NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по математике 5 класс на 2010 2011 учебный год Автор составитель Адонина В. А



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов

пгт Пижанка Кировской области

Рабочая программа

по математике

5 класс
на 2010 – 2011 учебный год


Автор – составитель

Адонина В.А.,

учитель математики

первой квалификационной категории.
Пижанка 2010
Пояснительная записка


  1. Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по математике. Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2007 ; Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089); Приказа МО РФ «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы» №13-03 от 23.09.2003; Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312); Программы. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / авт.-сост. В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2009.




  1. Учебно-методическое обеспечение:




    • Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Виленкин Н.Я. и др. М.: Мнемозина, 2008.

    • Рудницкая В.Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь №1, №2. – М.: Мнемозина, 2007.

    • Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренаж. 5 класс: пособие для учителей и учащихся. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.

    • Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М: Классикс Стиль, 2007.

    • Тульчинская Е.Е. Математика. Тесты. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Е.Е. Тульчинская. – М.: Мнемозина, 2007.

    • Маркова В.И. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении комбинаторики, статистики и теории вероятности. – Киров, ИПК и ПР



  1. Количество часов по учебному плану.


Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится из расчета не менее 5 часов в неделю. Из регионального компонента в 5 классе на изучение математики добавлен 1 час.
Количество часов по учебному плану:
общее: 210 часов;

в неделю: 6 часов.

контрольные работы – 15 часов.
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, тестов. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.
Распределение учебной нагрузки по четвертям:





I четверть

(9 недель)

II четверть (7 недель)

III четверть (11 недель)

IV четверть (8 недель)

Учебный год

(35 недель)

Учебных часов

54

42

66

48

210

Из них:
















  • контрольных работ

3

4

4

4

15

  • практических работ







1




1

Распределение учебных часов по темам:



№ темы

Название темы

Количество часов

1.

Натуральные числа и шкалы

18

2.

Сложение и вычитание натуральных чисел

24

3.

Умножение и деление натуральных чисел

30

4.

Площади и объемы.

16

5.

Обыкновенные дроби

29

6.

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

18

7.

Умножение и деление десятичных дробей.

32

8.

Инструменты для вычислений и измерений.

20

9.

Повторение. Решение задач.

21

10.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Из общего кол-ва 14



  1. Изучение математики на ступени основного общего образования в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

  • в ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, получают представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составление уравнений, знакомятся с геометрическими понятиями, величинами.



  1. В результате изучения математики ученик должен

знать / понимать

• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

• как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира;

уметь

  • выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, представлять проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;

  • находить значение числовых выражений;

  • округлять целые числа и десятичные дроби

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами;

  • распознавать и изображать прямую, луч и отрезок;

  • определять координаты точки на координатной прямой, отмечать точки по заданным координатам.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения несложных практических задач

• устной прикидки и оценки результатов вычислений;

• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Составленное календарно-тематическое планирование соответствует содержанию примерных программ среднего (полного) общего образования по математике, направлено на достижение целей изучения математики на базовом уровне и обеспечивает выполнение требований государственного стандарта математического образования.


  1. Ресурсное обеспечение рабочей программы

- Дидактические материалы, рабочие тетради.

- Таблицы, раздаточный материал, модели.

- Медиаресурсы. Электронные пособия.

- Технические средства обучения.

- Магнитная доска. Доска с координатной плоскостью. Компьютер.

- УМК Дорофеева.

- УМК Бунимовича.

Содержание изучаемого материала

1. Натуральные числа и шкалы (18 ч)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, многоугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель – систематизировать и обобщать сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.

Методические замечания по изучению главы. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков.

Рассматриваются простейшие комбинаторные задачи.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Начинается формиро­вание таких важных умений, как умения начертить координат­ный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соот­ветствующее данному штриху на координатном луче.

В результате изучения темы « Натуральные числа и шкалы» ученик должен уметь:

* выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел; умножение однозначных чисел;

* пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

* решать текстовые задачи;

* изображать числа точками на координатной прямой;

*строить отрезок, прямую, луч, многоугольник;

* решать комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

2. Сложение и вычитание натуральных чисел (24 ч)

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выра­жение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Методические замечания по изучению главы. Начиная с этой темы основное внимание уделяется закрепле­нию алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значе­ние, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составле­ние буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложения и вычитания).

В результате изучения темы « Сложение и вычитание натуральных чисел» ученик должен уметь

* решать текстовые задачи;

* составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

3. Умножение и деление натуральных чисел (30 ч)

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Степень числа. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Основная цель – закрепить и развить навыки арифметиче­ских действий с натуральными числами.

Методические замечания по изучению главы. В этой теме проводится целенаправленное развитие и закреп­ление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вво­дится понятие степени (с натуральным показателем), квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на ... (в ... раз)», «мень­ше на ... (в ... раз)», а также задачи на известные учащимся зави­симости между величинами (скоростью, временем и пройденным путем; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнения так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

В результате изучения темы «Умножение и деление натуральных чисел» ученик должен уметь:

  • * находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями;

  • * составлять формулы по условиям задач;

  • * решать линейные уравнения;

4. Площади и объемы (16 ч)

Вычиления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямо­угольника. Единицы площадей.

Основная цель – расширить представления учащихся об из­мерении геометрических величин на примере вычисления пло­щадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

Методические замечания по изучению главы. При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. На­выки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется форми­рованию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

В результате изучения темы « Площади и объёмы» ученик должен знать \ уметь

  • * как используются математические формулы площади прямоугольника и объёма прямоугольного параллелепипеда

  • * пользоваться основными единицами площади и объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот

  • * распознавать прямоугольный параллелепипед среди других фигур;

  • * использовать знания для решения практических задач с использованием площадей и объёмов.

5. Обыкновенные дроби (29 ч)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычита­ние дробей с одинаковыми знаменателями.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

Методические замечания по изучению главы. В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходи­мые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа и представлению смешанного числа в виде неправильной дроби. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дро­би, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

В результате изучения темы « обыкновенные дроби» ученик должен знать \ уметь:

  • * выполнять устно арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

  • * выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковым знаменателем.

6.Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (18 ч)

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычи­тание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель – выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей.

Методические замечания по изучению главы. При введении десятичных дробей важно добиться того, чтобы у учащихся сформировалось четкое представление о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умение читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными чис­лами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.

Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятич­ными дробями.

При изучении операции округления числа вводится новое по­нятие – «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

* в результате изучения темы «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» ученик должен знать \ уметь:

* переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной;

* округлять целые числа и десятичные дроби.

  1. Умножение и деление десятичных дробей (32 ч)

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифмети­ческое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель – выработать умения умножать и делить де­сятичные дроби, выполнять задания на все действия с натураль­ными числами и десятичными дробями.

Методические замечания по изучению главы. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабаты­вается правило постановки запятой в результате действия. Кро­ме того, продолжается решение текстовых задач с данными, вы­раженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

В результате изучения темы ученик должен знать \ уметь:

* умножать и делить десятичные дроби.

  1. Инструменты для вычислений и измерений (20 ч)

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Процен­ты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол. Величина (градусная мера) угла. Чертежный треугольник. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Основная цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

Методические замечания по изучению главы. Важно выработать содержательное понимание у учащихся смысла термина «процент». На этой основе они должны научить­ся решать три вида задач на проценты: находить несколько про­центов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно чис­ло составляет от другого.

Продолжается работа по распознаванию и изображению гео­метрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерение и построение углов.

Круговые диаграммы дают представление учащимся о на­глядном изображении распределения отдельных составных ча­стей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

В результате изучения темы « Инструменты для вычислений и измерений» ученик должен знать \ уметь:

* представлять проценты в виде дроби и дробь - в виде процентов;

* решать текстовые задачи с процентами;

* использовать для вычислений калькулятор, компьютер;

* выполнять построения углов заданной величины с помощью угольника и транспортира;

* извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы;

9. Повторение. Решение задач (21 ч)

Основная цель - актуализация опорных знаний учащихся учебного материала 5 класса.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: