NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Р.


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование».

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей обучающихся, дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Структура документа

Рабочая программа включает пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Литературное чтение формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора обучающихся, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов.

В рабочей программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.


Цели обучения

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №5 имени О.В. Гудкова для обязательного изучения литературного чтения в 4 классе отводится 105 часов, из расчета 3 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Произведения современной детской литературы разных жанров

7

1

2

У истоков русской детской литературы

17

2

3

Детская литература XIX век

30

2

4

ХХ век. Новые встречи со старыми друзьями

51

3

Итого:

105

8

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 часа)


Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч)

Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера», Е. Велтистов «Приключения Электроника», Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,

  • их авторов.

уметь:

  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

У истоков русской детской литературы (17 ч)

Летопись. А.Пушкин «Борис Годунов», Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…», «Похвала книгам» Я. Мудрого, Чудов монастырь. Стихи Савватия, Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука», А. Болотов «Жизнь и приключение Андрея Болотова».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • выполнять творческие задания;

  • определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов;

  • составлять план;

  • участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

Детская литература XIX век (30 ч)

Басни И. А. Крылова, А. Погорельский «Черная курица», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», А.В. Жуковский «Спящая царевна», А. Ишимова «Славяне», В. Даль «война грибов с ягодами», стихи А.Толстого, А.Плещеева, А. Майкова, Ф. Тютчева, К. Д. Ушинский «Наше Отечество», А. Куприн «Слон».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,их авторов.

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст; составлять его простой план;

  • читать стихотворные произведения наизусть;

  • различать жанры художественной литературы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Детская литература ХХ века (51 ч)

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», Б. Жидков «Николай Исаич Пушкин», К. Чуковский «Серебряный герб», Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке», Е. Шварц «Два брата», А Толстой «Фофка», М. Пришвин «Изобретатель», С. Маршак «Сила жизни», Р. Киплинг «На далекой Амазонке», Р. Бернс «В горах мое сердце»,

Ю Олеша «Три толстяка».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,

  • их авторов.

уметь:

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • давать определения понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

  • характеризовать персонажи, их поведение, авторское отношение;

  • выделять ключевые фразы, мысли при чтении;

  • комментировать прочитанное.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Детская литература 30-50 годов

А. Гайдар «Тимур и его команда», Н. Носов «Федина задача», В. Драгунский «Что любит Мишка».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • юмористические и сатирические произведения детской литературы.

уметь:

  • относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

  • выразительно читать по ролям, инсценировать;

  • пересказывать текст с добавлением диалога;

  • характеризовать героев;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

Детская литература 60-90 годов

Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира, Э. Мошковской, Э. Успенского, С. Черного, В. Долиной; миниатюры Г. Цыфирова, С. Козлов «Снежный цветок».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • отличие детской поэзии второй половины 20 века от произведений для детей 20–х годов;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • читать выборочно, цитировать текст;

  • замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышление автора;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.


Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.


Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе обучающиеся продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности обучающегося продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

I. Работа с текстом до чтения.

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где обучающийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность обучающихся..

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

III. Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления обучающихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов.
Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературного чтения обучающийся 4 класса должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2012.

    2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. «Рабочая тетрадь».- М.: Баласс, 2012.


Проверка и оценка устных ответов.

Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.

Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание изученного материала.

Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: