NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол №1 от 06. 01. 2012 г. №3-од от 06. 01. 2012 г председатель Совета Директор школы



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Управляющим советом Учреждения приказом директора

протокол №1 от 06.01. 2012 г. №3-од от 06.01.2012 г.

председатель Совета Директор школы

___________ Г.А.Севостьянова ___________ О.В.Михайлиди


ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы пос.Октябрьский городского округа Похвистнево Самарской области

Принято

педагогическим советом

протокол №1 от 06.01.2012 г.

1. Общие положения

1.1. Элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся. В отличие от факультативных курсов, элективные курсы обязательны для старшеклассников. 1.2. Положение об элективных курсах (курсах по выбору) разработано на основании: - Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. №196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении (с изменениями и дополнениями»; - Приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (с изменениями от 30.08.2010 г.)»; - Письма Минобразования России от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»; - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 г. №03-413 «О методических рекомендациях по реализации злективных курсов»; - гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. «Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г.»; - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

1.3. Элективные курсы вводятся в 9-11 классах. Общеобразовательное учреждение принимает решение об их введении и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов. 1.4. Набор элективных курсов для изучения определяют сами учащиеся.

2. Цели, задачи и функции элективных курсов 2.1. Цель элективных курсов:  удовлетворение индивидуальных  образовательных потребностей обучающихся. 2.2. Задачи элективных курсов: 1) повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности; 2) подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности; 3) содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; 4) выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач; 5) создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений. 2.3. Функции элективных курсов - предпрофильного обучения: направление на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения, определение степени готовности и обоснованности к выбору сферы будущей профессиональной деятельности; - профильного обучения: 1) «поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне; 2) специализация обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий. 2.4. Типы элективных курсов 2.1. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов Предметно-ориентированные: - обеспечивают для наиболее способных обучающихся повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ; - дают обучающемуся возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области; - создают условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения в старшей школе. Профильно-ориентированные: - ориентированы на получение обучающимися образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса; - уточняют готовность и способность обучающегося осваивать выбранный предмет   на профильном уровне. Межпредметные: - обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне; - поддерживают мотивацию обучающегося, способствуя внутрипрофильной специализации. Надпредметные: - обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на область деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения; - знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.

3. Ресурсное обеспечение элективных курсов 3.1. Формы, средства и методы обучения, используемые при преподавании элективных курсов, выбираются образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от решаемых целей и задач. 3.2. Программно-методическое обеспечение элективного курса включает в себя: - программу курса; - информационно-содержательную основу реализуемого курса (справочную, научно-познавательную литературу и др.); - программа   элективного  курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного  обучения на старшей ступени общего образования должны быть оформлены в соответствии  с требованиями, предъявляемыми к структуре  рабочих программ; 3.3. Учебно-дидактическое обеспечение элективного курса включает в себя: - наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса; - оборудование для проведения экспериментов, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности и др. в соответствии с программой курса; - в качестве учебных пособий в преподавании элективных курсов используются пособия, рекомендованные МО РФ;
- в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания;
- программно-методическое обеспечение элективных курсов основано на программах и методических рекомендациях МО РФ;
- в качестве программно-методического обеспечения могут быть использованы авторские курсы, разработанные учителями школы и прошедшие экспертизу экспертной группы и утвержденные директором школы. 3.4. Реализация содержания элективных курсов обеспечивается программами, использование которых предполагает обязательное проведение следующих процедур: - обсуждение и рассмотрение на методическом совете; - принятие (согласование) на педагогическом совете школы;- утверждение директором школы; - внешнее рецензирование, если программа авторская.

4. Организация учебно-воспитательного процесса при реализации программ элективных курсов 4.1. Количество элективных курсов должно быть исчерпывающим, предоставляющим обучающимся возможность выбора. 4.2. Преподавание элективных курсов осуществляется по расписанию, причем элективные курсы могут быть: - внесены в расписание учебных занятий образовательного учреждения; - вынесены в отдельное расписание. После уроков разрешается их проведение не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока.   4.3. Формы обучения на элективных курсах могут быть, как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (практическая и самостоятельная исследовательская работа, презентация результатов, дискуссии, беседы, интерактивные лекции, дистанционное обучение (кооперация образовательных учреждений с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования) и т.д.) 4.4. Комплектование групп для изучения элективных курсов осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся. 4.5. Наполняемость групп для изучения элективных курсов устанавливается в соответствии с действующими нормативами. 4.6. Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать следующим требованиям: - в одном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору; - в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы обучающихся, об отсутствующих на занятиях; - журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

5. Оценка результатов изучения элективных курсов.
5.1. По окончании изучения элективного курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры.
5.2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки:
- текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачтено»/«незачтено» по элективным курсам продолжительностью менее 17 часов;
- текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме оценок «2,3,4,5» по элективным курсам продолжительностью 17 часов и более.
5.3. Методы контроля текущей успеваемости учащихся:
- наблюдение активности на занятиях;
- беседа с учащимися;
- анализ творческих, исследовательских работ;
- результаты выполнения диагностических тестовых заданий и контрольных работ.
5.4. Методы итогового контроля:
- итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса проводится по мере завершения его изучения с помощью специальной зачетной работы (зачет, тест, защита проекта или реферата).

6. Руководство и контроль.
6.1. Руководство образовательным процессом при изучении элективных курсов осуществляется директором школы в соответствии с должностной инструкцией.
6.2. Контроль исполнения учебного плана, качества образовательного процесса, посещаемость занятий элективных курсов осуществляется заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе в соответствии с должностными инструкциями.

7. Финансирование.
7.1. Занятия по изучению элективных курсов для учащихся являются бесплатными.
7.2. Оплата учителям, ведущим элективные курсы, осуществляется в соответствии со штатным расписанием.

Разработчик: руководитель методического совета школы Галактионова В.С.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: