Протокол №1 от 29 августа 2008 воспитательная программа класса казачьей направленности
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
станицы Крыловской муниципального образования
Ленинградский район Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического
совета МОУ СОШ №4
протокол №1 от 29 августа 2008
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КЛАССА КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МЫ - КАЗАЧАТА»
для учащихся 1-4 классов на 2008-2012 гг.
Составитель Труш А.В. учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года развивает основные принципы образовательной политики в России. В ней, в частности, говорится о создании сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских училищ, казачьих школ и т.п. В связи с этим в Краснодарском крае функционируют и продолжают создаваться казачьи классы, классы казачьей направленности, клубы, секции, художественно-творческие объединения по изучению истории кубанского казачества.
В рамках обозначенной тенденции в 2008-2009 учебном году в нашей школе начинает функционировать класс казачьей направленности на базе
1 «Б» класса.
Организация воспитательной работы в этом классе предполагает духовное развитие каждой отдельной личности и всего коллектива в целом, формирование базовых понятий духовности, чувства долга, чести, ответственности на основе осознания исторически сложившейся казачьей системы духовного и патриотического воспитания.
Для организации воспитательной работы в классе казачьей направленности в общешкольную воспитательную программу внесен модуль «Мы - казачата» (далее - Программа).
Для воспитательного процесса в МОУ СОШ №4 программа является новой, и преимущества ее заключаются в возможности воспитать у юных казаков высокое чувство патриотизма и гражданской ответственности, формировать чувство уважения, гордости, бережного отношения к родной станице, краю, Отечеству на основе местных традиций и ценностей.
Программа предназначена для организации различных форм работы с учащимися в классах казачьей направленности, желающих стать продолжателями и носителями многовековой культуры кубанского казачества. Она призвана компенсировать утраченный механизм естественной передачи культурного наследия кубанского казачества подрастающему поколению, и является инструментом воплощения в жизнь на уровне школы указа Президента РФ от 11.08.2004г. № 799 «Об утверждении Положения об образовании казачьих классов в общеобразовательных учреждениях на территории Краснодарского края» и региональных нормативно-правовых документов в области образования.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Воспитание любви к родному краю. Ознакомление детей с образцами традиционной культуры казачества, овладение ими знаний по возрождению и продолжению традиций кубанского казачества, развитие интереса к историческому прошлому родного края.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- воспитывать учащихся на духовных и нравственных традициях казачества;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- знакомить с кубанскими обрядами;
- прививать любовь к традициям казачества;
- воспитывать активную жизненную позицию детей;
- прививать ценности здорового образа жизни.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
Семья. Семейные традиции (1 год обучения)
Красота и разнообразие природы Кубани (2 год обучения)
Культура и быт народов Кубани (3 год обучения)
Важнейшие события в истории Кубани (4 год обучения)
Знания по христианской культуре сообщаются в ознакомительном порядке и способствуют формированию нравственных позиций ребенка. Предполагаемые для освоения темы: «Основы христианской нравственности», «Главные христианские праздники».
Занятия в классах казачьей направленности проводятся по плану на классных часах не реже 1 раза в месяц.
Одной из важнейших психологических задач является привитие казачатам навыков самоорганизации, чему может способствовать плотный график жизнедеятельности казачьего класса.
Основными сферами жизни ребенка, обучающегося в классе казачьей направленности, являются не только семья и школа, но и Церковь. Предусмотрена встреча казачат со станичным священником. Обеспечено участие детей в творческих мероприятиях, посвященных таким праздникам, как Рождество и Пасха.
В программе запланированы мероприятия по воспитанию уважительного отношения к пожилым людям; общение казачат с заслуженными казаками станичных казачьих обществ, знатоками казачьей истории и обычаев.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В школе создан класс казачьей направленности.
Выделен отдельный кабинет, оснащенный техническим оборудованием (компьютер, DVD, телевизор).
Для организации воспитательного процесса по Программе «Мы - казачата» в распоряжении данного класса имеются:
Для ведения курса истории казачества – видеоматериалы, методическая литература по теме, организация экскурсионной работы.
Для ведения занятий декоративно-прикладного характера- иглы для вышивания, кружева, ткань, соломка, ножницы, бумага.
Для занятий по фольклору – специальная литература по теме, фольклорные тексты (песен, игр, танцев, сказок, пословиц, поговорок, загадок), видеозаписи выступлений фольклорных коллективов, Кубанского казачьего хора.
Особое внимание в освоении программы уделено бытовому языку (диалектам, говорам). Предусмотрены встречи со знатоками фольклора и особенно совместное пение (для освоения местной исполнительской манеры).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
К концу первого класса дети должны знать и различать такие понятия, как «родственники», «предки», «поколение», родовые и семейные традиции. У учащихся должны укрепиться ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким.
К концу второго класса дети должны иметь представление о красоте и разнообразии природы Кубани, знать и ценить природные богатства родного края, любить и охранять животных и растения, которые можно встретить на территории Краснодарского края.
К концу третьего класса дети должны знать главные христианские праздники, казачьи обычаи и обряды; любить и уметь исполнять казачьи песни, обогатить свою речь кубанскими пословицами, загадками, сказками; знать о профессиях, распространенных на территории Кубани.
К концу четвертого класса дети должны обладать знаниями по истории Отечества и казачества, гордиться историческим прошлым своего края, стремиться к самостоятельному изучению истории Кубани.
К концу реализации программы «Мы - казачата» у детей должна быть:
- воспитана активная жизненная позиция;
- сплочен классный коллектив;
- приобретены практические навыки следования традициям казачества, умения участвовать в кубанских обрядах, способности украсить свой быт в народном стиле.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В КЛАССЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ).
Традиции кубанской семьи
№ | Название мероприятия | Цели | Ответственные |
СЕНТЯБРЬ | |||
1. | Организационный классный час. Посвящение в казачата. | Причины создания класса казачьей направленности. Сплочение коллектива. | Классный руководитель |
ОКТЯБРЬ | |||
2. | Праздник «Спортивная семья» с элементами казачьих традиций. | Привитие любви к спорту, формирование навыков здорового образа жизни, сплочение семьи. | Классный руководитель Учитель физкультуры |
НОЯБРЬ | |||
3. | Классный час «Моя мама лучше всех». | Воспитание любви и уважения к матери | Классный руководитель Мамы учащихся |
ДЕКАБРЬ. | |||
4. | Беседа. «Путешествие в прошлое моей семьи». | Уяснить понятия «близкие» – «дальние» родственники, «предки», «поколение». Развивать интерес к истории своей семьи. | Классный руководитель Бабушки и дедушки учащихся |
ЯНВАРЬ | |||
5. | Классный час. «Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии». | Учить детей правильно определять традиции, принятые в их семье. Уметь рассказать о них своим одноклассникам. Воспитывать чувство уважения к членам своей семьи. | Классный руководитель Родители учащихся |
ФЕВРАЛЬ | |||
6. | Игровая программа «Казаки – будущие защитники Отечества» | Воспитание уважения к традициям казаков, как защитникам Отечества | Классный руководитель Представитель казачьего общества |
МАРТ | |||
7. | Деловая игра «Мои семейные обязанности» | Познакомить с особенностями труда и быта кубанских семей. Воспитывать уважительное отношение к труду родителей. | Классный руководитель Родители учащихся |
АПРЕЛЬ | |||
8. | Конкурсная программа «Праздник твоего имени». | Познакомить детей с различными именами и их значениями; воспитывать уважение к семейным ценностям; содействовать формированию коллектива класса. | Классный руководитель Родители учащихся |
МАЙ | |||
9. | Познавательная игра-конкурс «Я и семья» | Обобщить знания детей о ценности семьи. | Классный руководитель Библиотекарь |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ К концу первого класса дети должны знать и различать такие понятия, как «родственники», «предки», «поколение», родовые и семейные традиции. У учащихся должны укрепиться ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В КЛАССЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ). Красота и разнообразие природы Кубани. | |||
СЕНТЯБРЬ | |||
1. | Классный час. «Твой адрес в этом мире». | Расширить представление детей о стране, крае, в котором мы живем; познакомить с символикой Краснодарского края. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. | Классный руководитель Учитель географии |
ОКТЯБРЬ | |||
2. | Заочное путешествие по родному краю «Мой край на карте нашей страны». | Дать представление о географическом положении нашего края. Воспитание интереса к изучению климатических особенностей Кубани. | Классный руководитель Учитель кубановедения |
НОЯБРЬ | |||
3. | Классный час. «Разнообразие животного и растительного мира Краснодарского края». | Познакомить детей с многообразием животного и растительного мира нашего края. Прививать умения уточнять и активизировать знания о растениях и животных. | Классный руководитель |
ДЕКАБРЬ | |||
4. | Классный час «Верный друг казака». | Воспитывать любовь к животным. Рассказать о роли лошадей в жизни казаков. | Классный руководитель Атаман Крыловского казачьего общества |
ЯНВАРЬ | |||
5. | Внеклассное занятие. «Красная книга Краснодарского края». | Дать представление о редких и исчезающих животных и растениях нашего края; познакомить детей с заповедни-ками и заказниками на территории Краснодарского края. Учить бережно относить к окружающей природе. | Классный руководитель Учитель географии |
ФЕВРАЛЬ | |||
6. | Праздничная программа «Музыкальная шкатулка» | Дать представление о роли песни в жизни казаков. Воспитывать уважение к народному творчеству. | Классный руководитель Учитель музыки Ансамбль ДМШ «Тэрныця» |
МАРТ | |||
7. | Внеклассное мероприятие. «Хлебные поля – гордость Кубани!» | Дать детям знания о том, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подают к столу; воспитывать уважение к хлебу и труду хлебороба. | Классный руководитель Руководитель ОАО «Крыловское» |
АПРЕЛЬ | |||
8. | КВН «Знатоки природы». | Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Кубани, расширять представление детей о многообразии родного края. Воспитывать любовь к родной природе. | Классный руководитель Библиотекарь |
МАЙ | |||
9. | Устный журнал «Приезжайте в гости к нам». | Познакомить детей с городами –курортами, обычаями гостеприимства жителей Кубани. Воспитывать уважение к традициям народов края. | Классный руководитель Методист музея |
К концу второго класса дети должны иметь представление о красоте и разнообразии природы Кубани, знать и ценить природные богатства родного края, любить и охранять животных и растения, которые можно встретить на территории Краснодарского края ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В КЛАССЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ). Культура и быт наших предков | |||
СЕНТЯБРЬ | |||
1. | Праздник «На Кубани мы живем». | Обобщить знания детей о Кубани, знакомить детей с кубанским фольклором. Воспитывать уважение к народам края. | Классный руководитель Учитель музыки Руководитель фольклорного коллектива СЦК «Марусына» |
ОКТЯБРЬ | |||
2. | Внеклассное мероприятие. «Кубанские посиделки». | Способствовать возрождению обычаев и обрядов казаков; расширить знания об искусстве нашего края; знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани. Учить самостоятельно находить материал по теме. | Классный руководитель Учитель ИЗО |
НОЯБРЬ | |||
3. | Устный журнал. «Что мы знаем о народном творчестве». | Познакомить детей с устным творчеством казаков (песни, считалки…). Воспитание уважения к народным традициям. | Классный руководитель Фольклорный коллектив СЦК «Марусына» |
ДЕКАБРЬ | |||
4. | «В ночь перед Рождеством». Встреча с настоятелем храма. | Знакомство детей с историей возникновения праздника. Воспитание бережного отношения к народным традициям. | Классный руководитель Настоятель храма |
ЯНВАРЬ | |||
5. | Внеклассное мероприятие. «Рождество Христово». (с участием местного фольклорного коллектива) | Дать представление как отмечали праздник наши предки; познакомить с обрядовыми песнями. Развивать интерес к изучению народных традиций. | Классный руководитель Учитель музыки Учитель ОПК |
ФЕВРАЛЬ | |||
6. | «Мы рады встрече с вами». Встреча с поэтом Л. Мирошниченко | Познакомить детей с произведениями современных авторов, расширять кругозор учеников. Воспитание бережного отношения к культуре Кубани. | Классный руководитель Местный поэт Л. Мирошниченко |
МАРТ | |||
7. | Внеклассное мероприятие. «Пасхальный благовест». | Дать представление о том, как раньше отмечался этот праздник, познакомить с пасхальными играми; учить разным способам росписи пасхальных яиц. Воспитание уважения к христианским традициям. | Классный руководитель ПДО |
АПРЕЛЬ | |||
8. | Игротека «Казачья удаль» | Разучивание казачьих игр, песен. Воспитание бережного отношения к историческому прошлому казачества | Классный руководитель Учитель физкультуры Тренер КДЮСШ |
МАЙ | |||
9. | Экскурсия в историко-краеведческий музей «Дом казака» | Познакомить с укладом жизни казаков. Воспитание любви к родному дому и семье. | Классный руководитель Методист музея |
К концу третьего класса дети должны знать главные христианские праздники, казачьи обычаи и обряды; любить и уметь исполнять казачьи песни, обогатить свою речь кубанскими пословицами, загадками, сказками; знать о профессиях, распространенных на территории Кубани. | |||
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В КЛАССЕ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ). Важнейшие события в истории Кубани | |||
СЕНТЯБРЬ | |||
1. | Поисковая операция «С днем рождения, станица!» | Знакомство с историей станицы, подбор материала об историческом прошлом Крыловской. Воспитание любви к станице, уважения к ее жителям. | Классный руководитель Библиотекарь |
ОКТЯБРЬ | |||
2. | Внеклассное занятие. «История кубанского казачества». | Расширить знания детей об освоении Кубани казаками. Развивать познавательный интерес к истории казачества. | Классный руководитель Учитель кубановедения |
НОЯБРЬ | |||
3. | Познавательная программа «Дар Екатерины». | Знакомство с историей образования г. Краснодара, его историческим прошлым. Развивать познавательный интерес к истории города. | Классный руководитель Учитель истории |
ДЕКАБРЬ | |||
4. | Познавательная программа «Музыкальная шкатулка» | Разучивание походных песен казаков. Сплочение коллектива через хоровое пение. | Классный руководитель Учитель музыки Ансамбль ДМШ «Тэрныця» |
ЯНВАРЬ | |||
5. | Классный час «История в архитектурных памятниках» | Познакомить детей с памятниками Кубани, района, станицы. Воспитывать бережное отношение к культурным ценностям. | Классный руководитель Методист музея |
ФЕВРАЛЬ | |||
6. | Внеклассное мероприятие. «Мы славим дедов и отцов - запорожских казаков». | Обобщить знания детей о казачестве; развивать интерес к изучению исторического прошлого нашей страны, края. Воспитание чувства гордости и уважения к воинам-казакам. | Классный руководитель Учитель кубановедения |
МАРТ | |||
7. | Репортаж «Ими гордится Кубань». | Составление устного альбома о заслуженных людях Кубани. Сплочение коллектива через совместную поисковую деятельность. Воспитание чувства гордости к труженикам Кубани. | Классный руководитель Библиотекарь |
АПРЕЛЬ | |||
8. | Заочное путешествие «Новороссийск - город-герой Кубани» | Знакомство с подвигом жителей Новороссийска в ВОВ. Воспитание уважительного отношения к защитникам Родины. | Классный руководитель Учитель истории |
МАЙ | |||
9. | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Прикоснемся к подвигу». | Дать представление о роли казаков в освободительной войне. Воспитание уважительного отношения к ветеранам Вов. | Классный руководитель Старшая вожатая |
К концу четвертого класса дети должны обладать знаниями по истории Отечества и казачества, гордиться историческим прошлым своего края, стремиться к самостоятельному изучению истории Кубани. |
Предварительные расходы по кадровому, экономическому, материально-техническому обеспечению программы
№ п/п | Виды расходов | Сумма | Предполагаемые источники получаемых доходов |
1 | Казачья форма Флаг, герб, знаки отличия (значки) | 33000 1500 | Благотворительные средства |
2 | Средства для оплаты вводимых ставок Педагоги дополнительного образования 2 ставки | 500 рублей в месяц | Краевой бюджет |
3 | Средства для организации и проведения воспитательных мероприятий по реализации программы | 3000 | Благотворительные средства |
4 | ИТОГО | 38000 | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: