NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по обществознанию для 7 класса Составил: учитель истории Юшкова Л. В. 2013г. Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Грузенская средняя общеобразовательная школа

Согласовано:______ Утверждаю:______

зам.директора по УВР директор школы

Жукова И.Н. Полежаева Т.И.

30.08.2013г. 31.08.2013г.

.

Рабочая программа по обществознанию

для 7 класса

Составил: учитель истории

Юшкова Л.В.

2013г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета по обществознанию для 7 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Программы курса «Обществознание» для 5–7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2006. Авторы: А. И. Кравченко, И. С. Хромова), допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе обязательного минимума содержания образования (БУП 1998 год).

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение курса позволит заложить у обучающихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести обучающихся в мир общественных отношений и научиться жить в этом мире; будет способствовать определению обучающимися своего места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у обучающихся представления о себе как гражданине общества.

Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих

целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношении; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях.

Для реализации намеченной цели ставятся следующие

задачи:
• Познакомить учащихся с понятием «общество», «природа». «коллектив», «личность».
• Почувствовать себя частью общества и его будущим .
• Научит выявлять отличительные черты характера.
• Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.
• Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.
• Привить любовь к Родине.
• Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования отводятся 35 часов, из расчета 1 час в неделю. При проведении уроков используется индивидуальная работа, работа в парах, презентации. Для закрепления пройденного материала проводятся повторно-обобщающие уроки, тестирование. Изложение нового материала объясняется учителем, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных докладов, а так же различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка.

Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Личность подростка. (11 часов)

  

В этой главе пойдет разговор о личности подростка его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь идет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество, о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Автор учит преодолевать барьеры общения, разбираться в самом себе.

 Переходный возраст.

 Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка.

Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.

 Задачи и трудности подросткового возраста.

 Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности.

Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.

 Быть взрослым.

 Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.

 Физические изменения у подростков.

 Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.

 Психологический портрет личности.

 Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект.

Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков.

 Самооценка подростка.

 Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Высокая самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.

 Выдающаяся личность.

 Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети, их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности.

 Как стать лидером.

 

Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знание, талант решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства.

Искусство общения. Лидер в подростковой среде.

 Обобщающе-повторительный урок.

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

 1. Определять границы подросткового возраста

2. Давать общую характеристику подросткового возраста

3. Перечислять задачи, необходимые для решения в подростковом возрасте

4. Сравнивать различные уровни проявления способностей

5. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности

6. Характеризовать общение

7. Объяснять смысл понятий: подростковый возраст, тинэйджер, альтруизм, самооценка, темперамент, характер, способности, эмоции, индивид, личность, индивидуальность, аффект, гениальность, лидер.

  

Раздел 2. Подросток в социальной среде. (8 часов)

 

Социальная среда подростка.

 Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.

 Юношеский пессимизм.

 Драматизм подросткового возраста. Возникновение юношеского пессимизма, причины его. Пути преодоления пессимистических настроений.

 Подросток в группе.

 Определение группы и их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм. Соотношение самооценки и влияния группы.

 Межличностные отношения.

 Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание - основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде.

 «Мы» и «они».

 Непосредственное окружение. Понятие «я». Понятие «мы». Понятие «они». Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». Знакомство. «Свои» И «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» И «чужими».

 Мир знакомых и незнакомых людей.

 Знакомые и незнакомые; различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». Понятия «чужие», «чужаки». «Свои», их защита. Родственная солидарность.

 Социальный портрет молодежи.

 Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов.

Раздел 3. Подросток и закон. (5 часов)

 Юридические границы подросткового возраста. (

 Понятие «юридических отношений». Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние их права и обязанности. Защита прав ребенка.

«Конвенция ООН О правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав.

 Подросток как гражданин.

 Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права, их характеристика. Основные конституционные обязанности.

 Подросток и его права.

 Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии.

Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право на образование. Умение пользоваться правами.

 Опасный путь преступной жизни.

 Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, их виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании.

 Заброшенные, одинокие, непонятые.

Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество.

Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.

 Подросток в обществе риска.

 Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности.

Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика.

Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.

Раздел 4. Образ жизни подростка. (6 часов)

 Подростковая культура.

 Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей.

Место подростковой культуры в обществе.

 Образ жизни.

 Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни.

Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.

 Досуг и отдых.

Досуг и отдых - часть повседневного образа жизни.

Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения.

Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.

Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян.

Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.

 Развитие спорта.

 Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история).

Спорт в ХХв.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.

 Речевое поведение.

 Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков. Хвастовство.

Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Одобрение. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения.

 Обобщающе-повторительный урок

 

Раздел 5. Подросток и его жилая среда. (3 часа)

Возникновение городов. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современный город. Законы развития города. Пригородная зона.

 Город и урбанизация

 Урбанизация. Процесс урбанизации, его проявления. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Проблемы горожан: нервные нагрузки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание.

 Город и село.

 Город и село – две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества. Особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе.

 Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.

 Влияние города на отношения между людьми. Общение и уединение. Человек среди незнакомых людей: дистанция, отчуждение. Благо и зло отчуждения между людьми. Подросток в городской среде.

Города и технический прогресс. Влияние технического прогресса на молодежь.

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

 1 Объяснять смысл понятий: Город. Пригородная зона. Город-спутник. Урбанизация. Качество жизни, городская жизнь, городская среда. Село. Сельская жизнь. Отчуждение людей.

 2. Называть плюсы и минусы городской жизни

 3. Сравнивать город и село

 

В каком пространстве мы обитаем.

 Понятие «социальное пространство». Общественная территория. Поведение на общественной территории. Домашняя территория. Поведение дома. Личное пространство. Социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение, его последствия.

 Дом, в котором мы живем.

 Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища: дом в первобытном обществе, дом в античности, дом в Средневековье. Современное жилище, его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья.

 

Повторение и обобщение по теме: «Курс обществознания 7 класс» (1 час)

Требования к уровню подготовки учащихся:

 

1. Объяснять смысл понятий социальная среда подростка, оптимизм, пессимизм, максимализм, конформизм, группа, конфликт, межличностные отношения, свои, чужие, другие, выбор, свобода, ценностные ориентиры, гражданская позиция, гражданин, гражданство, дееспособность, правоспособность, преступление, уголовная ответственность, кража, грабеж,

 2. Называть основные нормы морали.

3.Приводить примеры морального выбора

4.Характеризовать подростка как гражданина

5. Приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

 

1. Объяснять смысл понятий: культура, образ жизни, досуг, отдых. Свободное время, речевое поведение.

2. Оценивать виды межличностных отношений

Повторение пройденного материала 1 час

Проверочная работа в форме тестирование 1 час

Учебно-тематический план



п\п

Тема раздела, урока

Количество часов

всего

теория

прак

1-11

Раздел 1. Личность подростка.

11

10

1

12-19

Раздел 2. Подросток в социальной среде.

8

7

1

20-25

Раздел 3. Подросток и закон.

5

4

1

26-31

Раздел 4. Образ жизни подростка.

6

5

1

32-33

Раздел 5. Подросток и его жилая среда.

3

3




35

Итоговое занятие.

2




2




Всего за учебный год.

35







Календарно –тематическое планирование по обществознанию

7 класс



дата

Тема урока

кол часов

Содержание урока

Требования к уровню подготовки обучающихся ЗУН

Дидактический материал

Вид контроля

план

факт










Личность подростка

(11 ч)
















1


9.09




Переходный возраст

1

Определение возраста, понятия: «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка. Самоутверждение

Знать определение возраста, понятия: «подросток», «тинэйджер», особенности подросткового периода; иметь представление

о системе ценностей подростка, знать пути

и возможности самоутверждения




Вопросы, задания

2

16.09




Место
подростка
в обществе

1

Место подростка

в обществе в различные исторические эпохи.

Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость.

Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

Уметь характеризовать другие возраста человека




Вопросы, задания. Слова-понятия. Таблица

3-4

23.09-30.09




Задачи и
трудности подросткового возраста

2

Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей

внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обо-его пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода

Знать место подростка в обществе в различные исторические эпохи;

уметь характеризовать другие возрасты человека




Работа в малых группах

5

7.10




Быть взрослым

1

Взросление. Сложности вхождения

в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм

и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков

Знать понятия: взросление, подростковый оптимизм, подростковый пессимизм, альтруизм, эгоизм; уметь характеризовать особенности воспитания подростков




Сообщение

6

14.10




Физические изменения

у подростков

1

Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие

на рост. Акселерация. Телосложение и его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления

Знать, какие физические изменения происходят в подростковый период; знать определение понятия «комплекс неполноценности», иметь представление о путях преодоления комплекса неполноценности,




Тест, вопросы, задания

7

21.10




Психологический портрет личности

1

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект. Чувства

и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков

Знать определения понятий: личность, характер, способность, интеллект, чувство, эмоция;

знать основные характеристики личности; уметь характеризовать типы темперамента




Работа с документами

8

28.10




Самооценка подростка

1

Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Завышенная самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка

Знать основные составляющие психической жизни человека, уметь характеризовать уровни самооценки;

знать, как влияет семья на самооценку подростка




Беседа по вопросам. Проблемное задание.

9

11.11




Выдающаяся личность

1

Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети и их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности

Знать о выдающихся личностях в истории, о факторах, влияющих на развитие выдающейся личности




Составление портрета. Проблемное задание. Тест.

10

18.11




Лидер и его качества

1

Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знания, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде

Знать определения понятий: лидер, формальный лидер, неформальный лидер;

знать роль лидера в обществе, иметь представление об основных элементах лидерства




Беседа по вопросам учебника.

Тестовое задания.

11

25.11




Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность подростка»

1

Повторение пройденного материала

Знать материал раздела «Личность подростка», основные понятия и термины




Тест.

Синквейн «Личность»










Подросток

в социальной среде (8часав)
















12

2.12




Социальная среда подростка

1

Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе

Знать понятия: социальная среда, бедность, богатство;

знать факторы, влияющие на социальную среду подростков

Повторение

4.1

Творческий урок «Скажи мне, кто твой друг, я скажу кто ты»

13

9.12




Подросток

в группе

1

Определение группы, их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм

Знать определение группы, уметь классифицировать группы, уметь соотносить самооценку и влияние группы




Сравнительная таблица

14-15

16.12-23.12




Межличностные отношения

2

Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание – основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде

Знать определение межличностных отношений, уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений

4.7

Ролевая игра «Ситуация»

16

13.01




«Мы» и «Они»

1

Непосредственное окружение. Понятие «Я». Понятие «Мы». Понятие

«Они». Кто принадлежит к группе «Мы». Кто принадлежит к группе «Они». Знакомство. Свои и чужие

Знать понятия: «Я», «Мы», «Они»




Работа в малых группах

17

20.01




Мир знакомых и незнакомых людей

1

Знакомые и незнакомые, различия

в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». «Свои», их защита. Родственность, солидарность

Знать понятие «моральный выбор», уметь описывать различия в отношениях со знакомыми и незнакомыми людьми







18

27.01




Социальный портрет
молодежи

1

Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов. «Ненормальное», или аномальное, поведение. Различия между «своими» и «чужими». Девиантное поведение

Знать определение большой группы, уметь анализировать проблемы молодежи в современном обществе, знать, что такое «ненормальное», аномальное, девиантное поведение




Составление таблицы по критериям «гуманизм, добро и зло, долг и совесть»

19

3.02




Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток в социальной среде»

1

Знать материал раздела «Подросток в социальной среде», основные понятия и термины




Тестирование

4.7, 4.1

Тест. Творческий уровень: эссе «Ценность современной молодежи»










Подросток и закон

(5 ч)
















20

10.02




Юридические границы подросткового возраста

1

Понятие юридических отношений. Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка. «Конвенция ООН о правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав

Знать понятие «юридические отношения», знать права

и обязанности детей и подростков


Повторение

6.10

Работа

с документом

21

17.02




Подросток как гражданин

1

Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права и их характеристика. Основные конституционные обязанности

Знать определение гражданства, пути его

получения, знать основные гражданские права и свободы




Опрос по вопросам учебника. Понятийный диктант.

22

24.02




Подросток

и его права

1

Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии. Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами

Знать определение «права человека», знать основные положения «Конвенции о правах ребенка»

Повторение

6.10

Работа в малых группах (парах): работа с документами сравнительная таблица.

23

3.03




Опасный путь преступной жизни

1

Презумпция невиновности.

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, его виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании

Знать причины противоправного поведения в подростковом возрасте, знать понятия: преступление, проступок, юридическая ответственность, юридическая ответственность несовершеннолетних




Тестовое задание.


24

10.03




Повторительно-обобщающий урок по теме «Подросток и закон»

1

Повторение пройденного материала

Знать материал раздела «Подросток и закон», основные понятия и термины

Тестирование

6.10













Образ жизни подростка

(6 ч)
















25

17.03




Подросток

в обществе риска

1

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, алкоголизм, наркомания, негативное влияние фильмов о насилии

Уметь характеризовать подростковые ситуации риска, знать источники риска

Знать источники риска.




Проверочная работа. Опережающее задания на тему4 «Подростковые субкультуры»

26

31.03




Проблема
одиночества

1

Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество. Одиночество

в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии

Знать, что такое подростковая нервозность, раздражительность, защитная агрессивность,

Знать причины депрессии и пути выхода из нее




Творческий уровень: провести опрос среди одноклассников на тему «Нравится ли вам современная музыка?»

27

7.04




Подростковая культура

1

Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе. Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков.

Хвастовство.

Осуждение. Оскорбление. Непомерное оскорбление. Угроза. Одобрение. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого поведения

Знать, что такое формальные и неформальные коллективы подростков, знать определение подростковой культуры, уметь характеризовать ее особенности




Синквейн «Подростковая культура»

28

14.04




Образ жизни

1

Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты

Знать понятие «образ жизни»,

уметь характеризовать факторы, влияющие на образ жизни




Практикум. Тестовое задание

29

21.04




Досуг, отдых, спорт

1

Досуг и отдых – часть повседневного образа жизни. Понятие досуга

Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Различные виды досуга. Культурный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.

Определение спорта. Спорт в различные исторические эпохи. Олимпийские игры. Спорт

в ХХ в: профессиональный и любительский спорт. Молодежь и спорт. Современные молодежные виды спорта. Пассивный образ жизни и его отрицательные последствия


Знать понятия: досуг, отдых, спорт, знать различные виды и основные характеристики досуга




Понятийный диктант. Сравнительная таблица

30

28.04




Повторительно-обобщающий урок по теме «Образ жизни подростка»

1




Знать материал раздела «Образ жизни подростка», основные понятия и термины




Творческий уровень: сообщение по теме «Моя любимая книга».

Опережающее задание: работа над проектом «Город будущего»










Подросток

и его жилая среда

(3 ч)
















31

5.05




Город и село

1

Город и село – две основные среды обитания человека.

Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества, особенности сельской среды.

Труд и отдых в городе и в селе

Знать понятия: город, село, знать отличительные черты городской среды; уметь характеризовать роль городов

в развитии общества, особенности сельской среды




Творческий уровень: сообщение на тему «Их именами назвали улицы»

32-33

19.05-26.05




Мой дом,
мое жилище

2

Понятие «социальное пространство». Общественная территория поведение на общественной территории. Домашняя территория, поведение дома. Личное пространство, социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение и его последствия. Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища. Дом в первобытном обществе. Дом в античности. Дом в Средневековье. Современное жилище и его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья

Знать понятия: социальное пространство, общественная территория, домашняя территория, личное пространство, социальное пространство подростков, сосуществование людей, перенаселение; знать понятие дома, этапы его эволюции, что такое современное жилище; уметь сопоставлять плюсы и минусы городского жилья




Творческий уровень: составить маршрут «Мои любимые места в районе»

34-35

29.05-30.05




Итоговое занятие

(2 ч)




Повторение пройденного материала

Знать материал пройденных тем

Тестирование

6.10, 4.7,4.1





Требования к уровню усвоения предмета

В результате изучения обществознания обучающийся должен

Знать/ понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально- деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Перечень литературы и средств обучения

1. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г. 
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. 
3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008. 
4.Морозова СВ. Профилактика правонарушений несовершен¬нолетних: ресурсы образования // Преподавание истории и об¬ществознания в школе. 2003. № 8. С. 36—40. 
Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тю-ляева. М., 2003. 
5.Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 2. С. 38-41. 
6.Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999. 
7.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год / Под ред. СИ. Козлен-ко. М., 2002. 
8.Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год / Под ред. СИ. Козлен¬ке М., 2003. 
9.Справочник преподавателя общественных дисциплин/ Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 1998. 
10.Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном об-ществознании: Пособие для учителя. М., 2003. 
11.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социали¬зация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1. С. 16-23. 
Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: