NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по предмету изо 5-9 класс Составитель: учитель Перевезенцев Александр Николаевич 2013-2014учебный год пояснительная записка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Таремское


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______ /Ф.М. Курникова/

протокол №___

от «___» _________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское

________ /В.Г. Коробова/

«___»________________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Таремское

_________ /Ю.А. Рукосуев/
Приказ №____ от «___»____ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету ИЗО

5-9 класс

Составитель: учитель

Перевезенцев Александр Николаевич

2013-2014учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерные программы по изобразительному искусству для 5-9 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы Изобразительное искусство, 5 – 9 кл. авт. В.С. Кузин М.: Дрофа, 2010

Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерные программы определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса в различных образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.

Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны логически развивать идеи начальной школы, способствовать формированию опыта художественно-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в произведениях изобразительного искусства, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

Структура документа.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Содержание обучения в примерной программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание учебников, различными средствами распределять учебный материал и время для его изучения как внутри одного класса, так и между классами.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

  • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

  • Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.


Календарно-тематическое планирование уроков

Изобразительного искусства

5 класс (35 учебных часов)

Номер урока

Тема

Кол-во часов

Вид знаний

Дата

1

Цветовой круг

1

Живопись, изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр




2

Урок экскурсия в осенний парк

1


Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе



3-4

«Декоративный цветок»

2


Декоративное рисование, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения


5

Живописные украшения, монотипия «Весёлые кляксы»

1


Живописная техника, цветоведения, простейшие виды печати



6

Золотая осень

1

Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа



7

Рисование фруктов, овощей

1

Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом


8

«Золотые узоры»

1

Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом



9

Рисуем отгадки к народным загадкам

1



Рисование по памяти. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция)



10-11

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда

2

Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета


12

«Рыжий кот»

1

Анималистика. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации. Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни


13

Мультгерой

1

Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников в этой области




14

«Весёлый Дед Мороз»

1

Аппликация из цветной бумаги и других материалов, Новый год в жизни человека, в искусстве


15

Рапорт ткани

1

Декоративное рисование. Овладение

способом «набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений


16-17

Гравюра по картоне (по аппликации)

2

Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков


18-19

Работа в технике «Граттаж»

2


Тематическое рисование, освоение художественной техники, её возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразием штриха и его возможностями




20

Наброски с натуры фигуры человека

1


Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш.



21

Русские богатыри

1

Тематическое рисование + аппликация. В. Васнецов, П. Корин, Е. Вучетич, В. Суриков и др. Патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация



22

Транспорт

1

Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники


23-24

Натюрморт из 2-3 геометрических тел

2


Конструкция. Линейный (сквозной) рисунок, светотень. Техника штриха и его культура. Гризайль-как соединение рисунка и живописи



25-26

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей

2


Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке. Жанр натюрморта


27-28

Наброски модели домика с натуры

2

Рисование с натуры. Карандаш. Линейное (сквозное) построение. Предметы и анализ их формы. Перспектива


29

Старинный терем

1

Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование




30

Буквица

1

Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, её использование


31-32

Иллюстрация к сказке П.

Ершова «Конёк-Горбунёк»

2


Иллюстрация к книге. От эскиза К завершению. Цвет в иллюстрации. Художники-сказочники: В. Васнецов, И. Билибин, Ю. Васнецов, Е. Рачев, М. Врубель и др. Книжная графика. Оформление книги




33-34

Портрет

2

Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве



35

4 портрета

1

Рисунок, живопись. Рисование 4-х лиц по одной схеме. Общее и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский шарж




К концу учебного года учащиеся должны знать:

  • Отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

  • Первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

  • Особенности симметричной и асимметричной композиции;

  • Простейшие композиционные приёмы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

  • Простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

  • Общие художественные приёмы устного и изобразительного фольклора на примерах народных промыслов (Хохлома, Скопии и пр. );

  • Особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т. п.;

  • Памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края;

  • Художественная жизнь родного края.

Должны уметь:

  • Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

  • Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов: доступными графическими иди живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учётом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов (рефлекс);

  • Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объём фигуры человека, находящегося в движении (идёт, ежит и т. д.) и в покое;

  • Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;

  • Использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, тёплый и холодный колорит и др.;

  • Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветовой росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

  • Соблюдать последовательность графического и живописного изображения.


Календарно-тематическое планирование уроков

Изобразительного искусства

6 класс (35 учебных часов)

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

Краткое содержание урока, задание, вид занятий


Дата

1

Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления

1

Беседа, тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; работа в тетради по ИЗО; правила работы, инструментами



2

Полный цветовой круг

1

Учебное задание по живописи; основы цветоведения и изобразительной грамоты; система требований к работам; основные, смешанные, тёплые, холодные, контрастные, сближенные цвета




3

Живописные и графические упражнения

1

Работа графическими и живописными материалами; цветовая растяжка, графические упражнения (линией,

штрихом, пятном, силуэтом и др.)



4

Осенний лист, бабочка и фрукты

1

Рисование с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц; палитра осенних цветов; симметрия и её роль в природе, в изображении; окраска в природе; декоративность, тёплый и холодный колорит, сближенные цвета




5-6

Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами

2

Рисование с натуры; анализ натуры, её конструкции, цвета, светотени; беседа «Натюрморт в живописи»; 1-й урок-карандаш, линейное изображение, конструкция; определение цветовых сочетаний (первая пропись); 2-й урок-подбор цветов, близких натуре, использование палитры, живопись «по мокрому», «по сухому»




7

В осеннем лесу, парке

1

Тематическое рисование; элементы композиции, перспективы; фигура человека в пейзаже; выбор положения листа в зависимости от сюжета; жанр пейзажа, его виды, беседа «Пейзаж в живописи; работа «по сухому», «по мокрому»




8

Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)

1

Рисование с натуры, по памяти, с таблиц, иллюстраций, реальных объектов. Анималистика в ИЗО; беседа о художниках (Ватагин, Чарушин и др.); сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения; элементы композиции; графические материалы



9

На дне морском

1

Тематическое рисование, рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов; работа с трафаретом (рыба); маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных; композиция, сюжет; живопись «по мокрому» (фон, рыба-1-й слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба)




10

Невиданный зверь

1

Тематическое рисование; рисунок-фантазия; рисунок-тест; анализ и синтез в изображении художника; анималистика


11

Наброски с куклы-игрушки

1

Рисование с натуры, живопись; анализ формы, светотени, цвета



12-13

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение)

2

Рисование с натуры: 1-й урок-мальчик, графика; 2-й урок-девочка, живопись; беседа «Портрет в творчестве русских художников»; пропорции фигуры (1:6, 1:7), модель (позируют школьники); знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой; общее и отличительное; рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы




14

Фигура человека в движении. Спорт

1

Аппликация; декоративная работа на основе наблюдений за натурой-человеком; человек в движении с атрибутами спорта; составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; анализ произведений искусства



15

Две контрастные фигуры

1

Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост




16

Новогодняя открытка, приглашение на бал

1

Графика, её виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; промграфика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе-конструирование макета открытки




17

Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы

1

Тематическое рисование; разновидность современной

книжной графики-комиксы; общие корни с книгой (литературная основа, текст, развитие сюжета) и кино («покадровое» построение, «мультяшность»); просмотр мультфильма



18-19

Мы рисуем инструменты

2

Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др. инструментов; анализ формы, пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные сокращения; техника работы графическими материалами




20

Знаменитые архитектурные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга

1

Беседа-видеоэкскурсия; работа в тетради по ИЗО; просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга



21

Наши новостройки

1

Тематическое рисование; рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти, с таблиц; призматические формы в окружающей жизни; перспектива с одной, двумя точками схода; работа от эскиза; анализ произведений искусства




22-23

Красота народного костюма (русского)

2

Декоративное рисование, аппликация, использование шаблонов, трафарета; беседа о социально-историческом значении русского народного костюма, его символике; части одежды , виды, традиции разных областей; костюм-наследие культуры; 1-й урок-эскиз костюма на основе фигуры (куклы), цвет; 2-й урок-деталирование, элементы из аппликации (узоры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы)




24

Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению

1

Беседа о творчестве русских художников 19 века; Репин, Суриков, передвижники; тематическое рисование-иллюстрация к литературному произведению, близкому по теме к анализируемым живописным произведениям (Н. Некрасов, А. Кольцов, А. Майков и др.); работа от эскиза



25

Материнство («Рождество» или «Новорождённый»)

1

Тематическое рисование; тема женской красоты, материнства в изобразительном искусстве; взаимосвязь светской темы и библейских сюжетов, общее и различное; анализ произведений живописи



26

Красота орнамента. Гипсовый трилистник

1

Рисование с натуры гипсового орнамента Возможны варианта:

1) карандаш, светотеневая разработка; 2) работа акварелью в технике «гризайль»; 3) лепка.














Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме



27-28

Иллюстрация к литературному произведению (по школьной программе) на основе отечественной истории, культуры

2

Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества, искусства плотников и каменщиков, об интерьере крестьянской, боярской избы; символике; о художественных промыслах; анализ произведений искусства; тематическое рисование-иллюстрация к произведениям С. Аксакова «Аленький цветочек», А. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила»; сбор материала по теме; композиция, перспектива




29-30

Космические дали

2

Тематическое рисование, декоративное конструирование-макет марки (аппликативное оформление рисунка); рисунок-фантазия. Космонавтика: новая разновидность пейзажа; обязательные элементы пейзажа. Филателия как разновидность прикладной графики. Работа от эскиза (3 варианта) к большому формату. Элементы марки: год, страна, название и пр.



31

Разработка герба

1

Геральдика, её история; условность изображений, символика в композиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба (личного, школы, класса, кабинета, города) декоративное рисование; принципы композиции




32

Афиша цирка

1

Беседа о разновидности графики-плакате: плакат и его виды; средства художественной выразительности плаката; анализ произведений искусства; декоративное рисование




33

Человек и профессия. Поясной портрет

1

Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретистах (О. Кипренский, К. Брюллов, В. Тропинин, И. Репин, В. Серов, Рембрандт, Тициан, Ван Дейк, Рафаэль, П. Рубенс и др.); разновидности портрета; пластика и анатомия тела человека, головы, мимика; униформа, профессиональные предметы и орудия труда




34

Портрет-шутка

1

Рисунок-фантазия; реальность и фантазия в творчестве; анализ и синтез; символика. Беседа о художнике 16 в. Д. Аргимбольдо, гримёрах в театре;











создание портрета из овощей и фруктов, сохранив пропорции лица



35

Весенний букет

1

Рисование с натуры натюрморта: цветы в вазе, фрукты; беседа о натюрморте в живописи, анализ произведений художников; выбор точки зрения, компоновки в формате; разнообразие форм цветов. Подведение итогов




страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: