и Гдебе» (XII в.)?

а) отсутствием строгих орфографических норм языка;

б) малограмотностью автора;

в) ошибкой переписчика;

г) причина не известна.
54. Как вы определите особенность «Слова Кирилла Туровского на антипасху», отраженную в словосочетаниях: зима греховная, лед неверия, млеко учения, Хтистово стадо, цветы добродетели, ратаи слова, крестное рало, бразда покаяния и мн. др.? Это:

а) метафоры;

б) сравнения;

в) эпитеты;

г) анафорическое словорасположение;

д) повторы слов.
55. Каково значение слова «язык» в тексте «Слова третьего» епископа Серапиона (XIII в.): «Тогда наведе на ны язык немилостив, язык лют, язык не щадящь красы уны немощи старець…?»

а) язык;

б) войско;

в) народ;

г) гнев.
56. Какому языку принадлежит форма уность в «Слове о законе и благодати…», унци' –в «Слове Кирилла Туровского»?

а) старославянскому;

б) украинскому;

в) русскому;

г) древнерусскому;

д) белорусскому.
57. Что значит слово «поганые» в древнерусских текстах (например, в «Слове третьем» проповедника Серапиона)?

а) плохой;

б) враждебный;

в) иноверец.
58. Является ли слово «красота» («Слово третье» Серапиона) по своей фонетической особенности старославянским? Продолжите утверждение: «Не является, так как ему нет в русском соответственной формы…». Назовите такую форму.
59. Почему слова типа слава, славный, класть нельзя отнести к содержащим старославянское полногласие?

а) этих слов не было в старолсавянском языке;

б) они появлялись лишь в великорусском языке;

в) они являются исключениями;

г) сочетание возникло под действием аналогии;

д) это сочетание было в данных словах уже до начала действия закона открытого слога.
60. В чем состояла наибольшая трудность для Кирилла и Мефодия при поиске средств для перевода церковно-богослужебных книг? Она состояла в:

а) фонетике;

б) морфемике;

в) морфологии;

г) лексике;

д) акцентологии.
61. Почему книжный литературный язык Киевской Руси был «общерусский?

а) он «разносился» по всей Руси;

б) древнерусский язык не знал диалектов;

в) диалекты имели минимальные различия;

г) ясных причин не выяснено.
62. В чем вы видите нелогичность попыток определить один из языков, которому генетически принадлежит «Слово о полку Игореве»? Назовите вариант ответа:

а) в отсутствии преобладания черт одного из этих языков;

б) во времени написания «Слова»;

в) в обладании не оригиналом, а поздними списками памятника;

г) «Слово» - подражание «Задонщине».
63. Какой «мыслью по древу» растекается вещий Боян в «Слове о полку Игореве»? Что значит в памятнике это слово?

а) мысль = результат мышления;

б) Боян размышляет о дереве;

в) мысь (мысль) – пек. белка;

г) здесь какая-то неточность у автора иликопииста.
64. О чем богаче всего свидетельствуют найденные берестяные грамоты?

а) о владении литературным языком простого народа;

б) о владении письменностью;

в) о литературном таланте представителей народа;

г) а знании народом старославянского языка.
65. Какой язык характерен для древнерусской летописи?

а) церковнославянский;

б) народно-литературный;

в) деловой;

г) научный.
66. Кто из отечественных ученых был первооткрывателем древнерусских берестяных грамот?

а) С.Г. Бархударов;

б) А.А. Шахматов;

в) А.В. Арциховский;

г) Б.А. Успенский;

д) О.В. Никитин.
67. Почему данный тип языка назван В.В. Виноградовым «народно-литературным»?

а) авторы происходили из народа;

б) тексты служили народу;

в) это светская литература, написанная на народном языке;

г) литературные тексты, повествовавшие о народе.
68. Специально ли автор «Слова о полку Игореве» в одном тексте, повторенном трижды, использует разные формы слова «забрало»: «Ярославна рано плачеть в Путивл на забрал, а ркучи» и «Ярославна рано плачеть Путивлю городу на заборол, а ркучи»?

а) простая опечатка;

б) автор не задумывался;

в) стремление варьировать параллельно построенные поэтические выражения;

г) отражение 2 –го южнославянского влияния.
69. Какое влияние на древнерусский литературный язык Киевской эпохи было наиболее сильным и богатым:

а) скандинавское;

б) финно-угорское;

в) греко-византийское;

г) тюркское.
70. В «Слове о полку Игореве» отражено фонетическое явление: луце, потяту быти, русици, галици бежать. Каким древнерусским говорам было свойственно это явление?

а) киевским;

б) московским;

в) новнородским;

г) курским;

д) елецким.
71. Как называется отмеченное в «Слове…» и фольклоре явление повторения однокоренных слов: мосты мостити, думу думати, свет светлый?

а) редуплитация;

б) плеоназм;

в) усиление;

г) повторение.
72. Что значат военные символы – устойчивые выражения в «Слове…»: «выпить шлемом воды из реки», «напоить коней из реки» («испити шеломом в Дону»)?

а) утолить жажду;

б) показать, что русичи находятся у реки;

в) одержать победу войском, расположенным у этой реки;

г) «темное место» текста «Слова…».
73. Что значит в «Слове…» слово «поганый» («поганыя плъки» половецькие» «поганыя головы половецкыя…», кровь поганая»)?

а) плохой;

б) грязный;

в) иноверец;

г) некрасивый;

д) ненавистный.
74. Как вы объясните необычную форму слова «шизым» (сизым) в «Слове о полку Игореве»? – как:

а) опечатку автора или переписчика;

б) как исправление в период 2 –го южнославянского влияния;

в) как отражение диалектного (псковского) произношения;

г) как древнерусскую правильную форму.
75. Какое явление отражено в написаниях: по Оце (Оке), браци, варязи, насильници, греци, велиции, на дорозе.

а) палатализация последовательна;

б) разные типы палатализации;

в) палатализация отсутствует;

г) наследие индоевропейцев.
76. Есть ли в слове из ПВЛ ратнии неполногласие? Почему?

а) есть: в старославянском языке им было было сочетание ра;

б) нет: корень общеславянский;

в) нет: слово древнерусское;

г) в индоевропейском языке не было неполногласия.
77. Какому языку генетически принадлежат формы: святый, благый?

а) древнерусскому;

б) старославянскому;

в) русскому;

г) украинскому.
78. Учитывая наличие в слове враг сочетания ра, определите, к какому языку генетически принадлежит это слово?

а) старославянскому;

б) древнерусскому;

в) праславянскому;

г) русскому.
79. Как квалифицировать следующие слова и выражения древнерусских грамот: положить за голову, грамотою утвердить, твердити мир, что учинить, у жельза усадить.

а) свидетельства грамотности авторов;

б) фрагменты авторского текста;

в) инфинитивные словосочетания.
80. Отметьте особенности новгородских берестяных грамот: целовек, хоце, цасть, цьтвьрти, цто, цоловек. Продолжите ответ: В новгородских говорах с древнерусской поры отражается явление, называемое….
81. Почему в памятниках деловой речи Киевской Руси удельный вес церковнославянских элементов незначителен?

а) Основой этих памятниках была живая речь восточных славян.

б) Церковнославянизмы были ими утрачены.

в) В ту эпоху еще не было деловых древнерусских текстов.

г) Все они были заимствованы из Болгарии или Византии.
82. Укажите принадлежность московского говора периода начала формирования литературного языка великорусской народности к соответствующему территориально-диалектному объединению:

а) южнорусские говоры;

б) севернорусские говоры;

в) западнорусские говоры;

г) среднерусские говоры.
83. Какой говор кладется в основу языка великорусской народности:

а) новгородский;

б) рязанский;

в) московский;

г) ярославский.
84. В какие отношения с языком Киевской Руси встает язык великорусской народности?

а) полностью сменились генетические и структурные ориентиры нового языка;

б) унаследовал усвоенные ранее традиции древнерусского языка и начал создавать свои;

в) полностью продолжил традиции языка Киевской Руси.
85. Какая из разновидностей языка Московской Руси подверглась наиболее активной сознательной перестройке в связи с новым жизненным укладом?

а) книжно-славянский тип языка;

б) деловой язык;

в) народно-литературный тип языка;

г) эпистолярный стиль.
86. В связи с чем расширяется значимость народно-литературного типа языка? В связи с:

а) сужением сферы использования книжно-славянского типа;

б) развивающимся деловым языком;

в) расширением использования светских видов литературы.
87. Назовите автора опубликованных в конце XVI века книг: «Лексис (словарь)», «Грамматика», «Грамматики Славенскiя правильное синтагма».
а) М.В. Ломоносов;

б) В. Облак;

в) Лаврентий Зизаний;

г) Тредиаковский.
88. Где была открыта первая восточнославянская академия, названная «Могилянской»? В:

а) Москве;

б) Минске;

в) Киеве;

г) Львове.
89. Что является основой документально-делового стиля?

а) деловая речь Киевской Руси;

б) церковнославянский язык русского извода;

в) говор Москвы;

г) живая народная речь.
90. Почему многие видные церковики Болгарии, Сербии в конце XIV – XV вв. переехали в Москву?

а) из-за поиска жизненных удобств;

б) в связи с потерей странами независимости;

в) чтобы печатать здесь свои труды;

г) их привлекала жизнь в России.
91. Какая книга была напечатана первой в Москве в VXI в.?

а) «Повесть временных лет»;

б) «Стоглав»;

в) «Апостол»;

г) «Задонщина».
92. Почему в памятниках XV – XVI вв. появляются новые написания слов типа слънце, пръвое, врьста и под.? Откуда такое написание?

а) старославянские;

б) польские;

в) древнерусские;

г) общеславянские.
93. Какова судьба книжно-славянского типа языка в период 2-го южнославянского влияния?

а) исчезает;

б) остается столь же влиятельным;

в) его роль еще более возрастает;

г) трудно сказать определенно.

94. Укажите период 2-го южнославянского влияния?

а) X – XII вв.

б) XIII – XIV вв.

в) XV – XVI вв.

г)XVII – XVIII вв.
95. По подсчетам Г.О. Винокура, соотношение неполногласий и полногласий в памятниках XIV в. составляло 4:1, а в XVI в. – 10:1. Почему?

а) больше заимствовалось текстов церковнославянского характера;

б) русских памятников стало меньше;

в) результат 2-го южнославянского влияния;

г) различение этих форм не имело никакого значения.
96. Каковы были цели архаизации русского языка в период XV – XVI вв., создания пышного риторического стиля «плетения словес»?

а) утверждение московского абсолютизма;

б) желание властей сделать литературно-письменный язык удаленным от повседневной народной разговорной речи;

в) обогатить стилистику высоких стилей.
97. Как бы вы оценили в целом роль 2-го южнославянского влияния на русский язык?

а) положительно;

б) ничего фактически не изменилось;

в) отрицательное влияние;

г) и положительно и отрицательно.
98. Соответствовали ли написания, возникшие под 2-м южнославянским влиянием, закону устранения у славян «зияния»: призыва, служащаа; от словесе похваление събираа, и приобретаа, окаанного.

а) да;

б) нет.
99. Какие стороны русского языка более всего реформировались в период «2-го влияния»?

а) графика;

б) лексика;

в) словообразование;

г) морфология.
100. Какова роль документально-делового стиля в формировании литературного языка Московской Руси?

а) способствовал обеспечению информационных целей в государстве;

б) играл ведущую роль в формировании русского литературного языка Московской Руси;

в) был источником выразительных возможностей литературного языка.;

г) не играл существенной роли.
101. Назовите характерную особенность «Хождения за три моря» Афанасия Никитина (XV в.):

а) широкое использование церковнославянского языка;

б) преобладание делового стиля;

в) соединение русской деловой речи с элементами русской художественной;

г) художественная речь.
102. В чем особенности языка «Домостроя» (XVI в.)? В нем:

а) типично деловой язык;

б) отражение живого русского языка, разговорно-бытовой речи;

в) написан на церковно-книжном языке;

г) деловая речь соединена с элементами художественности, с полемической литературой.
103. Завершите перечень основных признаков процесса формирования нации: исторически сложившаяся общность людей, общность языка, территории, экономической жизни, …
104. Какая тенденция со 2-й половины XVII века начинает превалировать в русском литературном языке? Тенденция к:

а) появлению переходных говоров;

б) единообразию норм;

в) возникновению инверсивного порядка слов;

г) исчезновению орфоэпии.
105. Появление русской демократической литературы заметно изменяет роль элементов книжно-славянского типа языка. В чем вы видите это изменение? Церковнославянизмы:

а) уменьшают сатиру;

б) создают контраст народно-разговорной лексике и фразеологии;

в) получают принципиально новые возможности высокости к чисто жтитейским порокам людей;

г) взаимопроникновение книжно-славянских и народно-литературных элементов совмещают старые и новые тенденции развития литературного языка.
106. В чем суть «просторечия» протопопа Аввакума? В:

а) усилении роли церковнославянского языка;

б) смешении церковнославянского письменного языка московского извода с живым просторечием и севернорусской диалектной речью;

в) отгораживании речи от проникновения в нее простонародных элементов;

г) следовании за западнорусской письменной культурой.
107. Почему Петр Великий избрал юго-западный вариант культуры для его распространения в России?

а) украинская и белорусская культура в этот период находилась под влиянием польской и литовской культуры;

б) полонизмы в XVI – XVII в. были широко распространены в России;

в) юго-западное просвещение и культура достигли в это время большого прогресса в культуре и просвещении;

г) Петр воспитывался в этой культуре.
108. Что в реформе Петра Великого обусловило изоляцию церковнославянского языка в сфере церковной литературы?

а) приближение языка к речи русского народа;

б) реформа графики касалась только светской литературы, не затрагивая церковные сферы разной тематики;

в) обилие заимствований из европейских языков.
109. Для какого языка преимущественно была предназначена «теория трех штилей» М.В. Ломоносова?

а) литературного;

б) делового;

в) языка художественной литературы;

г) диалектного.
110. На принципах какого литературного направления основывалась теория М.В. Ломоносова?

а) романтизм;

б) реализм;

в) сентиментализм;

г) классицизм.
111. В чем заключалась главная мысль учения М.В. Ломоносова о трех стилях?

а) каждому жанру соответствуют свои языковые средства;

б) указание на то, что «российский язык» должен быть основой русского национального языка;

в) русский литературный язык образуется «старательным и осторожным употреблением… славенского языка купно с российским»;

г) русский язык велик.
112. В чем заключалась главная цель создания М.В. Ломоносовым «Российской грамматики» (1755)? Эта цель заключалась в:

а) описании русской грамматики середины XVIII века;

б) создании учебника по русскому языку;

в) нормализаторской ее миссии;

г) перечне устаревшего и актуального языкового материала.
113. Расставьте правильно примеры. Какие языковые приметы низкого стиля вы обнаруживаете в отрывке из послания М.В. Ломоносова «Зубницкому»: «Но плюем мы на страм твоих поганых врак: Уже за тридцать лет ты записной дурак». Перечислите слова: плюем, страм, врак, поганых, …
114. Чем объяснить распад в последней трети XVIII в. Ломоносовской системы «трех штилей»?

а) сильным воздействием классицизма;

б) приходом новых литературных направлений: предромантизма и сентиментализма;

в) влиянием французского языка на русский.
115. Во II половине XIII века большая часть просторечных слов теряет свой статус: вполне, давеча, даром, наверное. Во что же она переходит? Переходит в:

а) жаргон;

б) литературное просторечие;

в) нейтральный слой литературного языка;

г) полудиалект.
116. Почему особенно много отступлений от норм формо- и словоупотребления наблюдалось в поэзии XVIII в.? Чем это объясняется?

а) рифма и размер стиха диктовали выбор слов и форм;

б) стих более произволен, чем проза;

в) в поэзии было больше вариантов;

г) проза не была столь развита.
117. Каковы цели использования А.Н. Радищевым книжной архаики?

а) Создание юмора;

б) Воспевание прошлого русской истории;

в) Передача гнева честных граждан неустроенностью жизни российских крестьян;

г) Для создания нейтрального стиля изложения.
118. Какой новый жанр литературы был создан А.Н. Радищевым?

а) гражданской патетики;

б) путешествий;

в) революционной публицистики;

г) крестьянских плачей и воплей.
119. На каком основании А.Н. Радищева можно назвать одним из непосредственных предшественников А.С. Пушкина?

а) свободно сочетал высокий стиль с элементами других стилей;

б) использовал старославянизмы;

в) вводил речевые элементы западноевропейского типа;

г) широко использовал слова и формы народной речи.
120. В чем общность прозы Н.И. Новикова, А.Н. Радищева и И.А. Крылова? Общность в:

а) ироничном, сатирическом отношении к действительности;

б) юморе текста;

в) стилистической нейтральности текста.
121. К кому ближе А.С. Грибоедов? К:

а) Карамзину;

б) Крылову;

в) Дмитриеву;

г) Лафонтену.
122. Что характерного для Крылова видите вы в его басне. Ср. его текст (басня «Обезьяны»): Когда перенимать с умом, тогда не чудо И пользу от того сыскать; А без ума перенимать. И боже сохрани, как худо».

а) эллипсис;

б) диалектные слова;

в) общий разговорный характер;

г) заимствование.
123. Каких языковых средств выражения требовало новое литературное направление сентиментализм?

а) диалектизмов;

б) разговорной речи;

в) архаизмов;

г) средств описания внутреннего мира человека.
124. Продолжите требования Н.М. Карамзина: «писать, как говорят, и говорить, …».
125. Как относился Н.М. Карамзин к церковнославянизмам? Он ратовал за их:

а) полное устранение;

б) неполное устранение;

в) превращение в особый стиль языка;

г) сохранение в прежних размерах.
126. Каково отношение Н.М. Карамзина к французскому языку?

а) стремится уподобить русский язык французскому;

б) требует изгнать галлицизмы из языка;

в) настаивает на переосмыслении французских слов в русском языке;

г) положение французского в русском языке оставляет прежним.
127. Кому принадлежат слова о Н.М. Карамзине: «Он презрел идиомами русского языка, не прислушивался к языку простолюдинов и не изучал вообще родных источников»?

а) И.А. Крылову;

б) А.С. Пушкину;

в) В.Г. Белинскому;

г) А.С. Грибоедову.
128. Кто до Н.М. Карамзина придерживался близкой ему идеи «писать так, как говорят, и говорить так, как пишут...»?

а) Н.И. Новиков;

б) А.Н. Радищев;

в) В.К. Тредиаковский;

г) М.В. Ломоносов.
129. Какое общество противостояло обществу А.С. Шишкова?

а) «Парнас»;

б) «Арзамас» (1814);

в) «Вольное общество любителей словесности…» (1801-1825);

г) «Беседа любителей русского слова» (1811).
130. На разговорную речь каких слоев общества ориентировался Н.М. Карамзин?

а) крестьянских;

б) мещанских;

в) дворянской верхушки;

г) французских салонов.
131. Каких сторон языка коснулись преобразования Н.М. Карамзина? Назовите две стороны:

а) орфоэпии;

б) графики;

в) лексики;

г) синтаксиса.
132. Какую функцию выполняют славянизмы в исторических сочинениях («История государства Российского»), повестях?

а) сатиры;

б) юмора;

в) колорита эпохи;

г) не используются.
133. Что нового характерно для басенного языка И.А. Крылова, видите вы в лексике его басни «Крестьянин и Овца»?

«Крестьянин позвал в суд Овцу; Он уголовное взвел на бедняжку дело; Судья – Лиса: оно в минуту закипело. Запрос ответчику, запрос истцу…»?

а) разговорный язык;

б) юридическая терминология;

в) перенос ударений в словах;

г) инверсия.
134. К чьей речевой практике ближе язык А.С. Грибоедова? К:

а) Н.М. Карамзина;

б) И.А. Крылова;

в) А.Н. Радищева;

г) М.В. Ломоносова.
135. Кому принадлежат слова о языке «Горя от ума»: «О стихах не говорю: половина войдет в пословицы»?

а) В.Г. Белинскому;

б) Н.В. Гоголю;

в) А.С. Пушкину;

г) В.И. Ленину.
136. Какая главная речевая задача стояла перед А.С. Грибоедовым в его работе над комедией?

а) развитие стиха церковнославянского языка;

б) синтезировать книжные и разговорно-просторечные элементы литературного языка;

в) устранять «неправильности» русской разговорной речи»;

г) совершенствовать книжный стиль литературного языка.
137. Для чего используется в пьесе А.С. Грибоедова в репликах всех персонажей частица – с («словоерс»)? [Молчали:] Два-с: Умеренность и аккуратность; [Фамусов:] Сергей Сергеич, к нам сюда-с». Используется для:

а) выражения гнева;

б) передачи почтительности, подобострастия;

в) показа равнодушия;

г) выражения беззащитности.
138. Чьи слова: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте»?

а) Крылова И.А.;

б) Гоголя Н.В.;

в) Толстого Л.Н.;

г) Белинского В.Г.
139. С какой целью используются церковнославянизмы А.С. Пушкиным в поэзии его лицейского периода?

а) по традиции, инерции;

б) в версификационных целях;

в) без каких-либо причин;

г) в подражание Н.М. Карамзину.
140. Наиболее обширна концентрация книжных лексических средств в стихотворении Ленского «Блеснет заутра луч денницы…». Почему?

а) Ленский – поэт;

б) Ленский – поэт – романтик;

в) рассказчик относился к Ленскому иронично;

г) автор ироничен по отношению к стилю Ленского.
141. В чем общность подхода к отбору разговорно-просторечных слов и выражений у Пушкина с Крыловым и Грибоедовым?

а) использовал жаргон дворянских салонов;

б) включал в литературные тексты только общепонятные слова, отбирая их в городском просторечии и крестьянской бытовой речи;

в) использовал грубое просторечие, диалектизмы и жаргонизмы.
142. В чем принципиальная разница подходов Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина к использованию простонародных элементов в книжной речи?

а) в органическом слиянии простонародного и книжного языка в единой литературной речи у Пушкина;

б) во включении в книжную художественную речь просторечия как средства стилизации;

в) в использовании простонародного, просторечного материала как стилевой приметы общепонятности изложения;

г) в использовании этого материала как средства борьбы с подражанием иноземному.
143. Какими достоинствами, с позиции А.С. Пушкина, должна характеризоваться проза? Вставьте пропущенное слово в высказывание поэта: «Точность и … - вот первые достоинства прозы».
144. В рамки какого литературного направления вписывалась пушкинская литературно-языковая деятельность?

а) классицизма;

б) сентиментализма;

в) романтизма;

г) критического реализма.
145. Какой функциональный стиль языка имел в виду А.С. Пушкин когда писал, что «метафизического языка у нас вовсе не существует»?

а) язык художественной литературы;

б) публицистический стиль;

в) научный стиль;

г) официально-деловой стиль.
146. Кому принадлежат слова: «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то подарок»?

а) Ломоносову;

б) Гоголю;

в) Пушкину;

г) Державину.

КЛЮЧ

1. 45. а 89. г

2. в 46. б 90. б

3. в 47. б 91. в

4. не строго 48. а 92. а

5. худож.литературы 49. б 93. в

6. вариативность 50. г 94. в

7. в 51. в 95. в

8. национальный период 52. б 96. б

9. великорусской 53. а 97. г

10. г 54. а 98. а

11. современный язык 55. б 99. а

12. д 56. г 100. б

13. в 57. в 101. в

14. г 58. коросота 102. г

15. извода 59. д 103. культуры

16. б 60. г 104. б

17. русский 61. а 105. в

18. в 62. в 106. б

19. б 63. в 107. в

20. сосуществование 64. б 108. б

21. мастерами 65. б 109. в

22. иноземное 66. в 110. г

23. справочниках 67. в 111. б

24. г 68. в 112. в

25. б 69. в 113. дурак

26. а 70. в 114. б

27. книжная 71. б 115. в

28. национальный 72. в 116. а

29. б 73. в 117. в

30. в 74. в 118. в

31. языка 75. а 119. а

32. г 76. б 120. а

33. в 77. б 121. б

34. г 78. а 122. в

35. церковной 79. б 123. г

36. книжно-славянского 80. б 124. как пишут

37. б 81. цоканьем 125. б

38. б 82. б 126. а

39. в 83. в 127. в

40. в 84. б 128. в

41. б 85. б 129. б

42. г 86. б 130. в

43. г 87. в 131. в, г

44. г 88. в 132. в
133. б

134. б

135. в

136. б

137. б

138. б

139. б

140. б

141. б

142. а

143. краткость

144. г

145. в

146. б

страница 1


скачать

Другие похожие работы: