Протокол №4 от «26» сентября 2012г. Утверждаю Директор маскоу скош-интернат Г. А. Калугина
МАСКОУ СКОШ-интернат
Рассмотрено На методическом совете МАСКОУ СКОШ-интернат Протокол №__4__ от « _26»_сентября_2012г. | Утверждаю Директор МАСКОУ СКОШ-интернат ________Г. А. Калугина «_28_»__сентября_2012 г. |
| |
Программа кружка
Программу разработала Тупикова Ирина Игоревна
Пояснительная записка.
Шашки увлекательная игра, созданная народом.
Шашки — игра столь же древняя, что и шахматы. Но, в отличие от шахмат, шашечные системы развивались внутри национальных традиций. Существуют английские, немецкие, итальянские, испанские, русские, канадские шашки. А в Китае и в Японии распространена похожая на шашки игра в го. Казалось бы, надо радоваться столь обильному многообразию. Однако в результате шашисты разных стран оказались лишенными возможности участвовать в международных состязаниях. Нельзя же играть с соперником, не зная его правил! Поэтому примерно сто лет назад в Голландии был создан новый вариант игры — «стоклеточные шашки». Он был признан международным. Хочешь выйти на международный уровень и отстаивать спортивную честь своего государства (шашки, как и шахматы, считаются видом спорта, только особенного — интеллектуального), играй в стоклеточные шашки. Правила и условия игры таковы, что могут быть освоены даже детьми. Поэтому Европейская федерация шашек проводит чемпионаты для детей в возрасте от пяти до десяти лет.
Шашки знакомы и любимы многими. Эта настольная игра немного напоминает шахматы, но в её «упрощённом» виде. Для шашек используется многоклеточная доска (по виду шахматной), а также шашки, которые не отличаются друг от друга по внешнему виду и имеют различный цвет для двух игроков.
Шашечное творчество содержит элементы науки. В шашках применяются научные методы исследования. Прежде всего – анализ. Он пронизывает шашки снизу доверху. Без кропотливого, всестороннего анализа нельзя серьёзно говорить о творчестве, но исчерпывающий анализ очень труден и не всегда возможен. Нередко возникают такие позиции, которые вообще плохо поддаются анализу. Тут приходит на помощь оценка позиций. Научиться правильно оценивать позиции нелегко. Здесь нужны, и богатая практика, и знания, и интуиция.
Трудность понимания процесса шашечного мышления заключаются в том, что в шашках выступает единственное по своей специфике сочетания элементов игры, искусства, научного познания. Каждый из этих элементов разнороден и требует своего аналитического подхода, а стало быть – и педагогического наблюдения и исследования. Предметный и объективный характер мышления – специфика творчества шашиста. А сила воображения, способность установления единства мыслительного процесса, анализ и синтез частей объекта – всё это обогащает личность ученика, его разум и стремление к трудовой деятельности. Шашки безжалостны к ошибкам человека, также как математика. Неправильно решенная задача, снижает оценку.
Для рассеянного и невнимательного ученика, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания развивающая за шашечной доской – драгоценное приобретение. На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать. Что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом их серьезного увлечения шашками и, несомненно, являются следствием указанной особенности воздействия шашек на психику.
Наиболее важными для ученика в шашках являются такие свойства, как сосредоточенность и устойчивость внимания. Сосредоточенность в равной степени необходима, как при восприятии, так и в запоминании, воспроизведении, деятельности мышления и воображения. Внимание шашиста проявляется особенно в тесной связи с мышлением и поэтому можно с полным правом говорить о преимущественно интеллектуальном характере внимания шашиста, которое носит ярко выраженный произвольный характер.
Занятие кружка проводится 1 раз в неделю
Задачи:
научить учащихся играть в шашки;
научить учащихся думать, размышлять, делать выводы.
пополнять словарный запас учащихся.
План реализации программы.
Число | Содержание | Цель |
| История шашек | Рассказать детям о появлении игры «Шашки». Развивать интерес в игре. |
| Описание | Познакомить с шашечной доской, фигурами. |
| Правила шашек | Учить правилам игры. |
| Стратегия шашек. | Учить правилам игры. |
| Правила игры в стоклеточные шашки | Учить правилам игры. |
| Обучение игре | Учить игре. |
| Некоторые отличия в правилах | Учить правилам игры. Развивать внимательность. |
| Виды шашек. | Познакомить с различными видами шашек. |
| «Русские шашки» | Познакомить с различными видами шашек. |
| Обучение игре | Учить правилам игры. |
| «Международные шашки» | Познакомить с различными видами шашек. |
| Обучение игре | Учить правилам игры. |
| Шашки для детей | Познакомить с различными видами шашек. |
| Обучение игре | Учить правилам игры. |
| Шашечный турнир среди учащихся 3а и 3с классов | Провести соревнования между классами. Учить не отчаиваться поражениям, радоваться победам соперников. |
Список литературы:
Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно», издательство «Детская литература» 1989 г.
Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г.
Р.Нежметдинов «Шахматы», Казань, 1985 г.
В.Зак, Я.Длуголенский «Отдать, чтобы найти», издательство «Детская литература», 1988
страница 1
скачать
Другие похожие работы: