Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Русский язык (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г., № 1089)
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 № 1312 (с изменениями от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74).
Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 222 с.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Эти цели обусловливают следующие задачи:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2008
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2008
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2008
Рабочая программа рассчитана на 204 учебных часа, в неделю – 6 ч.
Содержание курса.
Введение
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1ч).
Роль языка в жизни общества (1ч).
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (6 ч).
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография (22 ч)
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола.
Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тся и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы {б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация (44 ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними).
Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч).
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч)
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит.
Элементы фонетической транскрипции.
Гласные и согласные звуки.
Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ъ.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и и ы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография (42 ч)
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а — о.
Правописание корней с чередованием гласных с — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на з(с).
Правописание приставок роз- {рос) — раз-рас-).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология (22 ч)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (19 ч)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
Морфология и орфография:
опознавать орфограммы и пунктограммы в соответствии с правилами, изученными в начальных классах;
узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении
Синтаксис и пунктуация
опознавать и правильно интонировать предложения изученных разновидностей;
использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания;
находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже и прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);
отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);
производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
применять изученные правила пунктуации при письме.
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
слышать и различать звуки; различать звуки и буквы;
соблюдать нормы произношения, акцентировать ударные слоги;
замечать в чужой речи и использовать в своей речевой практике выразительные средства звукового строя русского языка;
в соответствии с принятыми нормами обозначать звуки речи на письме;
пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.
Морфемика. Словообразование
осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;
подбирать родственные слова для решения практических задач (осмысление значения слова, обогащение активного словаря, культуроведческий анализ слова, выразительность речи, правописание и др.);
производить этимологический анализ слова в практических целях (включая общепознавательный, культуроведческий аспекты);
пользоваться словообразовательным и этимологическим словарями;
видеть орфограммы в разных морфемах, применять изученные орфографические правила.
Лексикология и фразеология
пользоваться словарями и другими средствами и способами выявления значения слова и особенностей его употребления;
употреблять слово в соответствии с его лексическим значением;
соблюдать нормы лексической сочетаемости и стилистические нормы использования слов в речи;
выявлять в контексте смысловые и стилистические различия синонимов;
производить (выборочно) лексический разбор слова;
обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их;
адекватно оценивать уместность использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения;
совершенствовать текст, устраняя лексические ошибки и стилистические недочеты;
уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами лексики русского языка
Речь.
анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.);
выразительно читать тексты: определять и соблюдать основной тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять слово в предложении логическим ударением;
озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;
подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной формах с сохранением стиля речи;
самостоятельно строить высказывание (повествование, описание).
Для работы над данными умениями используются темы, связанные с личным жизненным опытом учащихся, а также темы, связанные с произведениями литературы и живописи.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008.
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008
Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008
Дополнительная литература
Базилевская В. Б. Русский язык (теория, практика, синтаксический разбор): Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Воронеж: Родная речь, 2003г.
Белова И. В., Коротенко Л. В.Мы пишем без ошибок (из опыта работы учителей русского языка Белгородской области по методике интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой) – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008г.
Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990г.
Малюшкин А. Б.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс – М: Творческий центр «Сфера» - 2005
Никитина Е. И. Уроки развития речи. К учебному пособию «Русская речь». 5 класс — М: Дрофа – 2000
Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под редакцией В. В. Бабайцевой) Составитель Вялкова Г. М.- М:Глобус, 2009
Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. Автор-составитель Т. И. Курылёва - Волгоград - 2006
Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой – Волгоград- 2004
Русский язык. 5 класс. Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания - Волгоград - 2003
Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. 5 класс – Москва – Эксмо – 2008
Фролова Т. Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. Книга для учителя – Симферополь: Таврида, 2006г.
Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок. Русский язык. Правописание. Интенсивный курс. Часть II – Симферополь: Таврида, 2008г.
Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах – Симферополь: Таврида, 2007г.
Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах – Симферополь: Таврида, 2007г.
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
1С Репетитор. Русский язык.
1С Репетитор. Русский язык. Варианты ЕГЭ 2006
1С Репетитор. Тесты по пунктуации
СD Репетитор-тренажёр. Русский язык. Основной курс.
СD Конструктор тестов. Тренажёр.
СD «Энциклопедия русского языка»
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
Календарно – тематическое планирование.
| Тема урока | Кол-во час. | Пример-ные сроки | Контроль-ные и провероч-ные работы | Примеча-ние |
| Введение | 2+1 | | | |
1 | Знакомство с учебным комплексом по русскому языку | 1 | 2.09 | | |
2 | Роль языка в жизни общества | 1 | 3.09 | | |
3 | Р/ р. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? | 1 | 4.09 | | |
| Вводный курс | | | | |
| Орфография | 7+1 | | | |
4 | Орфограмма | 1 | 4.09 | | |
5 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | 5.09 | | А 13 |
6 | Правописание безударных гласных в приставках | 1 | 7.09 | | А 14 |
7 | Правописание гласных И,А,У после шипящих | 1 | 9.09 | | |
8 | Правописание звонких и глухих согласных в корней | 1 | 10.09 | | |
9 | Правописание непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова | 1 | 11.09 | | А12 |
10 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография» | 1 | 11.09 | диктант | |
11 | Р.р. Что такое диалог и монолог? | 1 | 12.09 | | |
| Морфология и орфография | 22+5 | | | |
12 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 14.09 | | В2 |
13 | Имя существительное | 1 | 16.09 | | |
14 | Склонение имен существительных | 1 | 17.09 | | |
15 | Правописание падежных окончаний имен существительных | 1 | 18.09 | | |
16 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных | 1 | 18.09 | | |
17 | Имя прилагательное, морфологические признаки. | 1 | 19.09 | | |
18 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 1 | 21.09 | | |
19 | Р.р. Понятие о связном тексте | 1 | 23.09 | | |
20 | Глагол. Морфологические признаки глагола. | 1 | 24.09 | | |
21 | Прошедшее время. Правописание гласных перед суффиксом –л. | 1 | 25.09 | | |
22 | Настоящее и будущее время | 1 | 25.09 | | |
23 | Спряжение глагола. | 1 | 26.09 | | |
24 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | 28.09 | | |
25 | Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа | 1 | 30.09 | | |
26 | Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | 1 | 1.10 | | |
27 | Контрольный диктант по теме: «Морфология и орфография» | 1 | 2.10 | диктант | |
28 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | 3.10 | | |
29 | Р. р. Тема | 1 | 2.10 | | |
30 | Наречие. Различение наречий по вопросу | 1 | 5.10 | | |
31 | Правописание наиболее употребительных наречий по списку | 1 | 7.10 | | |
32 | Личные и притяжательные местоимения. Раздельное написание местоимений с предлогами. | 1 | 8.10 | | |
33 | Вопросительные и неопределенные местоимения. Дефис в местоимениях. | 1 | 9.10 | | |
34 | Р/р. Что значит писать и говорить на тему? | 1 | 9.10 | Выбороч-ное изложение | |
35 | Предлог. Разграничение предлогов и приставок. | 1 | 10.10 | | |
36 | Союз. Союзы И,А,НО между однородными членами и в сложных предложениях | 1 | 12.10 | | |
37 | Частицы. Раздельное написание частиц с другими словами. | 1 | 14.10 | | |
38 | Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография» | 1 | 15.10 | | В2 |
39 | Контрольное тестирование по теме «Морфология и орфография» | 1 | 16.10 | тест | |
40 | Р.р. Основная мысль текста | 1 | 16.10 | | |
41 | Р.р. Изложение «Отважный пингвинёнок» | 1 | 17.10 | изложение | |
| Синтаксис и пунктуация | 41+8 | | | |
42-43 | Понятие о синтаксисе и пунктуации | 2 | 19.10-21.10 | | |
44 | Пунктуационный разбор | 1 | 22.10 | | |
45 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | 23.10 | | |
46 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 23.10 | | |
47 | Р.р. Простой план | 1 | 24.10 | | |
48 | Невосклицательные и восклицательные предложения | 1 | 26.10 | | |
49 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | 28.10 | | |
50 | Главные члены предложения. Сказуемое. | 1 | 29.10 | | |
51 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 30.10 | | |
52 | P/р. Подготовка к домашнему сочинению о летнем происшествии. | 1 | 30.10 | | |
53 | Второстепенные члены предложения | 1 | 31.10 | | |
54 | Определение | 1 | 11.11 | | |
55 | Дополнение | 1 | 12.11 | | |
56 | Обстоятельство | 1 | 13.11 | | |
57 | Синтаксический разбор предложения (обобщение по теме) | 1 | 13.11 | | |
58 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | 14.11 | диктант | |
59 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | 16.11 | | |
60 | Словосочетание | 1 | 18.11 | | |
61 | Сочинительные и подчинительные словосочетания | 1 | 19.11 | | |
62 | Словосочетания в предложении. | 1 | 20.11 | | |
63 | Предложения с однородными членами | 1 | 20.11 | | |
64 | Пунктуация при однородных членах предложения | 1 | 21.11 | | |
65-66 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 2 | 23.11-25.11 | | |
67 | Р.р. Понятие о последовательной связи предложений в тексте | 1 | 26.11 | | |
68 | Р.р. Понятие о параллельной связи предложений в тексте | 1 | 27.11 | | |
69 | Закрепление пунктуации при обобщающем слове перед однородными членами | 1 | 27.11 | | |
70 | Предложения с обращениями. Обращение как средство связи предложений в тексте. | 1 | 28.11 | | |
71 | Закрепление пунктуации в предложении с обращением | 1 | 30.11 | | |
72-73 | Предложения с вводными словами | 2 | 2.12-3.12 | | |
74 | Контрольная работа «Пунктуация простого предложения» | 1 | 4.12 | Контр. работа | |
75 | Сложное предложение | 1 | 4.12 | | А21 |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: