NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа курса «литературное чтение»


ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

(НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Н.А. Чураковой)
2 класс (4 часа в неделю, 136ч)
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));

библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX – начала XXI века.
2.Общая характеристика курса
Содержательные линии:


  1. Виды речевой и читательской деятельности


Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т. д.) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).
Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.

Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

Работа с учебными и научно-популярными текстами

Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составлению плана пересказа ведется в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Перспективная начальная школа», а именно в учебник «Русский язык», часть 2, соответствующего года обучения). Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».


  1. Литературоведческая пропедевтика

Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни – авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины – фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий).

Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.

Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.

Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и/ или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.).

Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет –наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира – мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.

Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, прикладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.


  1. Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)


Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).

Способность устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.


  1. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы XIX– XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).

Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).
3. Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Программа разработана на основе программы и учебников курса «Литературное чтение» Н.А. Чураковой в рамках УМК «Перспективная начальная школа». Программа 2 класса рассчитана на 136 час, 4 часа в неделю.
4.Ценностные ориентиры содержания
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:

  • Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

  • Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.

  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

  • Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.

  • Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве .

Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

5.Результаты изучения курса

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития. Выпускник:

• сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;

• накопит опыт понимания того, что литература – это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры;

• получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора);

• овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла.
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.


6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 КЛАСС (136 Ч )
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения про себя:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) в ходе повторного просмотрового чтения;

в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;

г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.

Формирование умений писать письма, получать письма и отвечать на них в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Формирование умения (начальный этап) выделять в заранее маркированном тексте разные сюжетные линии, разные точки зрения, разнонаправленные (контрастные) переживания.

Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции

текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование

в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Формирование библиографической культуры

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Круг чтения

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*; «Петушок — золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Барсук — любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;

Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классики русской литературы

Поэзия

Д. Кедрин «Скинуло кафтан…»;

М. Лермонтов «Осень», «Утес»;

А. Пушкин: «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Проза

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»;

Л. Толстой «Прыжок», «Акула»;

И. Тургенев «Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия

Я. Аким «Яблоко»*;

А. Ахундова «Окно»;

Т. Белозеров: «Хомяк», «Самое доброе слово»*;

В. Берестов «Картинки в лужах»;

М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;

А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;

А. Екимцев «Осень»;

Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;

Б. Заходер «Собачкины огорчения»;

С. Козлов «Желудь»;

Ю. Коринец «Тишина»;

А. Кушнер «Что я узнал!»;

Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»;

В. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;

Н. Матвеева «Было тихо…»*;

С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»; С. Михалков «А что у вас?»;

Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет…»;

Э. Мошковская: «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;

И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;

Г. Сапгир «У прохожих на виду…»;

Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»; П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;

М. Тахистова «Редкий тип»;

А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;

Д. Хармс «Врун»*;

Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»;

С. Черный «Что кому нравится»*;

К. Чуковский «Федотка»;

Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;

М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;

Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*;

Басё, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трехстишия (хокку);

О. Дриз «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;

М. Карем: «Ослик», «Повезло!»;

Л. Квитко: «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;

П. Коран «По дорожке босиком»;

Во Куанг «Заходите»;

Т. Кубяк «О гноме-рыбаке»*;

Л. Станчев«Осенняя гамма».

Проза

В. Берестов «Как найти дорожку»*;

В. Вересаев «Братишка»;

С. Воронин «Лесик-разноголосик»*;

В. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;

Ю. Коваль «Три сойки»;

С. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;

О. Кургузов «Сухопутный или морской?»;

Н. Носов «Фантазеры»;

Б. Окуджава «Прелестные приключения»;

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»;

А. Усачев: «Обои»; «Тигр в клеточку»*;

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»;

Е. Чарушин: «Томка испугался», «Томкины сны».

Д. Биссет: «Хочешь. Хочешь, хочешь…», «Ух!»;

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*;

Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».

Требования по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

• называть имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы,

• называть имена 2–3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

• анализировать смысл названия произведения;

• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

• писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

• пересказывать текст небольшого объема;

• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

• различать сказку о животных и волшебную сказку;

• определять особенности волшебной сказки;

• различать сказку и рассказ;

• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);

• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

7.Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения: Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1: У-1, с. 3-5; Чуракова Н.А. Литературное чте­ние. Хрестоматия. 2 класс: Х. с. 4-5; Малаховская О.В. Литературное чтение. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. Часть 1: ТПО-1, № 2.


п/п

Тема , раздел

Количество часов

Элементы содержания изучаемого материала в соответсвии с ФГОС

Тип урока

Форма урока

Планируемые результаты

Средства

Дата проведения

Факт

Предметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникатив

ные УУД

1-2

Вступление к поэме Александра Сергеевича Пушкина "Руслан и Людмила"

(У-1, с. 5-11, ТПО-1, №1-2).


2

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности , общего речевого развития , т.е овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий

Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями

Урок- беседа

Знакомство со Вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина.

Понятия: «авторская сказка», «народная сказка». Наблюдение над фольклорными (народными) истоками авторской сказки.

Определение роли рассказчика.


Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Помоги Маше…) (У-1, с.7); через обращение к читательскому опыту школьников (какие еще сказки Пушкина ты знаешь, У-1, с.7).

Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрацией, У-1, с.6-7,10; ТПО-1. №1,2)

Умение работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, тетрадь, словарь).

Перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строк (У-1, с.9-11; ТПО-1, №2)

Работа с маркированными в тексте словами (У-1, с.8-9)

Поиск и выделение необходимой информации в словарях (У-1, с.8-9)


Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради.


Умение строить монологическое высказывание, доказывать свое мнение строчками из текста (У-1, с.9-11)


Книгопечатная продукция,печатные пособия, экранно _ звуковые пособия

1 неделя




3-6

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

(У-1, с.12-22, ТПО-1, №3, Х.с.29-48)


4

Понимание роли чтения , использование разных видов чтения (ознакомительное ,изучающее ,выборочное ,поисковое);умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении ,давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Применение знаний, умений и навыков

Урок-беседа

Знакомство с произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выделение особенностей сказки-цепочки, вычленение сюжетных звеньев.

Анализ авторской сказки с целью показать, что она опирается на народную сказку (использует древние сюжеты народных сказок).

Противопоставление двух миров: волшебного и земного. Выявление особенностей волшебных сказок, различение волшебных помощников и волшебных предметов.

Мотивация учебной деятельности через обращение к читательскому опыту школьников (С кем ты соглашаешься? У-1, с.21), через самоконтроль результатов учебной деятельности (Какие волшебные помощники тебе известны, а каких ты пока не знаешь? У-1, с.22)

Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, У-1, с.12-21; ТПО -1, №3; Х.с.29-48)

Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, словарь, хрестоматия).

Поиск и выделение необходимой информации в словарях (У-1, с.15-19; Х.с.29-44)

Перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строк (У-1, с.12-21; Х.с.29-46)

Работа с маркированными в тексте строчками (У-1, с.12-21; Х.с.31-35)

Выделение сходств и отличий между частями текста (У-1, с.12-20)

Подведение под понятие: формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текстов и изучение дидактической иллюстрации. (У-1, с.12-22) Противопоставление двух миров в сказке: волшебного и земного. (У-1, с.21)

Установление причинно-следственных связей между наличием повторов и выводом: «это делает ее похожей на народную сказку» (У-1, с.12-22)

Выявление особенностей волшебной сказки, формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текста (У-1, с.12-21)

Работа с дидактическими иллюстрациями (У-1, с.22)

Деление текста на части по смыслу, самостоятельное маркирование (ТПО-1, №3)

Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника, тетради и хрестоматии.

Контроль результата учебной деятельности (Какие волшебные помощники тебе известны, а каких ты пока не знаешь? Какие волшебные предметы тебе знакомы? У-1, с.22)

Умение строить монологическое высказывание, доказывать свое мнение строчками из текста (У-1, с. 12-22; Х.с.29-48)

Управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке) (У-1, с.12-20)


Книгопечатная продукция,печатные пособия, экранно _ звуковые пособия

1-2 неделя




7-9.

Русские народные сказки о животных

(У-1, с.23-30, ТПО-1, №4-5, Х.с.5-19)

3

Понимание роли чтения , использование разных видов чтения (ознакомительное ,изучающее ,выборочное ,поисковое);умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении ,давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями

Урок-игра

Знакомство с русскими народными сказками о животных.

Различение сказки – цепочки и докучной сказки.

Определение главного героя сказки.

Определение роли героев – животных в разных русских народных сказках: самый умный и сильный, слабый и беззащитный, защитник и победитель. Подготовка к сравнительному анализу русских и зарубежных сказок о животных.

Мотивация учебной деятельности через обращение к читательскому опыту школьников (А кто знает сказку про ледяную избушку и лубяную? У-1, с.28;

Ты тоже так думаешь? У-1, с.28;

А ты знаешь сказку «Кот и лиса»? У-1, с.30)

Самоопределение (Ты тоже так думаешь? У-1, с.28)

Умение работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, тетрадь, словарь).

Поиск и выделение необходимой информации в словарях (У-1, с.23)

Поход в Хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания (У-1, с.23,28; Х.с.5-19)

Работа с дидактическими иллюстрациями (У-1, с.28-30, Х.с.10, 12,13, 18,19)

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение русских сказок о животных со сказками о животных других народов (У-1, с.23-27, Х.с.17)

Формирование понятия «главный ГЕРОЙ» сказки о животных через анализ русских сказок и изучение дидактических иллюстраций (У-1, с.23-30)

Самостоятельное маркирование (ТПО-1, №5)

Перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных строк (Х.с.11)

Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради.

Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Ты тоже так думаешь? А как это сделать? У-1, с.28;

Кого не хватает на картинке? У-1, с.30)

Управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке) (У-1, с.23-27)


Книгопечатная продукция печатные пособия, экранно _ звуковые пособия, игры







10-11

Зарубежные сказки о животных Джоэль Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»

(У-1, с. 31-36, ТПО-1, с. 8-11).



2

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Применение знаний, умений и навыков

Урок-беседа

Сравнение русских народных сказок о животных со сказками других народов с целью показать сходства и отличия.

Сравнительный анализ героев русских народных сказок о животных и зарубежных авторских.

Характеристика героев сказки.

Нравственно-этическая ориентация: оценивание усваиваемого содержания.

Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

Перечитывание текста с целью оценки смысла всего текста по его названию. Самостоятельное маркирование (ТПО-1, с.9-10).

Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению. Сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Подчеркни нужное название ТПО-1, с.9).

Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Подведение под понятие:

формирование понятия «главный герой» сказки о животных.


Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради. Целеполагание. Оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности через предъявление разных оценочных суждений (У-1, с.40)

Коммуникация как кооперация: чтение по цепочке

Умение слушать и вступать в диалог,

высказывать свою точку зрения (Как ты думаешь?.. Почему?). Умение строить монологическое высказывание.


Книгопечатная продукция, печатные пособия, экранно _ звуковые пособия

3 неделя




12

Зарубежные сказки о животных Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост»

(У-1, с. 37-40)


1

Понимание роли чтения , использование разных видов чтения (ознакомительное ,изучающее ,выборочное ,поисковое);умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении ,давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

Первичное предъявление новых знаний





Главный герой сказок о животных - хитрец и проказник

Самоопределение, ориентация на учет чужой точки зрения ("Чья точка зрения тебе ближе? У-1, с.40), оценочные суждения по поводу поведения персонажей произведения ("Мне его жалко!" У-1, с.40)

Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

Перечитывание текста с целью поиска нужных строчек.

Работа с маркированными в тексте словами и строчками.

Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).


Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради. Волевая саморегуляция.



Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Умение слушать и вступать в диалог,

высказывать свою точку зрения (Как ты думаешь?.. Почему?..). Умение строить монологическое высказывание

Книгопечатная продукция,печатные пособия, экранно – звуковые пособия







13-15

Китайская волшебная сказка «Как кошка с собакой враждовать стали»

(У-1, с.41-49, ТПО-1, с.11-12)


3

Понимание роли чтения , использование разных видов чтения (ознакомительное ,изучающее ,выборочное ,поисковое);умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении ,давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Применение знаний, умений и навыков

Урок-беседа

Осмысление логики сказочного жанра. Приметы волшебной сказки: волшебные помощники, волшебные предметы и чудеса; черты сказки древнего происхождения. Обнаружение в одной и той же сказке черты

волшебной сказки и черты сказки о животных. Различение понятия «помощник» и «волшебный помощник». Сравнение героев- животных и героев- людей.

Самоопределение через оказание интеллектуальной помощи героям («Подтверди слова, докажи…).

Самостоятельное маркирование (ТПО-1, с.12).

Работа с дидактическими иллюстрациями.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков (сравнение русских сказок о животных со сказками других народов).

Выявление особенностей волшебной сказки.

Подведение под понятие «волшебная сказка» через анализ текста. Изучение дидактических выводов («Как ты думаешь, какая сказка древнее?»).

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при постоянном перечитывании текста.


Управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества: чтение по цепочке. Взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого мнения» («Ты можешь подтвердить?»).

Обоснование того, что одна и та же сказка может содержать в себе особенности волшебной сказки и сказки о животных.

Книгопечатная продукция,печатные пособия

3-4 неделя




16-18

Русская волшебная сказка «Волшебное кольцо».

(У-1, с.51 – 60)


3

Понимание роли чтения , использование разных видов чтения (ознакомительное ,изучающее ,выборочное ,поисковое);умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении ,давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Применение знаний, умений и навыков

Урок- беседа

Сходства и различия русских сказок и китайских. Роль волшебного предмета в волшебной сказке: помощь героям в преодолении испытаний

Мотивация учебной деятельности через использование иллюстраций.


Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

Работа с дидактическими иллюстрациями (У-1, с.59).

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков, выявление особенностей волшебной сказки. Формирование понятия «волшебная сказка» через анализ текста.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при постоянном перечитывании текста. Целеполагание и планирование деятельности.

Управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества: чтение по цепочке. Взаимодействие: обоснование строчками из текста того, что одна и та же сказка может содержать в себе особенности волшебной и сказки о животных. Монологические высказывания.

Книгопечатная продукция,печатные пособия, экранно – звуковые пособия







19-21

Связь современных поэтических текстов с народным творчеством.

(У-1, с.60 – 64, ТПО-1, с. 13 – 16, с.39-40)


3

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Применение знаний, умений и навыков

Урок-беседа

Знакомство с творчеством современных поэтов на произведениях И. Пивоваровой «Жила-была собака», «Мост и сом», Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Определение связи современных поэтических текстов

с народным творчеством. Работа с иллюстрациями: художники в одной

и той же сказке, видят черты сказки-цепочки, докучной сказки и небылицы.

В стихотворении И. Пивоваровой «Жила

была собака» выявление сходства с жанром небылицы и прибаутки; а в стихотворении «Мост и сом» выявление сходства не только с докучной сказкой, но и с забавной прибауткой. «Утренняя

кричалка» Г. Лагздынь - закличка.

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: осознание важности изучения НАРОДНЫХ произведений фольклора.

Поход в Музейный дом с целью поиска и анализа живописного произведения (У-1, с.64).

Перечитывание текста с разными заданиями: поиск нужных частей текста, нужных строчек («Найди строчки, которые доказывают твое мнение»). Самостоятельное маркирование (ТПО-1, с.13-16).

Работа с дидактическими иллюстрациями.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: использование поэтами приемов устного народного творчества.

Самостоятельное маркирование (ТПО-1, с.39-40)

Контроль и самоконтроль, самооценка процесса и результатов учебной деятельности («А ты сможешь…?)

Коммуникация как кооперация: чтение по цепочке. Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, его жанровой принадлежности: в одном и том же авторском тексте есть черты и небылицы и прибаутки, и докучной сказки и прибаутки.




5 неделя




22-25

Рассказ Николая Носова «Фантазёры»

(У-1, с.65-75, ТПО-1, с.17-18, Х. с.49 - 54).


4

Понимание роли чтения , использование разных видов чтения (ознакомительное ,изучающее ,выборочное ,поисковое);умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении ,давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития

Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями
Применение знаний, умений и навыков

Урок-беседа

Знакомство с понятиями «фантазия» и «ложь» на материале рассказа Н.Носова «Фантазёры». Фантазия, воображение как один из важнейших секретов творчества.

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: подведение к мысли, что выдумка не должна наносить вред окружающим.

Анализ объектов с целью установить грань между весёлой беззаботной выдумкой и ложью.

Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста (У-1, с.69, ТПО-1, с.17-18).

Работа с маркированными в тексте строчками (ТПО-1, с.17-18).

Работа с дидактическими иллюстрациями (У-1, с.65-74).

Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).


Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, выразительно. Апеллирование к тексту для подтверждения того ответа, с которым соглашается обучающийся.

Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке и по ролям.

Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (У-1, с.65-75, Х. с.49 -54).



Книгопечатная продукция,печатные пособия, экранно – звуковые пособия

5-6 неделя




страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:

Рабочая программа курса «литературное чтение»

Рабочая программа курса: 7 стр.

Рабочая программа курса «литературное чтение»

Рабочая программа курса: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.





Умк школа 2100 2013-2014 учебный год

Контрольная работа: 1 стр.