NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по искусству 9 класса Составил: учитель музыки Крестьянинова в г. 2013г Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______

зам.директора по УВР директор школы

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по искусству 9 класса


Составил: учитель музыки

Крестьянинова В..Г.

2013г

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений Искусство 8 – 9 классы «Просвещение» Москва 2010 г. Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской

Данный учебный предмет имеет своей целью:

развитие опыта эмоционально - ценностного отношения к искусству как социально – культурной форме освоение мира, воздействующей на человека и общество: освоение образного языка искусств, социальных функциях, предоставление возможности для самовыражения и самоутверждения.

Изучение предмета «Искусство» способствует решению следующих задач:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно – познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно – познавательной, коммуникативной и социально – эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами – вопросами:

  1. Эстетическое формирование искусством окружающей среды: облик моего села - урок № 17.

  2. Архитектура современного города: Облик города Красноярск – урок № 19.

  3. Массовые общедоступные искусства – урок №25,26.

Учебный предмет «Искусство» является продолжением учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка», которые входят в образовательную область «Искусство». Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействия на его духовный мир, формирование ценностно - нравственных ориентаций, вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень её содержания – выявление функций искусства. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Творческие задания нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, усвоение основных понятий и категорий курса «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

Учебный предмет изучается в 9 классе, рассчитан на 35 часов по 1 часу в неделю, в том числе 4 обобщающих урока.

При проведении уроков используется уровневая дифференциация, театральная деятельность, беседы, индивидуальная работа и в группах, развивающие и проектные технологии. Осуществляются различного типа проекты: творческие, практико – ориентированные, информационные, исследовательские.

Основными методами обучения являются:

- художественное, нравственно – эстетическое познание произведений искусства (диалог, коллективное обсуждение, дискуссия);

- интонационно – стилевое, художественное постижение;

- эмоциональной драматургии;

- создания «композиций»

- художественного контекста (выход за предел мира искусства);

Итоговый контроль проводится в форме обобщающего урока, тестирования, защиты творческой работы.

Содержание тем учебного предмета.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства

  1. 2.Искусство и власть.

Выражение в художественных образах общественных идей. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.

3. 4.Какими средствами воздействует искусство. Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Понятия: композиция, форма, линия, ритм, фактура. Типы композиции.

  1. Храмовый синтез искусства.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства выразительности разных искусств. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Понятие храм.

  1. 7.Синтез искусств в театре, в кино, на телевидении.

Композиция и средства выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.Искусство массовой культуры,

  1. Зрелище на службе внушения.

Искусство массовой культуры, его функции. Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.

  1. Обобщение темы: «Воздействующая сила искусства».

Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. Обобщить знания и умения о способности искусства внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее. 7 часов.

  1. Дар предвосхищения.

Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

  1. Какие знания даёт искусство.

Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство.

  1. 13.Предсказания в искусстве.

Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания сложных коллизий20 – 21 в. в творчестве композиторов, писателей, авангарда. Понятие ксилография.

  1. Художественное мышление в авангарде науки.

Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Художественное мышление в авангарде науки.

  1. Художник и учёный.

Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Художественное мышление в авангарде науки.

  1. Художник и учёный. Обобщение темы: «Искусство предвосхищает будущее»

Художественное мышление в авангарде науки. Обобщение знаний по теме: «Искусство предвосхищает будущее»

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. 10 часов.

  1. Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Понятия: промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн. Облик моего села.

  1. Архитектура исторического города.

Архитектура: планировка и строительство городов. Понятия: архитектура, детинец, медресе.

  1. Архитектура современного города.

Архитектура: планировка и строительство городов. Понятия: монументальная живопись, декоративная скульптура, современная музыка. Облик города Красноярск.

  1. 21.Специфика изображений в полиграфии.

Специфика изображений в полиграфии. Понятия: полиграфическая промышленность, книжная графика, журнальная графика

  1. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Стили дизайна: модерн, классицизм, арт-деко, минимализм, хай - тек.

  1. Декоративно – прикладное искусство.

Произведения декоративно – прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Народные промыслы.

  1. Музыка в быту.

Музыка в быту. Музыка серьёзная. Лёгкая музыка. Песня. Жанры народной песни. Плясовые наигрыши. Танцевальная музыка. Марш. Сценическая музыка.

25. Массовые и общедоступные искусства.

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино, телевидении. Художественная фотография. Документальность – особенность изобразительного образа в фотографии.

26.Обобщающий урок по теме: «Дар созидания. Практическая функция искусства».

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино, телевидении. Рождение кинематографа. Функции кино и технические возможности. Телевидение – коллективная творческая работа.

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя. 9 часов.

27. Изобразительная природа кино.

Искусство учит видеть и чувствовать мир по - новому. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы.

28. Особенности киномузыки.

Роль композитора в кино. Роль музыки в кино.

29. 30.Мышление научное и художественное.

Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники.

31.32.Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

Интерпретации классической музыки в кинематографе. Искусство учит видеть и чувствовать мир по - новому. Творческая работа (создание проекта).

33.34. Вопрос себе, как первый шаг к творчеству.

Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Информационное богатство искусства. Творческая работа (создание проекта).Защита (представление) творческой работы (проекта).

35.Обобщающий урок по теме: «Искусство и открытие мира для себя».

Обобщение знаний (тестирование), умений. Защита (представление) творческой работы (проекта).

Учебно –тематических план.




Наименование разделов и тем

Всего часов

Число часов на…

Теорию

Практику

контроль

1.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства













2

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее.













3.

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция.


10ч










4.

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя.
















Итого

35ч

11ч

20ч




Календарно – тематическое планирование

Дата


Тема урока

Кол – во часов

Содержание уроков.

Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН


Дидактический материал

Вид контроля

По плану


Фактически

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)

5.

09.



1.

Искусство и власть.



Выражение в художественных образах общественных идей. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.

Уметь:- определять сходство и различия образов разных искусств, символизирующие власть;

- объяснить какими средствами, с какой целью искусство воздействует на людей сегодня

Август из Прима Порто; Донателло «Статуя кондотьера Гаттамелаты»; Ж.Л. Давид «Бонапарт, пересекающий Альпы»; Триумфальная арка на Елисейских полях в Париже; Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве;

Устный опрос. Подготовка доклада или презентации на тему: «Внушающая сила искусства»

12.

09.




2.

Искусство и власть.



19.

09.




3.

Какими средствами воздействует искусство. Композиция.



Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Понятия: композиция, форма, линия, ритм, фактура. Типы композиции.

Знать понятия :

- композиция, типы композиции горизонтальная, вертикальная, диагональная, их особенности

- форма, линия, типы формы;

- Ритм, фактура

Уметь: - различать в произведениях живописи типы композиции;

- проводить анализ, композиции, средств выразительности, принцип построения музыки и живописи

К. Петров – Водкин «Яблоки»; А. Саврасов «Весенний день»; С. Боттичелли «Весна»; А.Венецианов «Спящий пастушок»; А. Вивальди концерт «Весна»;


Устный опрос. Слушание музыки.

Разбор и анализ произведений.

Творческая работа (аппликация или компьютер) уравновешенных или неуравновешенных композиций; б) изобразительная композиция, на ассоциацию по знакомому музыкальному произведению.

26.

09.




4.

Какими средствами воздействует искусство. Форма. Ритм. Фактура.



3.

10.




5.

Храмовый синтез искусств.





Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства выразительности разных искусств. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Понятие храм.

Знать понятия: храм, православный, католический, мусульманский, буддийский их особенности, средства выразительности.

Уметь: описывать специфику храма, стиль, средства выразительности, искусства в религиозных ритуалах;

- соотносить характер звучания музыки с особенностями храма

Дмитриевский собор. Владимир; Римско – католический храм; мечеть Джами Маджида; Буддийский храм

Ответы на вопросы и задания. Творческая работа: слайдовая презентация храма, с музыкальным сопровождением – фоном.


10.

10.



6.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении



Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства выразительности разных искусств. Искусство массовой культуры, его функции.

Знать понятия: синтетические виды искусства: театр, кино, телевидение. Мюзикл, рок – опера.

Уметь: слушать, анализировать средства выразительности искусств в синтетических видах;

- работать в паре над текстом;

- петь известные хиты мюзиклов и рок - опер

Афиши, сцена из оперы «Князь Игорь»; сцена из балета «Спящая красавица»; Персонаж из мюзикла «Кошки».


Устный контроль. Слушание фрагментов из опер, балетов, мюзиклов, рок – опер. Творческая работа: создание эскиза декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мюзиклу (по выбору).

17.

10.




7.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

1ч.

24.

10.




8.

Зрелище на службе внушения.

1ч.

Искусство массовой культуры, его функции. Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.

Знать понятия: синтетические виды искусства: театр, кино, телевидение.

Кадры из кинофильмов; Фотографии знаменитых актёров; Шуховская башня. Москва; Телепроекты: «Танцы со звёздами», «Спокойной ночи, малыши», «Две звезды»

Творческая работа: Анализировать средства художественной выразительности в телепередачах разных жанров.

31.

10.




9.

Обобщение темы: «Воздействующая сила искусства»



Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.

Уметь: анализировать средства выразительности искусств в синтетических видах;

- сравнивать и распознавать стили, жанры музыкальных произведений, архитектурных сооружений.

А. Саврасов «Весенний день»; А.Венецианов «Спящий пастушок»; А. Вивальди концерт «Весна»; Праздничный трезвон; П. Чайковский «Господи помилуй»; «Романс» неизвестного автора (гитара)

Тестовое задание. Практические задания. (стр.111, 115)

2 четверть. Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее. (7 часов)

14.

11.




10.

Дар предвосхищения



Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

Знать понятия: иносказание, метафора, аллегория, олицетворение

Уметь: - объяснить понятия на примерах произведений разных видов искусств;

- Приводить примеры в которых персонажи предвосхищали явления и события будущего.

С. Риччи «Персей обращает Финея в камень с помощью головы Медузы Гаргоны»; М\ф «Избушка на курьих ножках»; И. Билибин «Баба Яга в ступе»; В. Васнецов «Ковёр – самолёт»

Устный контроль. Творческая работа: Эссе о явлении в современном искусстве со скрытым пророчеством будущего.

21.

11.




11.

Какие знания даёт искусство.



Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство.

Уметь: приводить примеры научного значения художественного знания;

- приводить ассоциации к звучащей музыки.

Ж. – Э. Лиотар «Шоколадница»; В. Ван Гог «Вороны над пшеничным полем», «Звёздная ночь» И.С. Бах «Фуга» ре минор.

Устный контроль. Творческая работа: Подобрать примеры научного значения художественного знания

28.

11.




12.

Предсказания в искусстве.




Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания сложных коллизий20 – 21 в. в творчестве композиторов, писателей, авангарда. Понятие ксилография.

Уметь: работать со словарём, объяснять понятие ксилография.

- сравнивать, сопоставлять технику художников, идею произведения;

- высказывать мнение, приводить доводы о средствах выразительности, технике, давать свою трактовку произведения

А. Дюрер «Четыре всадника» Гравюра; Ф. Гойя «Какое мужество! Офорт, «Скорбное предчувствие будущего»; Б. Кустодиев «Большевик»; К. Юон «Новая планета»; к\ф «Андрей Рублёв»; А. Лентулов «Василий Блаженный»

Устный контроль. Ответы на задания. Творческая работа: Музыкально – литературный сценарий «Колокольные звоны России»



5.

12.




13.

Предсказания в искусстве.



12.

12.




14.

Художественное мышление в авангарде науки.



Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Художественное мышление в авангарде науки.

Уметь: объяснить понятие терменвокс.

- Находить нужную информацию из разных источников, анализировать, обрабатывать, использовать в творческой работе.

Леонардо да Винчи «Эскизы летательного аппарата»; Ж. Верн «Путешествие на луну» - иллюстрация; Л. Термен играет на терменвоксе.

Творческая работа: Создать композицию, отражающую представления о будущем России, мире.



19.

12.




15.

Художник и учёный.



Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Художественное мышление в авангарде науки.

Уметь: работать со словарём, объяснять понятия: диссиметрия, антисимметрия,синергетика, фрактал, фрактальная геометрия.

- приводить примеры антисимметричных названий;

- рисовать цветовую партитуру к музыкальному фрагменту.

М. Эшер «Солнце и луна», «День и ночь», «Ящерицы»; Р. Делоне «Башня»;

А.Скрябин «Прометей»

Ответы на вопросы.

Тестовое задание по терминам.

Творческая работа: компьютерные образцы классической, электронной и популярной музыки; к нему «зрительный образ» - танец, круги, полёт, вспышка ит.д.

26.

12.




16.

Художник и учёный. Обобщение темы: «Искусство предвосхищает будущее»



Художественное мышление в авангарде науки. Обобщение знаний по теме: «Искусство предвосхищает будущее»

Уметь: сравнивать, сопоставлять технику художников, идею произведения;

- высказывать мнение, приводить свою трактовку произведения;


М. Ларионов «Петух»; П. Филонов «Формула весны», «Формула Вселенной»; А. Скрябин поэма «Прометей»

Художественно – творческое задание 1. Эскиз герба, товарного знака или эмблемы; 2 Композиция с музыкальным фоном; 3 Декоративная работа

3 четверть. Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. (10 часов)


16.

01.



17.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды



Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Понятия: промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн. Облик моего села.

Знать понятия: промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн.

Уметь: - работать со справочной литературой, понимать смысл новых понятий;

- выявлять традиции и новаторство в облике своей деревни;

Эйфелева башня. Париж; Жилой комплекс «Алые паруса». Москва; парламент. Лондон; Кремль. Москва.

Устный контроль. Творческая работа: 1.Исследование трансформации бытового предмета. 2.Фотомантаж или презентация

23.

01.




18.

Архитектура исторического города.



Архитектура: планировка и строительство городов. Понятия: архитектура, детинец, медресе.

Знать понятия: архитектура, детинец, медресе их определения.

Уметь: работать с текстом и справочной литературой, понимать смысл новых понятий;

- находить в иллюстрациях исторические признаки градостроительства

- понимать и объяснять смысл высказывания

Карта Москвы 16в.; В. Васнецов «Расцвет Кремля»; Афинский Акрополь. Греция; Новгородский детинец. Современная аэрофотосъёмка; Регистан. Самарканд; Санкт – Петербург. Исторический центр;

Работа с терминами по словарю и тексту. Работа с иллюстрацией. Устный контроль. Художественно – творческое задание.

30.

01.




19.

Архитектура современного города



Архитектура: планировка и строительство городов. Понятия: монументальная живопись, декоративная скульптура, современная музыка. Облик города Красноярск.

Знать понятия: монументальная живопись, декоративная скульптура, современная музыка их определения.

Уметь: работать с текстом и справочной литературой, понимать смысл новых понятий;

- находить в иллюстрациях исторические признаки градостроительства

- приводить примеры

Ф.-Л. Райт Дом над водопадом; Ф. Шехтель Особняк Рябушинского; Н. Фостер. Здание «Корнишон». Лондон; Красноярск: Художественный музей, Дом Гадалова; В.А. Григорьев Панно «Жарки»; В.В. Жекалов. Витраж в органном зале Красноярска

Устный контроль. Художественно – творческое задание: 1. Проект детской площадки. 2.Эскиз – проект сквера, парка. 3. Музыкально – литературная композиция для презентации проектов.

6.

02.




20.

Специфика изображений в полиграфии




Специфика изображений в полиграфии. Понятия: полиграфическая промышленность, книжная графика, журнальная графика.

Знать понятия: полиграфическая промышленность, книжная графика, журнальная графика их определения.

Уметь: работать с текстом и справочной литературой; сопоставлять средства выразительности литературного и музыкального произведения; рекламные приёмы видеоклипов, оформления журнала, книги, учебника, упаковки, уличной рекламы;

Г. Доре. Дон Кихот, Ад. Вергилий и Данте; А. Бенуа. Медный всадник; М. Врубель Демон; В. Фаворский Иллюстрация к «Повести о полку Игореве…»; И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»; Обложки глянцевых журналов.

Работа с иллюстрацией. Устный контроль. Художественно – творческое задание:1. Подбор иллюстраций. 2. Изобразить героя. 3. Фрагмент макета 4. Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки. 5. Антиреклама какого – либо товара.

13.

02.




21.

Специфика изображений в полиграфии



20.

02.




22.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.



Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Стили дизайна: модерн, классицизм, арт-деко, минимализм, хай - тек.

Знать понятия: дизайн, модерн, классицизм, арт-деко, минимализм, хай – тек и их определения.

Уметь: работать с текстом и справочной литературой;

- выявлять средства выразительности дизайнерского искусства;

Ч. Макинтош. Стул, Стул в стиле модерн, Интерьер Дома любителя искусства; С. Малютин. Фрагмент деревянной резьбы; С. Дали. Идея шляпки в форме туфли; Карикатурная схема работы дизайн – бюро;

Творческая работа: Проект, какого – либо предмета быта. Эскиз костюмов. Проект дизайнерского оформления (по выбору)

27.

02.




23.

Декоративно – прикладное искусство.



Произведения декоративно – прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Народные промыслы.

Знать понятие: народные промыслы их разновидности.

Уметь: понимать функции декоративно – прикладного искусства;

- анализировать символику орнаментов, понимать их информацию, соответствие стиля

Фрагмент краснофигурной вазы. Греция; Фарфоровые тарелки. Китай 17в.; Фаберже. Пасхальное яйцо. 19в.; Ритуальная маска. Гобон. Африка; Персидский ковёр. Иран; Поднос. Жостово

Творческое задание: История одного из народных промыслов. Эскиз росписи на предложенную тему;

6.

03.




24.

Музыка в быту.



Музыка в быту. Музыка серьёзная. Лёгкая музыка. Песня. Жанры народной песни. Плясовые наигрыши. Танцевальная музыка. Марш. Сценическая музыка.

Знать понятия: Серьёзная и лёгкая музыка, танцевальная музыка, марш, песня и её разновидности, жанры народной песни.

Уметь: определять направления и стили музыки, аргументировать свои ответы, прибегая к анализу содержания, эмоциональному строю и средств выразительности;

- проводить анализ своей фонотеки по разделам, классификации

Камерный ансамбль; Симфонический оркестр; Исаак Дунаевский; Менуэт. Рукописные ноты; Н. Кончаловский. Портрет С. Прокофьева; Самодеятельные фольклорные исполнители. Россия; Духовой военный оркестр


Творческие задания: Программа вечера песни. Разработать содержание танцевального конкурса или дискотеки на тему: «От гавота до брек – данса»; Музыкальная композиция спортивного праздника; Компьютерная презентация.


13.

03.



25.

Массовые и общедоступные искусства.



Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино, телевидении. Художественная фотография. Документальность – особенность изобразительного образа в фотографии.

Знать понятия: фотография, кино, телевидение их определения.

Уметь: работать с справочной литературой;



Фото Э. Стейхена; Фото С. Прокудина – Горского, Й. Судека, А. Родченко; Первый дагерротип. 1839г.


Творческая работа: Презентация на предложенную тему; Портретная галерея учителей или одноклассников, с литературными комментариями; Трансформация фотографий.



20.

03.



26.

Обобщающий урок по теме: «Дар созидания. Практическая функция искусства»



Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино, телевидении. Рождение кинематографа. Функции кино и технические возможности. Телевидение – коллективная творческая работа.

Знать понятия: фотография, кино, телевидение их определения.

Уметь: выполнять творческие задания;

- высказывать мнение, приводить аргументы;

Кадры из кинофильмов; Фотографии знаменитых актёров; Прокатный плакат кинофильма; Шуховская башня. Москва; Фотографии телепроектов: «Танцы со звёздами», «Спокойной ночи, малыши», «Две звезды»

Художественно – творческие задания: Небольшой сценарий фильма или мультфильма, раскадровку.

4 четверть. Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя. (9 часов)


3.

04.



27.

Изобразительная природа кино.



Искусство учит видеть и чувствовать мир по - новому. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы.

Уметь: анализировать средства выразительности эмоционального строя сцен, деталей, нравственные ценности фильма;


Кадры фильма «Летят журавли»


Ролевая игра: «Жюри кинофестиваля»


10.

04.




28.

Особенности киномузыки.



Роль композитора в кино. Роль музыки в кино.

Уметь: анализировать средства выразительности;

- выполнять творческие задания;

- высказывать мнение, приводить аргументы;

Афиши фильмов «Мы из джаза», «Берегись автомобиля», «Семнадцать мгновений весны»


Творческое задание: Определить 3 лучших фильма мира (всех времён и народов и т.д.)

Конкурс на лучшее исполнение песен из кинофильмов.

17.

04.




29.

Мышление научное и художественное.



Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники.

Уметь: выполнять творческие задания;

- высказывать мнение, приводить аргументы;

- выполнять творческое задание;


Эйнштейн, Бородин и т.д.


Творческие или компьютерные презентации о людях науки, роли искусства в их жизни


24.

04.




30.

Мышление научное и художественное.



8.

05.





31.

Тайные смыслы образов искусства или Загадки музыкальных хитов.



Интерпретации классической музыки в кинематографе. Искусство учит видеть и чувствовать мир по - новому. Творческая работа (создание проекта).

Уметь: выражать собственные суждения и оценки произведениям искусства прошлого и настоящего; выполнять творческие задания;

- высказывать мнение, приводить аргументы;

- выполнять творческое задание;


Фрагменты к\ф «Титаник»; Т. Альбиони – Р. Джацотти «Адажио»

Устный контроль. Анализ произведений. Творческая работа.

15.

05.




32.

Тайные смыслы образов искусства или Загадки музыкальных хитов.



22.

05.



33.

Вопрос себе, как первый шаг к творчеству.



Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Творческая работа (создание проекта). . Защита (представление) творческой работы (проекта).



Уметь: подбирать, анализировать информацию из разных источниках; - выражать собственные суждения и оценки произведениям искусства прошлого и настоящего;

В Библиотеке; В лаборатории; Подводой; П. Пикассо. «Девочка на шаре», «Летний день»; М. Нестеров. «Философы»

Устное или письменное размышление. Теоретическая и практическая помощь в сборе нужной информации Творческая работа.

29.

05.





34.

Вопрос себе, как первый шаг к творчеству.



30.

05.




35.

Обобщающее повторение по теме: «Искусство и открытие мира для себя»



Обобщение знаний (тестирование), умений. Защита (представление) творческой работы (проекта).



Уметь: анализировать средства выразительности; представление (защита) творческой работы




Устный, контроль.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения данного предмета в 9 классе учащийся должен:

- представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно – нравственных ориентаций современного человека;

- понимать функции искусства (социально – ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);

- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;

- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

- использовать приобретённые знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Учебно – методическое обеспечение.
Учебно – методический комплект

  1. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская - учебник «Искусство» + фонохрестоматия 8 – 9 классы «Просвещение» Москва 2010 г.

Цифровые образовательные ресурсы:

1. CD- ROM «Мировая художественная культура» (МХК);

2. CD- «Звёзды русского балета» вып. 1,2;

3. CD – «Учимся понимать музыку» - учебно – практическая программа «Кирилл и Мефодий»;

4. CD – «Учимся понимать архитектуру» - учебно – практическая программа «Кирилл и Мефодий»;

Техническое обеспечение:

1. Магнитофон, видеопроектор, экран, телевизор, компьютер, Интернет;

Список литературы.

  1. В помощь преподавателю. И.А. Лескова «Мировая художественная культура»

  2. Н. В. Киселёва «Информационные технологии на уроках МХК» Волгоград. 2009г.

  3. С.Г. Щербакова практические занятия «Формирование проектных умений школьников» Волгоград 2009г.

  4. Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура АСАDЕМА Москва 2001г.

  5. Т.Л. Ойстрах – Демидова Мировая художественная культура конец XIX – XXвек Современному учителю часть 1,2 «Знание» Москва 2007г.

  6. Энциклопедия для детей «Аванта» 1, 2 часть Архитектура, живопись Издательский центр «Аванта» 2005г.

  7. Энциклопедия для детей «Искусство» 1часть. Музыка, театр, кино Издательский центр «Аванта» 2005г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: