NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа элективного курса по учебному предмету "Русский язык" "Аспекты стилистики"


муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Рабочая программа элективного курса

по учебному предмету “Русский язык”

"Аспекты стилистики"

9 класс
Разработчик:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Корнеева Наталья Юрьевна

Оленегорск, 2013 год
Содержание рабочей программы


1.

Пояснительная записка:

-

цели и задачи курса;

-

актуальность и целесообразность курса;

-

виды деятельности;

-

планируемые результаты курса.

2.

Учебно-тематический план.

3.

Поурочное тематическое планирование курса

4.

Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы для учителя, информационно-компьютерная поддержка для учителя и обучающихся

5.

Приложения



Пояснительная записка.

Возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии общества. Укрепляется в сознании современников то, что речь – показатель их общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности.

Суждение К. Чуковского о том, что «засилье чужеязычных речений не вредит нашему языку», вполне справедливое еще недавно, ныне, к сожалению, нуждается в оговорках и поправках. Достаточно вспомнить великое множество оправданных и неоправданных заимствований (эксклюзив, преференция, саммит, инсталляция...) и разного рода плеоназмов (другая альтернатива, важнейшие приоритеты, согласительный консенсус и т.п.).

Среда, безусловно, влияет на язык, на повседневное общение. Но сам язык — высокий, чистый, нравственный, истинно народный (а не псевдодемократический!) — может и должен влиять на «среду обитания», на ее формирование, улучшение, духовное наполнение и преображение. Значит, в воспитательном, нравственно-педагогическом отношении «нашей надеждой и опорой» продолжает оставаться великий и родной русский язык.
По мысли Ф.И. Буслаева, «основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося, дает ему истинно гуманистическое образование, а вместе и свое собственное, народное». Поэтому, чем больше человек осознает богатство и величие русского языка, тем требовательнее становится к собственной речи, тем острее ощущает необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче, глубже изучать язык, чтобы познать его природу.

Всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче и выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.
Программа элективного курса позволяет осознать язык как целостную систему.
«Основательное изучение» родного языка приведет к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся. Под языковой компетентностью следует понимать, с одной стороны, усвоение единиц языка (фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, член предложения, лексические и грамматические языковые единицы и т.д.) и правил их построения (как условия понимания и конструирования высказывания), с другой стороны — знание системы языка.
Речевая (коммуникативная) компетентность — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя следующее: знание основных понятий лингвистики речи (речеведческих) — стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.
Принцип практической направленности русского языка на формирование умений речевого общения требует опоры на текст, который становится на школьных уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, «интегрирующая значение всех языковых средств». Внимание к закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров помогает ученикам создавать свои высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства для выражения своих мыслей. При характеристике функциональных стилей и других функциональных разновидностей языка следует подробнее представить особенности публицистической, а так же научной речи, так как старшеклассникам прежде всего требуется знание основных особенностей именно этих двух стилей и практическое овладение ими для написания докладов, реферативных работ по предметам, сочинений.

Цель данного элективного курса - ознакомление обучающихся с основными понятиями, теоретическими подходами в изучении стилистики русского языка, привитие навыков практического использования приобретенных теоретических знаний.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Пробудить и поддержать интерес обучающихся к языковому культурному наследию.
2. Ознакомить со стилистическими ресурсами и нормами русского языка.
3. Дать представление об исторической изменчивости языковых норм и о вариативности в зависимости от сферы употребления языка, а, следовательно, о стилистической обусловленности использования языковых средств особенностями контекста.
4. Научить распознавать стилистические ошибки среди всех прочих.
Актуальность программы обусловлена тем, что содержание курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов стилистики. Это должно способствовать совершенствованию устной и письменной речи обучающихся, самостоятельности в работе над сочинениями и углубленной подготовке не только к Государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме), но и к ЕГЭ.

Целесообразность программы обусловлена возможностью создания пространства интеллектуально-познавательного общения обучающихся, увлеченных изучением лингвистики.
Проведение элективного курса позволяет сочетать различные виды деятельности:

  • проведение занятий различных типов (лекций, практикумов);

  • изучение элементов лингвистического анализа текстов различных стилей речи;

  • подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;

  • написание рефератов, статей, докладов.

По окончании курса обучающиеся должны:

  • владеть знаниями по теории стилистики русского языка в объеме, достаточном для осуществления грамотного владения устной и письменной речью;

  • знать основы лингвостилистического анализа текста;

  • уметь работать со словарями разных типов;

  • уметь создавать тексты, относящиеся к разным функциональным стилям речи;

  • распознавать стилистические ошибки среди всех прочих.

Учебно - тематический план

Тема

Количество часов

из них:

теория

практика

1.

Введение. Стилистика как особая научная лингвистическая дисциплина

1

1




2.

Стили языка и стили речи.

1

1




3.

Функциональные стили речи.

1

1




4.

Стилистические ресурсы русского языка.

3

1

2

5.

Стилистически окрашенная лексика.

1

1




6.

Стилистические ресурсы фразеологии

1

1




7.

Стилистические ресурсы словообразования.

1

1




8.

Стилистические ресурсы морфологии.

2




2

9.

Стилистические ресурсы синтаксиса.

1




1

10.

Характеристика функциональных стилей русского языка.

3

1

2

11.

Лингвостилистический анализ текста

4

1

3







Итого:

19

9

10


Поурочное тематическое планирование курса

№ п/п

Тема

Основное содержание

1

Введение. Стилистика как особая научная лингвистическая дисциплина

Язык и стиль; функционирование языка как основа стилистики. Определение стилистики, её структура и научные направления. Значение этой науки.

2

Стили языка и стили речи.



Определение понятия «стиль» в лингвистической стилистике. Вопрос о стилях языка и стилях речи. О разных степенях владения языком. Сочетаемость слов.

3

Функциональные стили речи.



Стилевые черты функциональных стилей речи. Понятие стилистической нормы. Стилистические и речевые ошибки.

4

Стилистические ресурсы русского языка.



Средства словесной образности как стилистические ресурсы речи
(метафора, эпитет, метонимия, перифраза, олицетворение, гипербола, сравнение).

5

Стилистические ресурсы русского языка.

Синонимические средства языка как ресурсы стилистики (лексические, словообразовательные, морфологические).

6

Стилистические ресурсы русского языка.

Стилистическое использование синонимии, антонимии, омонимии и многозначности.

7

Стилистически окрашенная лексика.

Лексика книжная и разговорная. Лексика экспрессивно окрашенная.

8

Стилистические ресурсы фразеологии

Стилистически нейтральные фразеологизмы, книжные, разговорные. Функционально окрашенная фразеология. Экспрессивно-эмоциональные фразеологические единицы .

9

Стилистические ресурсы словообразования.

Стилистическая синонимия словообразовательных аффиксов.

10

Стилистические ресурсы морфологии.



Именные формы (стилистические возможности категорий и форм имени существительного; синонимия полных и кратких форм имени прилагательного, стилистические возможности степеней сравнения прилагательных; экспрессивно-стилистические функции личных местоимений)

11

Стилистические ресурсы морфологии.

Глагол , причастие и деепричастие.



12

Стилистические ресурсы синтаксиса.

Строй простого предложения. Строй сложного предложения.

13

Характеристика функциональных стилей русского языка.



Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль

14

Характеристика функциональных стилей русского языка.

Общие закономерности функционирования языковых средств в функциональных стилях.

15

Характеристика функциональных стилей русского языка.

Художественный стиль. Разговорно-бытовой стиль.

16

Лингвостилистический анализ текста

Обучение лингвостилистическому анализу текста (тема, идея, форма) (см.Приложение 1)

17

Лингвостилистический анализ текста

Анализ текста К.Паустовского (см.Приложение 2)

18

Лингвостилистический анализ текста

Анализ текста А.Чехова (см.Приложение 2)

19

Лингвостилистический анализ текста

Анализ текста М.Горького (см.Приложение 2)


Перечень рекомендуемой литературы для учителя
1. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. – М.: Просвещение, 1999
2. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. – М.: Просвещение,2002
3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пединститутов по специальности № 2101 «Рус. яз. и лит.». М.: Просвещение, 1999
4. Стилистика русского языка. Учебное пособие для 10-11 классов. 3-е изд. М., 2001.
5. Свой текст — чужой текст. // Словарь и культура русской речи. К 100-летию со дня рождения С.И. Ожегова. М.,2001
Перечень рекомендуемой литературы для учащихся


1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Кн. Для учащихся 8-10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1988
2. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса. Пособие для учителей. Сост. В.А.Мызина. М.: Просвещение, 1992( и все последующие издания)
3. Успенский Л.В. Слово о словах ( Очерки о языке). – 5-е изд. – Л., 1985 (любое последующее издание).
Словари и справочники

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка./ Под ред. Чешко Л.А..- М.: Рус. яз., 1986
2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. _ 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь. М., 1998
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1985
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 13-е изд., испр. М., 1981
6. О русском литературном языке и языке СМИ на рубеже веков. // От Интернета до книги. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия.М.,2000.
7. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы/ Под. ред. Р.И.Аванесова. М., 1983
8. Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Справочник служебных морфем. Л., 1974
9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2002
10. Розенталь Д.Э. , Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.,1992
11. Толковый словарь. Язык газет, радио, телевидения. М., 2002.

Приложение 1

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ    АНАЛИЗ

План лингвостилистического анализа

 I.       Тема.

II.      Идея.

III.     Форма:

  • стиль текста;

  • тип текста;

  • композиция;

  • лексические средства выразительности;

  • стилистические фигуры речи;

  • синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

Теперь попробуем проанализировать текст, согласно составленному нами плану. "Согласно плану" не значит строго в такой последовательности. План нужен для того, чтобы ни о чем не забыть при анализе.

 

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нем подспудно содержатся.

Есенин — это национальный мыслитель, и этим, прежде всего, определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причем он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин — великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций — они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет". Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

Есенин — певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворенность чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт — это сейсмограф, компас. Он передает колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас — точен. А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом - он был обнаженной совестью нации.

/по Е. Винокурову/

 

 

Тема этого текста размышления о личности Есенина, и его значении в судьбе русского народа.

Идея "чтобы стать настоящим поэтом, необходимо быть "обнаженной совестью нации", чутко воспринимающей потребности и боль своего народа".

Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях. Способ связи предложений различные виды цепной связи: лексический повтор (Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа.) Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора), цепная синонимическая(Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии) и различные виды цепной местоименной (Есенин, — это национальный мыслитель, и этим, прежде всего, определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит... Есенин - певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку.). Связь между абзацами параллельная анафорическая:

Есенин— это национальный мыслитель, и этим, прежде всего, определяется любовь к поэту...

Есенин— великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта...

Есенин— певец любви...

Эту особенность уже можно отнести к стилистическим фигурам. Из стилистических фигур речи, использованных в тексте, можно назвать следующие:

 

  • сравнение: в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации; Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций — они подобны ослепительным вспышкам; Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви);

  • цитация: Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет";

  • риторический вопрос: Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?

  • лексические повторы: Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды…; Поэт ...требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания;

  • антитеза: Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора; он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

  • синонимы: Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит; …нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать все богатство содержания есенинской поэзии;

  • развернутая метафора: Поэт — это сейсмограф, компас. Он передает колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас — точен.

 

Обычная метафора —взрыв эмоций, духовные глубины, обнаженная совесть — это уже лексические средства образности данного текста. Сюда же относятся и эпитеты:безграничная любовь, глубокие духовные прозрения, великая интуиция художника.

Все эти составляющие необходимо видеть и осознавать, чтобы они помогли вам в работе над заданиями экзаменационной работы.

 


Приложение 2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Прочитайте текст и выполните задания 1-7:

 (1) Как рождается замысел? (2) Возникновение замысла, пожалуй, лучше всего объяснить путем сравнения.   (3)Сравнение вносит иногда изумительную ясность в самые сложные вещи. (4) Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли. (5) - Представьте, - ответил Джинс, - исполинскую гору, хотя бы Эльбрус, на Кавказе. (6)И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюет эту гору. (7)Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля.

(cool Сравнение, которое дало бы понять возникновение замысла, гораздо проще.

(9) Замысел — это молния. (10)Много дней накапливается над землей электричество. (11)Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра — молния.

(12) Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

(13) Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. (14) Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда.    (15)Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию — замысел. (16) Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок. (17) Толчком может быть все, что существует в мире вокруг нас и в нас самих.

(18) Лев Толстой увидел сломанный репейник – и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате. (19)Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. (20)Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (21)Если молния — замысел, то ливень — это воплощение замысла. (22)Это стройные потоки образов и слов. (23)Это книга.

/К. Паустовский/

  1. Определите стиль текста.

  2. Определите тип речи.

  3. Укажите номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.

  4. Каким типом сравнения пользуется К. Паустовский, объясняя рождение замысла?

  5. Какое свойство молнии позволило К. Паустовскому сравнить ее с замыслом?

  6. В 4-м абзаце найдите контекстуальные антонимы.

  7. Укажите способ связи между (10) и (11) предложениями.

 

2. Прочитайте текст и выполните задания 1-7:

 

(1)Вы знаете, когда грустно настроенный человек остается один на один с морем или вообще с ландшафтом, который кажется ему грандиозным, то почему-то к его грусти всегда примешивается уверенность, что он проживет и погибнет в безвестности, и он рефлективно хватается за карандаш и спешит записать, на чем попало свое имя.               (2)Потому-то, вероятно, все одинокие укромные уголки, вроде моей беседки, всегда бывают испачканы карандашами и изрезаны перочинными ножами.

(3)Я грустил и немножко скучал.(4)Скука, тишина и мурлыканье волн мало-помалу навели на меня то самое мышление, о котором мы только что говорили. (5)Мне было тогда не больше двадцати шести лет, но я уже отлично знал, что жизнь бесцельна и не имеет смысла, что все обман и иллюзия, что никто на этом свете ни прав, ни виноват, что все вздор и чепуха... (6)Я жил и как будто делал этим одолжение неведомой силе, заставляющей меня жить. (7)Несомненно, что я был односторонен, узок, но мне казалось, что мой мыслительный горизонт не имеет ни начала, ни конца и что мысль моя широка, как море.

(coolКогда я сидел в беседке, то по аллее чинно прогуливались греческие дети с длинными носами. (9)Я, оглянувшись на них, стал думать в таком роде: "К чему, спрашивается, родятся и живут вот эти самые дети? (10)Есть ли хоть какой-нибудь смысл в их существовании? (11) Вырастут, сами не зная для чего, проживут в этой глуши без всякой надобности и помрут…"

/А. Чехов/

  1. Определите стиль текста.

  2. Определите тип речи.

  3. Укажите тип связи между первым и вторым предложениями.

  4. Во втором абзаце найдите предложение, в котором используется прием синтаксического параллелизма.

  5. Из четвертого предложения выпишите метафору.

  6. Из седьмого предложения выпишите сравнение.

  7. Использует ли автор в тексте прием антитезы?

 

3.  Прочитайте текст и выполните задания 1-7:
 (1) Герои Л. Толстого неопределимы.(2) Определять можно нечто статическое, неподвижное, остановившееся в своем развитии, герои же Толстого никогда не являются пред нами в готовом виде. (3)Они не сотворены раз и навсегда, они вечно снова и снова творятся. (4)Одно свойство появится в них и погибнет, уступая место другому, перевоплощаясь в третье - и нет в них ничего твердого, установленного, застывшего. (5)И когда мы через несколько страниц снова встречаем у Толстого какого-нибудь из героев, это герои уже новый, и тот, и не тот, и если у него что остается неизменным, так это именно та душевная мелодия, та душевная окраска, которой Толстой наделяет каждого из персонажей.

(6)И что главное, мы совсем не замечаем у Толстого никакого труда, никакого напряжения.(7)Как будто это очень легко — создать тысячи людей, поставить каждого в центр вселенной... (coolДо сих пор этого не мог ни один писатель. (9)Толстой же, выполняя это величайшее, невозможное для рук человеческих дело, ни разу не передохнет, не запнется, не остановится. (10)Кажется, что творения Толстого не созданы человеком, а выросли сами собою. (11)Перед «Войной и миром» как будто стоишь на берегу океана и чувствуешь себя маленьким, ничтожным. (12)И вообще ничего человеческого нельзя себе представить в Толстом как художнике. (14)Ни лирики, ни пафоса, ни юмора. (15)Никаких ошибок, ни падений, ни взлетов. (16)Его нечеловеческое вдохновение ровно, неуклонно, уверенно. (17)Все события в его творениях созревают не раньше и не позже, чем нужно.

/К. Чуковский/

  1. Определите стиль текста.

  2. Определите тип текста.

  3. Как называется стилистический прием, на котором основаны (14) и (15) предложения.

  4. В первом абзаце найдите предложение, в котором используется прием градации.

  5. Укажите номер предложения во втором абзаце, в котором присутствует лексический повтор.

  6. Из (16) предложения выпишите контекстуальные синонимы.

  7. Назовите вид тропа, который используется в (17) предложении.


4.  Прочитайте текст и выполните задания 1-7:

 

(1) Говорю я неудержимо, страстно, и, кажется, нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. (2)Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. (3)Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.

(4)Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны, то проч. (5)То же самое и я, когда читаю. (6)Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо.     (7)Цель моя - победить эту многоголовую гидру. (coolЕсли я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.

(9)Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. (10) Одним словом, работы немало. (11)В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога или ученого.

(12)Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям…(13)Это значит, что внимание утомлено. (14)Нужно принять меры. (15)Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (16)Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолгий шум моря… (17)Я тоже смеюсь. (18)Внимание освежилось, и я могу продолжать.

/А. Чехов/

  1. Определите тип речи.

  2. Определите стиль текста.

  3. Назовите тип сравнения, который используется во втором абзаце.

  4. Укажите тип связи между (1) и (2) предложениями.

  5. Из первого абзаца выпишите фразеологизмы.

  6. Какой вид тропа используется в (13) и (18) предложениях.

  7. Из (16) предложения выпишите контекстуальные синонимы.

 

 


5. Прочитайте текст и выполните задания 1-7:

 

(1)А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: синяя стена его выросла выше, и в глубине ее, между черных стволов, безумно заметались, запрыгали красные, мохнатые звери. (2)Они припадали к земле до корней и, обнимая стволы, ловкими обезьянами лезли вверх, боролись друг с другом, ломая сучья, свистели, гудели и ухали.

(3)Бесконечно разнообразно строились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур.(4)Вот, неуклюже подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за медом, по стволу вверх, а, достигнув кроны, обнимает ветви ее мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дожем золотых искр; вот зверь легко переметнулся на соседнее дерево, а там, где он был, на черных, голых ветвях зажглись во множестве голубые свечи, по сучьям бегут пурпуровые мыши, и, при ярком движении их, хорошо видно, как затейливо курятся синие дымки и как по коре ствола ползут, вверх и вниз, сотни огненных муравьев.

(5)Иногда огонь выползал из леса медленно, крадучись, точно кошка на охоте за птицей, и вдруг, подняв острую морду, озирался — что схватить?(6) Или вдруг являлся сверкающий, пламенный медведь-овсянник и полз по земле на животе, широко раскидывая лапы, загребая траву в красную огромную пасть.

/М. Горький/

 

  1. Определите тип речи.

  2. Определите стиль текста.

  3. Назовите основной прием лексической образности в этом тексте.

  4. Из (6) предложения выпишите эпитеты.

  5. Как именно выражено сравнение во (2) предложении.

  6. Определите способ связи (1) и (2) предложений.

  7. Укажите синонимы в (5) предложении.

 

6. Прочитайте текст и выполните задания 1-7:

 

(1)Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих удивительных по меткости мыслей о том, что лес учит человека понимать прекрасное.(2)В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величие, красота и могущество природы, усиленное некоторой дымкой таинственности. (3)Это сообщает им особую прелесть.

(4)Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.(5)Это исполинские лаборатории. (6)Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (7)В них вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. (coolОн целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу.

(9)Но главное не в этом.(9)Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (10)Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь зыбучим пескам — лазутчикам пустыни. (11)Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея.

(12) Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов.(13)В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов.      (14)Во время войны у нас погибли леса на площади почти в двадцать миллионов гектаров. (15)Нам нужно сажать леса не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства.

(16)Нам нужно много древесины.(17)В нашем народ ном хозяйстве существует не менее пяти тысяч способов её применения.

(18)Мы великая держава. (19)Наша лесная промышленность наиболее передовая. (20)Мы можем гордиться именами Докучаева, Тимирязева, Морозова именами талантливых лесничих. (21)Это — подвижники лесного дела, великие труженики во имя идущих нам на смену поколений.

/К. Паустовский/

  1. Определите тип речи.

  2. Определите стиль текста.

  3. Из (5) предложения выпишите метафорический эпитет.

  4. Каким способом связаны (4), (5), (б) и (7) предложения.

  5. В каком предложении четвертого абзаца используется прием лексической образности олицетворение?

  6. Какой стилистический прием используется в (cool предложении?

  7. Используется ли в данном тексте такой стилистический прием, как сравнение?

 

страница 1


скачать

Другие похожие работы:



Рабочая программа курса «русский язык»

Рабочая программа курса: 14 стр.

Рабочая программа курса «Русский язык»

Рабочая программа курса: 1 стр.




Рабочая программа курса «русский язык»

Рабочая программа курса: 5 стр.