NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Грузенская средняя общеобразовательная школа

Согласовано:_______ Утверждаю:____

Зам.директора по УВР директор МБОУ ГСОШ

Жукова И.Н Т.И.Полежаева

30. 08.2013г 31.08.2013г.
Рабочая программа по литературному чтению

для 1 класса

Составил: учитель начальных классов

Козлова Д.А.

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и разработана в соответствии:

  • С требованиями Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования;

  • Рекомендациями Грузенской основной образовательной программы Начального общего образования по литературному чтению;

  • УП МБОУ Грузенская СОШ с учетом возможностей учебнл- методического комплект, разработанного на основе авторской программы предмета «Литературное чтение» автор Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой по образовательной системе «Начальная школа 21 века»

Целями обучения литературного чтения являются:

  • Помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова.

  • формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта.

Задачи:

  • Обеспечивать полноценное восприятие учащихся литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • Научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать свою точку зрения;

  • Формировать литературоведческое представление, необходимые для понимания литературы как искусства слов.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Изучение литературного чтения в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от индивидуальных особенностей учащихся, темпа обучающихся, специфики используемых учебных средств обучения. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте (чтение) отводится 4 часа в неделю, 1час в неделю – на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».

Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Букваря» к учебному предмету «Литературное чтение». В учебниках прослежена единая логика развития мысли и познания школьника. На уроках литературного чтения в 1классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом. Но основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.

Итогом первого года обучения является формирование начальных навыков чтения, свободной и правильной речи. Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о различиях прозаической и стихотворной речи, о разнообразии жанров литературы и фольклора, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения. Получают первоначальные навыки работы с художественным текстом. Называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, дают характеристику героям и событиям, учатся выявлять авторскую точку зрения. Выясняют смысл заголовка, находят сравнения, повторы, противопоставления, звукоподражание, рифмы.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Филология».

На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 часа в год, (33 учебные недели)

по 4 часа в неделю.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой) .

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельность, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Познавательные:овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Регулятивные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Предметные результаты

• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

• осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

• понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Планируемые результаты.

К концу обучения в 1 классе ученик должен:

Научится:

  • Слушать сказки, рассказы, стихотворения;

  • Читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);

  • Пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – пересказывать по готовому плану;

  • Знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;

  • Самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень- самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);

  • Работать с доступными книгами- справочниками и словарями.


6. Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности (13 ч.):

Аудирование(слушание): восприятие на слух произведений фольклорных и авторских. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Чтение небольших произведений и понимание их содержания.

Чтение вслух и молча (про себя):чтение вслух слогов и целых слов в соответствии с индивидуальными возможностями; переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами.

Работа с текстом:текст и набор предложений.Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.Структура текста: абзац, начало и концовка текста.Чтение и выделение особенностей сказок, рассказов, стихотворений. Определение темы произведения.Деление текста на части. Пересказ по готовому плану подробно, сжато.

Говорение (культура речевого общения):диалог (понятие, поиск диалога в тексте, выразительное чтение диалога, инсценирование и чтение по ролям диалогов и полилогов героев произведений).Монолог (понятие, поиск монолога в тексте, построение монолога (высказывания) о произведении или героях и их поступках (1–3 предложения))

Круг чтения (51 ч.): малые жанры фольклора. Народные сказки. Произведения писателей-классиков XIX–XX вв. Произведения отечественных детских писателей XX в. и современных детских писателей. Виды детских книг: художественные и научно-популярные.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) (40 ч.): понятия:произведение, жанр, тема, сказка (народная и литературная), рассказ, стихотворение, пословица, скороговорка, песня, песенка-закличка, загадка, потешка, комикс, литературный герой, фамилия автора, заголовок, абзац, диалог.

Читаем сказки, загадки, скороговорки (6 ч.):

Выбор роли и выразительное чтение произведения с передачей особенностей героя (речь, тон, мимика, жесты).

«Живые картины» к отдельным эпизодам произведения (устное словесное рисование отдельных картин из изученного произведения).

Пересказ от лица одного из героев произведения. Рассуждение о героях изученного произведения.

Создание небольших историй о героях или с героями изученных произведений.

Учимся уму- разуму (8 ч.): сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Читаем о родной природе (7 ч.): с лушание, беседа, составление рассказа о мальчиках. Стихи, рассказы, сказки о детях и для детей, об их жизни, дружбе и товариществе, об их отношении к людям. Детские газеты и журналы. Сведения об авторах произведений о детях. Тема произведения, герой, фамилия автора, заголовок. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Эмоциональная отзывчивость. Обоснование суждений «нравится - не нравится»

О наших друзьях- животных (7 ч.): чтение разножанровых произведений о природе. Упражнение в чтении картин описания природы. Формирование понятий: Родная природа, Родина. Выработка умений узнавать произведения разных жанров (стихотворения, рассказы, сказки, произведения малого фольклора). Обоснование суждений

«нравится - не нравится». Озаглавливание текста (подбор заголовков).

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению.

№п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Вид контроля

По плану

По факту

Виды речевой и читательской деятельности (13 ч.)


1

2.09




Введение понятия о предложении.

1

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской

Выделять предложения из речевого потока; строить модель каждого предложения; формулировать свое отношение к действиям и поступкам героев в рассказывании

Познавательные:

Выделяет предложение и слово из речевого потока. Моделирует состав предложения.

Регулятивные:

Владеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Личностные:

Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.





2

4. 09




Составление рассказа по сюжетной картине. Отработка понятия «предложение».

1

Чтение рассказа из стихотворения К. Чуковского «Айболит». Составление рассказа по картинке и обозначение каждого предложения полоской. Сравнение животных

Сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различия; составлять предложения с опорой на картинки; высказывать свое и авторское отношение 2к произведению

Познавательные:

-формирует ответы на вопросы по содержанию

-осознает произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные:

-принимает и сохраняет учебную задачу

-адекватно воспринимает оценку учителя и товарищей

-планирует свое действие

Личностные:

Высказывает свое мнение

Коммуникативные:

-умеет формировать коммуникативно- речевые действия.


Работа с алгоритмом

3

5.09




Развитие восприятия художественного произведения. Стихотворение о Родине. С. Дрожжин «Привет»

1

Определение темы книги по обложке и иллюстрации. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения


Выражать эмоциональное отношение к произведениям о Родине, родной земле; понимать авторскую точку зрения, нравственную позицию; слова и выражения, употребляемые в тексте

Познавательные:

ознакомление со стихотворением .С. Дрожжина «Привет»;

формирование ответов на вопросы по содержанию;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные:

Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Личностные:

Высказывает свое мнение


слушание

4

6.09




Рассказ по сюжетной картине.

1

Составление рассказа по сюжетной картинке. Установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между). Обоснование суждений «нравится - не нравится». Работа над развитием эмоциональной отзывчивости к произведениям художественной литературы

Знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения.

Самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы); различать сказку, рассказ, стихотворение; понятия «перед», «между», «за»;составлять короткий рассказ по сюжетнойкартинке; заучивать наизусть отрывки из стихотворения; слушать читаемый

Познавательные:

Составляет рассказ по сюжетной картинке. Определяет количество слов в предложении при четком при четком произнесении учителем предложения с паузами между словами

Регулятивные:

Определяет наиболее эффективный способ достижения результатов

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.





5

9.09




Интонационное выделение первого звука в словах.

1

Пересказ сказки «Репка». Интонационное выделение первого звука в словах. Отработка пространственных отношений между объектами

Выделять первый звука в словах; ориентироваться в понятиях: произведение, фольклор, чтение, сказка

Познавательные:

Называет первый звук в слове

Проговаривает точные факты из произведения

Проговаривает слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова

Проговаривает слова

Формулирование ответов на вопросы

Регулятивные:

принимает и сохраняет учебную задачу

адекватно воспринимает оценку учителя и товарищей

планирует свое действие

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.





6

11.09




Развитие восприятия художественного произведения Е. Серова «Мой дом»

1

Определение примерной темы книги по обложке и иллюстрации. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя. Понятия: авторское произведение о Родине

Знать авторское произведение о Родине; 2-3 стихотворения наизусть, 1-2 отрывка из прозаического произведения.

Выражать эмоциональное отношение к произведениям о Родине; понимать авторскую точку зрения, нравственную позицию; слова и выражения, употребляемые в тексте; пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя иди по готовому плану; самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы); различать сказку, рассказ, стихотворение; заучивать наизусть отрывки из стихотворения; слушать читаемый текст

Познавательные:

Группирует слова по последнему звуку. Произносит слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.

Регулятивные:

Использует знаково- символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Личностные:

Развитие этических чувств.


слушание

7

12.09




Звуковой анализ слова «мак»

1

Звуковой анализ. Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, середине, конце слова (по схемам). Игра «Назови слово со звуком [м]». Классификация предметов

Выделять нужный звук в разных частях слова; классифицировать предметы; соотносить слово с предметной карточкой, текст - с сюжетной картинкой

Познавательные:

Моделирует последовательность звуков слова с использованием желтых фишек. Сопоставляет слова, различающиеся одними или несколькими звуками.

Регулятивные:

Использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные:

Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.


Работа с загадками, пословицами

8

13.09




Звуковой анализ слов: «сыр», «нос»

1

Звуковой анализ. Нахождение звука [ы] в словах. Классификация предметов

Проводить звуковой анализ слов; классифицировать предметы

Познавательные:

Произносит слова с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя.

Регулятивные:

Владеет логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Обобщения, классификации, установления антологий и причинно- следственных связей.

Личностные:

Способность к организации собственной деятельности.


Работа с загадками, пословицами

9

16.09




Рассказ по сюжетной картине

1

Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый». Придумывание рассказов по серии картинок

Составить небольшой рассказ по серии картинок; узнавать произведения разных жанров (стихотворения, рассказы, сказки)

Познавательные:

Составляет рассказ по сюжетной картинке. Определяет количество слов в предложении при четком при четком произнесении учителем предложения с паузами между словами

Регулятивные:

Определяет наиболее эффективный способ достижения результатов

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.





10

18.09




Развитие восприятия художественного произведения. Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»

1

Правильное, осознанное слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Произведения устного народного творчества. Загадки, скороговорки, потешки, пословицы, считалки, стихи, рассказы и сказки. Произведения о родной природе, об отношении человека к природе, к животным

Слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения с индивидуальными возможностями ученика); определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению; читать слова и предложения; выражать своё отношение к героям произведения; правильно называть стихотворение и сказку; высказывать своё впечатление о прослушанном произведении; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения

Познавательные:

ознакомление с произведением Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?»;

формирование ответов на вопросы по содержанию;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные:

Признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.


слушание.

11

19.09




Звуковой анализ слов лук, лес. Сравнение этих слов по звуковой структуре.

1

Звуковой анализ. Нахождение звука [у] в словах. Классификация предметов

Проводить звуковой анализ слов; классифицировать предметы

Познавательные:

Объединяет выбор фишки при обозначении звука. Характеризует заданный звук: называет его признаки.

Регулятивные:

Излагает свое мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению


Работа с загадками, пословицаими

12

20.09




Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета

1

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков красной фишкой. Звуковой анализ слов. Составление звуковой цепочки

Отличать гласный звук от согласного; самостоятельно записывать слова под картинками; составлять звуковую цепочку.

Познавательные:

Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков. Различает звуки: гласные и согласные.

Регулятивные:

Владеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Поиска средств ее осуществления.

Личностные:

Развитие эстетических чувств, доброжелательного и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.





13

23.09




Введение понятий: «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

1

Звуковой анализ слова «Нина». Введение понятия «согласный звук». Обозначение мягкости согласных звуков в модели слова

Отличать согласный звук от гласного.

Знать об обозначении согласных в модели слова.

Познавательные:

Различает звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие. Характеризует заданный звук: называет его признаки

Регулятивные:

Осваивает способы решения проблем творческого и поискового характера

Личностные:

Любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.





страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.