NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № от 2011 года Рабочая программа по музыке для 5-8 классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа № 20 с. Лувеньга

Рассмотрена на заседании «Утверждаю»

Педагогического совета Директор ________Г.А. Зуева

МОУ СОШ № 20 с. Лувеньга Приказ № ___________

Протокол № ____________ от «__» ________ 2011 года

Рабочая программа

по музыке для 5-8 классов

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования на базовом уровне.

Разработчик: Филимонова Т.А.

2011 год

Программа по музыке для общеобразовательных учреждений.

5-8 классы

Авторы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Пояснительная записка

Программа «Музыка» для 5-8 классов предназначена для ООУ различного типа. Она разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.

При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

  • Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт»);

  • Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

  • Всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);

  • Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

  • Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретённых знаний;

  • Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

Системный подход выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы – её тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности.

Четыре подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:

5 класс – «Музыка и другие виды искусства»;

6 класс – «В чём сила музыки»;

7 класс – «Содержание и форма в музыке»;

8 класс – «Традиция и современность в музыке».

За время обучения в 5-8 классах учащиеся изучают:

  • Наиболее значительные музыкальные жанры и формы (жанры песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета; музыкально-изобразительные жанры; формы музыкального периода, двухчастную, трёхчастную, рондо, вариации, сонатную);

  • Средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика).


5 класс

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

п/п

Тема урока

Количество часов




1 четверть

9

1

Музыка рассказывает обо всём

1




Древний союз (3)




2

Истоки

1

3

Искусство открывает мир

1

4

Искусства различны, тема едина

1




Слово и музыка (3)




5

Два великих начала искусства

1

6

«Стань музыкою, слово!»

1

7

Музыка дружит не только с поэзией

1




Песня (3)




8

Песня – верный спутник человека

1

9

Заключительный урок

1




2 четверть

7

10

Мир русской песни

1

11

Песни народов мира

1




Романс (2)




12

Романса трепетные звуки

1

13

Мир человеческих чувств

1




Хоровая музыка (2)




14

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

1

15

Что может изображать хоровая музыка

1

16

Заключительный урок

1




Третья четверть

11




Опера (2)




17

Самый значительный жанр вокальной музыки

1

18

Из чего состоит опера

1




Балет (2)




19

Единство музыки и танца

1

20

«Русские сезоны» в Париже

1




Музыка звучит в литературе (2)




21

Музыкальность слова

1

22

Музыкальные сюжеты в литературе

1




Музыка и изобразительное искусство

Образы живописи в музыке (2)




23

Живописность искусства

1

24

«Музыка – сестра живописи»

1




Музыкальный портрет

1

25

Может ли музыка выразить характер человека?

1




Пейзаж в музыке (2)




26

Образы природы в творчестве музыкантов

1

27

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

1

4 четверть (7)

«Музыкальная живопись» сказок и былин (3)




28

Волшебная красочность музыкальных сказок

1

29

Сказочные герои в музыке

1

30

Тема богатырей в музыке

1




Музыка в произведениях изобразительного искусства (2)




31-32

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»

2

33

Подводим итоги

1

34

Заключительный урок

1

35

Заключительный урок

1




Итого:

35

Основное содержание

Название раздела

Перечень дидактических единиц

Количество часов всего и конкретно по темам

1 четверть




9




Музыка рассказывает обо всём

1




Древний союз

3




Слово и музыка

3




Песня

1




Заключительный урок

1

2 четверть




7




Песня

2




Романс

2




Хоровая музыка

2




Заключительный урок

1

3 четверть




11




Опера

2




Балет

2




Музыка звучит в литературе

2




Образы живописи в музыке

2




Музыкальный портрет

1




Пейзаж в музыке

2

4 четверть




7




«Музыкальная живопись» сказок и былин

3




Музыка в произведениях изобразительного искусства

2




Подводим итоги

2

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса

Требования заключаются:

  • В умении находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и ИЗО на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

  • В умении определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

  • В знании новых имён композиторов – К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

  • В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пением в а capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).

6 класс

Тема года: «В чём сила музыки»

п/п

Тема урока

Количество часов




Первая четверть

9

1

«Музыка души»

1




«Тысяча миров» музыки (7)




2

Наш вечный спутник

1

3

Искусство и фантазия

1

4

Искусство – память человечества

1

5

Какой бывает музыка

1

6

Волшебная сила музыки

1

7-8

Музыка объединяет людей

2

9

Заключительный урок

1




Вторая четверть

7

10

Единство музыкального произведения

1




Ритм (6)




11

«Вначале был ритм»

1

12-13

О чём рассказывает музыкальный ритм

2

14

Диалог метра и ритма

1

15-16

От адажио к престо

2




Третья четверть

11




Мелодия (3)




17

«Мелодия – душа музыки»

1

18

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

1

19

Мелодия «угадывает» нас самих

1




Гармония (4)




20

Что такое гармония в музыке

1

21

Два начала гармонии

1

22

Эмоциональный мир музыкальной гармонии

1

23

Красочность музыкальной гармонии

1




Полифония (2)




24

Мир образов полифонической музыки

1

25

Философия фуги

1




Фактура (2)




26

Какой бывает музыкальная фактура

1

27

Пространство фактуры

1




Четвёртая четверть

7




Тембры 2




28

Тембры – музыкальные краски

1

29

Соло и тутти

1




Динамика (2)




30

Громкость и тишина в музыке

1

31

Тонкая палитра оттенков

1




Чудесная тайна музыки (2)




32-33

По законам красоты

2

34

В чём сила музыки (заключение)

1

35

Заключительный урок

1




Итого:

35

Основное содержание

Название раздела

Перечень дидактических единиц

Количество часов всего и конкретно по темам

1 четверть




9




«Музыка души»

1




«Тысяча миров» музыки

7




Заключительный урок

1

2 четверть

Единство музыкального произведения

1




Ритм

6

3 четверть




11




Мелодия

3




Гармония

4




Полифония

2




Фактура

2

4 четверть




7




Тембры

2




Динамика

2




Чудесная тайна музыки

2




По законам красоты

2




В чём сила музыки (заключение)

1

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса

Требования заключаются:

  • В умении определять в прослушанном произведении его главные выразительные средства;

  • В умении отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

  • В умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых в процессе обучения в 6 классе;

  • В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинантный ритм).

7 КЛАСС

Тема года: «Содержание и форма в музыке»

п/п

Тема урока

Количество часов




Первая четверть

9

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

1




Содержание в музыке




2

Музыку трудно объяснить словами

1

3-4

Что такое музыкальное содержание

2




Каким бывает музыкальное содержание (4)




5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

1

6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

1

7

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехерезада»

1

8

Когда музыка не нуждается в словах

1

9

Заключительный урок

1




Вторая четверть

7




Музыкальный образ (3)




10

Лирические образы в музыке

1

11

Драматические образы в музыке

1

12

Эпические образы в музыке

1




О чём рассказывает музыкальный жанр (4)




13

«Память жанра»

1

14-16

Такие разные песни, танцы, марши

3




Третья четверть

11




Форма в музыке

Что такое музыкальная форма (3)




17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

1

18

«Художественная форма – это ставшее зримым содержание»

1

19

От целого к деталям

1




Музыкальная композиция (7)




20

Какой бывает музыкальная композиция

1

21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

1

22

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

1

23

Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки

1

24-25

Многомерность образа в форме рондо

2

26

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации)

1

27

Заключительный урок

1




Четвёртая четверть

7

28

Музыка в развитии

1

29

Музыкальный порыв

1

30

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

1

31-32

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

2

33

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

1

34

Заключительный урок

1

35

Заключительный урок

1




Итого:

35

Основное содержание

Название раздела

Перечень дидактических единиц

Количество часов всего и конкретно по темам

1 четверть




9




«Магическая единственность» музыкального произведения

1




Содержание в музыке

3




Каким бывает музыкальное содержание

4




Заключительный урок

1

2 четверть




7




Музыкальный образ

3




О чём рассказывает музыкальный жанр

4

3 четверть




11




Форма в музыке

Что такое музыкальная форма

3




Музыкальная композиция

7




Заключительный урок

1

4 четверть




7




Музыкальная драматургия

6




Заключительный урок

1

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса

Требования заключаются:

  • В понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

  • В умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

  • В умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

  • В умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства;

  • В осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

  • В понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастность, трёхчастность, рондо, вариации);

  • В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса).


8 класс

Тема года: «Традиция и современность в музыке»

п/п

Тема урока

Количество часов




Первая четверть

9

1

Музыка «старая» и «новая»

1

2

Настоящая музыка не бывает «старой»

1




О традиции в музыке




3

Живая сила традиции

1




Сказочно-мифологические темы (5)




4

Искусство начинается с мифа

1

5

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка»

1

6

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского

1

7

Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»

1

8

«Благословляю вас, леса…»

1

9

Заключительный урок

1




Вторая четверть

7




Мир человеческих чувств (10)




10

Образы радости в музыке

1

11-12

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

2

13

«Слёзы людские, о слёзы людские…»

1

14

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

1

15

Тема любви в музыке. П.И. Чайковский. «Евгений Онегин»

1

16

«В крови горит огонь желанья…»

1




Третья четверть

11

17

Трагедия любви в музыке

1

18

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

1

19

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

1




В поисках истины и красоты (5)




20

Мир духовной музыки

1

21

Колокольный звон на Руси

1

22

Рождественская звезда

1

23

От Рождества до Крещения

1

24

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня

1




О современности в музыке (8)




25

Как мы понимаем современность

1

26

Вечные сюжеты

1

27

Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана

1




Четвёртая четверть

7

28-29

Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)

2

30

Лирические страницы советской музыки

1

31

Диалог времён в музыке А. Шнитке

1

32

«Любовь никогда не перестанет»

1

33

Музыка всегда остаётся

1

34

Заключительный урок

1

35

Заключительный урок

1




Итого:

35

Основное содержание

Название раздела

Перечень дидактических единиц

Количество часов всего и конкретно по темам

1 четверть




9




Музыка «старая» и «новая»

3




Сказочно-мифологические темы

5




Заключительный урок

1

2 четверть




7




Мир человеческих чувств

7

3 четверть




11




Мир человеческих чувств

3




В поисках истины и красоты

5




О современности в музыке

3

4 четверть




7




О современности в музыке

5




Итоговое повторение

2

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 8 класса

Требования заключаются:

  • В умении аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учётом знаний, полученных в 5, 6, 7 классах);

  • В умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • В преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;

  • В осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

  • В понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

  • В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).

страница 1


скачать

Другие похожие работы: