Протокол №8 Концепция воспитательной деятельности
Утверждено
на Ученом Совете ФГБОУ ВПО «ТГТУ»
«_2_» июля__ 2012 г., протокол №__8___
Концепция воспитательной деятельности
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный технический университет»
на период 2012-2017 годы
Нормативная база Концепции:
Концепция разработана в соответствии Законом РФ "Об образовании", Федеральной программой развития образования, с целевыми государственными программами по воспитанию ("Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе", "Патриотическое воспитание граждан РФ", "Развитие единой образовательной информационной среды" и др.), Уставом Тамбовского государственного технического университета и Стратегией развития университета на период до 2020 г.
Цель Концепции - выявить фундаментальные идеи и актуальные направления воспитания в ТГТУ, способные обеспечить, с одной стороны, стабильность и фундаментальность воспитательной практики, с другой - инновационность и перспективность ее развития.
Задачи Концепции:
сформулировать воспитательную миссию университета;
выделить приоритетные задачи воспитания студента в университете;
обозначить стратегические направления реализации воспитательной деятельности в вузе.
Основные разделы Концепции ТГТУ:
Актуальность разработки Концепции воспитательной деятельности ТГТУ.
Воспитательная миссия университета.
Приоритетные задачи воспитания студента в университете.
Стратегия реализации воспитательной функции образования в ТГТУ.
1. Актуальность разработки Концепции воспитательной деятельности в ТГТУ
Концепция модернизации образования в Российской Федерации ориентирует на воспитание молодежи как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества; расширения участия общества в решении задач образования, в том числе воспитания подрастающего поколения. В документах Правительства РФ поставлена задача противодействия негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснения асоциального поведения. Эффективное решение этих задач обуславливает необходимость модернизации воспитания как неотъемлемой составляющей образования, принятия адекватных времени организационно-управленческих решений.
В настоящий период назрела необходимость разработки документа, стратегически определяющего развитие воспитательной деятельности вуза в новых социально-экономических условиях.
Содержательные особенности данного документа определяются следующими факторами:
Необходимостью учета современных тенденций развития мирового сообщества - таких, как интернациональная глобализация образования, расширение информационной среды, глубокие изменения на рынке труда и т.д.
Изменением социокультурной ситуации в стране, которая предъявляет новые требования к личности человека: быть мобильным, инициативным, уметь сотрудничать, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание, уметь не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Актуальным становится развитие совокупности компетенций, обеспечивающих молодому человеку способность:
участвовать в развитии демократических институтов общества;
владеть новыми технологиями, понимать рамки их применения и распространения, осуществлять инновационную деятельность;
обладать потребностью самосовершенствования как в плане роста профессионализма, так и в плане развития своей личности, своих человеческих качеств;
адаптироваться в условиях современного мира.
Изменением самих молодых людей: студенчество традиционно является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского общества. Однако сегодня гражданская пассивность части студенчества угрожает государству потерей целого поколения граждан, ведет к ограниченности интеллектуальных интересов, небрежности в соблюдении законов, отсутствию уверенности в своих действиях как гражданина, развитию асоциальных тенденций.
В последнее десятилетие приоритет в системе высшего образования был отдан организации учебного процесса, а воспитательная функция заметно ослабла. Это привело к утрате опыта общественной жизни у молодых людей, исчезновению студенческой социально-позитивной инициативности.
2. Воспитательная миссия ТГТУ -
создание условий для духовно-нравственного и культурного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта, созидательного решения общественных и личных проблем, а также условий для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни, формирования позитивной корпоративной культуры студента ТГТУ.
3. Приоритетные задачи воспитания студента в ТГТУ:
3.1 Воспитание студентов как граждан высокой общей культуры, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира.
3.2 Воспитание студентов как профессионально компетентных специалистов, способных решать профессиональные проблемы на основе гуманистических ценностей и ответственного нравственного выбора средств ее решения.
3.3 Противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснение проявлений асоциального поведения студентов.
4. Стратегия реализации воспитательной функции ТГТУ
4.1 В учебной работе:
4.1.1 Осуществление воспитания студента в контексте целей и задач, содержания профессионального образования; отбор содержания воспитательной деятельности при опоре на основную образовательную программу и возможность получения дополнительной квалификации;
4.1.2 Широкое использование в учебном процессе вуза активных форм обучения; расширение практики индивидуальных заданий студентам;
4.1.3 Реализация воспитательной функции университета в единстве учебной и внеучебной деятельности, актуализация программной и проектной деятельности в вузе.
4.2 В организации студенческой жизни:
4.2.1 Ориентация при организации воспитательного процесса на нравственные идеалы и ценности гражданского общества.
4.2.2 Развитие и поддержка сети разнообразных студенческих объединений - сообществ студентов и преподавателей - научных, общественных, студийных, клубных, командных; их взаимодействие с региональными молодежными объединениями (организациями), имеющими позитивные программы.
4.2.3 Поддержка и развитие внеучебного творчества студентов, повышение авторитета и значимости общественной активности и успешности студента.
4.2.4 Вариативность, добровольность и право выбора студента в планировании и осуществлении внеучебной деятельности.
4.2.5 Привлечение студентов к сохранению существующих и созданию новых традиций университета и его подразделений.
4.3. В содержании воспитательного процесса в ТГТУ:
4.3.1 Создание (укрепление) внутрифакультетских, межфакультетских, межкафедральных и прочих внутриуниверситетских связей для реализации воспитательной функции образования; создание единого образовательного пространства вуза.
4.3.2 Повышение открытости воспитательной системы университета - усиление роли разноплановых внешних партнерских связей в реализации воспитательной функции образования;
4.3.3 Учет возрастных особенностей студентов, специфики молодежной субкультуры, особенностей современной социокультурной ситуации в стране и регионе; специфики обучающихся в вузе студентов;
4.3.4 Ориентация на развитие у молодых людей системы ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностный.
4.3.5 Сохранение гибкости системы воспитательной деятельности в университете, возможности ее саморазвития.
4.4. В ресурсном обеспечении воспитательной деятельности ТГТУ
4.4.1 Формирование необходимой для реализации концепции воспитательной деятельности нормативно-правовой базы (разработка целевых программ и проектов воспитательной работы экологической, гражданско-правовой, спортивно-оздоровительной, профессионально-трудовой, научно-исследовательской и др. направленности);
4.4.2 Создание ресурсного фонда реализации Концепции воспитательной деятельности (информационного, научно-методического, организационно-управленческого, финансового);
4.4.3 Расширение группы преподавателей и привлеченных специалистов, профессионально работающих со студентами во внеучебное время,
4.4.4 Систематическое целенаправленное выделение ресурсов (материально-технических, финансовых) для реализации конкретных программ и проектов на конкурсной основе, проведение мероприятий, оборудование и дизайн площадей вуза коллективного пользования, создание призового (премиального) конкурсного фонда воспитательной работы со студентами.
4.4.5. Привлечение как можно большего количества студентов к олимпиадам, конкурсам и т.п. с использованием вузовской опорной сети для выхода в Российское и мировое информационное пространство.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: