NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по географии 8класс Составил: учитель географии Ляхова Н. П. 2013г. Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______________

Зам. Директора по УВП

Жукова И.Н.

30.08.2013г.

Утверждаю:

Директор МОУ ГСОШ

Полежаева Т.И.

31 августа 2013

Рабочая программа по географии

8класс

Составил:

учитель географии

Ляхова Н.П.


2013г.


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География. Природа России» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. и примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Этот курс предполагает изучение пространства и природы России. Большое количество часов отводится на изучение природных комплексов страны- природные зоны и основные регионы России. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами: Географическое положение Красноярского края, тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые,

климат, природные зоны края, проблемы взаимодействия природы и человека на территории края, охраняемые объекты.
Рабочая программа учебного предмета «География. Природа России» 8 класса рассчитана на 70 часов для обязательного изучения, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
При проведении уроков используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные); практические ( выполнение практических, самостоятельных работ со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельная работа за компьютером.) Формы организации образовательного процесса: Общеклассные формы: урок, собеседование, практическая работа, программное обучение, зачетный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий. Формы контроля: индивидуальный и фронтальный опрос, контрольные работы, зачёты, тестирование, работа с картами атласа, работа с контурными картами.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Пространства России (8ч)

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная

территория России. Особенности и виды географического положения России.

Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и

сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный

шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов.

Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение

государственной территории России. Изменения границ страны на разных

исторических этапах.

Практические работы.

Решение задач на определение поясного времени.

Работа с контурной картой

Раздел 2. Природа России (20ч)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов.

Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы

формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.

Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России:

влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны.

Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы

образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и

животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране

растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практические работы

Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

Характеристика реки с точки зрения хозяйственного её использования

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

Составление прогноза изменений органического мира при условиях изменения других компонентов ПК

Раздел 3. Природные комплексы России (41ч)

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны

России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Памятники всемирного природного наследия.

Основные регионы страны: Русская равнина, Северный Кавказ, Урал, Восточно-Сибирская равнина, Западно-Сибирская равнина и Дальний Восток. Особенности географического положения. Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Внутренние природно-хозяйственные различия. Региональный компонент- ГП и природа Красноярского края.

Практические работы.

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

Работа с контурной картой «Определение границ, крайних точек края, центральных городов, наличие полезных ископаемых, природных зон»

Составление характеристики компонента природы по плану
Учебно- тематическое план




Наименование разделов и тем

Всего часов

Число часов на:

теорию

практику

контроль

1

Введение

1

1

-




2

Пространства России

8

5

2

1

3

Природа России

20

14

5

1

4

Природные комплексы России

41

34

3

4




Итого:

70

54

10

6


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия: природные зоны и основные регионы России, климатические показатели, водные ресурсы, агроресурсы, гидроресурсы, агроклиматические условия, подъём, уклон, падение реки, межень, годовой сток, животный и растительный мир, природный комплекс;

  2. различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий России; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов страны;

  1. специфику географического положения России; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных регионов страны, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических.

Практические работы


Практическая работа №1 «Решение задач на определение поясного времени»

18.09

Практическая работа №2 «Работа с контурной картой»

25.09

Практическая работа №3 «Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых»

12.10

Практическая работа №4 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

26.10


Практическая работа №5 «Характеристика реки с точки зрения хозяйственного её использования»

20.11

Практическая работа № 6 «Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования»

30.11

Практическая работа №7 «Составление прогноза изменений органического мира при условиях изменения других компонентов ПК»

14.12

Практическая работа №8 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»

22.01


Практическая работа №9 Работа с контурной картой «Определение границ, крайних точек края, центральных городов, наличие полезных ископаемых, природных зон»

16.04

Практическая работа № 10 «Составление характеристики компонента природы по плану»

17.05

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: