Протокол № от 20 г. Принята на педагогическом совете Протокол № от
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» г. Зуевка Кировской области
| Утверждаю: директор_______________ В.Ю.Целоусова «____»________20___г. |
Обсуждена и согласована
на методическом объединении
Протокол №_______ от
«_____» _____________20____г. Принята на
педагогическом совете
Протокол №______ от
«_____» __________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
8 КЛАСС
на 2012 – 2013 уч. год
Автор-составитель
учитель географии
Терюхова С.Г.
Зуевка 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 2004 года, программы общеобразовательных учреждений по география 6-11 классы. М. «Просвещение» 2009 год. Авторы: А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина
Уровень изучения учебного материала- базовый.
Курс «География. Россия» (8-9 классы) (140 часов) является продолжением комплексного курса «География Земли» (6-7 классы) и занимает центральное место. Этот курс знакомит учащихся с особенностями природы, населения, хозяйства России в целом, а также отдельных ее регионов и своей малой родины.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу и информационное сопровождение.
Особенностью содержания курса является ориентация на личность учащегося и рассмотрение современных направлений географической науки.
УМК и рабочая программа направлены на переход в обучении на стандарты второго поколения, поэтому в содержании предполагается реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Содержание курса направлено на становление человека как гражданина, патриота, рачительного хозяина своей страны и малой родины. В связи с этим в программу введены следующие темы: «Наше наследие» (4 часа), «Природно-хозяйственные зоны России» (6 часов).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 8 классе 70 часов. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. Резервное время при этом составляет 2 часа и предусматривает возможность обобщения и систематизации знаний учащихся.
Учебник:
География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2008г.
УМК:.
Используемый УМК:
1.Географический атлас. 8 класс. – М.:Дрофа,2008.
2. В.В.Николина Тетрадь- тренажер (пособие для учащихся) М. «Просвещение» 2008г.
3. В.В.Николина Поурочные разработки, М. «Просвещение» 2009 г.
4.Конструктор текущего контроля. Е.Е.Гусева М. Просвещение 2008г.
Изучение географии в 8 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом раз-
нообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные
геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, само-
стоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
• применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям про-
живания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности
Учебный материал по географии родного края органично включен в содержание курса «География России» 8-9 класса.
Данная программа является новой линией образовательных программ курса «География России» 8-9 класса, соответствует новому УМК и ориентирует на стандарт второго поколения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
• основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством страны и отдельных регионов;
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природны-
ми и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
• проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае при-
родных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание рабочей программы:
Тема 1. Особенности географического положения России (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное про-странство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса. | Географическое положение России Россия на картах мира и часовых поясов, как ориентироваться по карте России, как формировалась территория страны; вклад исследователей и путешественников в освоение территории России | Анализировать карты административно-территориального и политико-административного деления страны, определять время часового пояса |
Тема 2. Население России (10 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения.. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. | О воспроизводстве, численности, миграциях, рынке труда и занятости населения, многообразии народов и их размещении по территории страны, расселении населения, проблемах урбанизации, городских и сельских поселениях; | Выявлять территориальные аспекты межнациональных отношений. Анализировать карты населения России. Определять основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. |
Тема 3. Природа России (17 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. | геологическую историю, рельеф, климат, водные ресурсы, почвы природные зоны России, а также проблемы, обусловленные взаимодействием природы и хозяйства и пути их решения | Выявлять: зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализировать физическую карту и карты компонентов природы |
Тема 4. Хозяйство России (16 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. | Особенности хозяйства России, его структуру, цикличность развития экономики, характеристику отраслей хозяйства, их проблемы и возможные пути преодоления кризиса в некоторых отраслях, дальнейшее развитие экономики России в целом и отдельных ее отраслей в частности; | Анализировать экономические карты России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировать отрасли по различным показателям. |
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны России (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения | Основные природно-хозяйственные зоны России, особенности их хозяйственного освоения и проблемы, вызванные антропогенным воздействием человека; занятия людей в разных зонах, зональную специализацию сельского хозяйства | Определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценивать экологическую ситуацию в разных зонах России. |
Тема 6. Наше наследие (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
| Территориальную организацию общества, взаимосвязи в природных и социально-экономических территориальных комплексах, объекты Всемирного природного и культурного наследия, состояние окружающей среды в России. | Разрабатывать проекты «Сохранение природного и культурного наследия России- наш нравственный долг» |
Тема 7. География Кировской области (11часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства | Географическое положение территории, основные этапы ее освоения, заселения, культуру народов, отрасли хозяйства | Оценивать природные ресурсы и их использование. Наблюдать за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описывать. |
Оценочные практические работы:
1.Обозначение на контурной карте государственной границы России и определение географического положения.
2.Определение разницы во времени по карте часовых поясов
3.Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления стран
4.Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территории. Миграционные потоки.
5.Определение зависимости между тектоническим строением, рельефом размещением
основных групп полезных ископаемых. Анализ физической карты и компонентов природы.
6.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних
температур января и июля, годового количества осадков по территории России. Анализ
физической карты и компонентов природы.
7.Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям.
8.Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. Описание одного из
российских морей по плану.
9.Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.
Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.
10.Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной
металлургии
11.Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)
12.Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.
13.Описание зависимости жизни и быта людей от природных условий зоны( по выбору)
14.Построение графика численности населения своего района (области). Выявление на
основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.
15.Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и
явлениями своей местности, их описание ( на примере климата)
16.Оценка природных ресурсов Кировской области и их использование.
Дополнительная литература:
1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.
2. Занимательные материалы. География. 8 класс. С.С.Шейкина. – Волгоград: ИТД «Корифей», - 2008
3. География. 6-9 классы: тесты, викторины. Т.К.Торопова. – Волгоград: Учитель, 2009 г
4. Сборник заданий и упражнений по географии: 8 класс. И.И.Баринова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007
5. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах ( викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед). Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005
6. Мультимедиа издание «География» (6-9 классы).- республиканский мультимедиа центр, 2003 год
7. Интернет – ресурсы.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: