NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по обж для 5 класса Составил: учитель Обж Жуков В. А 2013г. Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:______ Утверждаю:______

зам.директора по УВР директор школы

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г. 31.08.2013г.

Рабочая программа по ОБЖ

для 5 класса


Составил: учитель Обж

Жуков В.А

2013г.
Пояснительная записка
Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.

Программа является основой для разработки учебно-методических материалов Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», кружков, секций и клубов военно-патриотической направленности, оборонно-спортивных лагерей, лагерей юных спасателей, туристических походов и слетов, детских игр и соревнований, проведения Дня защиты детей.

Программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования, и при этом позволяет авторам учебных программ и учебников реализовать собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся.

Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.



Уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


Учебно-тематический план 5 класс


Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

лекции

практика

Введение

1

1




Раздел 1. Чрезвычайные, опасные ситуации


4

4




Раздел 2. Безопасность в жилище

8

8




Раздел 3. Безопасность на дорогах, транспорте

5

2

1

Раздел 4. Безопасность в городе

6

6




Раздел 5. Нарушение экологического равновесия

6

6




Раздел 6. Первая медицинская помощь. Правила оказания ПМП при различных видах травм

3

2

1

Обобщение

1




1

Экскурсия

1




1

Всего

35

31

4



Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ (5 класс).


Учебник

Литература для учителя

Литература для учащихся

ОБЖ: 5-й кл: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов,

А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г

Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:

5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.

2.Петров С.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ:5 класс К учебнику М.П. Фролова. М.: АСТ: Астрель, Владимир, 2008

1.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 5-6 классов М.: ООО

«Издательство АСТ-ЛТД».,1997

2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2005

3.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007


Календарно тематическое планирование 5 класс

Дата поведения



П/П


Тема урока

Форма занятия

Кол

час

Содержание урока

Требование к уровню подготовки

Вид контроля

Дидак материал

план

факт








Введение (1час)


4.09






Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности.

1



















Раздел 1. Чрезвычайные, опасные ситуации (4 часа) 



11.09






Что такое опасные и чрезвычайные ситуации?

1

. Безопасность. Опасные, чрезвычайные, крупномасштабные, экстремальные ситуации.

Знать: определения безопасность, опасная, экстремальная ситуация. Основные формулы ОБЖ


Тест, фронтальный опрос




18.09

8






Главные правила ОБЖ




Правила поведения в опасной ситуации

Знать Задачи и цели

Индивидуальный опрос





25.09






Как научиться выявлять и предвидеть опасности. Опасности есть и в городе, и поселке.

1

Причины и виды опасностей. Как научиться предвидеть и избегать их. Рекомендации – предостережения.




Тест, фронтальный опрос





2.10






Какие службы защищают население, какие сигналы оповещают нас об опасности.

1

Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе.

Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Знать: Службы спасения и их телефон

Тест, фронтальный опрос

фильм







Раздел 2. Безопасность в жилище (8 час.)


9.10






Опасные ситуации в жилище. Откуда они только берутся?

1

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.

Знать: о возможных аварийных ситуациях  в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения

Тест, фронтальный опрос





16.10






Пожары в жилище страшны и опасны. Но мы их не пустим к себе на порог.

1

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Уметь

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания

Тест, фронтальный опрос

фильм


23.10






Оповещение и эвакуация при пожаре. Средства тушения пожаров

1

Сигналы оповещения, их виды, правила действия населения. Правила и способы эвакуации. Подручные и стандартные средства пожаротушения.

Уметь оповещать на случай пожара

Тест, фронтальный опрос

табл


30.10






Опасные газы. С ними не шутят.

1

Опасные газы(угарный газ, оксид азота, бытовой газ). Их свойства, безопасное поведение при выбросе в окружающую среду.

Знать правила обращения с газами

Тест, фронтальный опрос





13.11






Затопление жилища.

1

Причины и последствия затопления жилища. Их предупреждение.

Уметь правильно действовать

Знать службу спасения

Тест, фронтальный опрос






20.11






Разрушение здания.

1

Причины разрушения зданий и сооружений. Безопасное поведение при разрушении зданий и сооружений, опасные приметы.




Тест, фронтальный опрос





27.11






Как защитить себя от опасных веществ в быту. Средства бытовой химии.

1

Средства бытовой химии, их группы, правила безопасного применения.

Знать :вещества которые приносят вред организму человека

Уметь оказать первую помощь

Тест, фронтальный опрос





4.12






Чем еще можно отравиться?

1

Пестициды, их безопасное применение. ПМП при отравлении. Ртуть, как ее убрать. недопущение отравления лекарствами. Отравление продуктами: опасность, предотвращение и ПМП при отравлении.

Тест, фронтальный опрос










Раздел 3. Безопасность на дорогах, транспорте (5 час.)



11.12






Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.

1

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.



Знать правило дорожного движения

Тест, фронтальный опрос




18.12






Безопасность в общественном и личном транспорте.

1

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажира грузовым транспортом.

Уметь: обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

Знать: правило поведения на воде

Тест, фронтальный опрос




25.12






Безопасность на железнодорожном транспорте. В метро и электричке может произойти любая неприятность.

1

Причины опасных ситуаций на ж/д. Правила на ж/д. Знаки на ж/д: шлагбаум, переезд, стоп-кран, эскалатор, турникет

Тест, фронтальный опрос





15.01









Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте.

1

Несчастные случаи на воде: судороги, "смелость и лихость", столкновения судов, пробоины в днище лодки, поломки механизмов, взрыв на судне, шторм. Эвакуация с судна. Советы опытных спасателей. Команды на судах

Тест, фронтальный опрос




22.01









Аварийные ситуации на воздушном транспорте.

1

Авиалайнер, условные знаки в аэропорту и в самолете, герметизация, разгерметизация, трап, вынужденная посадка

Уметь действовать на случай аварии

Тест, фронтальный опрос










Раздел 4. Безопасность в городе (6 час.)

29.01






Есть и другие опасности на улицах города – толпа.

1

"Паническое бегство" источник опасности, паника, правила поведения в толпе

Знать правило поведения в толпе

Тест, фронтальный опрос

табл



5.02






Опасности тонкого льда. Способы спасения и выживания в холодной воде.

1

Полынья, кромка льда, скользящий шаг, дрожь (озноб), страховка, правила спасения тонущего, оказание первой помощи пострадавшему




Тест, фронтальный опрос





12.02









Как уберечь себя от преступлений.

1

Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Уметь действовать на случай нападения преступника

Тест, фронтальный опрос





19.02









Как защитить свой дом.

1

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуации. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Знать правило защиты дома

Тест, фронтальный опрос






26.02






Криминальные ситуации на улице и в других общественных местах.

1

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Взрывное устройство на улице.

Умение выбрать безопасный маршрут движени

Тест, фронтальный опрос






5.03






Как защитить себя при угрозе терракта

1

Понятия «террорист», «теракт». Действия при обнаружении взрывного устройства, при угрозе взрыва, при захвате самолета.

Уметь Действовать при обнаружении взрывного устройства

Тест, фронтальный опрос






12.03






Нарушение экологического равновесия. За воздух без смога.

1

Экологические проблемы, окружающая среда, аварийные выбросы, бытовые, промышленные отходы, потенциальные источники, смог, самозащита, чистый воздух

Уметь пользоваться средствами защиты

Тест, фронтальный опрос





19.03






Вода – основа жизни.

1

Синтетические моющие средства (СМС), кислотные дожди, питьевая, промышленная вода, фильтр,

Знать Синтетические моющие средства

Тест, фронтальный опрос





2.04






Загрязнение почвы.

1

Исчезновение почвы, опустынивание, эрозия почв




Тест, фронтальный опрос





9.04






Продукты под контролем.

1

Чистые продукты, сертификат качества,

Чистые продукты, сертификат качества,

Тест, фронтальный опрос





16.04






От чего горожанину еще может стать не по себе.

1

“Шумовое загрязнение”, инфразвуки, “вибрационная болезнь”, электромагнитные излучения, радиация,

Шумовое загрязнение”, инфразвуки, “вибрационная болезнь”, электромагнитные излучения, радиация

Тест, фронтальный опрос





23.04






Безопасный компьютер (телевизор)

1







Тест, фронтальный опрос











Раздел 6. Первая медицинская помощь. Правила оказания ПМП при различных видах травм(3 часа)


30.04






Что следует знать об оказании первой медицинской помощи. Если ранили друга, перевяжет подруга.

1

ПМП, общее положение по оказанию ПМП. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома. Обработка раны. Кровотечения, их виды.

Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратор

Тест, фронтальный опрос





7.05






Помощь при термических ожогах.

1

Определение «термический ожог», причины, степени тяжести ожогов, ПМП

Тест, фронтальный опрос





14.05






Помощь при химических отравлениях и ожогах.

1

Оказание ПМП при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии,ожогах кислотами, щелочами, никотином угарным газом.

Тест, фронтальный опрос




21.05







Обобщение материала. Подведение итогов.

1

Знание памяток поведения в опасных ситуациях.




Проверочная работа





28.05






Экскурсия




Скоро каникулы. Правила поведения дома, на улице, на проезжей части.










страница 1


скачать

Другие похожие работы: