NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по искусству 8 класса Составил: учитель музыки Крестьянинова в г. 2013г Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______

зам.директора по УВР директор школы

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по искусству 8 класса


Составил: учитель музыки

Крестьянинова В..Г.

2013г

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений Искусство 8 – 9 классы «Просвещение» Москва 2010 г. Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской.

Данный учебный предмет имеет своей целью:

развитие опыта эмоционально - ценностного отношения к искусству как социально – культурной форме освоение мира, воздействующей на человека и общество; воспитание культуры восприятия произведений искусств, освоение образного языка этих искусств.

Изучение предмета «Искусство» способствует решению следующих задач:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно – познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами – вопросами:

  1. Искусство рассказывает о красоте земли: «Красноярские пейзажисты В. Сергин, А. Поздеев и др.» урок №4.

  2. Литературные страницы. Зримая музыка: «Утро России. Половодье» В. Сергин» урок №5.

  3. Человек в зеркале искусства: жанр портрета: «Красноярские портретисты (В.И. Суриков, А. Поздеев и др» урок №8.

  4. Роль искусства в сближении народов: «Музеи г. Красноярска» урок №11

Учебный предмет «Искусство» является продолжением учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка», которые входят в образовательную область «Искусство». Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействия на его духовный мир, формирование ценностно - нравственных ориентаций, вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень её содержания – выявление функций искусства. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Творческие задания нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, усвоение основных понятий и категорий курса «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 35 часов по 1 часу в неделю, в том числе 3 обобщающих урока.

При проведении уроков используется художественно – творческая деятельность, уровневая дифференциация, театральная деятельность, беседы, индивидуальная работа и в группах, тестирование, развивающие и проектные технологии. Осуществляются различного типа проекты: творческие, практико – ориентированные, информационные, исследовательские.

Основными методами обучения являются:

- художественное, нравственно – эстетическое познание произведений искусства (диалог, коллективное обсуждение, дискуссия);

- интонационно – стилевое постижение;

- эмоциональной драматургии;

- создания «композиций»

- художественного контекста (выход за предел мира искусства);

Итоговый контроль проводится в форме обобщающего урока, тестирования, творческой работы.

Содержание тем учебного предмета.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека. 2 часа.

  1. Искусство вокруг нас.

Искусство вокруг нас. Искусство – часть духовной культуры человечества, его роль в жизни современного человека. Виды искусства. Искусства передаются в художественных образах. Общие понятия для видов искусств.

  1. Художественный образ – стиль – язык.

Художественный образ. Его отличия. Образцы художественных образов разных видов искусств. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад – Россия – Восток).Стиль исторический, национальный, индивидуальный. Язык искусств: композиция, форма (фактура), ритм, тон, интенсивность. Особенности языка разных видов искусств.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира. 7 часов.

  1. Наука и искусство.

Наука и искусство – две области деятельности на протяжении всего развития человечества. Общее и различное в науке и искусстве для человеческой культуры. Роль искусства в жизни человека.

  1. Знание научное и знание художественное.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Леонардо да Винчи – основоположник художественной культуры эпохи Возрождения, учёный, инженер, конструктор, литератор.

  1. Искусство рассказывает о красоте земли.

Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Жанр пейзажа. Красноярские пейзажисты В. Сергин, А. Поздеев.

  1. Литературные страницы. Зримая музыка.

Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров (А. Вивальди, П.Чайковский, И. Левитан, М. Алпатов, В. Сергин).

  1. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, К. Моне, И. Бунина. Песенность русской природы, пейзажность русской народной песни. Импрессионизм.

  1. Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Искусство помогает познать человека. Художник и его модель. Непосредственная и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Жанр портрета. Виды портрета. Красноярские портретисты (И.В. Суриков, А. Поздеев и др.)

  1. Как начиналась галерея. Обобщение темы: «Искусство открывает новые грани»

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Особенности познания мира в современном искусстве. П. М. Третьяков - основатель знаменитой «Третьяковской» галереи. Искусство помогает познать человека.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения. 7 часов.

  1. Мир в зеркале искусства.

Искусство как проводник духовной энергии.

  1. Роль искусства в сближении народов.

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Понятия: музей, международный конкурс, фестиваль. Музеи г. Красноярска.

  1. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих современников.

Искусство как проводник духовной энергии. Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о другом человеке, о себе. Русская национальная школа портрета. XVIII век – век русского портрета. Лучшие русские портретисты. И. Репин. Портретная галерея.

  1. Искусство художественного перевода – искусство общения.

Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Деятельность переводчиков в распространении и сближении народов. Понятие сонет.

  1. Искусство – проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве.

Способы художественной коммуникации. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Музыкальный инструмент – гитара.

  1. Знаки и символы искусства. Разговор с современником.

Знаково – символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Понятия: знак, символ. Натюрморт – ванитас, штильлебен. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде.

  1. Художественные послания предков. Обобщение темы: «Искусство как универсальный способ общения».

Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Понятия: миф, ритуал, обряд. Обобщение темы «Искусство как универсальный способ общения» в художественно – творческой работе.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни. 10 часов.

  1. Что есть красота?

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Диалог искусств.

  1. Символы в жизни и искусстве.

Символы красоты. Информационная связь, между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Лаконичность и ёмкость художественной коммуникации .Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.

  1. Откровение вечной красоты.

Символы красоты. Иконы, молитвы. Духовная музыка русских и зарубежных композиторов. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.

  1. Застывшая музыка.

Символы красоты. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.

Архитектура – застывшая музыка. Храмы православные и католические.

  1. Есть ли у красоты свои законы?

Символы красоты. Понятия: Гармония. Симметрия, пропорция, - пропорция золотого сечения, ритм. Композиция. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.

  1. Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порождённой фантазией художника.

  1. Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порождённой фантазией художника. Понятие: Творчество.

Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

  1. 25. Как соотносится красота и польза.

Красота в понимании разных народов, социальных групп в разные эпохи. Красота и польза. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

  1. Обобщение темы: «Красота в искусстве и жизни».

Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе. 9 часов.

  1. Преобразующая сила искусства.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф. Шиллер).

  1. Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве.

Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

  1. Музыкальный портрет.

Ценностно – ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Идеал человека в искусстве.

  1. Александр Невский

Ценностно – ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

  1. 32. Портрет композитора в литературе и кино.

Синтез искусств в создании художественного образа. Искусство как модель для подражания. Воспитание души. Идеал человека в искусстве. Соотношение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя.

  1. Звучащий цвет и зримый звук.

Соотношение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя. Выбор темы и типа исследовательского проекта. Работа над темой исследовательского проекта и его защита.

  1. Музыкально – поэтическая символика огня.

Воспитание души. Соотношение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя. Выбор темы и типа исследовательского проекта. Работа над темой творческой работы (проекта).

  1. Обобщающий урок по теме: «Прекрасное пробуждает доброе»

Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Идеал человека в искусстве. Синтез искусств, в создании художественного образа. Защита творческой работы (проекта).

Учебно –тематических план.




Наименование разделов и тем

Всего часов

Число часов на…

Теорию

Практику

Контроль

1

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека.













2

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.












3

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения.













4

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни.


10ч










5

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе.













6

Итого

35ч

10ч

21ч




Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол –во часов

Содержание урока

Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН

Дидактический материал

Вид контроля

По плану


Фактически

1 четверть. Раздел 1. Искусство в жизни современного человека. (2 часа)

6.

09.






Искусство вокруг нас.



Искусство вокруг нас. Искусство – часть духовной культуры человечества, его роль в жизни современного человека. Виды искусства. Искусства передаются в художественных образах. Общие понятия для видов искусств.

Знать понятия: Культура, искусство; художественная культура, материальная культура, художественная или творческая деятельность;

Уметь: - различать характер, вид, стиль музыкальных произведений;

- соотносить образы музыкальных произведений с образами архитектуры, живописи, скульптуры, графики;

Никольская церковь, Сцена из балета «Баядерка», Японская живопись – гравюра; В. Боровиковский «Портрет сестёр Гагариных»; А. Гауди. Саграда Фамилия (храм Святого Семейства);

Устный контроль. Составление схемы «Виды искусств». Слушание музыки.

13.

09.




2.

Художественный образ – стиль- язык.




Художественный образ. Образцы художественных образов разных видов искусств. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад – Россия – Восток). Стиль исторический, национальный, индивидуальный. Язык искусств: композиция, форма (фактура), ритм, тон, интенсивность.

Знать понятия: художественный образ, стиль.

Уметь: - различать характер, вид, стиль музыкальных произведений;

- соотносить образы музыкальных произведений с образами архитектуры, живописи, скульптуры, графики;

- Различать произведения искусств по стилю

Портрет юноши, Египет; «Большой сфинкс». Египет; О. Роден «Граждане Кале»; Ф. Малевич «Вихрь». Д. Веласкес «Менины»; П. Пикассо «Менины»

Устный контроль. Слушание музыки. Сравнение и анализ произведений.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира. (7 часов)

20.

09.




3.

Наука и искусство.



Наука и искусство – две области деятельности на протяжении всего развития человечества. Общее и различное в науке и искусстве для человеческой культуры. Роль искусства в жизни человека.

Знать, что объединяет людей науки и искусства. Уметь: приводить примеры деятельности мастеров искусств основывающие на науке, искусстве;


М. де Вооз. Апполон и музы; О Роден «Поэт и муза»; Саркофаг муз. 2 в.

Устный контроль.

Выполнение задания учебника стр. 15; Заполнение таблицы «Стили искусств»

27.

09.





4.

Знание научное и знание художественное




Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Леонардо да Винчи – основоположник художественной культуры эпохи Возрождения, учёный, инженер, конструктор, литератор.

Уметь: рассказывать о творчестве Леонардо да Винчи;

- высказывать впечатления о музыке В. Моцарта;

- Приводить примеры научных открытий, изобретений изменивших жизнь человека;

- Объяснять почему произведения древних цивилизаций (Египет, Греция, русские нар.песни) интересны современному человеку, приводить примеры;

Л.да Винчи «Витрувианский человек», «Джаконда»; В. А. Моцарт «Симфония №40»; Интерпретация Г. Чичерина о музыке Моцарта; Ж.Б. Шарден «Натюрморт с атрибутами науки»; Д. Фетти «Архимед»; Наскальная живопись бушменов; Тимпан собора Сент – Лазар. Франция; Донателло «Благовещение»

Устный контроль.

Слушание музыки. Рассуждения, высказывания


4.

10.




5.

Искусство рассказывает о красоте земли.




Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров Жанр пейзажа. Красноярские пейзажисты В. Сергин, А. Поздеев


Знать понятие пейзаж

Уметь: определять средства выразительности живописных произведений;

- определять характер, настроение произведений живописи, подбирать созвучные им музыкальные произведения;

- выражать в поэтической или прозаической форме впечатления от природного явления;

- объяснять смысл высказывания А. де Сент-Экзюпери

И. Шишкин - пейзажи; Пейзажи В. Сергиева, А Поздеева

Устный и письменный контроль.

Рассуждения, высказывания. Подбор музыкальных фрагментов.

11.

10.




6.

Литературные страницы. Зримая музыка.




Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров (А. Вивальди, П.Чайковский, И. Левитан, М. Алпатов).

Уметь:- находить нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отражённого в литературных произведениях;

- сравнивать образы природы в литературных и живописных произведениях;

- Озвучивание литературных и живописных произведений музыкальными сочинениями.- сопоставлять картины и эпитетык ним,

- находить схожие и различные черты, средства выразительности музыкальных и живописных произведениях;

И. Левитан «Вечерний звон»; Н. Рыленков «Всё в тающей дымке»; М. Пришвин «Неведомому другу»; И. Левитан «Большая вода», «Над вечным покоем»; В. Сергин «Утро России. Половодье»; А. Вивальди Концерт «Весна»; П. Чайковский «Времена года»

Художественно – творческие задания 1.«Пейзаж в литературе, музыке, живописи» 2. «Озвучивание литературных произведений» ; Написать небольшой рассказ об одной из выбранной картине – пейзаж, подобрать к ней музыкальный и литературный пример.

18.

10.




7.

Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.




Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, К. Моне, И. Бунина. Песенность русской природы, пейзажность русской народной песни. Импрессионизм.

Уметь:- объяснять как особенность цвета, колорита, ритма, композиции помогают создать разные образы природы;

- подбирать живописные, литературные, музыкальные произведения с различными эмоциональными образами окружающего мира;


А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Озеро. Русь»; «Рождественское кружево»; К. Моне «Вестминстерское аббатство», «Реймсский собор на восходе солнца»

Устный

контроль. Художественно – творческие задания: 3. Беседа для младших школьников о красоте и гармонии окружающей природы. 4. Этюд (литературный или живописный) о природе в разных эмоциональных состояниях (разное время суток, время года)

25.

10.




8.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.





Искусство помогает познать человека. Художник и его модель. Непосредственная и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Жанр портрета. Виды портрета. Красноярские портретисты (И.В. Суриков, А. Поздеев и др.)

Знать понятие портрет, виды портрета их назначение. Психологический портрет, портрет – характер, портрет- биография.

Уметь: сравнивать портретные образы, находить общее и различное;

- сопоставлять язык портретной живописи разных направлений и стилей (выразительность линий, цвет, колорит, ритм, композиция);

- находить музыкальные ассоциации портретным образам

Голова Нефертити»; Мирон «Дискобол»; Пракситель «Афродита Книдская»; Портрет Караколла; А. Дюрер «Автопортрет»; М. Караваджо «Лютнист»; Э. Греко «Мужской портрет с рукой на груди»; Э. Фальконе «Памятник Петру 1 в Санкт – Петербурге»; А. Осьмёркин «Портрет Аветова»; Э. Делакруа «ФридерикШопен»; Портреты В. Сурикова, А. Поздеева.

Устный

контроль. Художественно – творческие задания: 7. По выбору: (альбом, газета, альманах, компьютерная презентация) на тему: «Жанр портрета в культуре разных времён»

1.

11.




9.

Как начиналась галерея.

Обобщение темы: «Искусство открывает новые грани»



Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Особенности познания мира в современном искусстве. Искусство помогает познать человека. П. М. Третьяков - основатель знаменитой «Третьяковской» галереи.

Знать: Павел Михайлович Третьяков -

основоположник галереи. Уметь: находить общность образов картины и рассказа.

- находить, анализировать и обобщать нужную информацию из разных источников, создавать слайдовую презентацию.

Репин «Портрет П.М. Третьякова», В. Перов «Странник», «Рыболов», «Охотники на привале»; К. Флавицкий «Княжна Тараканова»

Работа с репродукциями. Создание слайдовой презентации на темы: «П.М. Третьяков - почётный гражданин Москвы», «Третьяковская галерея», «Памятник архитектуры – Третьяковская галерея»

2 четверть. Раздел 3.Искусство как универсальный способ общения. (7 часов)

15.

11.




10.

Мир в зеркале искусства.



Искусство как проводник духовной энергии.

Уметь: распознавать историческую эпоху, особенности языка каждого вида искусства;

- размышлять, о значении для современного человека памятников культуры

Икона «Богоматерь Казанская»; Й. Утсон «Оперный театр в Сиднее»; М. Аникушин «Памятник А.С. Пушкину в Санкт – Петербурге»; Колизей. Рим

Работа с репродукциями. Устный контроль. Слушание музыки.

22.

11.




11.

Роль искусства в сближении народов.



Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Понятия: музей, международный конкурс, фестиваль. Музеи г. Красноярска.

Уметь: понимать эстетическую, нравственную ценность шедевров для зрителей 21 в.

- находить, анализировать и обобщать нужную информацию из разных источников, подготовить реферат об одном из наиболее значимых культурных объектов своего края

Лувр, Париж; Санкт – Петербург, Эрмитаж; Нью – Йорк Метрополитен – музей; Национальная картинная галерея, Дрезден; Красноярск «Музей В.Сурикова», «Художественный музей»

Устный контроль. Творческая работа.

29.

11.




12.

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников



Искусство как проводник духовной энергии. Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Русская национальная школа портрета. XVIIIвек – век русского портрета. Лучшие русские портретисты. И. Репин. Портретная галерея

Уметь: подбирать музыкальные произведения русских композиторов (романсы, камерно – инструментальная музыка) как фон для восприятия портретной живописи.

- сравнивать особенности портретов разных художников (Рокотов, Боровиковский, Леонардо да Винчи), указывать на сходство и различия;

- находить эпитеты, метафоры, сравнение

литературного и живописного произведения

Н. Заболоцкий «Любите живопись, поэты!»; Ф. Рокотов «портрет А. Струйской»; В. Боровиковский «Портрет Марии Лопухиной»; И. Репин «автопортрет», «А. Бородин», «Портрет Льва Толстого», «Антон Рубинштейн»;

Устный

контроль. Выразительное чтение стихотворного текста.

Подбор музыкальных произведений как фон к портретам, фрагменту из романа.

6.

12.




13.

Искусство художественного перевода – искусство общения.



Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Деятельность переводчиков в распространении и сближении народов. Понятие сонет

Знать: понятие переводчик, сонет.

Уметь: выявлять, сравнивать, средства выразительности стихотворения, живописного пейзажа, романса; находить сходство и различия при передачи содержания произведений искусства;

- различать жанры серьёзной и лёгкой музыки, интерпретации.

П. Заболоцкий «Портрет М.Лермонтова»; Й. Штилер «Портрет И.Гёте»; Неизвестный художник «Портрет У. Шекспира» ; Д. Кабалевский, Б. Горбонос «Сонет» №90; А. Варламов, А. Рубинштейн «Горные вершины»

Устный контроль. Слушание и сравнение музыки.

13.

12.




14.

Искусство – проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщения в искусстве.



Способы художественной коммуникации. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Музыкальный инструмент – гитара.

Уметь: выявлять различия впечатлений от общения с произведениями искусств и информации о нём (рецензий, сообщений из разных источников);

- аргументировать своё мнение, приводить доводы;

-соотносить жанры музыки и живописи

И. Прянишников «Жестокие романсы»; П. Пикассо «Гитарист»; А. Матисс «девушка в жёлтом и голубом с гитарой»; Г. Лорка «Гитара»; Романс «А на последок я скажу…» из к\ф «Жестокий романс»

Устный контроль. Слушание и сравнение живописных полотен, музыки, стихотворного текста.

20.

12.




15.

Знаки и символы искусства. Разговор с современником.



Знаково – символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Понятия: знак, символ.Натюрморт – ванитас, штильлебен. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Знать: понятия: знак, символ, икона

Натюрморт – ванитас, штильлебен и их особенности;

Уметь: высказывать мнение, сопоставлять живописные полотна и музыкальные произведения, понимать их символический смысл;

- находить, анализировать , отбирать нужную информацию из разных источников

Ю. Ван Стрек, Ф. де Шампань «Суета сует»; А. Ван Бейерен «Натюрморт с лангустом»; П. Клас «Натюрморт с устрицами»;П. Пикассо «Скрипка»; Ф. Мендельсон, Н. Паганини, Н. Римский – Корсаков «Perpetuummobile» («Вечное движение»); Л. Бетховен «Симфония» №5. А. Рублёв «Троица»; к\ф «Андрей Рублёв»

Устный контроль. Слушание и сравнение живописных полотен, музыки. Художественно – творческое задание: подобрать музыку, стихи, живопись, в которых языком знаком и символов рассказывается о событии вашей жизни.

27.

12.




16.

Художественные послания предков. Обобщение темы: «Искусство как универсальный способ общения»



Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Понятия: миф, ритуал, обряд. Обобщение темы «Искусство как универсальный способ общения» в художественно – творческой работе.

Знать: понятия: миф, ритуал, обряд.

Уметь: анализировать предложенную информацию, находить самостоятельно, отбирать информацию из разных источников использовать для создания творческой работы.

Ритуальный танец Сефар Сахара; Л. дела Робиа «Поющие дети»; И. Билибин, В. Васнецов, Н. Римский – Корсаков, П. Чайковский «Снегурочка»;

Разработка сценария народного праздника по выбору (осеннины, Рождество, Масленица); Сочинение – размышление по высказыванию режиссёра А. Тарковского.

3 четверть. Раздел 4.Красота в искусстве и жизни. (10 часов)

17.

01.




17.

Что есть красота?



Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Уметь: - сопоставлять живописные полотна, фотографии, литературные и музыкальные произведения, высказывать мнение, как связаны с пониманием красоты;

- приводить жизненные ассоциации, отвечать на вопросы.

З. Серебрякова «Автопортрет»; В. Серов «Портрет Мики Морозова»; В. Ван Гог «Цветуще дерево»; Н. Заболоцкий «Что есть красота?»

Устный контроль. Слушание и сравнение живописных полотен, музыки, литературы, фотографии. Объяснение фразы.

24.

01.




18.

Символы в жизни и искусстве.



Символы красоты Информационная связь, между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Лаконичность и ёмкость художественной коммуникации.

Уметь: высказывать мнение, сопоставлять живописные полотна и музыкальные произведения, понимать их символический смысл;

- находить, анализировать , отбирать нужную информацию из разных источников

Прялка. Архангельская губерния конец 19в.; И. Левитан «Владимирка»; А. Саврасов «Распутица», «Зимняя дорога»; Г. Свиридов «Тройка» к повести А. Пушкина «Метель»;

Создание художественно – творческой работы: компьютерная презентация на тему: «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников»

31.

01.




19.

Откровение вечной красоты.

1ч.

Символы красоты. Иконы, молитвы. Духовная музыка русских и зарубежных композиторов.

Уметь: - сопоставлять живописные полотна, иконы, тексты молитв и музыкальные произведения,

- высказывать мнение как связаны с пониманием красоты


Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»; Богоматерь Владимирская – Икона; Ф. Шуберт «Аве, Мария»; П. Чайковский, С. Рахманинов «Всеношная»

Устный контроль. Слушание и сравнение живописных полотен, икон, музыки, тексты молитв.

7.

02.




20.

Застывшая музыка.



Символы красоты. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Архитектура – застывшая музыка. Храмы православные и католические.

Уметь: - сопоставлять архитектурные памятники, музыкальные произведения, высказывания великих людей о красоте памятников архитектуры,

- предлагать знакомые музыкальные произведения созвучные архитектурным сооружениям;

- высказывать мнение, как связаны они с пониманием идеала красоты

Церковь Вознесения в Коломенском; Церковь Покрова на Нерли; Кёльнский собор; Реймскийсобор;

Устный контроль. Слушание и сравнение архитектурных памятников, музыки выявление общего и различного. Тест по понятиям.

14.

02.





21.

Есть ли у красоты свои законы



Символы красоты. Понятия: Гармония. Симметрия, пропорция, - пропорция золотого сечения, ритм. Композиция. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру.

Знать: понятия: Гармония. Симметрия, пропорция, - пропорция золотого сечения, ритм. Композиция.

Уметь: объяснять смысл понятий;

- объяснять роль композиционного решения, логику развития музыкальной мысли выраженной художником, композитором;

Джотто «Оплакивание Христа»; Парфенон Рим; ПоликлетДорифор; «Дамы в голубом» Фотографии. В. Моцарт Симфония №40; Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»

Устный контроль. Создание гармонической композиции на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года»

21.

02.




22.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту?



Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порождённой фантазией художника.

Уметь: сравнивать, делать выводы о представлениях красоты в разные эпохи, слоях общества;

- распознавать историческую эпоху по музыкальному фрагменту, костюму;

- выражать свои представления в художественном творчестве.

Ф. буше «Госпожа Помпадур»; О. Ренуар «Танец в деревне»; Б. Кустодиев «Купчиха» ;

Слушание и сравнение, обсуждение. Художественно – творческое задание: «Образ идеального человека» (эпоха, перо, тушь, аппликация, акварель, линогравюра, и др., музыка)

28.

02.




23.

Великий дар творчества: радость и красота созидания.



Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порождённой фантазией художника. Понятие: Творчество.

Знать: понятие: Творчество.

Уметь: работать со справочным материалом, формулировать своё мнение о понятии, трактовках;

- Сравнивать, сопоставлять средства выразительности разных искусств, в передаче творческого состояния героя;

М. Нестеров «Портрет Веры Мухиной»; П. Корин «Портрет пианиста Игумнова»; В. Тропинин «Портрет А. Пушкина»

Слушание и сравнение, обсуждение. Художественно – творческое задание: на тему: «Город» (музыкальный, индустриальный, вечерний и т.п.)

7.

03.




24.

Как соотносятся красота и польза.





Красота в понимании разных народов, социальных групп в разные эпохи. Красота и польза. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности.

Знать: понятие: шлягер.

Уметь: - Сравнивать, определять жанры искусства, сопоставлять средства выразительности разных искусств; высказывать мнение

- приводить конкретные примеры,

- объяснить смысл выражения поэта Д. Самойлова.

Дж.Бернини «Аполлон и Дафна»; П. де Хох «Мать»; Г. Хонтхорст «Концерт на балконе»; Я. Вермер «У клавесина»; Музыкальные фрагменты (бой часов, звонок телефона, дверной, и т.п.)

Слушание и сравнение, обсуждение. Примеры музыки, живописи разрушающие представления человека о красоте и гармонии

14.

03.




25.

Как соотносятся красота и польза.



21.

03.




26.

Обобщение темы: «Красота в искусстве и жизни»



Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности.

Уметь: Сравнивать, определять жанры искусства, сопоставлять средства выразительности разных искусств; высказывать мнение, приводить доводы;


Э.Мунк «Крик»; Д.Шостакович; П. Пикассо «Герника»; Ф. Гойя «Сон разума рождает чудовищ»; Д. Шостакович Симфония №8, 3 часть.

Тестирование. Викторина.

4 четверть. Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе. (9 часов)

4.

04.




27.

Преобразующая сила искусства.



Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф. Шиллер).

Уметь: Сравнивать, определять жанры искусства, сопоставлять средства выразительности разных искусств; высказывать мнение, приводить доводы;


С. Боттичелли Алтарь Барди; Э. Уорхолл. Мерилин; Р. Ван дер Вейден «Мадонна с младенцем»;

Слушание и сравнение, обсуждение. Творческая работа: эскиз плаката, рекламной листовки: «Моя семья», «Экология души», «Мир моих увлечений», «Здоровый образ жизни» (по выбору)

11.

04.




28.

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве.



Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Уметь: - Сравнивать, определять жанры искусства, сопоставлять средства выразительности разных искусств; высказывать мнение, приводить доводы;

- работать со справочным материалом,

Э.Мунк «Крик»; Д.Шостакович; П. Пикассо «Герника»; Ф. Гойя «Сон разума рождает чудовищ»; Д. Шостакович Симфония №8, 3 часть.

Слушание и сравнение, обсуждение. Тестовое задание

18.

04.




29.

Музыкальный портрет.



Ценностно – ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Уметь: создать эскизные зарисовки портретов персонажей музыкальных сочинений, указывать средства выразительности.

Н. Рерих эскиз декораций оперы «Князь Игорь»; Сцена из оперы В.Моцарта «Свадьба Фигаро»; сцена из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»; В. Моцарт, А. Шнитке, С. Прокофьев, А. Бородин

Практическая работа. Словесная характеристика. Ответы на вопросы.


25.

04.




30.

Александр Невский.



Ценностно – ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Идеал человека в искусстве.

Сравнивать, определять жанры искусства, сопоставлять средства выразительности разных искусств; высказывать мнение, приводить доводы;


М. Нестеров «Князь Александр Невский»; Миниатюры Новгородского свода; Афиша к\ф «Александр Невский»; фрагменты к\ф;

Составление программы концерта «Надежды маленький оркестр под управлением любви»,

2.

05.




31.

Портрет композитора в литературе и кино.




Синтез искусств в создании художественного образа. Идеал человека в искусстве.

Уметь: Сравнивать, определять жанры искусства, сопоставлять средства выразительности разных искусств; высказывать мнение, приводить доводы;


Неизвестный художник В.А. Моцарт; И. Смоктуновский в роли Моцарта; М. Врубель «Иллюстрации к трагедии» Музыка В. Моцарта

Творческая работа: Комментарии к литературным произведениям, зрительный и литературный материал

16.

05.




32.

Портрет композитора в литературе и кино.




23.

05.




33.

Звучащий цвет и зримый звук.



Синтез искусств в создании художественного образа. Искусство как модель для подражания. Воспитание души.

Уметь: Сравнивать, определять жанры искусства, сопоставлять средства выразительности разных искусств; высказывать мнение, приводить доводы

В. Кандинский.

Реферат на тему: « Образы солнца в литературе, живописи и музыке».

24.

05.




34. Музыкально – поэтическая символика огня.



Соотношение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя. Выбор темы и создание творческой работы.

Уметь: Сравнивать, определять жанры искусства, сопоставлять средства выразительности разных искусств; высказывать мнение, приводить доводы; находить нужную информацию в различных видах источника, анализировать и отбирать;

А. Скрябин «Прометей»

Слушание и сравнение, обсуждение. Помощь в создании проекта (теоретическая, практическая )

30.

05.




35.

Обобщающий урок по теме: «Прекрасное пробуждает доброе».




Соотношение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения – художника, композитора, писателя. Воспитание души. Защита творческой работы (проекта)

Уметь:

-выступать, представлять свою работу одноклассникам, зрителям, слушателям.




Тестовое задание. Творческий отчёт

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен:

- иметь представление о значении искусства в жизни человека;

- понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно – ориентирующей);

- иметь представление о многообразии видов, стилей, жанров искусства; об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра, кино;

- использовать опыт художественно – творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Учебно – методическое обеспечение.

Учебно – методический комплект

  1. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская - учебник «Искусство» + фонохрестоматия 8 – 9 классы «Просвещение» Москва 2010 г.

Цифровые образовательные ресурсы:

1. CD- ROM «Мировая художественная культура» (МХК);

2. CD- «Звёзды русского балета» вып. 1,2;

3. CD – «Учимся понимать музыку» - учебно – практическая программа «Кирилл и Мефодий»;

4. CD – «Учимся понимать архитектуру» - учебно – практическая программа «Кирилл и Мефодий»;

Техническое обеспечение:

1. Магнитофон, видеопроектор, экран, телевизор, компьютер, Интернет;

Список литературы.

  1. В помощь преподавателю. И.А. Лескова «Мировая художественная культура»

  2. Н. В. Киселёва «Информационные технологии на уроках МХК» Волгоград. 2009г.

  3. С.Г. Щербакова практические занятия «Формирование проектных умений школьников» Волгоград 2009г.

  4. Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура АСАDЕМА Москва 2001г.

  5. Т.Л. Ойстрах – Демидова Мировая художественная культура конец XIX – XXвек Современному учителю часть 1,2 «Знание» Москва 2007г.

  6. Энциклопедия для детей «Аванта» 1, 2 часть Архитектура, живопись Издательский центр «Аванта» 2005г.

  7. Энциклопедия для детей «Искусство» 1часть. Музыка, театр, кино Издательский центр «Аванта» 2005г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: