NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № Зав кафедрой / Подпись, дата Расшифровка подписи






Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского

кафедра «теории и истории русского языка»
Аттестационно-педагогические измерительные

материалы

по дисциплине
«Риторика»
Блока ДПП


для специальности 032900 - Русский язык и литература
УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

От «_____»_________ 2009 г.,

протокол № _____

Зав. кафедрой ________________/___________

Подпись, дата Расшифровка подписи

Начальник УМУ ________________ А.Н. Прядехо

Подпись, дата


БРЯНСК 2009 г.
Введение
АПИМ по риторике для направлений подготовки филологического профиля разработан для использования в процедурах самообследования и аккредитации вуза с целью оценки уровня риторической подготовки студентов, завершивших изучение курса риторики.

Уровни сложности заданий и их содержание полностью соответствует требованиям ГОС по риторике для направлений подготовки 032900 – Русский язык и литература.

АПИМ разработала кандидат филологических наук, доцент Т.А. Распопова.

АПИМ утвержден на заседании кафедры теории и истории русского языка 3 марта 2009 г., протокол № 8.
1. Тест по риторике для специальности 032900 – Русский язык и литература.

Назначение: итоговый контроль знаний

Время выполнения: 90 минут

Количество заданий: 162

Тип заданий: открытый, закрытый
2. Форма тестовых заданий

Тест состоит из заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных, заданий с выбором нескольких вариантов ответов из четырех предложенных, заданий на соответствие, заданий с пропуском слова.

Алгоритм проверки:

- за правильный ответ тестируемый получает 1 балл;

- за неправильный ответ тестируемый получает 0 баллов.
3. Соответствие содержательной структуры теста требованиям ГОС специальности 032900 – Русский язык и литература.


п/п

Дидактическая единица

Тестовые задания

1

Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины

1-23

2

Общение и коммуникация

24-63

3

Риторический канон

64-94

4

Культура устной речи

95-118

5

Публичное выступление

119-142

6

Речевой этикет

143-162


4. Тестовые здания
1. Вставьте пропущенное слово.

Риторика – филологическая наука, обозначающая отношение … к слову.
2. К основным законам риторики не относится закон

а) гармонизирующего диалога

б) удовольствия

в) эмоциональности речи

г) краткости
3. Риторика относится к … наукам

а) философским

б) гуманитарным

в) лингвистическим

г) филологическим
4. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики

а) наука о речи, об ораторском искусстве

б) наука об искусной, витиеватой, украшенной речи

в) филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову

г) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи
5. Общая риторика отличается от частной тем, что

а) общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные

б) законы и принципы общей риторики распространяются на все страны и народности, а частная изучает речевые особенности только конкретной нации

в) общая риторика изучает универсальные законы любой речи, а частная - конкретные разновидности речи

г) законы общей риторики универсальны, всеобщи, не имеют временных и пространственных границ, законы частной риторики – ограничены в пространстве и во времени
6. Частная риторика делится на:

а) педагогическую, дипломатическую, экономическую, юридическую

б) политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную

в) социально-политическую, педагогическую, торговую, судебную

г) педагогическую, юридическую, церковно-богословскую, торжественную
7. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве

а) Египет

б) Греция

в) Китай

г) Рим
8. Основоположником теории риторической науки считается

а) Аристотель

б) Квинтилиан

в) Сократ

г) Горгий
9. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит

а) Платону

б) Аристотелю

в) Демосфену

г) Цицерону
10. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат

а) Лисию

б) Цицерону

в) Аристотелю

г) Сократу
11. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела…»

а) Сократ

б) Платон

в) Цицерон

г) Горгий
12. Установите соответствие между утверждениями и их авторами


1. Квинтилиан

1. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению

2. Н.Ф. Кошанский

2. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и тем самым сообщать образ своих понятий

3. Аристотель

3. Риторика – искусство говорить хорошо


4. М.В. Ломоносов

4. Риторика есть искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета


13. Автором афоризма Истина всегда торжествует! является

а) Сенека

б) Цицерон

в) Квинтилиан

г) Сократ
14. Автором первого русского учебника по риторике был

а) И. С. Рижский

б) М. В. Ломоносов

в) А. Ф. Мерзляков

г) М. М. Сперанский
15. Труд «Красное руководство к красноречию» принадлежит перу

а) Н.Ф. Кошанского

б) А.И. Галича

в) М.М. Сперанского

г) М.В. Ломоносова
16. Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел

а) во второй половине 18 в.

б) в первой половине 19 в.

в) в первой половине 20 в.

г) во второй половине 20 в.
17. Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается

а) светская направленность его книг по красноречию

б) систематизированность и широта обобщения риторики

в) популяризация в риторике научного знания и просвещения

г) опора на традиции и черты античного красноречия
18. Ренессанс риторики в современной России связан с именами

а) А.К. Михальской, А.А. Волкова

б) Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского

в) В.В. Виноградова

г) И.А. Стернина
19. Вставьте пропущенное слово.

Риторический идеал – это совокупность наиболее общих требований к …, определяемых социокультурными и конкретно-историческими условиями.
20. Риторический идеал может быть описан с помощью оппозиций (по А.К. Михальской)

а) агональный/гармонизирующий, релятивистский /онтологический, монологический/диалогический

б) конструктивный/деструктивный, абсолютный/относительный, монологический/диалогический

в) синхронический/диахронический, пространственный/временной, релятивистский/онтологический

г) устный/письменный, контактный/дистантный, опосредованный/непосредственный
21. Установите соответствие между направлением в античной риторике и чертами его риторического идеала.


1. Софистическая риторика

1. Гармонизирующий, диалогический, смысловой

2. Диалектическая риторика

2. Агональный, монологический, манипулирующий


22. Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах

а) русской риторики

б) французской риторики

в) американской риторики

г) немецкой риторики
23. Идеал речевого воздействия, по … , - умиротворение внутренней жизни слушателя, успокоение бушующих страстей (страсти – болезнь души, требующая исцеления)

а) Сократу

б) Аристотелю

в) Цицерону

г) Квинлитиану


  1. Вставьте пропущенное слово.

Коммуникация – это специфический обмен …, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.


  1. Основными типами коммуникации по установочной задаче являются

а) информационная, дискутивная, письменная

б) информационная, убеждающая, фатическая (контактоустанавливающая)

в) непосредственная – опосредованная

г) межличностная, групповая, массовая
26. Коммуникативную ситуацию можно описать с помощью следующих признаков
а) коммуниканты (адресат-адресант), коммуникативный код, предмет речи, условия общения

б) предмет речи, условия общения, канал сообщения, коммуникативный код, форма сообщения, цель речи

в) коммуниканты (адресант-адресат), коммуникативный код, предмет речи, цель речевого события

г) коммуниканты (адресант-адресат), предмет речи, канал сообщения, коммуникативный код, речевая интенция, условия общения
27. Впервые описание коммуникативной ситуации в определении «Речь слагается из трех элементов – из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» предложил

а) Ю.В. Рождественский

б) Цицерон

в) П. Грайс

г) Аристотель
28. Описание стилей речевого общения - дистантный, дружеский и неопределенный - предложил

а) Дж. Сирл

б) Х. Грайс

в) Р. Лакофф

г) Дж. Остин
29. Наиболее оптимальным в коммуникации является

а) авторитарный стиль

б) демократический стиль

в) общение – заигрывание

г) общение на основе совместной деятельности
30. Вставьте пропущенное слово.

Успешность речевого общения - это осуществление коммуникативной цели инициатора общения и достижение собеседниками …
31. К экстралингвистическим факторам общения относится

а) способность говорящего варьировать способ языкового представления

б) знание формул и правил речевого этикета

в) условия (обстоятельства) общения

г) коммуникативная заинтересованность
32. К интралингвистическим факторам общения относится

а) настроенность на мир собеседника

б) умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего

в) коммуникативная компетенция

г) соответствие планов и схем речевого поведения собеседников
33. Теорию речевых актов, одним из направлений которой является разработка постулатов (максим) общения создал(и)

а) М.М. Бахтин

б) Дж. Остин, Дж. Серл, П. Грайс, П.Р. Стросон

в) А.К. Михальская

г) А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский
34. В коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода: Дочь: Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда. Мать: А вечером приезжала бы на бровях. Дочь: А почему на бровях? Мать: Так говорят…- нарушен постулат

а) коммуникативная заинтересованность

б) настроенность на мир собеседника

в) коммуникативная компетенция

г) умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего

35. К невербальным средствам общения не относится

а) дистанция между партнерами по общению

б) голос

в) улыбка

г) внешний вид
36. Установите соответствие между типом и значением жеста


Тип жеста

Значение жеста

1. Эмблематические жесты

1. Управляют ходом коммуникативного процесса, т. е. устанавливают, поддерживают и завершают коммуникацию

2. Иллюстративные жесты

2. Выделяют какой-либо речевой или иной фрагмент коммуникации

3. Регулятивные жесты

3. Имеют самостоятельное лексическое значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста


37. Покачивание головой слева направо имеет значение согласия в стране

а) Болгария

б) Англия

в) Китай

г) Япония
38. Установите соответствие между типом расстояния и его значением


1. Интимное расстояние

1. 45-120 см

2. Публичное расстояние

2. 120-400 см

3. Социальное расстояние

3. 400-750 см

4. Персональное расстояние

4. 0-45 см


39. Проксемика как наука изучает

а) зрительный контакт между собеседниками

б) язык жестов

в) дистанцию, расстояние между партнерами для комфортного речевого общения в различных сферах

г) коммуникативно-значимые движения и позы участников речевого события
40. К кооперативным речевым стратегиям не относится

а) сообщение о положении дел

б) выяснение межличностных отношений

в) претензии

г) ирония
41. К некооперативным стратегиям не относятся

а) споры

б) ссоры

в) убеждения

г) уклонение от ответа
42. В речевом акте: А. - Людей на каждом шагу подстерегают неприятности, случаи там всякие… А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь…

Б. - Каким образом?

А. - Не надо было, я тебе говорю, так рьяно критиковать Анну Дмитриевну на собрании - использован намек через

а) посылку

б) апелляцию к интересам

в) двусмысленность

г) иносказание
43. В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику

а) представления

б) просьбы о помощи

в) предложения собственной помощи

г) личных вопросов собеседнику
44. Искусство комплимента, намека, шутки связывают со следующими тактиками речевого воздействия

а) прямые

б) косвенные

в) непосредственные

г) опосредованные
45. Работа «Как совершать поступки с помощью слов», в которой автор приходит к выводу, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях равнозначно совершению поступка, принадлежит

а) Х. Грайсу

б) Дж. Сирлу

в) В.В. Виноградову

г) Дж. Остину
46. Речевой акт включает в себя действия следующих типов

а) произнесение высказывания, осуществление пропозиции, иллокутивное действие, перлокутивное действие

б) планирование высказывания, подбор языковых единиц, произнесение высказывания, контроль за произнесением высказывания

в) подготовка высказывания, произнесение высказывания, контроль за его произнесением

г) определение цели высказывания, планирование высказывания, произнесение высказывания, реакция на высказывание
47. Произнесение высказывания «Нельзя ли погромче?» с просьбой об изменении поведения является примером

а) метасообщения

б) прямого речевого акта

в) косвенного речевого акта

г) речевой ситуации
48. К видам речевой деятельности не относится

а) чтение

б) говорение

в) размышление

г) слушание
49. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника, – это

а) письмо

б) слушание

в) чтение

г) говорение
50. Вставьте пропущенное слово.

«Текст - это … речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанного в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых) единств, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» (И.Р. Гальперин).
51. Текст «Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет» (М.Ульянов) принадлежит к функционально-смысловому типу речи

а) описание

б) рассуждение

в) повествование

г) повествованием с элементами описания
52. Для текста не характерна

а) связность

б) целостность

в) логичность

г) лаконичность
53. В этом типе текста излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги

а) описание

б) повествование

в) рассуждение

г) повествование с элементами описания
54. В этом типе речевых сообщений преобладает эмоциональный материал

а) научный текст

б) листовка

в) контракт

г) рекламный текст
55. В этом функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки

а) рассуждение

б) описание

в) повествование

г) описание с элементами рассуждения

56. В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь

а) лекция

б) телефонный разговор

в) разговор в семье

г) политическая речь
57. В этом жанре письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи – описание

а) деловая переписка

б) доверенность

в) рецепт приготовления торта

г) любовная записка
58. Определите жанр диалогической речи

а) проповедь

б) интервью

в) лекция

г) адвокатская речь
59. Первое четкое разделение форм речевого общения (речевых жанров) принадлежит

а) Аристотелю

б) Гомеру

в) Цицерону

г) М.В. Ломоносову
60. Определение речевого жанра как «относительно устойчивой и нормативной формы высказывания, в которой каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями» принадлежит

а) В.В. Виноградову

б) В.В. Одинцову

в) Ю.В. Рождественскому

г) М.М. Бахтину
61. Жанр разговора отличается от жанра беседы

а) краткостью

б) фрагментарностью

в) целенаправленностью

г) целостностью
62. Жанр истории отличает от жанра рассказа

а) монологический характер изложения

б) целостность передаваемой информации

в) большая степень краткости, лаконичности изложения

г) опора на память
63. Текст «Я понял, что одурь, которая вчера напала на меня, от сознания, что «Саша» (живой, на физическом плане) – часть меня самого. Как же так? Я – жив, а содержание, живое содержание души моей умерло? Бессмыслица?! Тут я понял, что какой-то огромный этап моей жизни кончен» (А. Белый) принадлежит к жанру

а) рассказа

б) дневника

в) письма

г) истории
64. Элементы риторического канона располагаются в следующей последовательности

а) инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио

б) диспозиция, инвенция, элокуция, меморио, акцио

в) инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, меморио

г) инвенция, элокуция, диспозиция, мероя, акцио
65. Инвенция – это раздел риторического канона, в котором осуществляется … речи

а) расположение

б) выражение

в) изобретение

г) произнесение (исполнение) речи
66. Факты играют важнейшую роль в следующем типе выступлений

а) Как устроить домашний уют?

б) Серебряный век русской поэзии

в) Что случилось с динозавром?

г) Мое отношение к детективной литературе
67. Практические советы по сбору материала даются в разделе риторики

а) элокуция

б) меморио

в) диспозиция

г) инвенция
68 . Этому этапу риторического канона соответствуют следующие виды деятельности: выбор темы (если дана такая возможность), определение основной цели сообщения, формулирование названия речи, продумывание эскизного плана)

а) диспозиция

б) инвенция

в) элокуция

г) акцио
69. Самым неудачным названием темы выступления является

а) Ваши домашние питомцы

б) Забота о здоровье

в) Как прожить сто лет… и оставаться здоровым, сильным, молодым

г) Кобель вместо мужа (речь о домашних животных в доме)
70. Диспозиция – это раздел риторического канона, в котором происходит … речи

а) изобретение

б) выражение

в) украшение

г) расположение
71. Речевое сообщение включает следующие компоненты

а) вступление, основная часть, заключение

б) зачин, введение, основная часть заключение, концовка

в) вступление, сообщение темы, доказательство, заключение

г) вступление, сообщение темы, сообщение цели речи, развитие темы, доказательство, опровержение, заключение
72. Речевое сообщение ставится в перспективу в следующем типе заключения

а) типологизирующем

б) суммирующем

в) апеллирующем

г) резюмирующем
73. Заключению речевого сообщения не свойственна задача

а) обобщение сказанного

б) указание перспектив

в) краткое повторение основных проблем

г) изложение цели выступления
74. Для основной части речевого сообщения не характерно

а) сообщение информации

б) призыв к непосредственным действиям

в) обоснование собственной точки зрения

г) убеждение аудитории
75. Приемы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуации, юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления

а) заключение

б) вступление

в) основная часть

г) концовка
76. Параллельный, хронологический, логический способы организации материала свойственны такой части выступления как

а) заключение

б) основная часть

в) вступление

г) концовка
77. В приведенном фрагменте речевого сообщения: «Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу» - использован тип аргумента

а) к суждению

б) от абсурдного

в) из опыта

г) к уступке
78. В следующем фрагменте речи: «И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!» - использован тип некорректного аргумента

а) к публике

б) к тщеславию

в) к жалости

г) из народного единодушия

79. Ниже представлен следующий вид плана

Предисловие

Что такое риторика

Кому нужна риторика

Учебная дисциплина «Риторика»

Введение

Часть 1. Теория

Эрудиция

Чтение

Деловые игры

Часть 2. Хрестоматия

Классика

Аристотель

Демосфен

Цицерон

Часть 3. Экзерсисы

Подражание образцам

Тесты

Цитоны

а) микротемный

б) простой

в) сложный

г) смешанный
80. Элокуция – это раздел речевого сообщения, в котором осуществляется … речи

а) выражение

б) изобретение

в) расположение

г) исполнение
81. Стилистические ресурсы языка изучаются в разделе риторики

а) акцио

б) инвенция

в) диспозиция

г) элокуция
82. Исключите избыточный элемент в списке метафор

а) газета ошибается

б) молоко берез

в) мысли текут

г) совесть грызет
83. Найдите пример метонимии

а) царь зверей

б) если бы молодость знала, если бы старость могла

в) туманный Альбион

г) все флаги в гости будут к нам
84. Устраните из списка название риторической фигуры – разновидности повтора

а) эпифора

б) градация

в) антитеза

г) оксюморон
85. Найдите соответствие между названием риторического приема и его описанием


1. Антономазия

1. Замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого, целого вместо общего

2. Синекдоха

2. Употребление собственного имени в значении нарицательного

3. Перифраза

3. Перенос наименования с одного предмета на другой на основании их сходства

4. Метафора

4. Описательный оборот, употребляемый, употребляемый вместо слова или словосочетания


86. В тексте: «И на русского солдата Брат француз, британец брат, брат поляк и все подряд…» (А. Твардовский) - применяется троп

а) метафора

б) аллегория

в) аллюзия

г) метонимия
87. В тексте: «Мы все глядим в Наполеоны» (А. Пушкин) - применяется троп

а) аллегория

б) метафора

в) оксюморон

г) антономазия
88. В тексте: «Пусть всегда будет солнце!» - используется троп

а) аллюзия

б) метонимия

в) аллегория

г) олицетворение
89. В тексте: «Гомер был слеп, но это был всевидящий слепец» - представлена риторическая фигура

а) антитеза

б) каламбур

в) оксюморон

г) перифраза
90. Акцио – раздел риторического канона, в котором изучается … речи

а) исполнение

б) расположение

в) выражение

г) запоминание
91. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио

а) манера держаться

б) соответствие содержания теме сообщения

в) звучание голоса

г) внешний вид
92. Наилучшим способом выступления признается

а) запоминание речи наизусть

б) чтение с листа

в) выступление с опорой на текст

г) выступление-импровизация
93. Вставьте пропущенное слово.

… является основным инструментом оратора
94. Оптимальным темпом речи является

а) 80-90 слов в минуту

б) 170-180 слов в минуту

в) 120-150 слов в минуту

г) 200-250 слов в минуту
95. Исключите данное качество из списка коммуникативных качеств хорошей речи

а) чистота речи

б) логичность речи

в) уместность речи

г) краткость речи
96. Одним из первых учение о коммуникативных качествах речи предложил

а) М.В. Ломоносов

б) Аристотель

в) А.С. Пушкин

г) Гомер
97. Основными аспектами культуры речи являются

а) нормативный, этический, эмоциональный

б) нормативный, коммуникативный, этический

в) нормативный, логический, этический

г) нормативный, креативный, эстетический
98. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) - нарушено коммуникативное качество

а) правильность речи

б) ясность речи

в) точность речи

г) уместность речи
99. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) - нарушено коммуникативное качество речи

а) точность, ясность

б) правильность

в) логичность

г) краткость
100. По целям общения беседы делятся на

а) информационные, убеждающие, развлекательные

б) убеждающие, нравоучительные, эмоциональные

в) информационные, межличностные, фатические

г) информационные, аксиологические, фатические беседа
101. Разговор двух дам о губернаторской дочке в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя относится к типу беседы

а) информативная

б) праздноречевая

в) убеждающая

г) аксиологическая
102. В зависимости от особенностей и типа собеседника беседы делятся на

а) бытовые – деловые

б) с незнакомым человеком – светские

в) бытовые, светские, деловые

г) бытовые, деловые, научные
103. Основной особенностью светской беседы является

а) неподготовленность

б) условность

в) этикетность

г) нормативность
104. Определение светской беседы как типа разговоров, «которые говорятся оттого, что неприлично было бы не говорить, как неприлично было бы быть без галстука…» принадлежит

А) А.С. Пушкину

Б) А. Моруа

В) Л.Н. Толстому

Г) Вольтеру
105. Наиболее оптимальной является следующая структура деловой беседы

а) начало, основная часть, завершение

б) начало, изложение своей позиции и ее обоснование, выяснение позиции собеседника, совместный анализ проблемы, принятие решения

в) изложение своей позиции, вопросы к собеседнику, принятие решения, благодарность г) начало, обсуждение темы, вопросы к собеседнику, окончание
106. Мнение о том, что лучше два часа ходить перед конторой делового партнера, чем войти туда без ясного представления то том, что вы хотите сказать своему собеседнику, высказал

а) П. Сопер

б) О. Эрнст

в) Д. Карнеги

г) Ли Якокка
107. Классификацию типов делового собеседника: вздорный человек, «нигилист»; «позитивный» человек; «всезнайка»; «болтун»; «трусишка»; «хладнокровный, неприступный собеседник; «важная птица» предложил

а) Д. Карнеги

б) П. Сопер

в) О. Эрнст

г) П. Мицич
108. Самым негативным типом делового собеседника считается

а) «всезнайка»

б) «болтун»

в) «важная птица»

г) «трусишка»
109. Самой «страшной» ошибкой в проведении деловой беседы можно считать

а) неподготовленность

б) проявление авторитарности

в) игнорирование собеседника

г) робость, неуверенность в своих силах
110. Вопрос «Какие меры Вы могли бы предложить для урегулирования данной ситуации?» является

а) закрытым

б) открытым

в) наводящим

г) уточняющим
111. Вопрос «Вы согласны с данным решением?» является

а) открытым

б) закрытым

в) уточняющим

г) наводящим
112. Оптимальным временем для деловой беседы является

а) 5 минут

б) 10-15 минут

в) 15-20 минут

г) 20-30 минут
113. Книгу «Как уцелеть среди акул», в которой есть фраза «Сделку всегда можно совершить, если стороны считают ее взаимовыгодной. Девять из десяти судебных исков обычно завершаются до рассмотрения в суде, поскольку даже самые ожесточенные противники сядут за один стол, если их удастся убедить, что для них самих переговоры выгоднее, чем схватка» написал

а) Д. Карнеги

б) Х. Маккей

в) Ли Якокка

г) О. Эрнст
114. К структурным элементам деловых переговоров не относится

а) изложение проблем и целей переговоров

б) обсуждение взаимных интересов

в) подведение итогов и принятие решение

г) спор в позициях участников
115. По характеру взаимоотношений между сторонами переговоры бывают

а) партнерские, конкурентные, конфронтационные

б) политические, экономические, производственно-технические

в) о заключении соглашения, и выполнении соглашения, о нормализации соглашения

г) о продлении договоренности, о координации совместных действий, об изменении в договоре
116. Этот недостаток переговоров, предложенный О. Эрнстом в книге «Слово предоставлено Вам», можно считать «смертельным»

а) «холодный запуск»

б) отсутствие программы

в) пускать все на самотек

г) «коммуникативные заморыши»
117. Найдите соответствие между этапом собрания и его характеристикой.


1. Поисковый

1. Оцениваются и интерпретируются собранные данные, высказываются различные мнения и точки зрения

2. Принятие решения

2. Подведение итогов

3. Диагностический

3. Собираются факты, данные по обсуждаемой проблеме

4. Фактографический

4. Поиск решений на основе учтенных фактов


118. Наиболее эффективной формой размещения участников собраний, совещаний, переговоров является

а) прямоугольное с ведущим во главе

б) круглый стол

в) горизонтальное размещение «рядами»

г) свободное
119. П. Сопер предложил классификацию выступлений по цели, среди которых он выделил

а) информационное, убеждающее, развлекательное

б) информационное, агитационное, убеждающее

в) информационное, убеждающее, внушающее

г) информационное, агитационное, комментирующее
120. Вставьте пропущенное слово.

Юбилейная речь относится к … красноречию
121. Определите, к какому роду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений: доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение

а) академическое

б) социально-бытовое

в) социально - политическое

г) духовное (церковно-богословское)
122. Определите, к какому роду красноречия относятся следующие виды речевых сообщений: тост, надгробное слово, SMS-сообщение, речь на приеме, письмо родственникам

а) судебное

б) социально-бытовое

в) социально-политическое

г) духовное
123. Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия

а) лекция

б) научный доклад

в) приветственная речь

г) научный обзор
124. Найдите лишнюю фамилию в перечне ораторов, представляющих академическое красноречие в России

а) Т. Н. Грановский

б) Д. И. Менделеев

в) А. В. Луначарский

г) П. Ф. Лесгафт
125. Выступления А. Ф. Кони, В.Д Спасовича, Ф. Н. Плевако представляют вид красноречия

а) социально-политическое

б) судебное

в) академическое

г) духовное
126. В следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика позвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа - представлена

а) академическая речь

б) митинговая речь

в) прокурорская речь

г) пятничная проповедь имама
127. Установите, кому из теоретиков риторики принадлежит следующая классификация речевых сообщений

  • развлекательная речь

  • воодушевляющая речь

  • убеждающая речь

  • призывающая речь


а) Д. Карнеги

б) П. Сопер

в) Л.А. Введенская

г) А.З. Апресян
128. В информационной речи может быть предложена тема

а) События за рубежом

б) Зачем нужно изучать риторику

в) Позвоните родителям

г) Я люблю «русское кино»

129. К жанрам информационной речи не относится

а) вузовская лекция

б) митинговое выступление

в) речь на собрании

г) рекламная речь
130. Фрагмент публичного выступления: «Перейдем к следующему качеству ума. Это свобода, абсолютная свобода мысли, свобода, доходящая прямо до абсурдных вещей, до того, чтобы сметь отвергнуть то, что установлено в науке как непреложное. Если я такой смелости, такой свободы не допущу, я нового никогда не увижу» (И.П. Павлов) -относится к жанру информирующей речи

а) отчет

б) научный доклад

в) научное сообщение

г) лекция
131. Для информационной речи, как правило, нехарактерно качество

а) содержательность

б) лаконичность

в) страстность

г) логичность
132. К этому типу информационной коммуникации предъявляются следующие требования: лаконичность, логичность, отсутствии повторов и длиннот, предельно дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, средний темп речи, обычная громкость голоса

а) выступление на производственном совещании

б) общение педагога с учениками

в) допрос свидетеля преступления

г) деловой телефонный разговор
133. К избыточным элементам в классификации активных приемов аргументирующей речи можно отнести

а) довод к фактам

б) довод к логике

в) довод к публике

г) вопросы к оппоненту
134. Предложенная схема: тезис, гипотеза – развитие тезиса – выводы, предложения -

характерна для

а) дедуктивного типа рассуждения

б) индуктивного типа рассуждения

в) восходящей аргументации

г) нисходящей аргументации

135. К жанрам агитационной речи не относится

а) рекламная речь

б) проповедь

в) парламентская речь

г) судебная речь
136. Апелляция к авторитетным источникам является … аргументом

а) рациональным

б) эмоциональным

в) исчерпывающим

г) сильным
137. Апелляция к публике является … аргументом

а) сильным

б) рациональным

в) эмоциональным

г) достаточным
138. Темой агитационной речи может быть

а) Финансовый кризис

б) События культурной жизни города

в) Почему не растут Ваши цветы?

г) Как добиться успеха?
139. Найдите ошибку в перечне эпидейктического вида красноречия

а) приветствие

б) отчет

в) благодарственное слово

г) презентация
140. Чертой эпидейктического красноречия не является

а) краткость

б) выразительность

в) объективность

г) благозвучие
141. Причиной коммуникативной неудачи во фрагменте приветственной речи: «Дорогие товарищи дети! Ваш неустанный, упорный труд только тогда снискает то, что он должно снискивать, если вы с полной отдачей, с беззаветной работоспособностью, тягой к знаниям, так характерной лучшим представителям нашей интеллигенции…», обращенной к первоклассникам (М. Жванецкий), - является

а) неуместность речи

б) неоправданное использование штампов

в) нарушение языковой нормы

г) использование терминологии
142. К эпидейктическому красноречию не относится

а) юбилейная речь

б) поминальная речь

в) воодушевляющая речь

г) рекламная речь
143. Вставьте пропущенное слово.

Этикет – совокупность устойчивых … формул, регламентирующих отношения между людьми.
144. Слово этикет в переводе с французского обозначает

а) ярлык

б) приличие

в) вежливость

г) воспитанность
145. Один из первых памятников русского речевого этикета «Домострой» написал

а) Феофан Прокопович

б) Симеон Полоцкий

в) М.В. Ломоносов

г) Петр 1
146. Фраза: «Когда родители или кто другой их спросят или позовут, то должны они к ним отозваться и отвечать только, как голос послышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшко, или государыня матушка, или что мне прикажете, государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь» - взята из книги

а) «Домострой»

б) «Юности честное зерцало»

в) «Эрмитажный устав» Екатерины Великой

г) «Показания к житейскому обхождению»
147. Речевому этикету не свойственна … функция

а) коммуникативная

б) социорегулирующая

в) апеллятивная

г) гедонистическая
148. Слова «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» принадлежат

а) А.С. Пушкину

б) Дж. Локку

в) Сервантесу

г) Антуану де Сент-Экзюпери
149. Приветствие «Здравия желаю» уместно в речи

а) работников милиции

б) военных

в) служащих

г) любой социально-профессиональной сфере
150. Установите соответствие между формулами речевого этикета и их стилистической характеристикой.


1. До свидания! Всего доброго

1. Стилистически возвышенное

2. Пока! Чао! Салют! Адью

2. Стилистически сниженное, разговорно-фамильярное

3. Мое почтение! Позвольте откланяться!

3. Стилистически нейтральное


151. Вставьте пропущенное слово.

«От … слов язык не отсохнет» (пословица)
152. Этикетная формула разрешите представиться обычно используется в … ситуации

а) полуофициальной

б) неофициальной

в) официально-деловой

г) любой
153. Этикетные формулы «Ваш покорный слуга», «Покорнейше благодарю» чаще всего используются в речи

а) старшего поколения

б) изысканно-вежливой

в) официальной при подчеркнуто вежливом общении

г) любой
154. Важной чертой английского речевого этикета является

а) немногословие

б) постоянные обращения к собеседнику

в) негромкость речи

г) молчание
155. Для этой речевой культуры характерна ситуация, описанная в анекдоте: «На необитаемом острове нашли трех человек, каждый из которых провел на острове 20 лет, выстроил там себе дом в отдельном месте острова, но эти люди друг с другом не разговаривали. На вопрос спасателей «А почему вы не разговариваете друг с другом?» все трое ответили: «Но ведь нас друг другу никто не представил!»

а) японская

б) китайская

в) английская

г) немецкая
156. Для данной речевой культуры возможна подчеркнутая, исключительная вежливость к знакомым, но абсолютное безразличие и даже грубое отношение к людям незнакомым

а) русская

б) английская

в) китайская

г) японская
157. Вставьте пропущенное слово в отрывке из книги В. Овчинникова «Сакура и дуб»: «Пылкая влюбленность, с которой смотрит на … новичок, неизбежно омрачается первой размолвкой, как только он сталкивается с изнанкой … вежливости. Ничто так не гипнотизирует в … на первых порах, как экзотическая учтивость. В разговорах все поддакивают друг другу, при встречах отвешивают церемоннейшие поклоны, уместные, казалось бы, лишь в исторических фильмах да на театральной сцене».

158. Наиболее удачным обращением к незнакомому человеку пожилого возраста будет

а) скажите пожалуйста

б) женщина (мужчина)

в) извините, Вы не подскажете

г) гражданин (гражданка)
159. Вставьте пропущенное слово.

Обращения водитель, доктор, профессор, коллега являются обращениями-…
160. Вставьте пропущенное слово.

Обращения голубчик, сынок, дочка, зайка, солнышко являются обращениями-…
161. Слово товарищ сегодня используется при обращении к

а) незнакомому человеку на улице

б) коллеге в официальной обстановке общения

в) члену партии

г) близкому человеку, другу
162. При обращении к группе лиц в официально-деловой ситуации лучше использовать обращение

а) товарищи

б) уважаемые коллеги

в) граждане

г) дорогие друзья

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы:








Расшифровка подписи

Расшифровка: 1 стр.