NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе




Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Литература. (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г., № 1089)

  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 № 1312 (с изменениями от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74).

  • Авторская программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной //Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы 11-е издание. – М.: «Просвещение».2009 г. - 252 с.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе.

Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа, как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.

Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение), рассчитанный на 2 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе.

Учебник: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.

Программа реализуется в течение одного учебного года. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Содержание тем учебного курса

I. Введение (1 час)

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (1 час)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

Книга как духовное завещание одного поколения другому. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга и ее компоненты. Создатели книги.

Теория литературы: литература, миф, мифология.
II.Устное народное творчество (5 часов + 1 час Р.Р.)

Малые жанры фольклора (1 час).

Сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». (4 часа + 1 час р/р)

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Сказки. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Особенности сказок. Поэтика волшебных сказок. Миф и сказка. Изобразительный характер формул волшебной сказки.

«Царевна-лягушка»:

Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван Царевич – победитель житейских невзгод. Особая роль волшебных противников.

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»:

Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван как выразитель основной мысли сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»:

Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы: фольклор, устное народное творчество (развитие представлений), сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола (начальные представления), сказочные формулы, вариативность народных сказок (начальные представления), сравнение.
ΙΙΙ. Древнерусская литература (1 час)

«Повесть временных лет»

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (1 час)

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический и поучительный характер древнерусской литературы. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы.

«Повесть временных лет» - литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы: летопись.
IV. Русская литература XVIII века (1 час)

Михаил Васильевич Ломоносов (1 час)

«Случились вместе два астронома в пиру…»

Эпоха просвещения. Новое в освоении темы «человек и природа».

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы: роды литературы (эпос, лирика, драма). Жанры литературы (начальные представления).
V. Русская литература XIX века (26 часов + 3 часа Р.Р.)

Истоки басенного жанра (вн. чт.-1 час).

И.А.Крылов (3 часа)

«Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и лисица».

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе золотого века.

Жанр басни, история его развития. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Рассказ и мораль в басне.

И.А.Крылов. Слово о писателе (детство, начало литературной деятельности).

Басни: «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Ворона и лисица».

Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, хитрости… Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Народная мудрость в баснях Крылова. Языковое своеобразие басен.

Теория литературы: басня (развитие представлений), мораль, аллегория, олицетворение (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

В.А.Жуковский (2 часа)

«Спящая красавица», «Кубок»

Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая красавица»: сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок»: благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы: баллада.
Александр Сергеевич Пушкин (4 часа + 1 час р/р)

«Няне», «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

«Зимняя дорога» (Вн. чт).

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне»: поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый»: пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А.Жуковского «Спящая красавица», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко.

Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.

Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

«Зимняя дорога». Отражение в картинах природы душевного состояния природы.

Теория литературы: рифма, ритм, прозаическая и стихотворная речь, способы рифмовки, литературная сказка.

Творческая работа:

Классное сочинение по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».
Русская литературная сказка.

Антоний Погорельский (1 час) «Черная курица, или подземные жители»..

Всеволод Михайлович Гаршин (1 час).«Attalea Princeps».

Антоний Погорельский.

«Черная курица, или подземные жители»: сказочно-условное, фантастическое и условно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин.

«Attalea Princeps»: героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы: литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки.
Михаил Юрьевич Лермонтов (2 часа).

«Бородино»

Слово о поэте.

Стихотворение «Бородино»: история Отечества как источник вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата-защитника родины.

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы: сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления)
Николай Васильевич Гоголь (2 часа)

«Заколдованное место» из книги «Вечера на хуторе Близ Диканьки»

Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» из книги «Вечера на хуторе Близ Диканьки»

Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы: фантастика, (развитие представлений), юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов (2 часа)

«На Волге», «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», вн.чт.), «Крестьянские дети (вн. чт.).

Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге».

Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…».

Поэтический образ русской женщины.

«Крестьянские дети».

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы: эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев (2 час + 1 час р/р) «Муму»

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму».

Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы: портрет, пейзаж (начальные представления), литературный герой (начальные представления), сравнение, гипербола.

Творческая работа

Классное сочинение по повести «Муму»

Практическая работа по теме «Портрет литературного героя».
Афанасий Афанасьевич Фет (1 час)

«Весенний дождь».

А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте.

«Весенний дождь».

Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе (2 часа)

Картины русской природы. Образы природы в русской поэзии.
Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

Иван Савич Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне».

Алексей Николаевич Плещеев «Весна» (отрывок).

Аполлон Николаевич Майков «Ласточки».

Иван Захарович Суриков «Зима».

А.В.Кольцов «Степь».

Теория литературы: стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Практическая работа по теме «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе».
Лев Николаевич Толстой (1 час + 1 час р/р) «Кавказский пленник»

Слово о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разных судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы: сравнение (развитие понятия), сюжет (начальное представление), идея, композиция, рассказ.

Творческая работа домашнее сочинение по рассказу «Кавказский пленник».
Антон Павлович Чехов (1 час) «Хирургия»

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия».

Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы: юмор (развитие представления)

Практическая работа по рассказу «Хирургия» (составление киносценария).
VΙ. Русская литература XX века (17 часов + 3 часа Р.Р.)

Иван Алексеевич Бунин (1 час) «Косцы» (вн. чт.).

Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Косцы».

Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко (2 часа + 1 час Р.Р.) «В дурном обществе»

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«В дурном обществе».

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся и Тыбурцый. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы: портрет (развитие представлений), композиция литературного произведения (начальные понятия), повесть.

Практическая работа по теме «Портрет как средство изображения героев»

Творческая работа: классное сочинение по повести «В дурном обществе».
Сергей Александрович Есенин (1 час) «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Краткие сведения о поэте.

Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины. Родных людей как изночальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Русские поэты XX века о Родине и родной природе (2 часа):

Стихотворные лирические произведения о Родине. Родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Иван Алексеевич Бунин «Помню долгий зимний вечер…».

Александр Андреевич Прокофьев «Аленушка».

Дмитрий Борисович Кедрин «Аленушка».

Николай Михайлович Рубцов «Родная деревня».

Дон-Аминадо «Города и годы».
Павел Петрович Бажов (вн. чт. 2 часа) «Медной горы хозяйка»

Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы хозяйка»

Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства.

Своеобразие языка, интонация сказа.

Теория литературы: сказ как жанр литературы (начальные представления.

Сказка и сказ (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский (3 часа) «Теплый хлеб», «Заячьи лапы» (вн. чт.).

Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Практическая работа по теме «Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».
Самуил Яковлевич Маршак (вн. чт. 1 час + 1 Р.Р.) «Двенадцать месяцев»

Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев».

Положительные и отрицательные герои в драме Маршака. Традиции народных сказок в пьесе.

Теория литературы: драма, диалог, монолог, ремарка

Творческая работа: «Падчерица и Королева в пьесе». «Добро и зло в сказке»
Андрей Платонович Платонов (1 час) «Никита».

Краткий рассказ о писателе.

«Никита».

Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы: фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (2 часа +1 час Р.Р.) «Васюткино озеро».

Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро»

Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.

Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы: автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Творческая работа: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение» (по произведениям К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева).
Стихотворные произведения о войне.

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Дети и война. Трагическая и героическая тема.
Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Зарубежная литература (9 часов + 1 час Р.Р.)

Роберт Льюс Стивенсон (1 час) «Вересковый мед».

Даниель Дефо (2 час вн. чт.) «Робинзон Крузо».

Ханс Кристиан Андерсен (3 час + 1 час Р.Р.) «Снежная королева».

Жорж Санд (1 час вн. чт.) «О чем говорят цветы».

Марк Твен (1 час вн. чт.) «Приключения Тома Сойера».

Джек Лондон (1 час вн. чт.) «Сказание о Кише».

Краткий рассказ о писателях.

Роберт Льюс Стивенсон

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Драматический характер баллады.

Теория литературы: баллада.

Даниель Дефо

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Творческая работа: сочинение «Герда против Снежной королевы».

Жорж Санд .

«О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба.

Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон.

«Сказание о Кише». Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья…»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кру­жат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревен­ский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера

Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы

5 класса

знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

эзопов язык, сравнение, композиция, юмор, аллегория, мораль, фантастика, басня, баллада, рифма, ритм, гипербола. эпитет, литературный герой, сказ, сказка, автобиографическое произведение, идея, сюжет, рассказ, пьеса, повесть, портрет;
уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста,

  • состав­лять тезисы и план прочитанного;

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Перечень учебно-методических средств обучения


  1. Программы ОУ. Литература. Под редакцией В.Я.Коровиной. 5-11 классы (базовый уровень);10-11 классы (профильный уровень). Допущено Министерством образования и науки РФ. 11-е издание, Москва «Просвещение». 2009. Авторы для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина.

  2. Литература 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина– М.: Просвещение, 2010

  3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  4. Тесты по литературе 5-11 классы, М. «Олимп», «Астрель» Изд-во АСТ, 2001г.

  5. Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 6 класс.

  6. Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. – М: ВАКО, 2009

  7. Литература 5-7 классы/викторины, занимательный материал/Авт.-сост. В.В.Духно, О.В, Сухова. Волгоград, Изд.»Учитель»



Средства обучения

1. Печатные пособия.

2. ИКТ (электронные библиотеки, игровые программы, презентации, видеофильмы)

4. Портреты и репродукции картин, пейзажи русской природы.

5. Фонохрестоматия к учебнику.

Календарно – тематическое планирование.



Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Сроки прохож-дения.

Контрольные и проверочные работы

Приме-чание

1

Роль книги в жизни человека.

1

3.09







2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

5.09







3-4

Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна –лягушка»

2

10.09-12.09







5-6

Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

2

17.09-19.09







7

Сказки о животных и бытовые сказки.

1

24.09

Составление сказки.




8

Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

26.09







9

М.В,Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»

1

1.10







10.

Басня как литературный жанр

1

3.10







11

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

1

8.10







12

И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом». «Ворона и лисица»

1

10.10







13

Итоговый урок по басням Крылова.

1

15.10

Чтение наизусть




14

В.А,Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка.

1

17.10







15

В,А. Жуковский. Баллада «Кубок»

1

22.10







16

А.С,Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне»

1

24.10







17

А.С,Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1

29.10

Чтение наизусть




18-19

А.С,Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2

31.10-12.11







20

Р.,р Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

1

14.11







21

Русская литературная сказка. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

19.11







22

Русская литературная сказка. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

21-11







23

В.М,Гаршин «Attalea princeps»

1

26.11







24-25

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

2

28-11-3.12







26-27

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

2

5-12-10.12







28-29

Н.А.Некрасов. «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях…»

2

12.12-17.12







30-31

И.С.Тургенев . Повесть «Муму»

2

19.12-24.12







32

Подготовка к сочинению по повести «Муму»


1

26.12

Домашнее сочинение




33

Лирика А.А. Фета

1

14.01

Чтение наизусть




34

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»

1

16.01







35

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

1

21.01

Сравнительная характеристика




36

А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия»

1

23.01







37- 38

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе

2

28.01-30.01

Практическая работа по теме «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе».




39

И.А.Бунин «Косцы»

1

4.02







40-42

В.Г.Короленко «В дурном обществе»

3

6.02-13.02

домашнее сочинение по повести «В дурном обществе».






43

С.А,Есенин «Я покинул родимый дом…»

1

18.02







44-45

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»

2

20.02-25.02







46

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

1

27.02







47

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»

1

4.03







48

«Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».


1

6.03

Практическая работа




49-50

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

2

11.03-13.03

Творческая работа «Падчерица и Королева в пьесе». «Добро и зло в сказке»




51

А.П.Платонов «Никита»

1

18.03







52-53

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

2

20.03-1.04







54

Р.р. Творческая работа по произведениям А.П.Платонова , В.П.Астафьева

1

3.04

Творческая работа




55-56

Поэты о Великой Отечественной войне.

2

8.04-10.04







57

Саша Черный «Кавказский пленник»

1

15.04







58

Итоговый урок по русской литературе

1

17.04

Игра –зачет




59

Р.Стивенсон «Вересковый мед»

1

22.04







60

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

1

24.04







61-63

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

3

29.04-6.05







64

Сочинение по сказкам Х.К.Андерсена

1

8.05

сочинение




65

Ж.Санд «О чем говорят цветы»

1

13.05







66

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

1

15.05







67

Дж.Лондон «Сказание о Кише»

1

22.05







68

Итоговый урок .В мире литературы.

1

26.05







страница 1


скачать

Другие похожие работы: