NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы по предмету «Литературное чтение»



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы по предмету «Литературное чтение» для начального общего образования авторов Л. Ф.Климановой, В. Г.Горецкого, М. В. Головановой, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Курс литературного чтения призван продолжить обуче­ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры­вается во всей своей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает у детей интерес к словесному твор­честву и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение — это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Важной особенностью начального этапа обучения являет­ся то, что ребенок переходит с позиции слушателя в катего­рию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользу­ются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставля­ет его размышлять.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно - эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах, вводится постепенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведе­ние уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений, на развитие речевой культуры, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. . Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем и четвертом годах обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные ком­муникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразитель­ного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров(загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальное представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часов. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.

Для реализации программного содержания используются:

– Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Литературное чтение: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России

Кроме того, программа направлена на расширение читательских возможностей детей и знаний об окружающем мире, о своих сверстниках и их жизни, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

При обучении чтению знания детей пополняются элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, его жанре, об изобразительно-выразительных возможностях языка.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно – ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературе;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
В результате усвоения программного материала по литературному чтению,

Обучающиеся должны:

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно).

Обучающиеся должны уметь:

-устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающиеся должны знать:

- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.

Календарно-тематическое планирование


№ п.п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Лабораторные и практические работы

Примечания

Былины. Летописи.

Жития – 6 ч.


1

О былинах. Летописи. Жития. « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».


1

2.09.







2

«И вспомнил Олег коня своего…»

1

4.09.







3-4

«Ильины три поездочки».

1

5.09-9.09







5

«Житие Сергия Радонежского».

1

11.09







6

Обобщение по теме «Былины. Летописи. Жития».

1

12.09

Тест




Из русской классической литературы – 18 ч.

7

Творчество П.П.Ершова. П.П.Ершов «Конёк – Горбунок»

1

16.09.







8-10


П.П.Ершов «Конёк – Горбунок»

3

18.09.-

23.09







11

А.С.Пушкин «Няне», «Туча».

1

25.09







12

А.С.Пушкин «Унылая пора!»


1









13-16

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

4

30.09-

7.10







17

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»

1

9.10







18-19

М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб»

2

10.10-

14.10







20

Л.Н.Толстой «Детство»

1

16.10







21

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»

1

17.10







22-23

А.П.Чехов «Мальчики»

2

21.10-

23.10







24

Обобщение по теме «Из русской классической литературы»

1

24.10

Тест







Поэтическая тетрадь – 9 ч


25


Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

1

28.10







26

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1

30.10







27

Е.А.Баратынский «Весна, весна…», «Где сладкий шёпот…»

1

31.10







28

А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

1

11.11







29

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями»

1

13.11







30

Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…»

1

14.11







31

И.А.Бунин «Листопад»

1

18.11







32

Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь»




20.11







33

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь»

1

21.11

Тест




Сказки русских писателей –12ч.

34-36

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

3

25.11-

28.11







37-39

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

3

2.12-

5.12







40-41

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

2

9.12-

11.12







42-44

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

3

12.12-18.12







45

Обобщение по теме «Сказки русских писателей»

1

19.12

Тест







Делу время – потехе час - 8 ч

46-48

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»

3

23.12-

26.12







49

В.Ю.Драгунский «Главные реки»

1

13.01







50

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

1

15.01







51

В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1

16.01







52

Обобщение по теме «Делу время – потехе час»

1

20.01

Тест




Страна далёкого детства – 8 ч.

53

Знакомство с произведениями Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»

1

22.01







54

Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

1

23.01







55-57

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

3

27.01-

30.01







58-59

М.М.Зощенко «Ёлка»

2

3.02-

5.02







60

Обобщение по теме «Страна далёкого детства»

1

6.02

Тест




Поэтическая тетрадь – 4 ч.

61

В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

10.02







62

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

1

12.02







63

М.И.Цветаева «Бежит тропинка…», «Наши царства»

1

13.02







64

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь»

1

17.02

Тест




Природа и мы –

10 ч.

65-66

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

2

19.02-

20.02







67-68

А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

2

24.02-

26.02







69

М.М.Пришвин «Выскочка»

1

27.02







70

Е.И.Чарушин «Кабан»

1

3.03







71-73

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

3

5.03-

10.03







74

Обобщение по теме «Природа и мы»

1

12.03

Тест







Поэтическая тетрадь – 6 ч.

75

Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

1

13.03







76

С.А.Клычков «Весна в лесу»

1

17.03







77

Д.Б.Кедрин «Бабье лето»

1

19.03







78

Н.М.Рубцов «Сентябрь»

1

20.03







79

С.А.Есенин «Лебёдушка»

1

31.03







80

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь»

1

2.04

Тест




Родина – 5 ч.

81

И.С.Никитин «Русь»

1

3.04







82

С.Д.Дрожжин «Родине»

1

7.04







83

А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

9.04







84

Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

1

10.04







85

Обобщение по теме «Родина»

1

14.04

Тест




Страна «Фантазия»

5 ч.

86-87

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

2

16.04-

17.04







88-89

К.Булычёв «Путешествие Алисы»

2

21.04-23.04







90

Обобщение по теме «Страна «Фантазия»

1

24.04

Тест




Зарубежная литература –

11ч.

91-92

Д.Свифт «Путешествие Гулливера»

2

28.04-

30.04







93-96

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

4

5.04-

12.05







97-98

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

2

14.05-

15.05







99

С. Лагерлёф «Святая ночь»

1

19.05







100

С. Лагерлёф В Назарете»

1

21.05







101

Обобщение по теме «Зарубежная литература».



1

22.05

Итоговая контрольная работа




102


Рекомендация летнего чтения.

1

26.05









страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: