NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол №1 / / И. И. Верещак / /А. М. Гринёв От «3 сентября» 2013 г. Приказ №107 общ. От 05 августа 2013г


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Подгоренская средняя общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на «Согласовано» «Утверждаю»

заседании ШМО заместитель директора по УВР директор МКОУ Подгоренская СОШ

Протокол №1 /_________/ И.И.Верещак /___________/А.М.Гринёв

От «3 сентября» 2013 г. Приказ № 107 общ. От 05 августа 2013г.

Руководитель МО

/_________/Е.Н.Диордица

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению

Ступень обучения (6 класс) основное общее образование (6-7 классы)

Количество часов 35

Составитель: Калюжная Л.А., учитель географии высшей квалификационной категории

с.Подгорное

2013- 2014 учебный год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Структура программы. Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик

Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе – придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в родном крае, складываются, обобщаясь в науку о природе и обществе.

Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.

В краеведении почетное место отводится человековедению.Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.

В программе рассматриваются цели, задачи, принципы, содержание и ожидаемые результаты изучения пяти учебно-воспитательных модулей краеведческого курса.

Адресована учителям истории, географии и другим педагогическим работникам образовательных учреждений, руководителям общественных организаций, руководителям учреждений и организаций, в функции которых входят вопросы организации деятельности с детьми, подростками и молодежью.

Программа составлена на основе авторской программыН.Г. Корниенко, зав. кафедрой литературы, русского и иностранного языков, канд. пед. наук; А.В. Ершова, зам. зав. кафедрой истории, философии и культуры;Ю.А.Чурляев, доцент кафедры теории и методики естественнонаучного образования и другие.

Цели краеведческого образования


Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- интересовался жизнью края;

- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;

- участвовал в решении проблем окружающего его социума.

Предметом регионального компонента в краеведении является прошлое народов края, совокупность природно-географических, этносоциальных и социокультурных особенностей развития региона.

Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.

Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Знание о родном крае находятся в тесном единстве, их усвоение происходит в процессе учебной и внеучебной деятельности. В старших классах учащиеся могут включаться в последующую деятельность, что предполагает работу с архивами, музейными материалами, участие в экспедициях, подготовку докладов и сообщений на конференциях, защиту рефератов.

Основные дидактические принципы

Принцип интеграции


Краеведение рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.

Принцип вариативности


В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.

Принцип дифференциации и индивидуализации


Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.

Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.
Познавательное и воспитательное значение краеведения

Географическое краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное воздействие природы.

Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональном становлении.

Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляются местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.
Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.

Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.

Второе. Важный педагогический аспект краеведения заключается в возможности быть механизмом организации воспитательной системы в школе.

В издании «Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006–2011 годы» подчеркивается, что повышение эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях во многом связано с созданием и организацией ее системы.

Как объединяющее начало всех науккраеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.

Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
2. Содержание тем учебного курса
6 класс. Географическое краеведение – 35 часов.

Воронежская область на географической карте.

Положение области на физической, административной картах России, физической и политической картах мира, материке, Восточно-Европейской равнине, на градусной сетке. Пограничные области. Определение положения области на градусной сетке:

а) определение координат города Воронежа;

б) нахождение Воронежа по координатам на глобусе и карте России;

в) измерение расстояний по глобусу и карте от города Воронежа до Северного полюса, экватора, Балтийского и Черного морей, Москвы.

Путешествие по картам области.

Ориентирование на местности. Определение направлений и расстояний по плану г. Воронежа или плану своей местности, административной и топографической картам области. Условные знаки: контурные, линейные, внемасштабные. Изолинии: изобаты, изотермы. Способы изображения явлений на тематических картах: способ ареалов, знаки движения, качественный фон, количественный фон. Тематические и топографические карты области.

Практическая работа № 1

1. Определение направления и расстояния от Воронежа до своего населенного пункта.

2. Изучение способов изображения географических объектов и явлений на тематических картах области.

3. Определение направлений, азимутов и расстояний по плану г. Воронежа и топографической карте области.

В результате изучения темы ученик должен знать:

- различия географических карт Воронежской области по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- положение Воронежской области на градусной сетке;

- положение области на карте России и мира.

Уметь:

- объяснять черты сходства и различия плана г. Воронежа, топографической, гипсометрической картами области;

определять:

- по плану города Воронежа, топографической карте области координаты, азимуты, направления, расстояния;

называть (показывать):

- свой населенный пункт на карте;

- области, граничащие с Воронежской областью;

- примеры использования в деятельности человека планов, карт населенных пунктов области.

Составлять:

- краткую характеристику географического положения области по плану.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Рельеф Воронежской области.

Строение поверхности территории Воронежской области.

Низменность, равнина, возвышенность. Положение территории области на Среднерусской возвышенности, Калачской возвышенности, Окско-Донской низменности Восточно-Европейской равнины (на плите Русской платформы). Движения земной коры на территории области. Средние и мелкие формы рельефа.

Горные породы и минеральные богатства Воронежской области.

Осадочное происхождение горных пород. Особенности залегания горных пород на территории области. Виды минеральных ресурсов: пески, глины, мел, известняк, граниты, основные месторождения. Рациональное использование минеральных богатств области.

Практическая работа № 2. Описание горных пород Воронежской области.

Основные формы рельефа Воронежской области.

Основные формы рельефа Воронежской области (долины рек, овраги, балки, западины), их происхождение. Роль внешних процессов в изменении современного рельефа. Разнообразие абсолютных и относительных высот территории области (определение по физической карте Воронежской области максимальной и минимальной высоты). Влияние рельефа на условия жизни людей, их хозяйственную деятельность, на особенности природы.

В результате изучения темы ученик должен знать:

- типы движения земной коры на территории области;

- основные формы рельефа Воронежской области и своей местности, среднюю высоту территории области;

- своеобразие горных пород своей местности и особенности их залегания.

Уметь:

- приводить примеры минеральных ресурсов Воронежской области;

- составлять характеристику форм рельефа на основе анализа физической карты и атласа Воронежской области и фотоснимков;

- определять абсолютную и относительную высоту рельефа, горные породы родного края;

- применять приборы и инструменты для определения высоты территории своей местности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- чтения карт различного содержания;

- проведения наблюдений за изменением во времени форм рельефа своей местности;

- проведения самостоятельного поиска информации о рельефе и минеральных богатствах Воронежской области на местности, из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Погода и климат Воронежской области.

Времена года и типы погод на территории Воронежской области

Годовое движение Земли и изменение высоты Солнца над горизонтом своей местности. Смена времен года. Типы погод и сезоны года в Воронежской области, их астрономическое, географическое и фенологическое начало.

Определение высоты солнца над горизонтом на широте своей школы и вычерчивание графика годового движения солнца.

Распределение климатических показателей по территории области.

Температура воздуха по сезонам года. Среднемесячная, среднесуточная, минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности.

Осадки. Зависимость количества осадков от направления ветра и сезона года. Роза ветров своей местности.

Практическая работа № 3. Определение средних температур, амплитуды температуры, построение розы ветров по данным наблюдений учащихся.

Климат своей местности.

Распределение июньских и январских температур, распределение осадков, преобладающее направление ветра. Основные понятия: изотерма, изобара. Описание погоды своей местности по данным календаря погоды. Сравнение результатов наблюдений.

Практическая работа № 4. Составление картосхемы климатических показателей своей местности.

Климат и человек.

Влияние климата на условия жизни и деятельность человека в Воронежской области. Положительное и отрицательное влияние климата на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияние человека на климат на своей местности. Атмосферные явления. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве.

Практическая работа № 5. Атмосферные явления в жизни человека.

В результате изучения темы ученик должен знать:

- тепловой пояс, в котором находится Воронежская область;

- времена года в Воронежской области, их астрономическое, географическое и фенологическое начало;

- климатические показатели погоды области.

Уметь:

- определять высоту Солнца над горизонтом на широте школы;

- определять температуру воздуха, атмосферное давление, влажность, облачность, направление ветра на местности при помощи приборов;

- вычислять среднюю температуру за сутки, месяц, год, амплитуду температур по данным календаря погоды;

- вычерчивать графики хода температур, строить розу ветров по данным наблюдений;

- давать характеристику погоды за сутки, месяц, описывать характерные признаки погоды различных сезонов года в своей местности;

- объяснять основные причины, влияющие на климат Воронежской области;

- приводить примеры влияния климата на жизнь человека.

Разнообразие вод Воронежской области.

Состав вод суши на территории Воронежской области. Поверхностные и подземные воды и их виды. Природные и искусственные водоемы. Река – главная часть состава вод суши и ее значение в водообеспечении области и своей местности. Влияние рельефа и климата на воды суши. Режим и питание поверхностных вод.

Практическая работа № 6. На контурной карте обозначить реки: Дон, Воронеж, Усмань, Битюг, Хопер; водохранилище: Воронежское; минеральные источники: Углянец, Икорец.

Обозначить границу между Волжским и Донским бассейном.

Роль воды в жизни человека.

Роль рек и озер в заселении Воронежского края. Реки как транспортные магистрали. Искусственные водоемы: пруды и водохранилища. Реки и озера как зоны отдыха. Работа по направлению: «Охрана малых рек».

Изучение по карте судоходной части и зон отдыха рек и озер своей местности.

В результате изучения темы ученик должензнать:

- понятия: поверхностные воды, подземные воды, река, озеро, болото, исток, устье, приток, бассейн, половодье, водные ресурсы, верхнее и нижнее течение. Питания рек. Меры по охране водных ресурсов.

Уметь:

- находить и показывать на карте реки: Дон, Воронеж, Усмань, Битюг, Хопер; водохранилище: Воронежское; минеральные источники: Углянец, Икорец.

- работать со статистическим материалом (длина рек).

Растительный и животный мир родного края.

Характер растительности, видовой состав растений и животных, их приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Красная книга.

Практическая работа № 7. Определение по картам атласа лесистости в Воронежской области и заполнение таблицы «Флора и фауна Воронежской области».

Почвы Воронежской области.

Понятие «почва», тип почвы, главные типы почв области. Различия в их главном свойстве - плодородии. Зависимость почв от условий формирования рельефа и климата. Почвенная карта области.

В результате изучения темы ученик должен знать:

- определение понятия «почва»;

- главные типы почв в области;

- зависимость формирования почв от рельефа и климата в разных частях области.

Уметь: читать почвенную карту области.

Природные комплексы Воронежской области. Меры по охране природы.

Взаимодействие компонентов природы: рельефа, климата, вод, почв, растений и животных. Природные комплексы области. Влияние человека на природу. Меры по охране природы.

Описание природного комплекса своей местности.

В результате изучения темы ученик должен знать:

- содержание основных понятий и терминов (природный комплекс, природные компоненты);

- характерных представителей растительного и животного мира;

- своеобразие природных комплексов своей местности, использование человеком, меры по охране;

- причины изменения растительности своей местности по временам года;

- взаимосвязь между природой и деятельностью человека в Воронежской области.

Уметь:

- приводить примеры влияния хозяйственной деятельности на природу;

- применять знания в практических работах на местности.

Население, его численность и плотность.

Принадлежность населения области к европеоидной расе, индоевропейской языковой семье, славянской группе. Национальный состав. Толерантность. Влияние истории заселения населения на его плотность. Особенности быта. Влияние природных условий на условия жизни, быта, деятельности жителей нашей области.

Основные типы населенных пунктов области.

Размещение населения на территории области. Типы населенных пунктов: город, поселок городского типа, село, деревня. Топонимы Воронежской области. Связь топонимов с природой области. Знаменитые люди Воронежской области.

Практическая работа № 8. Обозначить на контурной карте города Воронежской области, свой населенный пункт.

В результате изучения темы ученик должен знать:

- понятия: плотность населения; город, поселок городского типа, село, деревня.

Уметь:

- определять плотность населения по карте;

- показывать на карте города Воронежской области;

- работать со статистическим материалом.

Итоговый урок. В природе все взаимосвязано.
3. Ожидаемые результаты
В результате изучения географии и экономики Воронежской области ученик должен знать и понимать:

  • экономико-географическое положение Воронежской области, состав области и ЦЧР, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые,климат, влияние климата на хозяйственную деятельность области, почвы, влияние деятельности человека на почву,природные зоны, современный растительный покров и животный мир области, памятники природы (ботанические, водные, геологические, ландшафтные, парковые);

  • историю заселения области и происхождение географических названий, современное население области, размещение населения, населенные пункты, миграционные процессы, происходящие в области;

  • структуру производства, трудовые ресурсы, отраслевой состав, основные производственные предприятия области, перспективы и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства области,экономические районы, их специализация и уровень развития,межрайонные и внешние экономические связи области,туристские возможности области.

Уметь:

  • выделять, описывать и объяснять положение области на территории России;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию о Воронежской области;

  • приводить примеры памятников природы, архитектуры, достопримечательностей области, промышленных и сельскохозяйственных предприятий области;

  • составлять характеристику экономико-географического положения области на основе различных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять координаты области, ее местоположение по отношению к другим территориям.

В результате изучения истории края ученик должензнать (понимать)

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

  • изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4.Оценочные практические работы не предусмотрены.

5.Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся применительно к различным формам контроля.

Требования к работе в контурных картах:

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

2. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Критериями выставления оценок.

Критерии оценки устного ответа:

Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.

«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной Целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

6.Перечень учебно- методического обеспечения предмета.

В.И.Федотов «География Воронежской области». 2005г.

В.И.Панова «История Воронежской области». 1993г.

В.И.Федотов «Люби и знай родной край». 2008г.

С.Н.Воробьев, Ю.А.Нестеров, В.В.Подколзин «География Воронежской области». 2007г.

Атлас Воронежской области ВГПУ, 1994 г.

Календарно-тематическое планирование

по краеведению в 6 классе (35 часов).

№п/п

Тема урока

Дата проведения

Коррекция

1.

История формирования территории, её географическое положение

05.09




2.

Понятие о плане местности.

12.09




3.

Условные знаки. Географический диктант.

19.09.




4.

Масштаб.

26.09




5.

Стороны горизонта. Ориентирование. Ориентирование на карте города.

03.10.




6.

Практическая работа «Определение сторон горизонта на местности и на плоскости. Картографирование».

10.10.




7.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

17.10.




8.

Пр.р. «Измерение высот на местности»

24.10.




9.

Составление простейших планов местности.

31.10




10.

Составление плана школьного двора.

14.11




11.

Пр.р. «Определение координат».

21.11




12.

Пр.р. «Наблюдение за осенними изменениями в природе».

28.11




13.

Литосфера. Рельеф и полезные ископаемые.

05.12




14.

Горные породы и минералы своей местности.

12.12




15.

Формы рельефа равнины.

19.12




16.

Гидросфера. Внутренние воды. Реки Воронежской области.

26.12




17.

Озёра. Болота.

16.01




18.

Подземные воды. Искусственные водоёмы

23.01




19.

Охрана вод - важнейшая задача жителей планеты.

30.01




20.

Атмосфера. Изменение температуры воздуха нашей местности. Причины изменений.

06.02




21.

Составление климатограмм на основе мониторинга за погодой.

13.02




22.

Расчёт среднемясячной температуры воздуха на основе собственных наблюдений.

20.02




23.

Пр.р. «Атмосферное давление нашей местности».

27.02.




24.

Пр. р. «Построение розы ветров на основании данных мониторинга».

06.03.




25.

Водяной пар в атмосфере. Облака.

13.03.




26.

Прогноз погоды. Народные приметы. Чтение синоптической карты.

20.03.




27.

Причины, влияющие на формирование климата нашей местности.

03.04.




28.

Растительный мир нашей местности.

10.04.




29.

Лекарственные травы. Способы их заготовки.

17.04.




30.

Животный мир нашей местности.

24.04.




31.

Исчезающие виды живых организмов.

08.05




32.

Природные комплексы Воронежской области.

15.05.




33.

Стихийные природные явления. Способы защиты от стихийных явлений.

22.05.




34.

Экскурсия «Наблюдения за весенними изменениями в природе».

29.05.




35.

Человек – часть биосферы.







Резерв 1 час.


Список литературы

1.Блаженов В.А. География России / В.А. Блаженов, Т.М. Худякова. – 2000.

2.Краеведение : пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Крушова, В.К. Лукьянова; под ред. А.В. 3.Даринского. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.

4.Миликов Ф.Н. География Воронежской области / Ф.Н. Миликов, В.Б. Михно, Ю.В. Поросенков. – 1994.

5.Нестеров Ю.А. География Воронежской области / Ю.А. Нестеров, В.В. Подколзин, З.В. Пономарева, В.Н. Сушков. – 2002.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: