Протокол №3 утверждаю директор школы О. Г. Науменко " " 2007 г
ПРИНЯТА педагогическим советом школы 11.01.2007 г., протокол № 3 | | УТВЕРЖДАЮ директор школы ____________О.Г. Науменко "_____"___________2007 г. |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 4
Ленинградского района Краснодарского края
на 2007-2010 годы
ст. Крыловская
2007 г.
ПРОГРАММА
развития муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 4
Ленинградского района Краснодарского края
на 2007 – 2010 годы
1. Паспорт программы развития школы
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации.
Нормативная база для разработки программы развития школы
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
3. Закон РФ «Об образовании».
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Цель программы
Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования и социально-экономических изменений в обществе.
Основные задачи программы
1. Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации образования.
2. Определение оптимального содержания образования учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы и уникальности образовательного учреждения.
3. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития.
Сроки реализации программы: с января 2006 года по декабрь 2010 года.
Этапы реализации программы
1. Ориентировочный (2006-2007 гг.).
Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.
2. Основной этап (2008-2009 гг.).
Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
3. Обобщающий (2009-2010 гг.).
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
Управление программой
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебно-воспитательной и воспитательной работе.
2. Информационная справка о школе
2.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся
Школа № 4 была открыта в 1881 году как казачья школа для мальчиков. Школа расположена в центре станицы Крыловской Ленинградского района Краснодарского края. В микрорайоне школы нет крупных сельскохозяйственных или промышленных предприятий. Бывший колхоз "Родина" раздробился на ряд небольших сельхозпредприятий: ОАО "Крыловское", мельница, маслозавод, а также фермерские хозяйства. Население станицы составляет 6850 человек, из них: рабочие и служащие – 2190 человек, 108 человек работают в КФК и 100 – заняты индивидуальной трудовой деятельностью, пенсионеры – 1600 человек, учащихся 1222 человека, в том числе в общеобразовательных школах - 830, 3286 человек - безработные. В непосредственной близости от школы имеется ряд культурно-просветительских и образовательных учреждений: Дом культуры ст. Крыловской, станичный краеведческий музей, детская библиотека, детский дом и детский сад № 25. В станице есть также ещё одна общеобразовательная школа, музыкальная школа, детско-юношеская спортивная школа, станичная библиотека для взрослых, стадион, детский сад № 27.
В 2000-2001 учебном году школа прошла аттестацию и лицензирование, получив лицензию и аккредитацию на 5 лет.
По состоянию на 1 декабря 2005 года в школе обучаются 413 учащихся (23 класса-комплекта), из них в начальной школе - 132 учащихся (8 классов-комплектов), в основной школе - 215 учащихся (11 классов-комплектов), в 10-11-х классах - 66 человек (4 класса-комплекта). По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом: семьи с низким уровнем доходов (уровень доходов в семье на человека ниже прожиточного минимума для Краснодарского края) - 32%; со средним - 68%, семей с высоким доходом практически нет. Большинство семей учащихся проживают в одноэтажных частных домах с подворьем и огородом.
По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом: I группа - 46%, II группа - 48%, III группа - 6%. У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушения зрения и осанки, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из микрорайона расположения школы. Из детских садов в школу в последние годы поступают примерно 70% первоклассников. Основная причина переходов учащихся в другие школы - перемена места жительства.
Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы - пятидневная учебная неделя.
Традициями школы являются:
• открытость образовательного процесса;
• уважение к личности ученика и педагога;
• стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;
• создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;
• организация непрерывного образования учащихся;
• признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;
• сохранение и передача педагогического опыта;
• ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;
• активное включение выпускников школы в образовательный процесс, в том числе по программам начального профессионального обучения.
2.2. Организация образовательного процесса
Учебный план школы разработан на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утверждённого приказом МО и ПО РФ от 09.02.98г. №322 «Об утверждении Базисного учебного плана ОУ РФ», регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2005-2006 учебный год, утверждённого приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 17.05.2005 г. № 01.5/937 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для ОУ Краснодарского края на 2005-2006 учебный год», с учётом приказа департамента образования и науки администрации Краснодарского края от 01.04.2002г. № 01.8/392 «Об утверждении обязательной минимальной учебной нагрузки обучающихся ОУ Краснодарского края», желания учащихся и их родителей.
Региональный компонент представлен:
а) курсом «Кубановедение» в 1-х – 11-х классах;
б) курсом «Основы безопасности жизнедеятельности», который изучается следующим образом:
в 1-х и 2-х классах интегрированным курсом «Мир вокруг нас»;
в 3-х и 4-х классах интегрированным курсом природоведение;
в 5-х - 8-х классах интегрирован в другие образовательные компоненты:
- физкультуру в 5-х – 8-х классах;
- физику в 7-х и 8-х классах;
- географию в 7-х классах;
- биологию в 8-х классах;
в 9-х – 11-х классах – самостоятельным курсом.
в) факультативным курсом «Основы предпринимательской деятельности» в 10-х классах.
Основная часть часов учебного плана, выделенных на обязательные занятия по выбору, использована для выполнения программного минимума по предметам:
-
Образовательный компонент
Количество часов
Классы
Русский язык
1
3, 4, 5, 6, 10, 11
Иностранный язык
1
10
Математика
1
2
Алгебра и начала анализа
1
10, 11
Геометрия
1
10, 11
Физика
2
11
Учебный план составлен с учётом программно-методического обеспечения и материальной базы школы, её кадрового потенциала.
Вопросы экологии рассматриваются при изучении курсов биологии, географии, физики, химии, русского языка; темы по краеведению изучаются на уроках географии, истории и иностранного языка.
Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника посредством диверсификации образовательной среды. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, культурологическое, гражданско-патриотическое, физкультурно-спортивное.
2.3. Внешние связи школы
Осуществляя образовательную деятельность, учитывая пожелания учащихся и их родителей, изменяющуюся социально-экономическую ситуацию в стране и невостребованность большей части выпускников в станице (из-за отсутствия вакантных рабочих мест), школа старается максимально использовать свою материально-техническую базу для предоставления своим ученикам возможности получения не только общего, но и начального профессионального образования. В этих целях преподаватели межшкольного учебного комбината проводят бесплатное профессиональное обучение по специальностям: "Оператор ЭВМ" и "Водитель транспортных средств категории "С" для учащихся 10-х и 11-х классов на базе школьных кабинетов информатики и автодела.
Школа поддерживает тесные связи и с другими образовательными и культурными учреждениями станицы: так в школьном спортзале проводят тренировки не только преподаватели физкультуры, но и тренеры ДЮСШ. Многие выпускники, занимавшиеся в спортивных секциях, связывают свою дальнейшую жизнь со спортом, поступают в ВУЗы и ССУЗы спортивной направленности. Неоценима связь школы с Крыловским домом культуры и детской библиотекой, специалисты этих учреждений проводят занятия в танцевальном, кукольном, фольклорных хореографических и хоровых кружках, проводят совместно с работниками школы интереснейшие мероприятия, воспитывающие в учащихся любовь к родному краю, станице, историческим и культурным традициям народа Кубани, помогают раскрыть юные дарования. Немало выпускников школы в дальнейшем поступают в Кубанский университет культуры, поют в Кубанском казачьем хоре, работают в учреждениях культуры Краснодарского края.
2.4. Текущее ресурсное обеспечение школы
2.4.1. Кадровые ресурсы
Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работают 48 педагогов, из них 3 совместителя. В их числе: награжденные отраслевыми наградами - 10, имеющие квалификационные категории: высшую – 15, первую – 12, вторую – 2.
В школе работают три молодых специалиста.
Возрастной состав кадров:
до 30 лет - 6 человек,
от 30 до 40 лет - 14 человек,
от 40 до 50 лет – 15 человек,
старше 50 лет - 13 человек.
2.4.2. Материально-техническая база
Школа функционирует в двух зданиях: постройки 1900 и 1967 года, которые нуждаются в капитальном ремонте. Школа располагает спортивным залом, расположенным в приспособленном актовом зале, тренажёрно-гимнастическим залом, спортивной площадкой, мастерскими дерево- и металлообработки, столовой на 160 мест, медицинским кабинетом, учебным автомобилем. Общее количество учебных кабинетов с учетом малых кабинетов для занятий по подгруппам - 27. Библиотека обладает общим фондом 15700 единиц хранения. Школа имеет компьютерный класс, оснащенный 10 персональными компьютерами.
С 1994 по 2005 год школа значительно расширила свою материально-техническую базу. Была проведена большая работа по ремонту и реконструкции обветшавших построек, укреплению аварийного двухэтажного здания: по всему периметру обустроена отмостка, произведен ремонт кровли, установлены водосточные желоба и трубы, установлены подпирающие колонны под плиты перекрытия спортзала, заложены оконные проёмы и установлены укрепляющие обоймы в коридорах 1-го и 2-го этажей, отбита ранее отпадавшая штукатурка с плит перекрытия в классах, в столовой и коридорах, проведена полная реконструкция системы отопления в корпусе начальных классов, установлены навесы над входами в оба здания школы и в мастерские, прогнивший деревянный пол в надворном туалете был заменён на железобетонный,отремонтированы и переоборудованы следующие помещения: оба спортивных зала, кабинет информатики, библиотека, мастерские, оборудован запасный выход из корпуса начальных классов, приобретены мебель и технические средства обучения.
2.4.3. Финансовые ресурсы
Школа с 1996 года находится на финансовой самостоятельности, имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими внебюджетными средствами. Бюджетное финансирование покрывает примерно 75% финансовых нужд образовательного учреждения. Оставшиеся 25% составляют спонсорские и другие внебюджетные средства.
3. Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижения, конкурентных преимуществ и проблем школы
3.1. Результаты образовательного процесса
За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения станицы. Многие ее выпускники приводят в школу своих детей, образуя многочисленные школьные «династии». Кроме того, десять педагогов, включая заместителя директора школы по воспитательной работе, являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению.
Для школы характерно высокое качество образования учащихся. Степень обученности учащихся за последние три года стабильно сохраняется на допустимом и высоком уровнях, составляя по классам от 99% до 100%. Количество отличников составляет 7-8% от общего числа учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» - более 38%. Следует отметить, что число отличников за последние три года увеличилось на 10%, а число учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5», стабильно сохраняется на указанном уровне.
Школа в течение десяти лет работает без второгодников. Качество знаний, показываемых выпускниками на экзаменах по выбору, составляет от 90% до 100%. За последние три года из 107 выпускников школы (без ГЗО) стали студентами ВУЗов и ССУЗов 55 человек, при этом 7% выпускников школы получили серебряные медали «За особые успехи в учении».
Качество образования учащихся позволило школе в минувшем учебном году занять несколько призовых мест по результатам районного тура предметных олимпиад:
Класс | Предмет | Место | Ф.И.О учащихся | Ф.И.О. учителя |
7 «Б» | География | I | Жарина Олег | А.А. Воблая |
9 «А» | География | III | Панченко Иван | А.А. Воблая |
10 «Б» | География | III | Тутиченко Николай | А.А. Воблая |
9 «А» | Обществознание | III | Деркач Карина | К.А. Седой |
6 «Б» | Русский язык | III | Ковалева Карина | С.Г. Цветковская |
11 «Б» | Русский язык | V | Тараскова Виктория | Г. Н. Денисенко |
По результатам районной олимпиады по географии Жарина Олег был направлен на зональную, где также занял I место.
Хороший уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования и поиском новых форм организации образовательного процесса.
Событийный подход, положенный в основу развития системы личностных отношений участников образовательного процесса, позволил наполнить жизнь школьников яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими в «школьное братство» учеников и учителей посредством традиций-событий, к которым следует отнести такие как: торжественная линейка, посвященная началу учебного года «Первый звонок», праздник первоклассника «Посвящение в ученики»; День станицы «Люблю тебя, моя станица»; День пожилого человека «Чтоб старость была в радость»; День учителя - Фестиваль «Творческий потенциал учителя»; Неделя семейного воспитания «Вечный светоч материнства»; Новогодний утренник «Встречи у новогодней елки», вечер встречи с выпускниками «В кругу школьных друзей…»; пионерский сбор «День юного героя антифашиста», цикл мероприятий, посвященных месячнику оборонно-массовой и военно-патриотической работы; День Святого Валентина, праздничная программа дня мужчин, посвященная Дню защитника Отечества, праздничная программа для женщин в честь 8 марта, торжественная линейка "Последний звонок", выпускной бал и многие другие.
Пропаганда здорового образа жизни занимает одну из немаловажных сторон воспитательного процесса в школе. «Формула здоровья» под таким девизом прошла Неделя физкультуры и спорта в школе, в ходе которой были проведены различные соревнования, выявлены чемпионы школы. Чемпионы школы были сфотографированы и обновлена доска почета. 22 апреля был проведен День защиты детей (день ГО). Он проводился традиционно по станциям.
Наилучшим средством пропаганды здорового образа жизни являются занятия физкультурой и спортом, которые в нашей школе ведутся на высоком уровне, о чем свидетельствуют неоднократные победы в районных соревнованиях.
I место по настольному теннису;
3место по шахматам;
1 место в соревнованиях по шашкам;
команда девушек 2 место по баскетболу;
2 место по волейболу в районных соревнованиях среди юношей;
1 место в районных соревнованиях по волейболу среди девушек;
2 место в гиревом спорте «Юные олимпийцы».
По итогам всех видов соревнований наш коллектив физкультуры занял 1 место в районной спартакиаде учащихся общеобразовательных школ района.
3.2. Основные способы достижения результатов образовательного процесса
На протяжении ряда лет школа работала над проблемной темой: "Улучшение учебно-воспитательного процесса на уроке". Учителями использовались элементы методики развивающего обучения наряду с традиционными технологиями. Однако данная методика ещё не стала ведущей педагогической технологией, используемой учителями школы. Поэтому коллектив педагогов-экспериментаторов ставит перед собой задачу дальнейшей разработки и освоения развивающих технологий обучения. Учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, географии, истории, трудового обучения работают над внедрением в практику работы технологии проектного обучения. Она расширяет возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придает образовательному процессу диалоговый характер. Использование проектной технологии позволяет расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести:
• повышение уверенности учащихся в собственных силах;
• развитие позитивного образа себя и других;
• более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей;
• усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;
• повышение умения адекватно оценивать себя;
• развитие «командного духа» и «чувства локтя», коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;
• обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи;
• развитие исследовательских способностей;
• развитие умения мыслить абстрактно.
В результате использования проектной технологии, учителя трудового обучения школы успешно воплотили целый ряд межпредметных и внутрипредметных проектов, включающих тематику не только курса технологии, но и курсов физики, химии, черчения, истории, кубановедения и других предметов.
В настоящее время школа продолжает работу над прежней проблемой «Улучшение качества учебно-воспитательного процесса на уроке», так как тема не исчерпана и коллективу многое предстоит сделать в плане внедрения новых образовательных технологий.
3.3. Конкурентные преимущества школы и противоречия образовательного процесса
Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:
• значительный авторитет школы в окружающем социуме;
• квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
• значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
• качественную начальную подготовку, позволяющую школьникам добиваться хороших учебных показателей на второй и третьей ступенях школы;
• преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы;
• качественное изучение школьниками родного языка;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;
• интеграцию основного и дополнительного образования.
Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на разрешение которых должна быть направлена программа развития школы. Это противоречия между:
• необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;
• стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;
• ориентацией организации и содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствие поисков, творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения;
• профессиональной готовностью учителя взаимодействовать со «школьной» личностью ученика и его целостностью как объективной реальностью;
• отношением к ученику как объекту педагогического воздействия и неприятием его учащимися;
• организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компетентности, и объективной необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности, способствующей развитию субъектности как учителя, так и ученика;
• высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной оснащённостью образовательного процесса компьютерным и мультимедийным оборудованием, отсутствием подключения к Интернету, низкой подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях, устаревшими нормативами при составлении штатного расписания школы.
4. Концептуальные основания программы развития
4.1. Представления о выпускнике школы социального оптимизма и качестве образовательного процесса
Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним, любовь к своей Родине, родному краю, станице. Присущий выпускнику школы социальный оптимизм, базируется на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.
Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.
Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:
• формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;
• развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
• происходит обучение общеучебным дисциплинам на уровне, достаточном для любой профессиональной деятельности и различных видов коммуникаций;
• эффективно сочетается изучение образовательных областей и предметов с внеклассной и внешкольной воспитательной работой без перегрузки учащихся;
• в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
• не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.
4.2. Основные положения концепции школы социального оптимизма
1. Выпускник школы, для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу, должен обладать универсальной школьной подготовкой
2. Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса в школе социального оптимизма, должны быть ориентированы на:
• самопознание и саморазвитие учащихся;
• развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;
• формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся;
• поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;
• развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу.
Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление и различные школьные сообщества.
Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения, характерными чертами которого являются:
• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;
• направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;
• многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях.
Проектная технология способна изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной. В результате этого будут созданы условия для:
• обогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности;
• самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений;
• овладения школьниками опытом совместного решения проблем.
3. Школа социального оптимизма немыслима, если сами педагоги не ориентируются на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.
С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием методики преподавания своих предметов и курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников.
4. Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения:
• дальнейшее развитие общего образования и расширение возможностей получения начального профессионального образования в стенах школы;
• внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху;
• укрепление материальной базы образовательного процесса и профессиональное развитие каждого педагога и всего педагогического коллектива.
5. Приоритетные направления реализации программы
5.1. Развитие общего образования и расширение возможностей получения начального профессионального образования в стенах школы
Одним из основных направлений развития общего образования является внедрение методик развивающего и проектного обучения. В связи с этим планируется открыть классы развивающего обучения на ступени начального общего образования, внедрять методику развивающего обучения на II ступени, внедрять элементы проектного обучения на II, и III ступенях обучения. Предполагается продолжить изучение недавно введённых в учебный план школы учебных курсов "Кубановедение" и "Основы предпринимательской деятельности". Необходимо разработать мультимедийное обеспечение вводимых курсов, что позволит учащимся иметь доступ к необходимой информации с минимальными затратами.
В целях решения проблемы интеграции общего и начального профессионального образования, необходимо изучить возможности использования материала общеобразовательных дисциплин в программах курсов профессионального обучения. На начальном этапе работы необходимо изучить имеющийся опыт такой интеграции, провести анализ требований к уровню владения учащимися всеми видами общеобразовательной подготовки, анализ наиболее востребованных профессий, по которым было бы возможно организовать начальное профессиональное обучение на базе школы, определить принципы и способы реализации данной интеграции.
Систему дополнительного образования учащихся предполагается развивать через расширение сети кружков, клубов по интересам с учетом множественности вариантов и форм их проведения. Такой подход дает возможность построения индивидуальной траектории воспитания и обучения групп и отдельных учащихся, что должно привести к воспитанию гармоничной всесторонне развитой личности, более широкому вовлечению учащихся в проектную деятельность, освоению дополнительными знаниями и умениями без учебных перегрузок. Планируется создание школьных текстовых, аудио-, видео-, мультимедийных разработок, что позволит школе создать собственные учебные пособия для курсов "Кубановедение", "История Кубани", "Экология" и других.
5.2. Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху
В школе планируется дальнейшее использование метода проектов для интеграции знаний различных предметных областей, разработка межпредметных проектов.
Предполагается проведение работы по широкому внедрению в образовательный процесс информационных технологий, что позволит создать новые ученические объединения и разработать новые проекты.
Инновационные процессы в области воспитания учащихся будут направлены на развитие системы самоуправления учащихся через расширение функций ученической организации "Ритм". Планируется создание общешкольных проектов по тематикам, связанным с формированием социокультурной и социальной компетенции учащихся, развитию таких значимых качеств как любовь к своей малой Родине, уважение к истории своего народа, своей страны, мужество и стойкость в различных жизненных ситуациях, толерантность, креативность, дисциплина и ответственность за порученное дело.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся предполагается решать путем продолжения работы кружков, секций и других объединений школьников по интересам (экология, краеведение, спорт, туризм, искусство, образование). К деятельности объединений планируется привлекать родителей учащихся и выпускников школы.
Предполагается расширить участие выпускников в жизни школы путем создания клуба выпускников.
Большое значение планируется уделить развитию связей школы и станичного краеведческого музея как средства формирования у школьников гордости за свою станицу, свое учебное заведение.
5.3. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
Условием поддержания оптимистического настроя учащихся является постоянный профессиональный рост педагогов, который создает базу для поисков и экспериментов. Школа планирует обновление кадрового потенциала не только за счет прихода молодых специалистов, но и привлечения высококвалифицированных преподавателей межшкольного учебного комбината, СОШ № 3 и других образовательных учреждений в качестве совместителей или на основе совместной образовательной деятельности.
В содержании методической работы школы акцент будет смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие у учителя его профессионального самосознания, а на этой основе - определение путей и средств его профессионального саморазвития.
Совершенствование профессионального роста учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:
• оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, районной, краевой и федеральной систем повышения квалификации;
• изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;
• овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
• совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;
• работе с учебниками и учебно-методическими пособиями новых курсов.
Основными формами работы по повышению квалификации педагогических работников школы будут:
• самообразование;
• школьные и районные методические объединения учителей;
• школы передового опыта, творческие группы;
• семинары-практикумы для учителей и других педагогических работников;
• различные конкурсы профессионального мастерства;
• взаимопосещения учебных занятий;
• наставничество в различных его формах.
Кроме традиционных методических объединений и временных творческих групп в школе планируется создание профессионально-педагогических объединений по овладению учителями информационными технологиями на функциональном уровне.
6. Основные мероприятия по реализации программы развития
6.1. Развитие общего образования и расширение возможностей получения начального профессионального образования в стенах школы
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Внедрение методик развивающего и проектного обучения | с 2006-2007 уч.г. | Директор школы, его заместители по УВР, руководители ШМО |
2 | Открыть классы развивающего обучения на ступени начального общего образования | с 2006-2007 уч.г. | Директор школы, его заместители по УВР |
3 | Внедрять методику развивающего обучения на II ступени | Ежегодно | Заместитель директора школы по УВР, руководители ШМО |
4 | Внедрять элементы проектного обучения на II и III ступенях обучения | Ежегодно | Заместитель директора школы по УВР, руководители ШМО |
5 | Разработать мультимедийное обеспечение вводимых курсов | Ежегодно | Директор школы, его заместители по УВР |
6 | Изучить возможности использования материала общеобразовательных дисциплин в программах курсов профессионального обучения | в 2006-2007 уч.г. | Заместитель директора школы по УВР, руководители ШМО |
7 | Провести анализ наиболее востребованных профессий, по которым было бы возможно организовать начальное профессиональное обучение на базе школы, определить принципы и способы реализации данной интеграции. | в 2006-2007 уч.г. | Директор школы, его заместители по УВР и ВР, руководители ШМО |
8 | Продолжить работу по введению курса "Основы предпринимательской деятельности" | в 2006-2007 уч.г. | Директор школы, его заместитель по УВР |
9 | Усилить подготовку учащихся к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ | Ежегодно | Заместитель директора школы по УВР, руководители ШМО |
10 | Создание общешкольного банка образцов проектов, используемых в ходе урочной и внеурочной деятельности. | Ежегодно | Заместитель директора школы по УВР, руководители ШМО |
11 | Разработка мультимедийной поддержки курса "Кубановедение" | 2007-2008 г. | Директор школы, педагог-организатор, инициативная группа |
12 | Проведение мониторинга и диагностики реализации программы развития. | Ежегодно с 2008 г | Директор школы, его заместители по УВР и ВР |
6.2. Внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Создание банка идей по развитию у учащихся мотивации к успеху | Постоянно | Заместители директора школы по УВР и ВР |
2 | Проведение заседания педагогического совета школы по проблеме "Методы формирования мотивации достижений школьников" | 2008 г. | Директор и заместители директора школы |
3 | Совершенствование методов оценивания достижений учащихся школы. | 2007-2010 | Директор и заместители директора школы |
4 | Совершенствование методики создания проектов на междисциплинарной основе, общешкольных проектов. | Ежегодно | Заместители директора школы по УВР и ВР |
5 | Внедрение информационных технологий в образовательный процесс:
| 2007 2007г. ежегодно с 2007 г. с 2008 г. с 2008 г. | Директор школы -"- Заместители директора школы по УВР и ВР -"- -"- |
6 | Развитие ученического самоуправления:
| Ежегодно | Заместитель директора по ВР, старшая вожатая. |
7 | Организация клуба выпускников школы. Участие выпускников в профориентационной работе | с 2007г. | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор. |
8 | Работа родительских лекториев на всех ступенях обучения. | с 2007 г. | Заместители директора школы по УВР и ВР |
9 | Деятельность школьной педагогической службы:
| Ежегодно с 2007 г | Заместитель директора школы по УВР и педагог-психолог |
6.3. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей | Ежегодно | Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО |
2 | Повышение квалификации и переподготовка кадров педагогов | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
3 | Работа педагогов над темами самообразования | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
4 | Участие в работе школьных и районных методических объединений учителей | Ежегодно | Зам. директора по УВР |
5 | Проведение обучения учителей основам компьютерной грамотности | с сентября 2008 г. | Горбач О.Ю., Пахомова О.А., Бубнов В.Е. |
6 | Обмен опытом работы через систему взаимопосещений уроков и внеурочных мероприятий | По плану работы | Заместители директора школы по УВР и ВР, руководители ШМО |
7 | Проведение внутришкольных конкурсов учителей, участие в районном конкурсе "Учитель года" | Ежегодно | Заместители директора школы по УВР и ВР, руководители ШМО |
8 | Организация системы наставничества | Ежегодно | Заместители директора школы по УВР и ВР, руководители ШМО |
9 | Подготовка педагогов к участию в инновационной и экспериментальной деятельности | с 2007-2008 г. | Заместители директора школы по УВР и ВР, руководители ШМО |
10 | Проведение аттестации педагогических кадров | Ежегодно | Зам. директора школы по УВР |
Перечисленные мероприятия подлежат корректировке в зависимости от результатов, получаемых в ходе реализации программы развития школы.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: