NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 20 г. Принята на педагогическом совете Протокол № от


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» г. Зуевка Кировской области






Утверждаю:

директор_______________

В.Ю.Целоусова

«____»________20___г.


Обсуждена и согласована

на методическом объединении

Протокол №_______ от

«_____» _____________20____г. Принята на

педагогическом совете

Протокол №______ от

«_____» __________20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
8 КЛАСС

на 2012 – 2013 уч. год

Автор-составитель

учитель географии

Терюхова С.Г.


Зуевка 2012


Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 2004 года, программы общеобразовательных учреждений по география 6-11 классы. М. «Просвещение» 2009 год. Авторы: А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина

Уровень изучения учебного материала- базовый.

Курс «География. Россия» (8-9 классы) (140 часов) является продолжением комплексного курса «География Земли» (6-7 классы) и занимает центральное место. Этот курс знакомит учащихся с особенностями природы, населения, хозяйства России в целом, а также отдельных ее регионов и своей малой родины.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу и информационное сопровождение.

Особенностью содержания курса является ориентация на личность учащегося и рассмотрение современных направлений географической науки.

УМК и рабочая программа направлены на переход в обучении на стандарты второго поколения, поэтому в содержании предполагается реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Содержание курса направлено на становление человека как гражданина, патриота, рачительного хозяина своей страны и малой родины. В связи с этим в программу введены следующие темы: «Наше наследие» (4 часа), «Природно-хозяйственные зоны России» (6 часов).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 8 классе 70 часов. Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. Резервное время при этом составляет 2 часа и предусматривает возможность обобщения и систематизации знаний учащихся.

Учебник:

География. Россия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2008г.

УМК:.

Используемый УМК:

1.Географический атлас. 8 класс. – М.:Дрофа,2008.

2. В.В.Николина Тетрадь- тренажер (пособие для учащихся) М. «Просвещение» 2008г.

3. В.В.Николина Поурочные разработки, М. «Просвещение» 2009 г.

4.Конструктор текущего контроля. Е.Е.Гусева М. Просвещение 2008г.
Изучение географии в 8 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом раз-

нообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные

геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, само-

стоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям про-

живания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы

жизнедеятельности

Учебный материал по географии родного края органично включен в содержание курса «География России» 8-9 класса.

Данная программа является новой линией образовательных программ курса «География России» 8-9 класса, соответствует новому УМК и ориентирует на стандарт второго поколения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

• основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством страны и отдельных регионов;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,

природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природны-

ми и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;

географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

• проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае при-

родных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание рабочей программы:
Тема 1. Особенности географического положения России (4 часа)


Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное про-странство, недра, континентальный шельф и экономическая зона

Российской Федерации. История освоения и изучения территории

России. Часовые пояса.


Географическое положение России

Россия на картах мира и часовых поясов, как ориентироваться по карте России, как формировалась территория страны; вклад исследователей и путешественников в освоение территории России

Анализировать карты административно-территориального и политико-административного деления страны, определять время часового пояса



Тема 2. Население России (10 часов)



Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения.. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.


О воспроизводстве, численности, миграциях, рынке труда и занятости населения, многообразии народов и их размещении по территории страны, расселении населения, проблемах урбанизации, городских и сельских поселениях;

Выявлять территориальные аспекты межнациональных отношений. Анализировать карты населения России. Определять основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий.



Тема 3. Природа России (17 часов)



Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Природные условия и ресурсы. Природный

и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России.

Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв.

Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России.

Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.


геологическую историю, рельеф, климат, водные ресурсы, почвы природные зоны России, а также проблемы, обусловленные взаимодействием природы и хозяйства и пути их решения

Выявлять: зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способы адаптации человека к разнообразным климатическим

условиям. Анализировать физическую карту и карты компонентов природы


Тема 4. Хозяйство России (16 часов)



Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и

важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.


Особенности хозяйства России, его структуру, цикличность развития экономики, характеристику отраслей хозяйства, их проблемы и возможные пути преодоления кризиса в некоторых отраслях, дальнейшее развитие экономики России в целом и отдельных ее отраслей в частности;


Анализировать экономические карты России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировать отрасли по различным показателям.



Тема 5. Природно-хозяйственные зоны России (6 часов)



Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения

Основные природно-хозяйственные зоны России, особенности их хозяйственного освоения и проблемы, вызванные антропогенным воздействием человека; занятия людей в разных зонах, зональную специализацию сельского хозяйства


Определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценивать экологическую ситуацию в разных зонах России.



Тема 6. Наше наследие (4 часа)



Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь




Территориальную организацию общества, взаимосвязи в природных и социально-экономических территориальных комплексах, объекты Всемирного природного и культурного наследия, состояние окружающей среды в России.


Разрабатывать проекты «Сохранение природного и культурного наследия России- наш нравственный долг»



Тема 7. География Кировской области (11часов)



Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства

Географическое положение территории, основные этапы ее освоения, заселения, культуру народов, отрасли хозяйства

Оценивать природные ресурсы и их использование. Наблюдать за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описывать.




Оценочные практические работы:

1.Обозначение на контурной карте государственной границы России и определение географического положения.

2.Определение разницы во времени по карте часовых поясов

3.Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления стран

4.Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территории. Миграционные потоки.
5.Определение зависимости между тектоническим строением, рельефом размещением

основных групп полезных ископаемых. Анализ физической карты и компонентов природы.

6.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних

температур января и июля, годового количества осадков по территории России. Анализ

физической карты и компонентов природы.

7.Выявление способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям.

8.Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. Описание одного из

российских морей по плану.

9.Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

10.Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной

металлургии
11.Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)

12.Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.

13.Описание зависимости жизни и быта людей от природных условий зоны( по выбору)

14.Построение графика численности населения своего района (области). Выявление на

основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

15.Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и

явлениями своей местности, их описание ( на примере климата)

16.Оценка природных ресурсов Кировской области и их использование.

Дополнительная литература:

1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.

2. Занимательные материалы. География. 8 класс. С.С.Шейкина. – Волгоград: ИТД «Корифей», - 2008

3. География. 6-9 классы: тесты, викторины. Т.К.Торопова. – Волгоград: Учитель, 2009 г

4. Сборник заданий и упражнений по географии: 8 класс. И.И.Баринова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007

5. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах ( викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед). Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005

6. Мультимедиа издание «География» (6-9 классы).- республиканский мультимедиа центр, 2003 год

7. Интернет – ресурсы.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: