NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол №6 от 26. 01. 2006



ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ



Программа курса

«Инновационный менеджмент»

Москва


2006

Обсуждено и рекомендовано

к изданию на заседании

Ученого Совета ИМЭС

(протокол №6 от 26.01.2006)


Данную программу разработал профессор Института международных экономических связей, д.в.н. Медведев Виктор Петрович




  1. Организационно-методический раздел



1.1. Цель курса

Подготовка бакалавра менеджмента по вопросам управления инновационными процессами на предприятии (в организации) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
1.2. Задачи курса

Курс рассчитан на развитие и углубление теоретических знаний студентов в области:

  • инновационной деятельности организаций;

  • выбора наиболее эффективных путей обновления производства (организации) и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг);

  • использования мирового опыта инновационной деятельности в условиях российского предпринимательства, в условиях организации и осуществления международных экономических связей.


1.3. Место курса в системе социально-экономических дисциплин: Курс «Инновационный менеджмент» органически связан с рядом экономических дисциплин, объектом изучения которых является изучение экономических законов развития общества и закономерностей общественного производства, функций управления экономикой: экономическая теория, макро- и микроэкономика, экономика природопользования, организация производства, менеджмент, маркетинг, основы предпринимательства.

Данная дисциплина тесно связана с изучением теории эффективности, математических основ моделирования, а также с целым рядом технических дисциплин, знание основ которых необходимо будущим конкурентоспособным специалистам для определения эффективных направлений развития инновационной деятельности организаций (фирм).



Взаимосвязь инновационного менеджмента с другими дисциплинами

Экономическая теория

Высшая математика

Теория менеджмента


- макроэкономика

- микроэкономика

- экономика предприятия

- экономический анализ

- бухгалтерский учет и
аудит

Функциональный
менеджмент:

- финансовый

- инвестиционный

- производственный
(операционный)

- стратегический



Экономико-математические модели

Инновационный
менеджмент

Международные экономические и финансовые отношения

Основы маркетинга и предпринимательства



Требования – знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения:

В результате изучения курса студенты должны

знать:

  • содержание основных понятий, структуру современных инновационных процессов;

  • виды организационных структур;

  • основы оценки эффективности разрабатываемых инновационных процессов;

  • терминологический аппарат;

уметь:

  • творчески, экономически мыслить по проблематике проводимых инноваций на предприятии, инновационных процессов в стране и за рубежом, давать правильную оценку мероприятиям инновационной политики, на основе анализа рыночной конъюнктуры находить новации, новые решения, уметь применять полученные знания для решения практических задач бизнеса инноваций;

  • применять экономико-математическое модели в процессе анализа инноваций, представлять алгебраические и графические модели различных инновационных концепций;

  • самостоятельно работать с литературой, писать рефераты, научные записки на актуальные темы по инновационным процессам;

  • использовать отечественный и международный опыт разработки инновационных проектов, внедрения инноваций, получения позитивных результатов с выходом на мировые рынки;

  • находить источники финансирования, т.е. где взять деньги на инновационные проекты. Отсутствие финансовых средств на разработку инновационных продуктов является одним из наиболее серьезных препятствий для малых предприятий, стремящихся работать в инновационной сфере;

быть ознакомлены и понимать:

  • философию менеджера-инноватора;

  • научиться читать и понимать научные, аналитические, статистические отчеты и оценки инновационного развития.



2. Распределение часов по темам и видам занятий



Темы

Всего часов

Количество часов по видам учебных занятий

лек.

сем.

самост.

работа

1. Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента

10

4

2

4

2. Инновационный проект и управление им


22

8

6

8

3. Оценка эффективности инноваций

14

4

2

8

4. Финансирование инновационной деятельности

14

4

2

8

5. Информационное обеспечение инноваций. Инновационная деятельности в России. Международные аспекты инновационной деятельности

12

4

-

8

Итого:

72

24

12

36


3. Содержание курса
3.1. Темы лекций
Тема 1. Основные понятия инноваций, инновационного менеджмента

Понятие и сущность инноваций, инновационных процессов. Инновацион­ная деятельность как базовый элемент экономической науки, эффективной стратегии предприятия, инструмент приобретения и сохранения конкурентных преимуществ.

Классификации, свойства и функции инноваций. Инновационный про­цесс. Факторы, влияющие на развитие инновационного процесса. Жизненный цикл инновации. Длинные волны в экономике.

Цели и основные направления, научно-методические ос­новы  иннова-ционного менеджмента (ИМ). Стратегия и тактика в инновационном менеджменте. Функции управления инновациями. Приемы инновационного менеджмента: бенч-маркинг, маркетинговый подход, инжиниринг, бренд-стра­тегия, ценовой прием, фронтирование рынка, мэрджер. Современный сис­темный подход к роли инноваций в конкуренции.

Организационные формы инновационного процесса: организационные структуры НИИ и КБ в России, бутлегерство, новые фирмы в рамках старых компаний, инкубаторные программы и сети малых фирм, технопарки и техно­полисы, альянсы и консорциумы, совместные предприятия. Инновационная политика предприятия.

  • Контрольные вопросы по теме

  1. Роль инновационного предпринимательства в рыночной экономике. Инновации и инновационные процессы.

  2. Цели и основные направления инновационного менеджмента.

  3. Роль науки в осуществлении инноваций.

  4. Инновационный менеджмент в системе социально-экономических наук.

  5. Классификация инноваций.

  6. Факторы влияния на инновационные процессы.

  7. Жизненный цикл инноваций.

  8. Экономические циклы Кондратьева М.Д. Научно-техническое прогнозирование развития продукта.

  9. Цели и задачи разработки и внедрения инноваций.

  10. Понятия научных исследований и разработок.

  11. Структура, этапы инновационного процесса, их характеристики.

  12. Приемы инновационного менеджмента.

  13. Организационные формы инновационного процесса.

  14. Особенности инноваций на малых предприятиях.

Тема 2. Инновационный проект и управление им

Маркетинг инноваций. Мотивация создания, продажи и покупки иннова­ций. Анализ спроса на нововведения. Решение дилеммы: необходимость разработки новых товаров – минимальные шансы на успех. Оценка иннова­ционного потенциала организации. Фронтирование рынка и продвижение то­вара.

Понятие инновационного проекта. Структура, основные этапы создания (фазы разработки) и реализации инновационного проекта. Источники иннова­ционных идей. Инновационная стратегия. Система планирования: марке­тинга, производства, финансирования. Сетевые методы планирования и управления (СПУ).

Управление рисками в инновационном менеджменте. Риск и доход. Клас­сификация рисков инновационной деятельности и методы их снижения: рас­пределение и диверсификация, страхование и хеджирование, лимитирова­ние.

Инновационное управление персоналом.

  • Контрольные вопросы по теме

  1. Инновационное предпринимательство. Маркетинг инноваций. Рынок инновационной продукции.

  2. Конкурентоспособность предприятия и нововведения. Раскрыть понятие инновационного потенциала.

  3. Понятие инновационного проекта. Его состав и содержание.

  4. Методы поиска инновационных идей.

  5. Прогнозирование инноваций. Типы прогнозов.

  6. Планирование нововведений на предприятии. Календарный план, сетевые методы.

  7. Программно-целевое планирование.

  8. Понятие менеджмент-рисков. Классификация рисков.

  9. Методы снижения риска при вложении средств в научные исследования и разработки.

  10. Управление персоналом научных организаций.


Тема 3. Оценка эффективности инноваций

Система комплексного анализа инноваций, инновационного проекта. Коммерческая, бюджетная, народно-хозяйственная эффективность.

Методы экспертизы. Методы оценки эффективности инновационного проекта, инновационной деятельности. Показатели оценки инновационных проектов: традиционные (финансовые), дисконтные, рисковые. Показатели оценки инновационной деятельности предприятия.

Методы выбора инновационного проекта для реализации.

Контроль за инновационной деятельностью в коммерческой организации.

Методы учета и отчетности инновационной деятельности, требования МСФО. Налоговый учет.

  • Контрольные вопросы по теме

  1. Понятие эффективности инновационного проекта.

  2. Система показателей и коэффициентов оценки эффективности инновационного проекта.

  3. Раскрыть понятие традиционных показателей оценки инноваций: период и срок окупаемости РР, рентабельность инвестиций ROI, годовые приведенные затраты.

  4. Раскрыть понятие дисконтных показателей оценки инноваций:
    чистая текущая стоимость (интегральный эффект, чистая приведенная стоимость) NPV, внутренняя норма рентабельности IRR, модифицированная норма рентабельности MIRR, индекс окупаемости (рентабельности) инвестиций PI, дисконтированный срок окупаемости DPP

  5. Раскрыть понятие показателей оценки рисков.

  6. Сущность и этапы экспертизы инновационных проектов.

  7. Методы отбора инновационных проектов для реализации.

  8. Методы контроля за инновационной деятельностью.



Тема 4. Финансирование инновационной деятельности

Система финансирования науки и научно-технического прогресса. Много­звенность цикла «наука – производство- реализация».

Источники и формы финансирования инноваций. Государственные и ча­стные, собственные, заемные и привлеченные источники финансирования. Система бюджетного финансирования. Кредитование. Внебюджетные фонды, иностранные инвестиции. Привлечение рискового (венчурного) капи­тала. Гранты.

Методы финансирования инноваций за рубежом. Проектное финансиро­вание.

  • Контрольные вопросы по теме

  1. Особенности финансирования научно-исследовательского процесса.

  2. Структура источников финансирования инновационных программ.

  3. Организационные формы финансирования инновационных программ.

  4. Система бюджетного финансирования.

  5. Формы кредитования.

  6. Международное финансирование.



Тема 5. Информационное обеспечение инноваций. Инновационная деятельности в России. Международные аспекты инновационной деятельности

Место и роль информации в инновационной деятельности. Понятие па­тента, ноу-хау, лицензии, товарного знака. Франчайзинг.

Авторское право. Защита инновационных продуктов.

Информационная, нормативно-правовая база инновационной деятель­ности. Экономическая разведка как часть инновационного менеджмента.

Инновационная стратегия, политика России, хозяйствующего субъекта. Международные аспекты инновационной деятельности. Инновационная дея­тельность в США, Западной Европе, Японии, Южной Корее.

  • Контрольные вопросы по теме

  1. Система информации в инновационном менеджменте.

  2. Понятие интеллектуальной собственности, патента, ноу-хау, товарного знака, лицензии.

  3. Правовые и экономические основы приобретения, использования, защиты.

  4. Понятие и способы расчета паушального платежа, роялти.

  5. Основные нормативно-правовые и законодательные акты, регулирующие инновационную деятельность, охрану прав интеллектуальной собственности.

  6. Структура, закономерности развития исследований и разработок в РФ.

  7. Организационный и финансовый механизм инновационной деятельности в США, странах Западной Европы, Японии.

  8. Важнейшие факторы успеха организации управления инновационными процессами в Японии.

  9. Охарактеризовать основные направления применения прогрессивного зарубежного опыта в российских условиях.


3.2. Темы и планы семинарских занятий
Семинар 1

Тема: Основные понятия инноваций и инновационного менеджмента

  • План семинара.

    1. В чем состоит сущность получения нового знания? Новшества, инновации и инновационные процессы. Классификация инноваций и инновационных процессов. Привести примеры инноваций, в которых вы участвовали.

    2. Структура, этапы инновационного процесса, их характеристики. Приемы инновационного менеджмента.

    3. Понятие «инновационного менеджмента» на предприятии. Нововведения как объект инновационного менеджмента. Функции инновационного менеджера.

    4. Организационные формы инновационного процесса. Формы организации НИОКР. Технопарки, инкубаторы бизнеса.

    5. Какова роль нововведений в процессе экономического развития? Что собой представляют длинные волны Кондратьева? Дайте характеристику рынка новшеств. Каковы особенности внедрения нововведений в командно-административной и рыночной экономике?

    6. Каков характер взаимосвязи нововведений с предпринимательской деятельностью? Предпринимательство, рынок и инновационная деятельность. Маркетинг инноваций.


Семинар 2

Тема: Управление инновационной деятельностью

  • План семинара

    1. Понятие инновационного проекта. Его состав и содержание. Этапы научно-технического инновационного процесса.

    2. Прогнозирование инноваций. Типы прогнозов.

    3. Методы поиска инновационных идей.

    4. Планирование нововведений на предприятии.

    5. В чем состоит проблема горизонта планирования?

    6. Календарный план, сетевые методы. Программно-целевое планирование.

    7. Понятие менеджмент-рисков. Риск и доход.

    8. Классификация рисков.

    9. Управление рисками в инновационном менеджменте. Методы снижения риска при вложении средств в научные исследования и разработки.

    10. Управление персоналом научных организаций.


Семинар 3

Тема: Основные понятия эффективности инноваций. Финансирование инновационной деятельности

  • План семинара

    1. Понятие эффективности инновационного проекта.

    2. Система показателей и коэффициентов оценки эффективности инновационного проекта.

    3. Раскрыть понятие показателей оценки инноваций. Как связаны чистый приведенный доход и внутренняя норма доходности?

    4. Почему необходимо дисконтировать отдаленные во времени платежи и поступления?

    5. Связан ли срок окупаемости с банковским процентом?

    6. Сущность и этапы экспертизы инновационных проектов.

    7. Почему необходимо использовать методы экспертных оценок при сравнении инвестиционных проектов?

    8. Методы отбора инновационных проектов для реализации.

    9. Структура источников финансирования инновационных программ.

    10. Организационные формы и методы финансирования инновационных программ.


Самостоятельная работа студентов включает изучение законода­тельных и нормативных документов по государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности, аналитический обзор международного и отечественного опыта развития и управления инновацион­ной деятельностью.
4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ


  1. Современный этап развития инновационных процессов в России.

  2. Опыт инновационной деятельности (положительный, отрицательный) российских предприятий.

  3. Опыт инновационной деятельности (положительный, отрицательный) иностранных компаний.

  4. Система целей инновационных процессов.

  5. Разработайте бизнес-план инновационного проекта на основе использования патента/ ноу-хау/ лицензии/ товарного знака/ франчайзинга.

  6. Разработайте бизнес-план инновационного проекта, относящегося к вашей (выбранной) области деятельности.

  7. Разработайте план поэтапного финансирования инновационного проекта.

  8. Разработайте процедуру применения экспертных оценок при сравнении эффективности инновационных проектов.

  9. Разработайте систему информационного обеспечения инновационной деятельности на предприятии (структуру базы данных).

  10. Выбор инновационного проекта с применением множественного критерия эффективности по Паретто.

  11. Оценить возможные источники финансирования по доступности, цене, скорости привлечения финансовых средств.

  12. Риски в инновационной деятельности.

  13. Система комплексной оценки эффективности деятельности предприятия.

  14. Тема по курсу, предложенная студентом (слушателем), по согласованию с преподавателем.


5. Формы промежуточного и итогового контроля
В рамках изучения курса предусматривается:

  • текущий контроль, проводимый в виде дискуссий по тематическим вопросам на лекциях. Текущий контроль проводится в устной форме;

  • промежуточный контроль представляющий собой три промежуточные аттестации в форме семинарских занятий, в виде письменных тестов, а также в форме защиты по реферату;

  • итоговая аттестация проводимая в виде устного зачета. Для получения итоговой аттестации по курсу на зачете студент должен посещать занятия и проявлять активность в аудитории, выполнять тестовые задания во время промежуточной аттестации, подготовить и защитить реферат по выбранной теме.

Процентный вклад в итоговый результат этих трех составляющих следующий:

  • посещаемость – 10%;

  • успеваемость по итогам промежуточных аттестаций – 45%;

  • зачет – 45%.

Непосредственно на зачете требуется ответить на два теоретических вопроса и выполнить расчет одного из показателей оценки эффективности инновационного проекта.
6. Учебно-методическое обеспечение курса


  1. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  3. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

  4. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина. 2-е изд. – М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.

  5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Интел-синтез, 1998.

  6. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями. – М.: Экономика, 1998.

  7. Гунин В.Н. Управление инновациями. – М.: ИНФРА-М, 1999.

  8. Дагаев А.А. Критерии выбора перспективных инновационных проектов в практике венчурного финансирования // Формирование стратегии и выбор приоритетов научно- технического развития. США. – М.: Наука, 1998.

  9. Дагаев А.А. Рисковый капитал и его роль в процессе освоения нововведений. – М.: Наука, 1991.

  10. Дагаев А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике.  – М.: Наука, 1994.

  11. Ендовицкий Д.А., Коменденко С.Н. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: Финансы и статистика, 2004.

  12. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  13. Янковский К.П. Введение в информационное предпринимательство. - СПб.: Питер, 2004.

  14. Кочетков Г.Б. США: Управление наукой и нововведениями. – М.: Наука, 1990.

  15. Экономическая безопасность и инновационная политика (страна, регион, фирма) / Под ред. Е.А. Олейникова– М.: Экономика, 1993.

  16. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. – М.: Прогресс, 1990.






страница 1


скачать

Другие похожие работы: