Протокол № от 2011 года Рабочая программа по музыке для 5-8 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 20 с. Лувеньга
Рассмотрена на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета Директор ________Г.А. Зуева
МОУ СОШ № 20 с. Лувеньга Приказ № ___________
Протокол № ____________ от «__» ________ 2011 года
Рабочая программа
по музыке для 5-8 классов
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования на базовом уровне.
Разработчик: Филимонова Т.А.
2011 год
Программа по музыке для общеобразовательных учреждений.
5-8 классы
Авторы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Пояснительная записка
Программа «Музыка» для 5-8 классов предназначена для ООУ различного типа. Она разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт»);
Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
Всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретённых знаний;
Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Системный подход выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы – её тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности.
Четыре подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:
5 класс – «Музыка и другие виды искусства»;
6 класс – «В чём сила музыки»;
7 класс – «Содержание и форма в музыке»;
8 класс – «Традиция и современность в музыке».
За время обучения в 5-8 классах учащиеся изучают:
Наиболее значительные музыкальные жанры и формы (жанры песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета; музыкально-изобразительные жанры; формы музыкального периода, двухчастную, трёхчастную, рондо, вариации, сонатную);
Средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика).
5 класс
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| 1 четверть | 9 |
1 | Музыка рассказывает обо всём | 1 |
| Древний союз (3) | |
2 | Истоки | 1 |
3 | Искусство открывает мир | 1 |
4 | Искусства различны, тема едина | 1 |
| Слово и музыка (3) | |
5 | Два великих начала искусства | 1 |
6 | «Стань музыкою, слово!» | 1 |
7 | Музыка дружит не только с поэзией | 1 |
| Песня (3) | |
8 | Песня – верный спутник человека | 1 |
9 | Заключительный урок | 1 |
| 2 четверть | 7 |
10 | Мир русской песни | 1 |
11 | Песни народов мира | 1 |
| Романс (2) | |
12 | Романса трепетные звуки | 1 |
13 | Мир человеческих чувств | 1 |
| Хоровая музыка (2) | |
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | 1 |
15 | Что может изображать хоровая музыка | 1 |
16 | Заключительный урок | 1 |
| Третья четверть | 11 |
| Опера (2) | |
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки | 1 |
18 | Из чего состоит опера | 1 |
| Балет (2) | |
19 | Единство музыки и танца | 1 |
20 | «Русские сезоны» в Париже | 1 |
| Музыка звучит в литературе (2) | |
21 | Музыкальность слова | 1 |
22 | Музыкальные сюжеты в литературе | 1 |
| Музыка и изобразительное искусство Образы живописи в музыке (2) | |
23 | Живописность искусства | 1 |
24 | «Музыка – сестра живописи» | 1 |
| Музыкальный портрет | 1 |
25 | Может ли музыка выразить характер человека? | 1 |
| Пейзаж в музыке (2) | |
26 | Образы природы в творчестве музыкантов | 1 |
27 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов | 1 |
4 четверть (7) | «Музыкальная живопись» сказок и былин (3) | |
28 | Волшебная красочность музыкальных сказок | 1 |
29 | Сказочные герои в музыке | 1 |
30 | Тема богатырей в музыке | 1 |
| Музыка в произведениях изобразительного искусства (2) | |
31-32 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» | 2 |
33 | Подводим итоги | 1 |
34 | Заключительный урок | 1 |
35 | Заключительный урок | 1 |
| Итого: | 35 |
Основное содержание
Название раздела | Перечень дидактических единиц | Количество часов всего и конкретно по темам |
1 четверть | | 9 |
| Музыка рассказывает обо всём | 1 |
| Древний союз | 3 |
| Слово и музыка | 3 |
| Песня | 1 |
| Заключительный урок | 1 |
2 четверть | | 7 |
| Песня | 2 |
| Романс | 2 |
| Хоровая музыка | 2 |
| Заключительный урок | 1 |
3 четверть | | 11 |
| Опера | 2 |
| Балет | 2 |
| Музыка звучит в литературе | 2 |
| Образы живописи в музыке | 2 |
| Музыкальный портрет | 1 |
| Пейзаж в музыке | 2 |
4 четверть | | 7 |
| «Музыкальная живопись» сказок и былин | 3 |
| Музыка в произведениях изобразительного искусства | 2 |
| Подводим итоги | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса
Требования заключаются:
В умении находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и ИЗО на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
В умении определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
В знании новых имён композиторов – К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пением в а capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
6 класс
Тема года: «В чём сила музыки»
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Первая четверть | 9 |
1 | «Музыка души» | 1 |
| «Тысяча миров» музыки (7) | |
2 | Наш вечный спутник | 1 |
3 | Искусство и фантазия | 1 |
4 | Искусство – память человечества | 1 |
5 | Какой бывает музыка | 1 |
6 | Волшебная сила музыки | 1 |
7-8 | Музыка объединяет людей | 2 |
9 | Заключительный урок | 1 |
| Вторая четверть | 7 |
10 | Единство музыкального произведения | 1 |
| Ритм (6) | |
11 | «Вначале был ритм» | 1 |
12-13 | О чём рассказывает музыкальный ритм | 2 |
14 | Диалог метра и ритма | 1 |
15-16 | От адажио к престо | 2 |
| Третья четверть | 11 |
| Мелодия (3) | |
17 | «Мелодия – душа музыки» | 1 |
18 | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | 1 |
19 | Мелодия «угадывает» нас самих | 1 |
| Гармония (4) | |
20 | Что такое гармония в музыке | 1 |
21 | Два начала гармонии | 1 |
22 | Эмоциональный мир музыкальной гармонии | 1 |
23 | Красочность музыкальной гармонии | 1 |
| Полифония (2) | |
24 | Мир образов полифонической музыки | 1 |
25 | Философия фуги | 1 |
| Фактура (2) | |
26 | Какой бывает музыкальная фактура | 1 |
27 | Пространство фактуры | 1 |
| Четвёртая четверть | 7 |
| Тембры 2 | |
28 | Тембры – музыкальные краски | 1 |
29 | Соло и тутти | 1 |
| Динамика (2) | |
30 | Громкость и тишина в музыке | 1 |
31 | Тонкая палитра оттенков | 1 |
| Чудесная тайна музыки (2) | |
32-33 | По законам красоты | 2 |
34 | В чём сила музыки (заключение) | 1 |
35 | Заключительный урок | 1 |
| Итого: | 35 |
Основное содержание
Название раздела | Перечень дидактических единиц | Количество часов всего и конкретно по темам |
1 четверть | | 9 |
| «Музыка души» | 1 |
| «Тысяча миров» музыки | 7 |
| Заключительный урок | 1 |
2 четверть | Единство музыкального произведения | 1 |
| Ритм | 6 |
3 четверть | | 11 |
| Мелодия | 3 |
| Гармония | 4 |
| Полифония | 2 |
| Фактура | 2 |
4 четверть | | 7 |
| Тембры | 2 |
| Динамика | 2 |
| Чудесная тайна музыки | 2 |
| По законам красоты | 2 |
| В чём сила музыки (заключение) | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса
Требования заключаются:
В умении определять в прослушанном произведении его главные выразительные средства;
В умении отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
В умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых в процессе обучения в 6 классе;
В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинантный ритм).
7 КЛАСС
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Первая четверть | 9 |
1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | 1 |
| Содержание в музыке | |
2 | Музыку трудно объяснить словами | 1 |
3-4 | Что такое музыкальное содержание | 2 |
| Каким бывает музыкальное содержание (4) | |
5 | Музыка, которую необходимо объяснить словами | 1 |
6 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | 1 |
7 | «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехерезада» | 1 |
8 | Когда музыка не нуждается в словах | 1 |
9 | Заключительный урок | 1 |
| Вторая четверть | 7 |
| Музыкальный образ (3) | |
10 | Лирические образы в музыке | 1 |
11 | Драматические образы в музыке | 1 |
12 | Эпические образы в музыке | 1 |
| О чём рассказывает музыкальный жанр (4) | |
13 | «Память жанра» | 1 |
14-16 | Такие разные песни, танцы, марши | 3 |
| Третья четверть | 11 |
| Форма в музыке Что такое музыкальная форма (3) | |
17 | «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы | 1 |
18 | «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» | 1 |
19 | От целого к деталям | 1 |
| Музыкальная композиция (7) | |
20 | Какой бывает музыкальная композиция | 1 |
21 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) | 1 |
22 | Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) | 1 |
23 | Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки | 1 |
24-25 | Многомерность образа в форме рондо | 2 |
26 | Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации) | 1 |
27 | Заключительный урок | 1 |
| Четвёртая четверть | 7 |
28 | Музыка в развитии | 1 |
29 | Музыкальный порыв | 1 |
30 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | 1 |
31-32 | Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» | 2 |
33 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | 1 |
34 | Заключительный урок | 1 |
35 | Заключительный урок | 1 |
| Итого: | 35 |
Основное содержание
Название раздела | Перечень дидактических единиц | Количество часов всего и конкретно по темам |
1 четверть | | 9 |
| «Магическая единственность» музыкального произведения | 1 |
| Содержание в музыке | 3 |
| Каким бывает музыкальное содержание | 4 |
| Заключительный урок | 1 |
2 четверть | | 7 |
| Музыкальный образ | 3 |
| О чём рассказывает музыкальный жанр | 4 |
3 четверть | | 11 |
| Форма в музыке Что такое музыкальная форма | 3 |
| Музыкальная композиция | 7 |
| Заключительный урок | 1 |
4 четверть | | 7 |
| Музыкальная драматургия | 6 |
| Заключительный урок | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса
Требования заключаются:
В понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
В умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
В умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
В умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства;
В осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
В понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастность, трёхчастность, рондо, вариации);
В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать её различные голоса).
8 класс
Тема года: «Традиция и современность в музыке»
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Первая четверть | 9 |
1 | Музыка «старая» и «новая» | 1 |
2 | Настоящая музыка не бывает «старой» | 1 |
| О традиции в музыке | |
3 | Живая сила традиции | 1 |
| Сказочно-мифологические темы (5) | |
4 | Искусство начинается с мифа | 1 |
5 | Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка» | 1 |
6 | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского | 1 |
7 | Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна» | 1 |
8 | «Благословляю вас, леса…» | 1 |
9 | Заключительный урок | 1 |
| Вторая четверть | 7 |
| Мир человеческих чувств (10) | |
10 | Образы радости в музыке | 1 |
11-12 | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | 2 |
13 | «Слёзы людские, о слёзы людские…» | 1 |
14 | Бессмертные звуки «Лунной» сонаты | 1 |
15 | Тема любви в музыке. П.И. Чайковский. «Евгений Онегин» | 1 |
16 | «В крови горит огонь желанья…» | 1 |
| Третья четверть | 11 |
17 | Трагедия любви в музыке | 1 |
18 | Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» | 1 |
19 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве | 1 |
| В поисках истины и красоты (5) | |
20 | Мир духовной музыки | 1 |
21 | Колокольный звон на Руси | 1 |
22 | Рождественская звезда | 1 |
23 | От Рождества до Крещения | 1 |
24 | «Светлый праздник». Православная музыка сегодня | 1 |
| О современности в музыке (8) | |
25 | Как мы понимаем современность | 1 |
26 | Вечные сюжеты | 1 |
27 | Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана | 1 |
| Четвёртая четверть | 7 |
28-29 | Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка) | 2 |
30 | Лирические страницы советской музыки | 1 |
31 | Диалог времён в музыке А. Шнитке | 1 |
32 | «Любовь никогда не перестанет» | 1 |
33 | Музыка всегда остаётся | 1 |
34 | Заключительный урок | 1 |
35 | Заключительный урок | 1 |
| Итого: | 35 |
Основное содержание
Название раздела | Перечень дидактических единиц | Количество часов всего и конкретно по темам |
1 четверть | | 9 |
| Музыка «старая» и «новая» | 3 |
| Сказочно-мифологические темы | 5 |
| Заключительный урок | 1 |
2 четверть | | 7 |
| Мир человеческих чувств | 7 |
3 четверть | | 11 |
| Мир человеческих чувств | 3 |
| В поисках истины и красоты | 5 |
| О современности в музыке | 3 |
4 четверть | | 7 |
| О современности в музыке | 5 |
| Итоговое повторение | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 8 класса
Требования заключаются:
В умении аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учётом знаний, полученных в 5, 6, 7 классах);
В умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
В преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
В осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимании их неразрывной связи;
В понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: