NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по искусству (мхк) 10 класса Составил: учитель музыки Крестьянинова в г. 2013г Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______

зам.директора по УВР директор школы

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по искусству (МХК) 10 класса


Составил: учитель музыки

Крестьянинова В..Г.

2013г

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Искусство (МХК)» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре.

Данный учебный предмет имеет своей целью:

формирование основ эстетических потребностей, толерантного отношения к миру, восприятие своей национальной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры, понимание её уникальности и неповторимости, развитие навыков оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры.

Изучение предмета «Искусство(МХК)» способствует решению следующих задач:

  1. развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;

  2. воспитание художественно – эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей национальной и мировой культуры;

  3. освоение знаний о стилях и направлениях от культуры первобытного мира до Эпохи Возрождения, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  4. овладение умением анализировать произведения искусства древности, средневековых культур разных стран и регионов, оценивать их художественные особенности и интерпретации в современности, высказывать о них собственное суждение;

  5. использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Учебный предмет «Искусство(МХК)» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, позволяет более качественно оценить собственную национальную культуру, её потенциал, уникальность и значимость. В программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель \ слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личностного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусств.

Тематическое содержание программы «Искусство(МХК)» для 10 класса построено по логике исторической линейности: от культуры первобытного мира до культуры Нового времени (XVIIIв.), а также на принципе выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного – двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность оценить её масштаб и общекультурную значимость, предполагает изучение регионального компонента в рамках исследования местных объектов культуры с фиксацией и презентацией результатов.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен вопросом: «Стилистическое многообразие воплощения единого образца: Енисейская архитектурная школа в храмах Красноярского края» урок №15, 16.

Программа позволяет индивидуальную форму обучения.

Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 35 часов по 1 часу в неделю, в том числе 3 обобщающих урока по итогам блоков – разделов:

  1. Художественная культура Древнего мира.

  2. Художественная культура Средних веков.

  3. Художественная культура Ренессанса.

Формы и методы обучения: беседы, карточки задания, индивидуальная работа, тестирование, устные, письменные описания, диски, видеоматериалы, слайдовые презентации, Интернет, развивающие и проектные технологии. Осуществляются различного типа проекты: творческие, практико – ориентированные, информационные, исследовательские.

Итоговый контроль проводится в форме обобщающего урока, тестового задания.

Содержание тем учебного предмета.

Раздел 1. Художественная культура первобытного мира. 2 часа.

  1. Введение. Первобытное искусство.

Роль мифа в культуре Миф – основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы. Ритуал – основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки). Рождение архитектуры и предметной среды.

2. Первобытное искусство. Живопись, архитектура.

Рождение архитектуры и предметной среды. Наскальная живопись: художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.

Символика геометрического орнамента. Дольмен, мингер, кромлех.

Раздел 2. Художественная культура Древнего мира. 10 часов.

3.Художественная культура Месопотамии.

Монументальность и красочность ансамблей Вавилона – свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада. Зиккурат.

  1. 5. Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли

пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность

пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Каноны

изобразительного искусства Древнего Египта. Скульптура. Фрески.

  1. Художественная культура Древней и Средневековой Индии: верность традиции.

Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо, как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев.

  1. Художественная культура доколумбовой Америки.

Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория); «Храм «Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея. Теночтитлан (реконструкция по описаниям и археологическим находкам).

  1. 9.Художественная культура Древней Греции

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Архаика. Ордер. Вазопись.

Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм). Пергамский алтарь.

  1. 11.Художественная культура Древнего Рима

Слава и величие Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

  1. Обобщающий урок по теме: «Художественная культура Древнего мира».

Обобщить знания о развитии, исторических и национальных особенностях художественной культуры Древнего мира.

Раздел 3. Художественная культура Средних веков. 13 часов.

  1. Художественная культура Византии.

София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархия изображений, литургическом действе).

  1. Художественная культура Киевской Руси.

Духовность, соборность. Отсутствие авторства, каноничность, символичность Древнерусский крестово – купольный храм (архитектурная, космическая, топологическая и временная символика).

  1. Новгородское и владимиро – суздальское зодчество.

Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская, владимиро – суздальская, новгородская школа. Енисейская архитектурная школа в храмах Красноярского края.

  1. Московская школа зодчества: утверждение общерусского художественного стиля.

Стилистическое многообразие воплощения единого образца: московская школа. Енисейская архитектурная школа в храмах Красноярского края.

  1. Икона, иконостас. Творчество иконописца Андрея Рублёва.

Специфика символического языка и образности иконы. Жизнь и творческая деятельность русского иконописца А. Рублёва.

  1. Творчество Феофана Грека.

Жизнь и творческая манера великого зодчего Ф. Грека.

  1. Ансамбль Московского Кремля.

Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

  1. Монастырская базилика романской эпохи.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной).

  1. Готический собор как образ мира.

Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж).

  1. Художественная культура Китая.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозных – нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в архитектуре. Поэтический и реалистический образ в живописи.

  1. Художественная культура Японии.

Сплав философии (дзен – буддизм) и мифологии (синтоизм) в архитектуре и садовом искусстве.

  1. Художественная культура мусульманского Востока.

Мусульманский образ рая. Синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

  1. Обобщающий урок по теме: «Художественная культура Средних веков».

Обобщить знания о становлении и развитии общерусского архитектурного стиля, иконописи; в том числе особенности архитектуры Красноярского края. Узнавать и называть основные архитектурные памятники, иконы России и Красноярского края.

Раздел 4. Художественная культура Ренессанса. 10 часов.

  1. 27.Возрождение в Италии.

Флоренция – воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города. Данте Алигьери. ДжоттодиБондоне. Филиппо Брунеллески. Леон Баттист Альберти.

  1. 29.Титаны Возрождения.

Плеяда гениев эпохи высокого Возрождения. Человек – эпоха, человек – загадка Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело Буонарроти. Венеция – эпоха Позднего Возрождения. ТицианоВечеллио Тициан.

  1. 31.Северное Возрождение.

Понятие Северное Возрождение. Отличия художественной культуры Северного Возрождения. Пантеизм – религиозно – философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса – комплекс Фонтенбло.

  1. 33.Театр В. Шекспира.

Эпоха Возрождения в Англии. Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей.

  1. Музыкальное искусство 16 – 17 вв.

Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.

  1. Обобщающий урок по теме: «Художественная культура Ренессанса».

Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Учебно – тематический план.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Число часов на…

Теорию

Практику

Контроль

1. Художественная культура первобытного мира.













2. Художественная культура Древнего мира


10ч










3. Художественная культура Средних веков.


13ч










4. Художественная культура Ренессанса.


10ч










Итого

35ч

12ч

20ч




Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока



Кол – во часов

Содержание урока

Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН

Дидактический материал

Вид контроля.

По плану

Фактически



1 полугодие. Художественная культура первобытного мира. (2часа)

6.

09.




1.

Введение. Первобытное искусство.




Роль мифа в культуре Миф – основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы. Ритуал – основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки),

Знать понятия: миф, религия, искусство, ритуал, первобытное искусство их определения

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее в представленных образцах;

- самостоятельно работать со справочной литературой.

Мировое дерево, Богиня – мать; Мифы Древнего Египта, Греции. Ритуальные танцы. Славянские обряды, праздники, «Палеолитические Венеры»,

Устный контроль. Работа с информационной картой.

13.

09.




2.

Первобытное искусство. Живопись, архитектура.



Рождение архитектуры и предметной среды. Наскальная живопись: художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Дольмен, мингер, кромлех.

Знать понятия: миф, архитектура, наскальная живопись, орнамент их определения.

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее в представленных образцах;

- самостоятельно работать со справочной литературой.

- находить нужную информацию в различных источниках

Энциклопедия «Аванта» 1ч.; Презентация: «Мировая художественная культура»; Комплекс Стоунхендж;

Устный контроль. Работа с информационной картой. Творческая деятельность: древние образы в современном мире.

Художественная культура Древнего мира (10 часов)

20.

09




3.

Художественная культура Месопотамии.



Монументальность и красочность ансамблей Вавилона – свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада. Зиккурат

Знать понятие: зиккурат.

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее в представленных образцах;

- самостоятельно работать со справочной литературой

Зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий

Устный контроль. Ответы на вопросы.

Слайдовая презентация «Ансамбли Вавилона»


27.

09



4.

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.



Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.

Культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Каноны изобразительного искусства Древнего Египта. Скульптура. Фрески.

Знать понятия: пирамида, храм, декор, скульптура, фрески их определения.

Уметь: анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- определять собственное отношение к художественным произведениям;

- представлять свою презентацию

- выступать с устным сообщением об особенностях произведений искусств

Миф об Осирисе; храмы: в Карнакасе богу Амон – Ра, Хатшепсут. Пирамиды Хеопса и Хефрена; скульптура: Большой Сфинкс, аллея сфинксов.

«Принц Рахотеп и его жена» , семейный портрет; «Писец Каи»; Фрагмент спинки трона Тутанхамона, Маска Тутанхамона.

Ответы на вопросы.
Устный контроль.

Работа с текстом и иллюстрациями.


4.

10.




5.

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.




11.

10



6.

Художественная культура Древней и Средневековой Индии.




Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо, как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев.

Знать понятие: ступа и её назначение.

Уметь: находить нужную информацию;

- анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

Ступа в Санчи; храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо;

Работа с текстом и иллюстрациями.

Анализ в сопоставлении архитектурных сооружений древности.

18.

10




7.

Художественная культура доколумбовой Америки.



Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория); «Храм «Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея. Теночтитлан (реконструкция по описаниям и археологическим находкам).

Знать понятия: храм, мавзолей, комплекс, рельеф и их определения.

Уметь: анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- употреблять в высказываниях слова понятия;

- находить нужную информацию;


Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория); Храм «Надписей» (пирамида, мавзолей); Теночтитлан.

Сравнительный анализ Творческая работа: составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира.

25.

10





8.

Художественная

культура Древней Греции



Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Архаика. Ордер. Вазопись.

Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм). Пергамский алтарь.

Знать понятия: архаика, амфора, ордер, антаблемент, дорический, ионический ордер их определения и особенности архитектурных ордеров.

Уметь: находить нужную информацию;

- анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- рассказывать, описывать произведения искусств в устной и письменной форме;

Афинский Акрополь ( пропилеи, храм Ники, Парфенон, Эрехтейон. куросы и коры); чёрнофигурная, краснофигурная амфора.

Сравнительный анализ предметов вазописи, архитектуры, скульптуры. Творческая работа: поиск древнегреческого компонента в отечественной культуре: пластические и типологические формы в архитектуре, сюжетов в литературе и изобразительном искусстве; Составление антологии.

1.

11.




9.

Художественная

культура Древней Греции



Знать понятия: эллинизм, зодчий, ваяние их определения.

Уметь: находить нужную информацию;

- анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- употреблять в высказываниях слова понятия; приводить доводы и аргументы своего мнения.

Пергамский алтарь. Венера Милосская.

15.

11




10.

Художественная

культура Древнего Рима.




Слава и величие Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи

Знать понятия: форум, арка, базилика, храм, Колизей и их определения.

Уметь: находить нужную информацию;

- представлять свои творческие работы;

- рассказывать, описывать произведения искусств в устной и письменной форме;

Понимать: ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

Форум Романум, Цезаря; Триумфальная арка, колона, конная статуя Марка Аврелия, базилика, Колизей, храм Пантеон; Портретная скульптура.

Сравнительный анализ. Творческая работа: поиск древнеримского компонента в отечественной культуре: пластические и типологические формы в архитектуре.

22.

11




11.

Художественная

культура Древнего Рима.



29.

11.




12.

Обобщающее повторение по теме: «Художественная культура Древнего мира»



Обобщить знания о развитии, исторических и национальных особенностях художественной культуры Древнего мира

Уметь: находить нужную информацию;

- представлять свои творческие работы;





Тестовое задание по понятиям и художественным произведениям.

Представление творческих работ: антология древнего мира.

Художественная культура Средних веков. (13 часов)

6.

12.




13.

Художественная культура Византии



София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархия изображений, литургическом действе).

Знать понятия: идеал, христианство, догма, иерархия, литургическое действ, базилика, крестово – купольный храм, мозаика и их определения.

Уметь: называть два основных типа христианского храма;

- отвечать на вопросы, приводить аргументы в защиту своего мнения; логически выстраивать свой ответ, применять слова – понятия (термины)

Храм Святой Софии (Константинопольской),

«Айя – Суфия»; Мозаика «Император Юстиниан со свитой»; Оранта – Богородица. Христос Пантократор, мозаика.

Сравнительный анализ. Слушание духовной музыки. Устный контроль.

13.

12




14.

Художественная культура Киевской Руси




Духовность, соборность. Отсутствие авторства, каноничность, символичность Древнерусский крестово – купольный храм (архитектурная, космическая, топологическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская, владимиро – суздальская, новгородская, московская школа. Енисейская архитектурная школа в храмах Красноярского края.

Знать понятия: крестово – купольный храм, мозаика и их определения.

Уметь: сравнивать, сопоставлять, выявлять стилистические особенности архитектурных сооружений;

- определять принадлежность сооружения конкретной школе.

- находить нужную информацию;

- анализировать художественные образы;

- представлять свои творческие работы (опыт публичных выступлений);


София Киевская, мозаика, фрески. Литургия и всеношное бдение. (Григорианский хорал, знаменный распев)

Сравнительный анализ. Устный контроль. Слушание духовной музыки. Творческое задание: составление антологии; Слайдовой презентации: « Многообразие единого архитектурного образца в русских храмах»; «Преобразования общерусского архитектурного стиля в храмовом строительстве Красноярского края»

20.

12.




15.

Новгородское и владимиро – суздальское зодчество.




Церковь Покрова на Нерли, церковь Спаса на Ильинке. Дмитриевский собор. Кафедральный собор в Красноярске, храмы края.

27.

12.




16.

Московская школа зодчества: утверждение общерусского художественного стиля.




Спасский собор Спас – Андронниковского монастыря, храм Вознесения в Коломенском. Кафедральный собор в Красноярске, храмы края.

2 полугодие.

17.

01.




17.

Икона, иконостас. Творчество иконописца Андрея Рублёва.





Специфика символического языка и образности иконы. Жизнь и творческая деятельность русского иконописца А. Рублёва.

Знать понятия: икона, иконостас, иконописец и их определения.

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- употреблять в высказываниях слова понятия; приводить доводы и аргументы своего мнения;

- находить нужную информацию;

- представлять свои творческие работы;

- рассказывать, описывать произведения искусств в устной и письменной форме

Рождество Христово, Архангел Гавриил (ангел Златые Власы). Иконы Богоматери (Казанская, Владимирская), Чудо о Флоре и Лавре, Святой Георгий – змееборец А. Рублёв «Троица», Апостол Павел

Сравнительный анализ. Устный контроль. Творческое задание: Реферат, эссе о роли иконы в христианстве; слайдовая презентация: «Иконопись Ф. Грека (А. Рублёва)»

24.

01




18.

Творчество Феофана Грека.




Жизнь и творческая манера великого зодчего Ф. Грека.

Росписи в церкви Спаса Преображения на Ильинке в Новгороде (Рождество Христово. Спас Вседержитель, Преображение); иконостас Благовещенского собора в Кремле.

31.

01.




19.

Ансамбль Московского Кремля.




Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Знать понятие: шатровый стиль

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- находить нужную информацию;

- представлять свои творческие работы

Успенский собор. Благовещенский собор Московского Кремля, собор Василия Блаженного.

Творческая работа: «Воплощение русских и итальянских традиции в сооружениях Кремля»

7.

02.




20.

Монастырская базилика романской эпохи.



Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной)

Знать понятия: базилика, монастырь, романский стиль и их определения.

Уметь: - анализировать художественные образы,

- находить нужную информацию;

- употреблять в высказываниях слова понятия;

Собор в Вормсе; Пизанская башня, Замки,

Устный контроль. Творческое задание: «Реферат, доклад, описание одного из сооружений романской эпохи»

14.

02.




21.

Готический собор как образ мира.



Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж).

Знать понятия: готический стиль, витраж, скульптура и их определения.

Уметь: - анализировать художественные образы,

- находить общее и различное в архитектурных стилях, образах;

- находить нужную информацию;

- представлять свои творческие работы;

- рассказывать, описывать произведения искусств в устной и письменной форме

Собор Нотр – Дам де Пари; Кёльнский собор

Устный контроль. Творческое задание: «Реферат, доклад, описание одного из сооружений в готическом стиле»


21.

02.



22.

Художественная культура Китая



Воплощение мифологических (космизм) и религиозных – нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в архитектуре. Поэтический и реалистический образ в живописи.

Знать понятия: пагода

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- находить нужную информацию;

- употреблять в высказываниях слова понятия;

Архитектура: Великая китайская стена, пагоды, Ансамбль императорского дворца в Пекине (Храм Неба). Живопись: многообразие жанров («горы – воды», «цветы – птицы»), портреты, историческая живопись.

Сравнительный анализ. Устный контроль. Творческие задания: слайдовая презентация «Особенности архитектурных сооружений Китая, Японии»; «Скульптурные миниатюры – нэцке»


28.

02.



23.

Художественная культура Японии



Сплав философии (дзен – буддизм) и мифологии (синтоизм) в архитектуре и садовом искусстве.

Знать понятия: павильон, сад камней и их определения.

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- находить нужную информацию;

- употреблять в высказываниях слова понятия;

Золотой павильон в Киото. Сад камней Реандзи в Киото. Скульптура: Нэцкэ.

Сравнительный анализ. Устный контроль. Творческие задания: слайдовая презентация «Особенности архитектурных сооружений Китая, Японии»; «Скульптурные миниатюры – нэцке»

7.

03.




24.

Художественная культура мусульманского Востока



Мусульманский образ рая. Синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Знать понятия: мечеть, мавзолей, минарет, медресе и их определения.

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- находить нужную информацию;

- представлять свои творческие работы

Комплекс Регистан (Древний Самарканд), мечеть, мавзолей, минарет, медресе, (Аль – Мальвия, Альгамбра, Тадж – Махал) Изобразительное искусство: орнамент, арабеска, каллиграфия.

Сравнительный анализ. Устный контроль.

14.

03.




25.

Обобщающий урок по теме: «Художественная культура Средних веков».



Обобщить знания о становлении и развитии общерусского архитектурного стиля, иконописи; в том числе особенности архитектуры Красноярского края. Узнавать и называть основные архитектурные памятники, иконы России и Красноярского края.

Знать понятия: крестово – купольный храм, мозаика, шатровый стиль,

мечеть, готический стиль, витраж, скульптура и их определения.

Уметь: узнавать и называть основные архитектурные памятники, иконы России и Красноярского края.

- анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;




Тестовое задание по понятиям и художественным произведения. Сравнительный анализ.

Художественная культура Ренессанса. (10 часов)

21.

03.




26.

Возрождение в Италии




Флоренция – воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города. Данте Алигьери. Джотто ди Бондоне. Филиппо Брунеллески. Леон Баттист Альберти.

Знать понятия: гуманизм, Возрождение, Ренессанс и их определения. Периоды Возрождения.

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- находить нужную информацию;

- представлять свои творческие работы

- употреблять в высказываниях слова понятия;

- рассказывать, описывать произведения искусств в устной и письменной форме

Данте Алигьери «Божественная комедия»; Джотто ди Бондоне «Колокольня», «Поцелуй Иуды»; Филиппо Брунеллески: Ансамбль Санта Мария дель Фьоре, «Палатинская галерея»; Леон Баттист Альберти: «Трактаты по истории искусства», «Палаццо Ручеллаи»

Устный контроль. Обсуждение. Творческие работы: слайдовые презентации о жизни и творчестве одного из художников.

4.

04.




27.

Возрождение в Италии



11.

04.




28.

Титаны Возрождения.




Плеяда гениев эпохи высокого Возрождения. Человек – эпоха, человек – загадка Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело Буонарроти. Венеция – эпоха Позднего Возрождения. Тициано Вечеллио Тициан.

Знать понятия: Высокое Возрождение, Позднее Возрождение и их определения, временные рамки.

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- находить нужную информацию;

- представлять свои творческие работы;

- рассказывать, описывать произведения искусств в устной и письменной форме

Леонардо да Винчи «Мона Лиза, «Джаконда»; Рафаэль «Мадонна в кресле», «Сикстинская мадонна»; Микеланджело «Пьета», фреска - «Страшный суд»; Тициан «Давид», «Венеры»…

Устный контроль. Обсуждение. Творческие работы: слайдовые презентации о жизни и творчестве одного из художников.

18.

04.




29.

Титаны Возрождения.



25.

04.




30.

Северное Возрождение.



Понятие Северное Возрождение. Отличия художественной культуры Северного Возрождения. Пантеизм – религиозно – философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера.

Знать понятия: Северное Возрождение. Отличия художественной культуры Северного Возрождения.

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- различать и определять стили (итальянское и Северное Возрождение);

- рассказывать, описывать произведения искусств в устной и письменной форме;

- находить нужную информацию;

- представлять свои творческие работы


Я. Ван Эйк «Гентский алтарь»; гравюры А. Дюрера.

Сравнительный анализ произведений и стилей. Творческая работа.

2.

05.




31.

Северное Возрождение.



Придворная культура французского Ренессанса – комплекс Фонтенбло.

Комплекс Фонтенбло.


16.

05.




32.

Театр В. Шекспира.




Эпоха Возрождения в Англии. Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей.

Уметь: - анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

- употреблять в высказываниях слова понятия; приводить доводы и аргументы своего мнения;

Пьесы и трагедии «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта»

Сравнительный анализ. Просмотр и обсуждение киноверсий.

23.

05.




33.

Театр В. Шекспира.



24.

05




34.

Музыкальное искусство 16 - 17 вв.



Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров

Знать понятия: полифония, месса, оратория.

Уметь: анализировать художественные образы, выделять общее и различное в представленных образцах;

А. Вивальди Инструментальные концерты; И. Бах «Страсти..», Концерты для клавира; Г. Гендель «Оратории…»

Слушание музыки. Сравнительный анализ. Устный контроль. Творческая работа.

30.

05.




35.

Обобщающий урок по теме: «Художественная культура Ренессанса»




Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Знать понятия: Северное Возрождение. Отличия художественной культуры Северного Возрождения. Высокое Возрождение, Ренессанс, Позднее Возрождение и их определения, временные рамки.

Уметь: - употреблять в высказываниях слова понятия; приводить доводы и аргументы своего мнения;




Обсуждение. Представления презентаций. Тест. Викторина.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения данного предмета в 10 классе учащийся должен:

знать и понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства;

уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания, различные типы проектов;

- использовать приобретенные знания и умения для выбора путей своего культурного развития, организации личного и коллективного досуга, самостоятельного художественного творчества.

Учебно – методическое обеспечение.

Методическая литература:

  1. Учебник. Л. А. Рапацкая «Мировая художественная культура» 10 класс.

Цифровые образовательные ресурсы:

1. CD- ROM «Мировая художественная культура» (МХК);

2. CD- «Звёзды русского балета» вып. 1,2;

3. «МХК» слайдовая презентация.

Техническое обеспечение:

1. Магнитофон, видеопроектор, экран, телевизор, компьютер;

Список литературы.

  1. В помощь преподавателю. И.А. Лескова «Мировая художественная культура»

  2. Н. В. Киселёва «Информационные технологии на уроках МХК» Волгоград. 2009г.

  3. А.В. Хорошенкова МХК 10 класс разработки к учебнику Л. А. Рапацкой «Мировая художественная культура»

  4. Ю. Е. Галушкина. Для преподавателей «Мировая художественная культура»

  5. С.Г. Щербакова практические занятия «Формирование проектных умений школьников» Волгоград 2009г.

  6. Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура АСАDЕМА Москва 2001г.

  7. Т.Л. Ойстрах – Демидова Мировая художественная культура конец XIX – XXвек Современному учителю часть 1,2 «Знание» Москва 2007г.

  8. Энциклопедия для детей «Аванта» 1, 2 часть Архитектура, живопись Издательский центр «Аванта» 2005г.

  9. Энциклопедия для детей «Искусство» 1часть. Музыка, театр, кино Издательский центр «Аванта» 2005г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: