NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по обществознанию разработана для 7 класса на основании Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г





Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию разработана для 7 класса на основании Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г.

В основу планирования курса взята рабочая программа: С.И.Козленко, И.В. Козленко, «Обществознание. Программа курсадля 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений». М. «Русское слово». 2012

Цель программы
Обеспечить усвоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

Задачи курса

Обучающие

  1. Способствовать освоению системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимы Овладевать умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

  2. Осваивать способы познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

Развивающие

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

Воспитательные

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Сроки и этапы реализации программы
Программа Реализуется в течение одного года Она рассчитана на 34 часов в год, 1 часа в неделю. Для итогового повторения за счет сокращения на 2 часа темы «Подросток и жилая среда» вводятся часы итогового повторения и контроля.

Содержание учебного материала

 

Тема: Личность подростка. (10 часов)

В этой главе пойдет разговор о личности подростка его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь идет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество, о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Автор учит преодолевать барьеры общения, разбираться в самом себе. 

Переходный возраст. 

Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система ценностей подростка.

Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека: юность, зрелость, старость. 

Задачи и трудности подросткового возраста.

Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Самооценка подростка. (1 час) 

Составляющие психической жизни человека зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода. 

Быть взрослым. 

Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков. 

Физические изменения у подростков. Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления. 

Психологический портрет личности.

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. Интеллект.

Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков. Ум, воля, чувства. Управление эмоциями.

Самооценка подростка.

Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее причины и последствия. Высокая самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка. 

Выдающаяся личность.

Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Одаренные дети, их особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности. 

Лидер и его качества. 

Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знание, талант решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства.

Искусство общения. Лидер в подростковой среде. 

Обобщающе-повторительный урок (1 час)

Тема 2: Подросток в социальной среде. (6 часов)

Социальная среда подростка.

Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе. 

Подросток в группе.

Определение группы и их классификация. Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм. Соотношение самооценки и влияния группы. 

Межличностные отношения.

Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание - основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде. 

«Мы» и «они».

Непосредственное окружение. Понятие «я». Понятие «мы». Понятие «они». Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». Знакомство. «Свои» И «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» И «чужими». 

Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые; различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Я» и «другие». Понятия «чужие», «чужаки». «Свои», их защита. Родственная солидарность. 

Социальный портрет молодежи.

Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов. 

Тема 3: Подросток и закон. (5 часов)

Юридические границы подросткового возраста.

Понятие «юридических отношений». Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние их права и обязанности. Защита прав ребенка.

«Конвенция ООН О правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав.

 Подросток как гражданин.

Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные конституционные права, их характеристика. Основные конституционные обязанности. 

Подросток и его права.

Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии.

Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами.

Опасный путь преступной жизни.

Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, их виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка при задержании.

Тема4: Образ жизни подростка. (6 часов)

Подросток в обществе риска.

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности.

Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика.

Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов. 

Проблема одиночества.

Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество.

Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии. 

Подростковая культура.

Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей.

Место подростковой культуры в обществе. 

Образ жизни.

 

Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни.

Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.

Досуг и отдых.

Досуг и отдых - часть повседневного образа жизни.

Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения.

Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.

Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг. Свободное время россиян.

Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.

Спорт.

Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история).

Спорт в ХХ в.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия. 

Тема 5: Подросток и его жилая среда. (5 часов).

Город и село.

Эволюция города. Восточный и греческий города. Римский форум. Средневековый город. Современные города. Город и урбанизация. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Город и село.

Мой дом, мое жилище.

В каком пространстве мы обитаем. Эволюция жилища. Наши соседи. Район проживания.

Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

3.Календарно- тематическое планирование

Обществознание 7 класс


урока

п/п

Название тем, уроков

Количество

часов

Примерные

сроки изучения



Тема 1: Личность подростка.

10




1

Переходный возраст.

1

6 09

2

Задачи и трудности переходного возраста.

1

13.09

3

Быть взрослым.

1

20.09

4

Физические изменения у подростков.

1

27.09

5


Психологический портрет личности: темперамент и характер.

1


4.10

6


Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства.

1


11.10

7

Самооценка подростка.

1

1810

8

Выдающаяся личность.

1

25.10

9

Лидер и его качества.

1

1.11

10

Урок повторения и обобщения по теме: «Личность подростка».Контроль

1

15.11



Тема 2: Подросток в социальной среде.

6




11

Социальная среда подростка

1

22.11

12

Подросток в группе.

1

29.11

13

Межличностные отношения.

1

6.12

14

Мы и они.

1

1312

15

Мир знакомых и незнакомых людей.

1

20.12

16

Социальный портрет молодежи.

1

27.12



Тема3: Подросток и закон.


5





17

Юридические границы подросткового возраста.

1

17.01

18

Подросток как гражданин.

1

24.01

19

Подросток и его права.

1

31.01

20

Опасный путь преступной жизни.

1

7.02

21

Повторительно-обобщающий урок: Подросток и закон.Контроль

1

1402




Тема 4: Образ жизни подростка.

6




22

Подросток в обществе риска.

1

21.02

23

Проблема одиночества.

1

28.02

24

Подростковая культура.

1

7.03

25

Образ жизни.

1

14.03

26

Досуг и отдых.Спорт.

1

21.03

27

Контроль знаний.

1

4.04



Тема 5: Подросток и его жилая среда.


8




28-29

Город и село.

2

11.04

30-31

Мой дом, мое жилище.

2

18.04

32

Повторительно-обобщающий урок: «Подросток и его жилая среда »

1

25.05

33

Повторение тем «Личность подростка», «Подросток в социальной среде»

1

2. 05

34

Повторение «Подросток и закон»Контроль.

1

16.05




Резерв.

1

22305
Резерв 1 час



Учебно-методические средства обучения
Список литературы для учителя.

  1. А.И.Кравченко, Е. А. Певцова «Обществознание» 7 кл. М: «Русское слово» .2012 г.

  2. Н.С. Кочетов. «Поурочные планы по обществознанию». Волгоград, Учитель, 2011 год.

  3. Гражданский Кодекс РФ

  4. Конституция РФ.

  5. Семейный Кодекс

  6. Трудовой Кодекс

7.Демонстрационные таблицы:

Человек познает мир

Внутренний мир и социализация человека

Человек, природа, общество

Рыночная экономика

Развитие общества

Политическая система общества

Политическая жизнь общества

Право

Социальная система общества

Взаимодействие людей в обществ

Культура и духовная жизнь

8.Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий. Летнева О.В. Волгоград., 2006

Учебно-методический комплект

1. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений/

А. И. Кравченко, Е.А. Певцова.- М.:ООО «ТИД «Русское слово» 2009

2. Программа: А. И. Кравченко «Обществознание».
Список литературы для ученика:

1.А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 7 кл. М: «Русское слово» 2012 г..

2.Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию. Ростов н/Д; Феникс, 2010

3.Сазонова Г.Г.Обществознание в таблицах и схемах. - М., Виктория Плюс, 2007
Интернет ресурсы:

  1. http:// mikhatoval. edum. ru/

  2. http://yroki.net

  3. http:// rusedi.ru/




страница 1


скачать

Другие похожие работы: