NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол №1 от 30. 08. 2012 г. Утверждено управляющим советом мбоу сош №6 протокол №41 от 31. 08. 2012 г


ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБОУ СОШ № 6

 протокол № 1 от 30.08.2012 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Управляющим советом

МБОУ СОШ № 6

протокол № 41 от 31.08. 2012 г.

Положение о разработке и утверждении основной образовательной программы начального общего образования, реализующей федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования
I.Общие положения



    1. Настоящее Положение о разработке и утверждении основной образовательной программы, реализующей федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (далее – Положение) создано с целью определения правил оформления, разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования.

    2. Положение разработано в соответствии со статьями федерального закона «Об образовании» Российской Федерации, положениями Федерального государственного образовательного стандарта и Устава МБОУ СОШ № 6.

    3. Положение является локальным актом, регулирующим организацию образовательного процесса в МБОУ СОШ № 6.

    4. Положение приобретает силу локального акта и прекращает свое действие в общем порядке, предусмотренном Уставом МБОУ СОШ № 6.

    5. В Положение могут быть внесены изменения и дополнения после обсуждения изменений и дополнений на педагогическом совете МБОУ СОШ № 6.

    6. Положение принимается на неопределенный срок.

    7. Под основной образовательной программой в настоящем Положении понимается система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающих достижение обучающимися спланированных результатов.

    8. Основная образовательная программа является обязательным нормативным документом, регламентирующим содержание и организацию образовательного процесса в Учреждении.

    9. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования для классов, в которых реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее по разделу – Стандарт), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.

    10. Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

    11. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования определяется Стандартом начального общего образования и составляет 4 года.

    12. Нормативный срок освоения Основной образовательной программы, указание на федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373, выносится на титульную страницу основной образовательной программы.

    13. Обучение по основной образовательной программе начального общего образования, реализующей Стандарт, в Учреждении осуществляется только в очной форме обучения.

    14. Процедура принятия несовершеннолетнего в Учреждение с целью освоения основной образовательной программы начального общего образования определяется требованиями указанными в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

    15. При зачислении ребенка в качестве обучающегося Учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с содержанием основной образовательной программой Учреждения.

    16. Основная образовательная программа начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом начального общего образования.




  1. Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования


2.1.Основная образовательная программа оформляется, разрабатывается и утверждается в соответствии с настоящим Положением.

2.2.Основная образовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется Учреждением самостоятельно.

2.3.Разработка основной общеобразовательной программы осуществляется МБОУ СОШ № 6 при участии органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления.

2.4.Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, представленной в реестре примерных основных образовательных программ.

2.5.Примерные образовательные программы, примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) имеют для Учреждения рекомендательный характер.
III. Структура Образовательной программы.

3.1. Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы:
1).Целевой раздел:

  • Пояснительная записка,

  • Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования,

  • Система оценки достижения планируемых результатов.


2).Содержательный раздел:

  • Программа формирования универсальных учебных действий,

  • Программы отдельных предметов и программа дополнительного образования,

  • Программа духовно-нравственного развития,

  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,

  • Программа коррекционной работы.


3).Организационный раздел:

  • Учебный план начального общего образования,

  • План внеурочной деятельности,

  • Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.


IV.Управление Образовательной программой.
Педагогический совет:

  • Рассматривает ООП НОО и учебный план школы,

  • Рассматривает программы учебных дисциплин.


Директор школы:

  • Утверждает ООП НОО,

  • Утверждает учебный план школы на текущий год,

  • Утверждает рабочие программы учебных предметов курсов,

  • Утверждает программы внеурочной деятельности,

  • Обеспечивает стратегическое управление реализаций ООП НОО,

  • Обеспечивает планирование, контроль и анализ деятельности по достижению положительных результатов, определенных ООП НОО,

  • Создает необходимые организационно-педагогические и материально-технические условия для выполнения ООП НОО,

  • Ежегодно представляет публичный доклад на сайте образовательного учреждения.


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  • Обеспечивает разработку ООП НОО в соответствии с положением,

  • Организует на основе ООП НОО образовательный процесс на ступени начального общего образования,

  • Осуществляет контрольно-инспекционную деятельность и анализ выполнения учебных программ,

  • Обеспечивает итоговый анализ и корректировку ООП НОО,

  • Обеспечивает разработку программ дополнительного образования,

  • Осуществляет организацию занятий по программам дополнительного образования.


Методический совет призван:

  • Обеспечить целостный анализ реализации ООП НОО,

  • Способствовать определению стратегических приоритетов ООП НОО,

  • Разрабатывают методические рекомендации для учащихся и родителей по эффективному усвоению учебных программ.


V. Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования
5.1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

5.1.1 Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

2) общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования;

3) принципы и подходы к реализации основной образовательной программы начального общего образования;

4) описание условий, созданных в образовательном учреждении для реализации основной образовательной программы начального общего образования.

5.1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, технологии обучения и воспитания, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС;

3) структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должны адекватно отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся;

4) планируемые результаты, описывающие цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала («Выпускник научится»), по годам обучения, а также в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета («Выпускник получит возможность научиться») определяются образовательного учреждения в соответствии с его типом и видом.

5.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.

Система оценки достижения планируемых результатов должна содержать:

1) цели оценочной деятельности, основные направления, описание объекта, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценок;

2) комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

3) оценку динамики учебных достижений обучающихся, используя наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки как проекты, практические работы, портфолио, самоанализ и самооценка, наблюдения и другие;

4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования).
5.2. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

5.2.1 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования конкретизирует требования к результатам начального общего образования и дополняет содержание учебно-воспитательных программ. Программа формирования УУД должна:

1) устанавливать ценностные ориентиры начального общего образования;

2) выявлять связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

3) определять характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

4) определять условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;

5) перечень типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

5.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и разрабатываются на основе:

 требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

 программ формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учѐтом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочие программы составляются преподавателями образовательного учреждения на основе программ отдельных учебных предметов, курсов основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения.

5.2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Программа должна содержать:

1) перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностей ориентации, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;

2) рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;

3) рекомендации по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности.

4) рекомендации по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;

5) рекомендации по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитанию основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

5.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  • пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

  • формирование установок на использование здорового питания;

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

  • формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

  • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приёмы выполнения заданий с учётом индивидуальных особенностей;

  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать:

  1. цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического , психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в её основе;

  2. направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;

  3. модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно – спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно –транспортного травматизма;

  4. критерии, показателя эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

  5. методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

5.2.5. Программа коррекционной работы должна обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение учебной и внеучебной деятельности младших школьников.

Программа коррекционной работы должна содержать:

1) перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся;

2) мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

3) описание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;

4) механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

5) планируемые результаты коррекционной работы.
5.3. Организационный раздел определяет общие рамки организации ь процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает:

5.3.1. Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарѐнных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

5.3.2. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования.

План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направления развития личности (спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

План внеурочноё деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочно деятельности.

5.3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Система условий должна учитывать особенности образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнёрами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).

Система условий должна содержать:

  • описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально –технических, а также учебно – методического и информационного обеспечения;

  • обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения;

  • механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;

  • сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

  • контроль за состоянием системы условий.

VI. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования.

Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе сравнения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с результатами, достигнутыми выпускниками начальной школы

страница 1


скачать

Другие похожие работы: