Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России для 7 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта.
В основу планирования курса взята программа по Истории России: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, .- М.: «Просвещение», 2007г. 6-9 классы.
.
Основная цель
Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Задачи изучения истории России в 7 классе:
– продолжать формировать ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
– овладевать основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимать место и роль Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;
– воспитывать учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;
– развивать способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.
К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 7 классе относятся следующие убеждения и качества:
– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Русского царства и Российской империи;
– осмысление социально-нравственного опыта России XVII-XVIII вв.;
– уважение к культуре допетровской и послепетровской России.
Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:
попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
присоединение Украины к России (причины и последствия);
фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
причины, последствия и цена петровских преобразований;
сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.
По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 34часа (1 час в неделю)
Содержание курса.
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреждение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Польши и Швеции. Начало патриотического подъема.
Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотический подъем народа. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.
РОССИЯ В XVII в.
Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появление мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.
Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.
Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церковный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.
Образование и культура в XVII в.Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII века.
Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.
Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 — 1698 гг.
Северная война. Причины и начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутскийпоход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.
Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Аристократическая оппозиция реформам Петра I. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.
Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.
Народные движения первой четверти XVIII века.Причины народных восстаний в петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.Образование и наука. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Развитие техники (А. Нартов). Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.
РОССИЯ В 1725—1762 гг.
Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.
Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.
Внутренняя политика. Изменения в системе центрального управления. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
РОССИЯ В 1762—1801 гг.
Внутренняя политика Екатерины II.Особенности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютизма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Расширение помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: причины и последствия. Губернская реформа.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.
Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Политика в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.
Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. Русские изобретатели И.И. Ползунов, И.П. Кулибин. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета.
Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием. Первый русский профессиональный постоянный публичный театр. Крепостные театры. Музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись и портрет. Зарождение русской скульптуры. Архитектура барокко и классицизма. Начало ансамблевой застройки городов.
Быт и обычаи. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
ТреБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся
определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;
рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;
раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
анализировать исторические явления, процессы, факты;
обобщать и систематизировать полученную информацию;
давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самооценку.
Использовать карту при изложении исторических сюжетов
Тематическое планирование.
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Плановые сроки проведения |
1 | Вводное занятие | 1 | 2.09 |
Тема 1. Россия на рубеже XVI–XVII веков (4 ч) | |||
2 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | 1 | 9.09 |
3 | Смута | 1 | 16.09 |
4 | Окончание Смутного времени | 1 | 23.09 |
5 | Повторение и контроль по теме: Россия на рубеже XVI–XVII веков. | 1 | 30.09 |
Тема 2. Россия в XVII веке (9 ч) | |||
6 | Новые явления в экономике | 1 | 7.10 |
7 | Оформление сословного строя. | 1 | 14.10 |
8 | Политическое развитие России в XVII в. | 1 | 21.10 |
9 | Власть и церковь. Церковный раскол. | 1 | 28.10 |
10 | Народные движения. | 1 | 11.11 |
11 | Внешняя политика. | 1 | 18.11 |
12 | Образование и культура в XVII в. | 1 | 25.11 |
13 | Сословный быт. Обычаи и нравы | 1 | 2.12 |
14 | Повторение и контроль по теме: Россия в XVII веке. | 1 | 9.12 |
Тема 3. Россия в первой четверти Россия в XVIII веке в. (8 часов) | |||
15 | Предпосылки петровских преобразований. | 1 | 16.12 |
16 | Петр I. Россия на рубеже веков. | 1 | 23.12 |
17 | Северная война. | 1 | 13.01 |
18 | Реформы Петра I | 1 | 20.01 |
19 | Экономика России в первой четверти XVIII в. | 1 | 27.01 |
20 | Социальные движения первой четверти XVIII в. | 1 | 3.02 |
21 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIIIв. | 1 | 10.02 |
22 | Повторение и контроль по теме: Россия в первой четверти Россия в XVIII в. | 1 | 17.02 |
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч) | |||
23 | Дворцовые перевороты | 1 | 24.02 |
24 | Внутренняя политика в 1725-1762 гг. | 1 | 3.03 |
25 | Внешняя политика в 1725-1762 гг. | 1 | 10.03 |
26 | Повторение и контроль по теме: Россия в 1725-1762 гг. | 1 | 17.03 |
Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (8 ч) | |||
27 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | 7.04 |
28 | Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева | 1 | 14.04 |
29 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. | 1 | 21.04 |
30 | Внешняя политика Екатерины II | 1 | 28.04 |
31 | Россия при Павле I | 1 | 5.05 |
32 | Наука и образование | 1 | 12.05 |
33 | Художественная культура | 1 | 19.05 |
34 | Быт и обычаи. Повторение: «Россия в 1762-1801» | 1 | 26.05 |
Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы для учителя.
1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 20011 г.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г «Поурочные разработки по истории России». М.»Просвещение» 2007г.
Список литературы для ученика.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 20011 г.
Таблицы:
1.Российское государство в годы Смуты.
2.Социально-сословное представительство на земских соборах XVII века.
3.Государственный аппарат России в XVII веке.
4.Органы власти и управления Российской империи в 20-70 гг.XVIII века.
5.Реформы Петра Великого в первой четверти XVIII века.
6.Органы власти и управления российской губернии и уезда в конце XVIII века.
7.Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII века.
8.Управление городом в конце XVIII века.
9.Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII века.
Карты:
1.Смутное время в России.
2.Русское государство в период крестьянских войн и борьбы со шведскими и польскими феодалами(1582-1618 гг)
3.Россия в XVII в.
4.Экономическое развитие России в ХVII в.
5.Российская империя с конца XVII века до 60 гг.XVIII в
6.Россия в XVIII в
7 Российская империя во второй половине XVIII в..
Интернет-ресурсы по истории России XVII-XVIII в.
Антология древнерусской литературы. Литература XVII в.: http://old-ru.ru/08.html.
Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до XVIII в.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm. Раздел «Россия XVIII - начала ХХ вв.»:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm
Ботик Петра I "Св. Николай":http://peter1boat.narod.ru/. Сайт о «дедушке русского флота», сочетающий серьезный рассказ и основательную подборку материалов.
Петр I в русской литературе XVIII века. Тексты и комментарии: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5927 (на сайте Института русской литературы РАН — «Пушкинского дома»).
Российский мемуарий:http://fershal.narod.ru/. Превосходное собрание мемуаров XVIII-XIX столетий. Еще сайт Русские мемуары:http://memoirs.ru/. Очень большое собрание. Различия между двумя проектами в том, что первый отличается большей разборчивостью (ориентируясь на полноценные тексты), а второй – большей «всеядностью». Оба проекта превосходно дополняют друг друга.
Сайт Общества изучения русской усадьбы:http://oiru.org/. Хорошая библиотека.
Семилетняя война:http://syw-cwg.narod.ru/ Опубликовано много интересных документов.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: