NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по музыке и пению 4 класса специальной (коррекционной) программы (VIII вида). Составил: учитель музыки




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______

зам.директора по УВР директор школы

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г. 31.08.2013г.
Рабочая программа по музыке и пению 4 класса

специальной (коррекционной) программы (VIII вида).
Составил: учитель музыки

Крестьянинова В..Г.

2013г

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Музыка и пение» специальной (коррекционной) программы (VIIIвида) составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы (VIIIвида) 1 – 4 классы изд. «Просвещение» 2004г. Автор: И.В. Евтушенко.

Данный учебный предмет имеет своей целью: овладение детьми музыкальной культуры, развитие музыкальности учащихся.

Изучение предмета «Музыка и пение» по специальной (коррекционной) программе (VIIIвида) способствует решению следующих задач:

образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений разных жанров (песня, танец, марш и их разновидности), а так же в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;

  • формировать музыкально – эстетический словарь;

  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности), умение слушать музыку, чувствовать её характер;

  • совершенствовать певческие навыки: слухоречевое, координирование, точность интонирования;

  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность адекватно реагировать на музыкальные переживания, музыкально – исполнительские навыки;

воспитательные:

  • помочь самовыражению, через занятия музыкальной деятельностью;

  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

  • активизировать творческие способности.

коррекционно – развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Программа по «Музыке и пению» состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».

В процессе занятий вырабатываются необходимые вокально – хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Ребёнок получает первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учится воспринимать музыку. Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных и речевых упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально – хоровых навыков и умений в зависимости от уровня певческого развития. Классическая, фольклорная, современная (отечественная) песня – основа формирования вокального репертуара учащегося. В работе над песней и инсценировании, внимание направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально – технические приёмы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение произведений. Наряду с уже знакомыми, звучат новые музыкальные сочинения.

Объём материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано ограниченными возможностями усвоения умственно – отсталыми детьми отвлечённых понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др. опирающихся на абстрактно – логическое мышление.

Учебный предмет изучается в 4 классе специальной (коррекционной) программы (VIIIвида), рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю, в том числе 5 обобщающих урока.

В 4 классе по специальной (коррекционной) программе (VIIIвида) обучается одна ученица Швецова Карина. Занятия проходят совместно с учащимися 4 класса общеобразовательной школы, что расширяет диапазон музыкально – слухового репертуара, обогащает общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры. Для удобного проведения уроков тематический материал структурирован, но предусматривает коллективное творчество: хоровое пение, музыкально – ритмические импровизации, игру на элементарных музыкальных инструментах. Музыкальный репертуар для пения несколько изменён, как того допускает программа.

Основной формой организации занятий является урок музыки и пения.

Методы обучения: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с текстом, игра, упражнение, практическая работа, самостоятельная и коллективная работа, применение технических средств обучения,

Форма проверки результатов освоения программы: индивидуальный опрос, хоровое пение, сольное пение, творческие задания, участие в играх, пластике, музыкальные тесты.

При проведении уроков используются: беседы, работа индивидуальная и групповая, карточки- задания, аудиокассеты, диски, плакаты, портреты композиторов, иллюстрации, детские музыкальные инструменты.

Итоговый контроль проводится в форме обобщающего урока.

Содержание тем учебного предмета.

Раздел 1. Песня, танец, марш. 7 часов.

  1. Мелодия. Поём любимые песни.

Мелодия – звуковая линия. Звуковая линия движется вверх, вниз. Звуки низкие, высокие, ещё выше. Певческая установка. Дирижёрские жесты учителя.

  1. Мелодия и её сопровождение (аккомпанемент). Движение мелодии.

Чистоговорка. Мелодия – звуковая линия. Восходящее движение мелодии. Пение на одном звуке. Сопровождение мелодии (аккомпанемент). Акценты – ударение в мелодии.

  1. Песня – танец –хоровод.

Общее представление о понятии песня народная, композиторская. Песня – танец – хоровод. Пение на одном звуке. Плавное и скачкообразное движение мелодии. Сопровождение мелодии (аккомпанемент). Выразительное значение динамики (форте – громко, пиано – тихо)

  1. Военный марш.

Основные виды музыки: песня, танец, марш. Особенность марша.

Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности (мелодия, сопровождение, динамика, форма - части). Сильная доля – акцент.

  1. Праздничный марш

Закрепление понятия марш. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности. Сильная доля – акцент. Форте и пиано

  1. Траурный марш.

Марш. Особенность траурного марша. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности. Сильная доля – акцент. Форте и пиано.

7. Обобщающий урок по теме: «Песня, танец, марш»

Обобщить полученные знания и умения. Мелодия. Звуки высокие, низкие, средние. Движение мелодии. Средства выразительности музыки. Песня, танец, марш.

Раздел 2. Народные музыкальные инструменты. 9 часов.

8. Народные музыкальные инструменты: баян, гармонь.

9. Народные музыкальные инструменты: гусли.

10. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, бас – балалайка

11. Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок.

12. Народные музыкальные инструменты: трещотки, деревянные ложки.

13. 14. Оркестр народных музыкальных инструментов

15. Поём любимые новогодние песни. Закрепление певческих навыков

16. Обобщающий урок по теме: «Народные музыкальные инструменты

Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и тембрами звучания. Учить узнавать их по внешнему виду и по голосам – тембрам.

Раздел 3. Сказка в музыке. 6 часов.

17. Сказка в музыке М. Глинки

Идейное и художественное содержание (шуточного, волшебного образа) марша в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Музыкальные средства выразительности.

18. Сказка в музыке Н. Римского – Корсакова

Художественное содержание сказки А. Пушкина в музыке сказки – оперы «Сказка о царе Салтане..» Н. Римского – Корсакова. Музыкальные средства выразительности. Жанры музыки: песня, танец, марш.

19. Сказка в музыке П. Чайковского

Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя «Бабы Яги» из музыки П. Чайковского «Детский альбом»

20. Сказка в музыке М. Мусоргского.

Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя «Бабы Яги» из сюиты «Картинки свыставки»

21. Сказка в музыке Э. Грига.

Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя.

22. Обобщающий урок по теме: «Сказка в музыке»

Обобщить полученные знания и умения. Сказочные образы в музыке композиторов. Движение мелодии. Средства выразительности музыки.

Раздел 4. Разновидности танца и марша. 8 часов.

23. 24. Танец вальс.

Знакомить с танцем вальс. Пульс – акцент. Художественное содержание вальса. Средства выразительности.

25. Танец полонез

Знакомить с танцем – полонез. Интонация шага. Танец – шествие. Пульс – акцент. Средства выразительности. Музыкальная форма.

26. Танец полька

Знакомить с танцем полька. Пульс – акцент. Художественное содержание и средства выразительности.

27. Танец танго.

Знакомить с танцем танго. Родина танго. Особенности танго. Пульс – акцент. Художественное содержание и средства выразительности.

28. Спортивный марш.

Закрепление понятия марш. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности. Особенности спортивного марша.

29. Шуточный марш.

Закрепление понятия марш. Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности.

30. Обобщающий урок по теме: «Разновидности танца и марша»

Закрепление и обобщение полученных знаний о видах танца и марша.

Раздел 5. Музыка вокруг нас. 4 часа.

31. Зачем нужна музыка?

Дать представление о различных функциях музыки.

32. Развлекательная музыка.

Музыка развлекательная: праздники, дискотеки, игры. Музыка, которая звучит для отдыха и на отдыхе (туристические песни)

33.Релаксация

Саморегуляция различных эмоциональных расстройств с помощью музыки

34. Обобщающий урок по теме: «Музыка вокруг нас»

Обобщение полученных знаний, умений.

Учебно – тематический план.



Наименование разделов

Всего часов

Число часов на…










1

Раздел 1. Песня, танец, марш.


7 ч










2

Раздел 2. Народные музыкальные инструменты.













3

Раздел 3. Сказка в музыке.













4

Раздел 4. Разновидности танца и марша













5

Раздел 5. Музыка вокруг нас.













6

Итого

34ч

12ч

17ч




Календарно - тематическое планирование



Дата

Тема урока

Кол –во часов

Содержание урока

Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН

Дидактический материал

Вид контроля

По плану


Фактически

1 четверть. Раздел 1. «Песня, танец, марш». 7 часов.

3. 09.





1.

Мелодия. Поём любимые песни.



Мелодия – звуковая линия. Звуковая линия движется вверх, вниз. Звуки низкие, высокие, ещё выше. Певческая установка. Дирижёрские жесты учителя.

Знать идейное и художественное содержание песни

Уметь ясно и чётко произносить слова в песни подвижного характера

В. Шаинский М. Пляцковский «Чему учат в школе»

Беседа. Слушание песни. Хоровое пение. Соблюдение певческой установки, дирижёрские жесты.

10. 09.





2.

Мелодия и её сопровождение (аккомпанемент). Движение мелодии.



Чистоговорка. Мелодия – звуковая линия. Восходящее движение мелодии. Пение на одном звуке. Сопровождение мелодии (аккомпанемент). Акценты – ударение в мелодии.

Знать понятие: сопровождение мелодии (аккомпанемент), акценты – ударение в мелодии, идейное и художественное содержание песни

Уметь ясно и чётко произносить слова в песни подвижного характера

«Два гуся»- упражнение; В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе»

Хоровое пение. Соблюдение певческой установки, дирижёрские жесты.

17. 09.





3.

Песня – танец –хоровод.




Общее представление о понятии песня народная, композиторская. Песня – танец – хоровод. Пение на одном звуке. Плавное и скачкообразное движение мелодии. Сопровождение мелодии (аккомпанемент). Выразительное значение динамики (форте – громко, пиано – тихо)

Знать содержание песен;

- особенности мелодического голосоведения (плавно, скачкообразно);

- динамические оттенки (форте – громко, пиано – тихо)

Уметь ясно и чётко произносить слова в песни подвижного характера;

- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

- различать сильную долю такта: хлопками, на треугольнике,

«Два гуся»- упражнение; В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе»; Р.н.п. «Во поле берёза стояла»

Хоровое пение. Соблюдение певческой установки. Пение под фонограмму детской песни. Игра на детских музыкальных инструментах.

24. 09.




4.

Военный марш.




Основные виды музыки: песня, танец, марш. Особенность

марша.

Идейное и художественное содержание марша. Музыкальные средства выразительности (мелодия, сопровождение, динамика, форма - части). Сильная доля – акцент.

Знать виды музыки: песня, танец, марш. Значение слов форте, пиано

Уметь различать в марше сильную долю на слух; отмечать хлопками, игрой на барабане

- исполнять песню без музыкального сопровождения;

- называть названия выученных песен


П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»

Р.н.п. «Во поле берёза стояла»; Ц. Кюи, А. Плещеев «Осень»

Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки.

1.

10.




5.

Праздничный марш




Марш. Идейное и художественное содержание

марша. Музыкальные средства выразительности.

Уметь узнавать на слух звучание оркестра;

- узнавать жанр – марш;

- называть виды марша;

- отчётливо произносить текст в быстром темпе исполняемого произведения;

И. Дунаевский «Выходной марш» из к\ф «Цирк»

- В. Шаинский Вместе весело шагать»

Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки.

8.

10.

  1. 10.




6.

Траурный марш.



Закрепление понятия марш. Особенность траурного марша.

Идейное и художественное содержание

марша. Музыкальные средства выразительности. Сильная доля – акцент. Форте и пиано.

Знать значение слов форте, пиано; сильная доля – акцент.

- разновидности маршей (военный, траурный)

Уметь различать в марше сильную долю на слух;

- различать военный и

траурный марши по характеру звучания;

- показывать сильную долю такта игрой на барабане, треугольнике.

- называть названия выученных песен, маршей

П.И. Чайковский «Похороны куклы» из «Детского альбома»; - В. Шаинский «Вместе весело шагать»

Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки. Карточка – задание

15.

10.



7.

Обобщающий урок по теме: «Песня, танец, марш»



Обобщить полученные знания и умения. Мелодия. Звуки высокие, низкие, средние. Движение мелодии. Средства выразительности музыки. Песня, танец, марш.

Знать: содержание песен;

- особенности мелодического голосоведения (плавно, скачкообразно, на одном звуке);

- средства выразительности: динамика (форте – громко, пиано – тихо); лад – весело, грустно; регистр: высокие или низкие звуки.

Уметь различать на слух песню, марш;

- определять форму музыкального произведения, средства выразительности;

- называть названия выученных песен, маршей, пьес, узнавать их на слух

«Чтоб выучиться пению»; В. Шаинский «Вместе весело шагать», И. Дунаевский «Выходной марш» из к\ф «Цирк»; П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»

Р.н.п. «Во поле берёза стояла»;

Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Музыкальный тест «Угадай – ка». Карточка – задание.

Раздел 2. Народные музыкальные инструменты. 9 часов.

22.

10.



8.

Народные музыкальные инструменты: баян, гармонь





Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и звучания.

Знать: название инструмента, его внешний вид

Уметь узнавать звучание на слух и по внешнему виду баян, гармонь;

- петь без сопровождения музыкального инструмента, хорошо знакомые песни

Иллюстрации (слайды) внешнего вида инструментов.

«Чтоб выучиться пению»; В. Шаинский Вместе весело шагать»


Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос.

29.

10.



9.

Народные музыкальные инструменты: гусли.



Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и звучания.



Знать: название инструмента, его внешний вид

Уметь узнавать звучание на слух и по внешнему виду гусли;

- петь без сопровождения музыкального инструмента, хорошо знакомые песни

Иллюстрации (слайды) внешнего вида инструментов.

«Чтоб выучиться пению»; В. Шаинский Вместе весело шагать»


Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос.

Музыкальная викторина.

2 четверть.

12.

11.




10.

Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, бас – балалайка.




Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и звучания.

Знать: название инструмента, его внешний вид

Уметь узнавать звучание на слух и по внешнему виду домру, мандолину, балалайку, бас – балалайку;

- петь без сопровождения музыкального инструмента, хорошо знакомые


Иллюстрации (слайды) внешнего вида инструментов.

Р.н.п. «Во кузнице», - «Чтоб выучиться пению»


Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Игра на музыкальных инструментах.

19.

11.




11.

Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок



Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и звучания.

Знать: название инструмента, его внешний вид

Уметь узнавать звучание на слух и по внешнему виду свирель, рожок.

- петь без сопровождения музыкального инструмента, хорошо знакомые песни

Иллюстрации (слайды) внешнего вида инструментов.

Р.н.п. «Во кузнице», - «Чтоб выучиться пению»


Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Игра на музыкальных инструментах.

26.

11.




12.

Народные музыкальные инструменты: трещотки, деревянные ложки.



Знакомить с народными музыкальными инструментами их историей рождения и звучания.

Знать: название инструмента, его внешний вид

Уметь узнавать звучание на слух и по внешнему виду трещотки, деревянные ложки.

- определять в песне сильную долю на слух, отмечать её игрой на деревянных ложках

Иллюстрации (слайды) внешнего вида инструментов.

Р.н.п. «Светит месяц», Л. Книппер, А. Коваленков «Почему медведь зимой спит?» «Дети любят рисовать»

Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос.

Игра на детских музыкальных инструментах

3.

12.




13.

Оркестр народных музыкальных

инструментов





Знакомить с элементарными сведениями о составе оркестра народных инструментов. Своеобразие звучания оркестра.

Знать понятие оркестр, ансамбль

Уметь узнавать на слух звучание народного оркестра;

- определять в песне сильную долю на слух, отмечать её игрой на деревянных ложках;

- имитация игры на народных музыкальных инструментах (балалайка, свирель, гармонь);

- отчётливо произносить текст выученных песен

Иллюстрации (слайды) оркестра народных инструментов.

Р.н.п. «Светит месяц», Л. Книппер, А. Коваленков «Почему медведь зимой спит?»; р.н.п. «Во поле береза стояла»; «Берёзка» обр. для нар. оркестра; «Дети любят рисовать»

Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки. Музыкальная викторина. Карточка – задание.

10.

12.




14.

Оркестр народных музыкальных

инструментов





17.

12.




15.

Поём любимые новогодние песни. Закрепление певческих навыков



Работа над кантиленой, отчётливое произношение текста в подвижном темпе.

Уметь: проявлять вокально – хоровые навыки;

- определять в песне сильную долю на слух, отмечать её игрой на деревянных ложках;





Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах.

24.

12.




16.

Обобщающий урок по теме: «Народные музыкальные инструменты»



Обобщить знания о народных инструментах.

Знать: понятия ансамбль, оркестр

Уметь узнавать на слух звучание народного оркестра, голоса народных инструментов;

- определять в песне сильную долю на слух, отмечать её игрой на деревянных ложках, треугольнике;

- отчётливо произносить текст выученных песен

Р.н.п. «Светит месяц», Л. Книппер, А. Коваленков «Почему медведь зимой спит?»; р.н.п. «Во поле береза стояла»; «Берёзка» обр. для нар. оркестра «Дети любят рисовать»

Хоровое пение. Слушание музыки. Музыкальный тест. Карточка – задание. Имитация игры по воображаемом инструменте.

3 четверть. Раздел 3. Сказка в музыке. 6 часов.


14. 01.



17.

Сказка в музыке М. Глинки




Идейное и художественное содержание (шуточного, волшебного образа)

марша в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Музыкальные средства выразительности.

Знать значение слов форте, пиано;

- разновидности марша:

траурный, праздничный,

шуточный, волшебный.


М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»,

Пляцковский «Настоящий друг

Хоровое пение. Игра на детских музыкальных инструментах. Слушание музыки.

21.

01.




18.

Сказка в музыке Н. Римского - Корсакова



Художественное содержание сказки А. Пушкина в музыке сказки – оперы «Сказка о царе Салтане..» Н. Римского – Корсакова. Музыкальные средства выразительности. Жанры музыки: песня, танец, марш.

Уметь различать на слух песню, танец, марш;

- определять форму музыкального произведения;

- воспроизводить беззвучно артикуляцию знакомой песни, правильно формировать гласные звуки, распределять дыхание по фразам.

Н.Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане…»; Б. Савельев, М. Пляцковский «Настоящий друг»

Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Карточка – задание.

28. 01.




19.

Сказка в музыке П. Чайковского



Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя «Бабы Яги» из музыки П. Чайковского «Детский альбом»

Уметь: - определять форму музыкального произведения;

- определять средства выразительности динамика: громко – тихо; мелодия: плавно – скачкообразно, отрывисто; лад – весело, грустно; ритм: короткие, длинные звуки; регистр: высокие, низкие звуки.

П. И. Чайковский «Баба Яга» из цикла «Детский альбом»; Б. Савельев, М. Пляцковский «Настоящий друг»

Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Карточка – задание.

4.

02.




20.

Сказка в музыке М. Мусоргского.



Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя «Бабы Яги» из сюиты «Картинки с выставки»

Уметь: - определять форму музыкального произведения;

- определять средства выразительности динамика: громко – тихо; мелодия: плавно – скачкообразно, отрывисто; лад – весело, грустно; ритм: короткие, длинные звуки; регистр: высокие, низкие звуки.

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», Б. Савельев, М. Пляцковский «Настоящий друг»

Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос.

11.

02.




21.

Сказка в музыке Э. Грига.



Художественное содержание и музыкальные средства образа сказочного героя.

Уметь: - определять форму музыкального произведения;

- определять средства выразительности динамика: громко – тихо; мелодия: плавно – скачкообразно, отрывисто; лад – весело, грустно; ритм: короткие, длинные звуки; регистр: высокие, низкие звуки.

Э.Григ «В пешере горного короля». «Шествие гномов» - видео; Б. Савельев, М. Пляцковский «Настоящий друг»

Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Игра на музыкальных инструментах.

18. 02.




22.

Обобщающий урок по теме: «Сказка в музыке»



Обобщить полученные знания и умения. Сказочные образы в музыке композиторов. Движение мелодии. Средства выразительности музыки.

Знать: содержание песен;

- особенности мелодического голосоведения (плавно, скачкообразно, на одном звуке);

- средства выразительности: динамические оттенки (форте – громко, пиано – тихо); лад – весело, грустно; регистр: высокие или низкие звуки.

Уметь - определять форму музыкального произведения, средства выразительности;

- называть названия выученных песен, марша, пьес, узнавать их на слух

П. И. Чайковский «Баба Яга»; Н. Римский – Корсаков «Три чуда»; М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках», Б. Савельев, М. Пляцковский «Настоящий друг», Э.Григ «В пешере горного короля». Шествие гномов,


Хоровое пение. Слушание музыки. Индивидуальный опрос. Музыкальный тест «Угадай – ка». Карточка – задание.

Раздел 4. Разновидности танца и марша. 8 часов.

25. 02.




23.

Танец вальс.



Знакомить с танцем вальс. Пульс – акцент. Художественное содержание вальса. Средства выразительности.


Знать: понятие – вальс.

Уметь – выделять сильную долю – акцент;

- определять характер по звучанию музыки;

- определять музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная)

Комплект геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник); П.И. Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом»;

Кабалевский «Наш край»,

Хоровое пение. Слушание музыки. Игра на музыкальных инструментах.

Музыкальный тест – сложи форму.

4.

03.




24.

Танец вальс.



11. 03.




25.

Танец полонез



Знакомить с танцем – полонез. Интонация шага. Танец – шествие. Пульс – акцент.

Средства выразительности. Музыкальная форма.


Уметь – выделять сильную долю – акцент;

- слышать поступь, интонацию шага;

- определять характер по звучанию музыки;

- определять музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная) и вид танца (вальс, полонез);

- показ рукой направление движения мелодии (сверху вниз или снизу вверх)

Комплект геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник);

Ф. Шопен «Полонез»;

- Кабалевский «Наш край»

Хоровое пение. Слушание музыки. Музыкальный тест – сложи форму.

18. 03.




26.

Танец полька



Знакомить с танцем полька. Пульс – акцент. Художественное содержание и

средства выразительности.

Уметь – выделять сильную долю – акцент;

- определять характер по звучанию музыки;

- определять музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная);

- определять средства выразительности

Комплект геометрических фигур;

П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома»

- Кабалевский «Наш край»

Хоровое пение. Слушание музыки. Музыкальный тест – сложи форму.

4 четверть.

1. 04.




27.

Танец танго.



Знакомить с танцем танго. Родина танго. Особенности танго. Пульс – акцент. Художественное содержание и

средства выразительности.

Уметь – выделять сильную долю – акцент;

- определять характер по звучанию музыки;

- определять средства выразительности;

- различать виды танца.

- отчётливо произносить текст в быстром темпе исполняемого произведения;

Аргентинское танго.

Кабалевский «Наш край»

Хоровое пение. Слушание музыки. Игра на музыкальных инструментах Карточка – задание.

8. 04.




28.

Спортивный марш.




Закрепление понятия марш. Идейное и художественное содержание

марша. Музыкальные средства выразительности.

Уметь узнавать по характеру звучания музыки виды марша;

- определять средства выразительности;

- соблюдать динамические оттенки (громко – тихо);

- отмечать сильную долю хлопками;

А. Пахмутова «Трус не играет в хоккей»;

В. Шаинский «Вместе весело шагать»

С. Соснин «Солнечная капель»

Хоровое пение. Слушание музыки

15. 04.




29.

Шуточный марш.




Закрепление понятия марш. Идейное и художественное содержание

марша. Музыкальные средства выразительности.


Уметь узнавать по характеру звучания музыки виды марша;

- определять средства выразительности;

соблюдать динамические оттенки (громко – тихо);

- отмечать сильную долю хлопками;

- отчётливо произносить текст в быстром темпе исполняемого произведения;

М. Глинка «Марш Черномора»; Э. Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов»

- С. Соснин «Солнечная капель»; В. Шаинский «Вместе весело шагать»


Хоровое пение. Слушание музыки. Карточка – задание.

22. 04.




30.

Обобщающий урок по теме: «Разновидности танца и марша»



Закрепление и обобщение полученных знаний о видах танца и марша.

Уметь узнавать по характеру звучания музыки виды танца и марша;

- определять средства выразительности;

- петь без музыкального сопровождения хорошо выученные песни

- Кабалевский «Наш край»;

- В. Шаинский «Вместе весело шагать»

- С. Соснин «Солнечная капель»

Хоровое пение. Слушание музыки. Музыкальный тест. Индивидуальный опрос.

Раздел 5. Музыка вокруг нас. 4 часа.

29. 04.




31.

Зачем нужна музыка?





Дать представление о различных функциях музыки.

Уметь называть различные назначения (функции) музыки: развлекательная, спортивная, для отдыха, релаксация).

Оффенбах «Канкан»;

В. Шаинский «Мир похож на цветной луг»

Хоровое пение. Слушание музыки. Беседа. Устный опрос.

6. 05.




32.

Развлекательная музыка.





Музыка развлекательная: праздники, дискотеки, игры. Музыка, которая звучит для отдыха и на отдыхе (туристические песни)

Уметь рассказывать, как используется музыка в развлечениях;

- определять средства выразительности;

- отмечать сильную долю хлопками;

- отчётливо произносить текст в быстром темпе исполняемого произведения;

В. Шаинский «Мир похож на цветной луг»; Ю. Чичков « Весёлый турист», Тухманов «Аэробика»

Хоровое пение. Слушание музыки. Беседа. Устный опрос.



13. 05.




33.

Релаксация



Саморегуляция различных эмоциональных расстройств с помощью музыки

Уметь - соблюдать характер, настроение при исполнении конкретной песни,

Музыка для релаксации (Звуки моря). В. Шаинский «Мир похож на цветной луг»; Тухманов «Аэробика»

Хоровое пение. Слушание музыки.

20. 05.




34.

Обобщающий урок по теме: «Музыка вокруг нас»




Обобщение полученных знаний, умений.

Уметь - петь без музыкального сопровождения хорошо выученные песни;

- соблюдать характер, настроение при исполнении конкретной песни,


Ю. Чичков «Весёлый турист», Кабалевский «Наш край»;

- В. Шаинский «Вместе весело шагать»

Хоровое пение. Слушание музыки. Игра «Угадай – ка»

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения предмета в 4 классе специальной (коррекционной) программы (VIIIвида) учащийся должен:

знать:

  • современные детские песни для самостоятельного исполнения;

  • значение динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихо);

  • народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, бас – балалайка);

  • особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

  • особенности музыкального языка современной детской песни, её идейное и художественное содержание;

уметь:

  • петь в хоре, выполняя требования художественного исполнения;

  • ясно и точно произносить слова в песнях подвижного характера;

  • исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

  • различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

Учебно – методическое обеспечение.

Методическое обеспечение.

  1. Требования к уроку специальной (коррекционной) программы (VIIIвида).

Дидактический материал.

  1. Комплекты: портреты композиторов №1,2,3;

  2. Комплект: Плакаты «Музыкальный мир»

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. CD – ROM «Шедевры музыки» серия «Кирилл и Мефодий» 1997, 2001гг.;

  2. CD – ROM «Учимся понимать музыку» - практический курс, школа развития личности серия «Кирилл и Мефодий»;

  3. CD – ROM «Музыкальный класс» учебно – практический курс;

  4. CD – ROM «Дракоша в мире музыки» учебно – практический курс;

  5. CD – видео «Звёзды русского балета» 1, 2 части

  6. Аудиокассеты и диски фонограмм детских песен + и -.

Техническое обеспечение

  1. Магнитофон, видеопроектор, экран, телевизор, компьютер;

  2. Инструменты: аккордеон, фортепиано;

  3. Три комплекта детских шумовых инструментов: маракасы, трещотки, румбы, ложки, колокольчики, треугольники, бубны и тд.

Список литературы.

  1. Г.М. Науменко «Фольклорный праздник» Москва 2000г.

  2. Г.П. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей» Москва 2004г.

  3. Л.В. Кравчук «Мир музыкальных инструментов» - учебно – наглядное пособие Москва 2003г.

  4. Ю. Булучевский , В. Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся» Ленинград 1954г.

  5. В.В. Федин «Музыка» для 1 -7 классов в помощь преподавателю Волгоград 2008г.

  6. Г. Струве «Школьный хор» книга для учителя Москва 1981г.

  7. М.С. Осенеева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова «Методика работы с детским вокально – хоровым коллективом» учебное пособие Москва 1999г.

  8. М.Е. Покровская, Н.С. Константинова «Путешествие в страну музыкальных звуков» Санкт – Петербург 2009г.

  9. Мини – энциклопедия в картинках «Музыкальные инструменты» Москва 2000г.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: