NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по биологии. Разработана на основе Примерной программы по биологии основного общего образования 2004года (базовый уровень)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 с. Лувеньга
«Утверждаю»

« _____» _____________2012г.

Приказ №_______ от ________________

Директор школы .(Зуева Г.А.)


Рабочая программа по биологии.

Разработана на основе Примерной программы по биологии основного общего образования 2004года (базовый уровень)

Учитель: Фурсова Светлана Александровна

2012год.


Основная школа.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии 2004года. Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентного, личностно – ориентированного, деятельностного подходов.
Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе – 35 часов (1 час в неделю), Систему, многообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, используются 35 часов учебного времени из регионального компонента в 6классе и 35часов в 7классе за счет часов регионального и школьного компонентов.


Основные задачи по изучению регионального компонента:

  • усвоение минимума содержания регионального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  • обеспечение усвоения федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии.


Региональная программа рассчитана на концентрическую систему биологического образования. В основной школе изучаются все разделы систематического курса «Биологии», учащиеся получают завершенное биологическое образование, в том числе его региональной составляющей. В программе реализуются идеи биоразнообразия живых систем, их приспособленности к экстремальным условиям Кольского Севера, уязвимости северной природы на всех уровнях организации и необходимости ее охраны, ответственности человека за среду обитания .

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Основное содержание.



Раздел

Дидактические единицы

Кол – во часов в примерной программе

Рабочая программа

(количество часов)

6класс

7класс

8класс

9класс

Итого

245часов +70часов РК

--------------

315часов

35часов+35 часов РК

----------------

70часов

70часов+35 часов РК

--------------

105 часов

70часов

70часов

315час.

Биология как наука. Методы биологии .


Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.


3часа

3часа










3часа

Система органического мира


Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность1.

Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.

Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.

Царство животных. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Домашние животные. Охрана животного мира.

Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.


25часов

46часов

10часов







56часов

Многообразие и эволюция живой природы



Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.

Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные.


62часа

9часов

79часов




14часов

102часа

Признаки живых организмов


Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки. Клетки растений, грибов, бактерий, животных. Гены и хромосомы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание. Различия организмов по способу питания. Дыхание. Транспорт веществ, удаление из организма продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Признаки вида. Экосистема.


34часа










43часа

43часа

Взаимосвязи организмов и окружающей среды



Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

Популяция- элемент экосистемы. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

Биосфера-глобальная экосистема. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространие и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды.

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


28часов

12часов

16часов




13часов

41час

Человек и его здоровье



Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.


60часов







70часов




70часов




Резерв

33часа













245часов




Региональный компонент

70часов













70часов




Итого

315часов

70часов

105часов

70часов

70часов

315часов



Раздел

Дидактические единицы

Количество часов всего и по темам.

Биология как наука. Методы биологии .


Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.


3 часа

Система органического мира



Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность2.

Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное-фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Охрана растительного мира.

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.

Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики



46 часов

Многообразие и эволюция живой природы



Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения.

Приспособления северных растений к среде обитания. Разнообразие жизненных форм растений. Сезонные явления в жизни растений. Многообразие флоры Мурманской области.


21час


6класс
Календарно – тематическое планирование.


№п/п

Раздел

Тема урока

Практические , лабораторные работы

Домашнее задание

Дата

1

Биология как наука. Методы биологии.
3часа.

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.










2

Методы изучения объектов, биологический эксперимент. Наблюдение , описание и измерение биологических объектов

Наблюдение за ростом и развитием растений, сезонные изменения в жизни растений.







3

Правила работы в биологической лаборатории. Устройство увеличительных приборов.

Опыты по изучению состава почвы.







Система органического мира. 46часов


4

Клеточное строение организмов.

3часа.

Строение клетки










5

Жизнедеятельность клетки, ее деление , рост.










6

Ткани.










7

Царство Растения.
14часов

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности










8

Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний.










9

Царство грибов. Особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочных грибов.










10

Роль грибов в жизни человека и природе. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы Мурманской области.


Распознавание съедобных и ядовитых грибов.







11

Плесневые грибы и дрожжи. Использование грибов в биотехнологии.

Изучение строения плесневых грибов.







12




Царство растений. Разнообразие, распространение, значение растений.










13

Природно – климатические условия Кольского Севера. Типичные почвы Мурманской области.

Выявление роли света и воды в жизни растений.







14

Водоросли, особенности строения, значение в природе и жизни человека. Водоросли – типичные представители флоры Мурманской области.

Изучение внешнего строения водорослей







15

Лишайники, особенности строения, значение в природе и жизни человека. Лишайники – типичные представители флоры Мурманской области.










16

Мхи, особенности строения, значение в природе и жизни человека. Мхи – типичные представители флоры Мурманской области.

Изучение внешнего строения мхов.







17

Плауны, хвощи, папоротники особенности строения, значение в природе и жизни человека.

Изучение внешнего строения папоротников.







18

Голосеменные, особенности строения, значение в природе и жизни человека. Голосеменные – типичные представители флоры Мурманской области.

Изучение внешнего строения голосеменных. растений.







19

Покрытосеменные, особенности строения, значение в природе и жизни человека. Покрытосеменные – типичные представители флоры Мурманской области.

Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.







20




Обобщение и контроль знаний по теме «Царство растения»











21

Строение и многообразие покрытосеменных растений
15часов

Строение семян.










22

Виды корней и корневых систем. Приспособление северных растений: поверхностное расположение корневой системы северных растений.










23

Внутреннее строение корня.










24

Видоизменение корней










25

Побег и почки.










26

Внешнее строение листа.










27

Внутреннее строение листа










28

Видоизменение листьев.










29

Строение стебля.










30

Видоизменение побегов. Особенности стеблей растений Мурманской области.










31

Цветок. Строение цветка.

Строение органов цветкового растения







32

Соцветия.










33

Плоды.










34

Распространение плодов и семян.










35

Обобщение и контроль знаний по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»










36

Жизнь растений
14часов

Химический состав растений.










37

Минеральное питание растений.










38

Фотосинтез.










39

Дыхание растений.










40

Испарение воды листьями. Листопад.










41

Передвижение воды и питательных веществ.










42

Прорастание семян.










43

Растительный организм как единое целое. Разнообразие жизненных форм растений Мурманской области.










44

Способы размножения растений.










45

Размножение споровых растений.










46

Размножение голосеменных растений.










47

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Сезонные явления в жизни растений Мурманской области.










48

Половое размножение покрытосеменных растений.










49

Обобщение и контроль знаний по теме «Жизнь растений»










Многообразие и эволюция живой природы 21час


50

Классификация растений.
9часов.

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.










51

Класс двудольные. Семейство крестоцветные.

Определение принадлежности растений к определенной группе с использованием справочников.







52

Класс двудольные. Семейство розоцветные.

Определение принадлежности растений к определенной группе с использованием справочников.







53

Класс двудольные. Семейство пасленовые.

Определение принадлежности растений к определенной группе с использованием справочников.







54

Класс двудольные. Семейство мотыльковые.

Определение принадлежности растений к определенной группе с использованием справочников.







55

Класс двудольные. Семейство сложноцветные.

Определение принадлежности растений к определенной группе с использованием справочников.







56

Класс однодольные. Семейство лилейные.


Определение принадлежности растений к определенной группе с использованием справочников.







57

Класс однодольные. Семейство злаковые.

Определение принадлежности растений к определенной группе с использованием справочников.







58

Обобщение и контроль знаний по теме «Классификация растений»










59

Природные сообщества
5часов.

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Выявление приспособлений у растений к среде обитания








60

Характеристика основных экологических групп растений.

Распознавание растений своей местности.







61

Растительные сообщества. Взаимосвязь растений в сообществе.










62

Природные сообщества Севера. Роль растений в природных сообществах как поставщиков органического вещества.










63

Роль грибов и лишайников в природных сообществах Севера.










64

Развитие растительного мира

7часов.

Происхождение растений. Основные этапы растительного мира.










65

Значение северных растений в жизни человека.










66

Сельскохозяйственные растения. Полярная станция Всероссийского института растениеводства.

Распознавание сельскохозяйственных культур.







67

Влияние деятельности человека на флору Кольского Севера, на растительный мир.










68

Охрана растений. Красная книга Мурманской области. Редкие и исчезающие растения.











69

Природоохранные организации. Особо охраняемые природные территории.










70

Обобщение и контроль знаний по теме «природные сообщества и развитие растительного мира».












Требования к уровню подготовки учащихся:
Называть:

  • общие признаки живого организма;

  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции;


Приводить примеры:

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;


Характеризовать:

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов:

  • размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений и животных;

  • среды обитания организмов, экологические факторы


обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;


Сравнивать:

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.


Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов; приспособленности организмов и многообразии видов;


Делать выводы:

  • о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции.



1


2


страница 1


скачать

Другие похожие работы: