NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по литературе для 10 класса Составил: учитель русского языка и литературы Ляхова М. В. 2013г Пояснительная записка



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:_____ Утверждаю:________

зам.директора по УВР директор МБОУ ГСОШ

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г 31.08.2013г

Рабочая программа по литературе

для 10 класса
Составил: учитель

русского языка и литературы

Ляхова М.В.

2013г
Пояснительная записка

 

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, , М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искуссв; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпритации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;  написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

ЗАДАЧИ

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 105 часов (3ч.в неделю), в том числе на зачётные уроки и сочинения 12ч

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

Формы организации образовательного процесса

         уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         урок-практическая работа

·         уроки-зачеты

·         уроки-творческие отчеты

·         уроки-конкурсы

·         уроки-семинары
 Итоговый контроль проводится в форме сочинений, зачётных уроков.

 

Содержание тем учебного предмета

Содержание тем учебного предмета

Введение. Общественно-культурная обстановка в России в I и II половине 19 века

Русская литература и русская история в 18-19 вв.

А.С.Пушкин.

Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина. Романтическая лирика. Анализ стихотворений «Погасло дневное светило…», «Подражание Корану», «Демон». «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «…Вновь я посетил». Поэма «Медный всадник.

М.Ю.Лермонтов

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой». Романтизм и реализм в творчестве поэта. Молитва как жанр в лирике поэта. «Молитва». Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова «Валерик», «Сон», «Завещание». Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

Н.В.Гоголь Очерк жизни и творчества писателя. Общая характеристика раннего творчества. «Невский проспект»

А.Н. Островский Жизнь и творчество драматурга Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели

Незаурядность характера Катерины. Споры с «тёмным царством»

Драма «Гроза» в русской критике. Историко-литературное и общественно – политическое значение драмы.

И.А.Гончаров. Личность, творчество, судьба. Роман «Обломов». Полнота и сложность образа Обломова, его внутренняя противоречивость. Образ Штольца в романе. Обломов и Ольга Ильинская

И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества «Записки охотника». Роман «Отцы и дети». Дворянство в изображении Тургенева. Сила и слабость Базарова. Жизненные испытания главного героя романа.
Из русской поэзии второй половины 19 века.

Ф.И.Тютчев. Поэт-философ и певец родной природы. «Не то, что мните вы, природа», «Ещё земли печален вид…», «Эти бедные селенья», «Как хорошо ты, море ночное», «К.Б».

А.А.Фет. «Поэтам», Ещё весны душистые снега», Ещё майская ночь», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «На железной дороге».

Н.А.Некрасов Очерк жизни и творчества. «Памяти Добролюбову», «Поэт и гражданин». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

М.Е Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы произведений. Обзор произведения «История одного города»

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество писателя. Основные мотивы произведений. Роман «Преступление и наказание. Тема «униженных и оскорблённых» в романе. Образ Петербурга в романе. Смысл теории Раскольникова. Роль эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в идейном понимании романа. Причины преступления Родиона Раскольникова.

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Роман «Война и мир». Изображение светского общества. Москва и Петербург в романе. Изображение дворянского общества в романе. «Мысль семейная». Путь исканий Пьера Безуховаи Андрея Болконского. Нравственно-психологический облик героев. Система образов в романе, нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. «Внутренний» и «внешний» человек. Тема войны в романе. Исторические взгляды Толстого и их отражение в романе. «Мысль народная» в романе. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога.

Н.С.Лесков Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало повествования.

А.П.Чехов. Общая характеристика жизни и творчества. Рассказы. Пьеса «Вишнёвый сад». Жанровое своеобразие. Идейное содержание. Основной конфликт. Герои.

Из зарубежной литературы

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество Новелла «Ожерелье»

Г.Ибсена. Жизнь и творчество Драма « Кукольный дом»

А. Рембо Жизнь и творчество Стихотворение «Пьяный корабль»

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во часов по развитию речи, зачётных уроков

Введение

2




А.С.Пушкин Лирика

6




М.Ю.Лермонтов. Лирика

4




Н.В.Гоголь. Повести

4

1

А.Н.Островский Драма «Гроза»

8

2

И.А.Гончаров. Роман «Обломов»

7

1

И.С.Тургенев «Записки охотника», роман «Отцы и дети»

10

2

Ф.И.Тютчев Лирика

2




А.А. Фет. Лирика

2




А.К.Толстой Обзор романа «Пётр I»

2




Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

9

1

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» обзор

2




Ф.М.Достоевский . Роман «Преступление и наказание»

14

2

Л.Н.Толстой Роман «Война и мир»

15

1

Н.С.Лесков «Повесть « Очарованный странник»

3




А.П.Чехов Расказы, пьеса «Вишнёвый сад»

8

1

Зарубежная литература

5




Итого

105




страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: