NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе



Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Русский язык (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г., № 1089)

  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 № 1312 (с изменениями от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74).

  • Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 222 с.


Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:

  • Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2008

  • Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2008

  • Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2008

Рабочая программа рассчитана на 204 учебных часа, в неделю – 6 ч.

Содержание курса.

Введение

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1ч).

Роль языка в жизни общества (1ч).

ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография (6 ч).

Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне сло­ва, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография (22 ч)

Части речи. Самостоятельные и служебные час­ти речи.

Имя существительное. Морфологические при­знаки существительного. Склонение. Имена су­ществительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Морфологические признаки прилагательных.

Правописание безударных гласных в окончани­ях имен прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола.

Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряже­ние глагола.

Правописание гласных перед суффиксом и в окончании глаголов.

Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.

Глаголы с -тся и -тъся.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наре­чий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притя­жательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопроси­тельные кто? что? какой? и др. Неопределен­ные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предло­гами.

Дефис в неопределенных местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными чле­нами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы {б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация (44 ч)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предло­жения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Не­восклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именитель­ном падеже).

Второстепенные члены предложения (определе­ние, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинитель­ные словосочетания. Словосочетания в предложе­нии.

Предложения с однородными членами. Обоб­щающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложении с однородны­ми членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторя­ющимся союзом и) и обобщающим словом перед од­нородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указываю­щими на уверенность или неуверенность говоряще­го по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение.

Сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненные предложения.

Сложные бессоюзные предложения.

Запятая между частями сложного предложения.

Предложения с прямой речью (прямая речь пос­ле слов автора и перед ними).

Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о литературном языке (1ч).

Литературный язык — основа русского нацио­нального языка. Нормы литературного языка (про­износительные (орфоэпические), морфологиче­ские, синтаксические, стилистические, орфографи­ческие, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч)

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит.

Элементы фонетической транскрипции.

Гласные и согласные звуки.

Слог.

Правила переноса слов.

Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.

Выразительные средства фонетики.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая пози­ция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные со­гласные. Шипящие согласные.

Правописание парных звонких и глухих соглас­ных на конце и в середине слов перед согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных на письме с по­мощью ъ.

Значение букв я, ю, е, ё.

Правописание разделительных ъ и ъ.

Правописание гласных после шипящих.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.

Правописание гласных и и ы после ц.

Орфографический словарь.

Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Ор­фоэпический словарь.

Морфемика. Словообразование. Орфография (42 ч)

Понятие о морфемике. Морфема — минималь­ная значимая единица языка. Основа слова и окон­чание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Словообразование. Основные способы образова­ния слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.

Элементы этимологического анализа слова.

Выразительные средства морфемики и словооб­разования.

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок. Правописа­ние безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных а о.

Правописание корней с чередованием гласных с и.

Правописание согласных и гласных в пристав­ках.

Правописание приставок, оканчивающихся на з(с).

Правописание приставок роз- {рос) раз-рас-).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Словообразовательные и этимологические слова­ри русского языка.

Лексикология и фразеология (22 ч)

Понятие о лексикологии. Лексикология как раз­дел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.

Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антони­мов.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Старославянизмы. Их стилистические функции.

Исконно русские и заимствованные слова. Ос­новные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязыч­ной речи. Словари иностранных слов и их исполь­зование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные при­чины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и ин­дивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные сло­ва. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместнос­ти использования стилистически окрашенной лек­сики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика огра­ниченного употребления. Диалектизмы, профес­сионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расши­рение сферы употребления жаргонизмов в разго­ворной речи.

Фразеологизмы. Их отличие от свободных соче­таний слов. Особенности употребления фразеоло­гизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.

Повторение (19 ч)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Устная и письменная формы речи.

Речь диалогическая и монологическая.

Понятие о связном тексте.

Тема.

Основная мысль текста. Смысловые части текста.

Простой план.

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

Выразительные средства устной речи.

Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.

Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

Морфология и орфография:

  • опознавать орфограммы и пунктограммы в со­ответствии с правилами, изученными в начальных классах;

  • узнавать основные самостоятельные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, на­речия, местоимения) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении

Синтаксис и пунктуация

  • опознавать и правильно интонировать предло­жения изученных разновидностей;

  • использовать повествовательные и вопроси­тельные предложения как пункты плана высказы­вания;

  • находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого име­нем существительным в именительном падеже и прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);

  • отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;

  • совершенствовать текст, устраняя неоправдан­ное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными члена­ми и сложных предложений);

  • производить синтаксический и пунктуацион­ный разбор в практических целях;

  • применять изученные правила пунктуации при письме.

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

  • слышать и различать звуки; различать звуки и буквы;

  • соблюдать нормы произношения, акцентиро­вать ударные слоги;

  • замечать в чужой речи и использовать в своей речевой практике выразительные средства звуково­го строя русского языка;

  • в соответствии с принятыми нормами обозна­чать звуки речи на письме;

  • пользоваться алфавитом, орфографическим и орфоэпическим словарями.

Морфемика. Словообразование

  • осознанно производить морфемный и словооб­разовательный разбор;

  • подбирать родственные слова для решения практических задач (осмысление значения слова, обогащение активного словаря, культуроведческий анализ слова, выразительность речи, правописание и др.);

  • производить этимологический анализ слова в практических целях (включая общепознаватель­ный, культуроведческий аспекты);

  • пользоваться словообразовательным и этимо­логическим словарями;

видеть орфограммы в разных морфемах, при­менять изученные орфографические правила.

Лексикология и фразеология

  • пользоваться словарями и другими средствами и способами выявления значения слова и особен­ностей его употребления;

  • употреблять слово в соответствии с его лекси­ческим значением;

  • соблюдать нормы лексической сочетаемости и стилистические нормы использования слов в речи;

  • выявлять в контексте смысловые и стилистиче­ские различия синонимов;

  • производить (выборочно) лексический разбор слова;

  • обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их;

  • адекватно оценивать уместность использова­ния стилистически окрашенной лексики в различ­ных ситуациях речевого общения;

  • совершенствовать текст, устраняя лексиче­ские ошибки и стилистические недочеты;

  • уместно пользоваться выразительно-изобрази­тельными средствами лексики русского языка

Речь.

  • анализировать текст с точки зрения содержа­ния (темы и основной мысли), построения, языко­вых средств (использования синонимов, антони­мов и т. д.);

  • выразительно читать тексты: определять и со­блюдать основной тон высказывания, соблюдать паузы, правильно выделять слово в предложении логическим ударением;

  • озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;

  • подробно и сжато излагать текст типа повество­вания, описания, рассуждения в устной и письмен­ной формах с сохранением стиля речи;

  • самостоятельно строить высказывание (повест­вование, описание).

Для работы над данными умениями используют­ся темы, связанные с личным жизненным опытом учащихся, а также темы, связанные с произведе­ниями литературы и живописи.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2008.

  2. Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008

  3. Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008

  4. Русская речь. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2008

Дополнительная литература

  1. Базилевская В. Б. Русский язык (теория, практика, синтаксический разбор): Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Воронеж: Родная речь, 2003г.

  2. Белова И. В., Коротенко Л. В.Мы пишем без ошибок (из опыта работы учителей русского языка Белгородской области по методике интенсивного обучения правописанию Т. Я. Фроловой) – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008г.

  3. Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990г.

  4. Малюшкин А. Б.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс – М: Творческий центр «Сфера» - 2005

  5. Никитина Е. И. Уроки развития речи. К учебному пособию «Русская речь». 5 класс — М: Дрофа – 2000

  6. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под редакцией В. В. Бабайцевой) Составитель Вялкова Г. М.- М:Глобус, 2009

  7. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. Автор-составитель Т. И. Курылёва - Волгоград - 2006

  8. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой – Волгоград- 2004

  9. Русский язык. 5 класс. Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания - Волгоград - 2003

  10. Русский язык. Тестовые задания к основным учебникам. Рабочая тетрадь. 5 класс – Москва – Эксмо – 2008

  11. Фролова Т. Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. Книга для учителя – Симферополь: Таврида, 2006г.

  12. Фролова Т. Я. Мы пишем без ошибок. Русский язык. Правописание. Интенсивный курс. Часть II – Симферополь: Таврида, 2008г.

  13. Фролова Т. Я. Русский язык в рисунках и схемах – Симферополь: Таврида, 2007г.

  14. Фролова Т. Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах – Симферополь: Таврида, 2007г.


Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

  1. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)

  2. 1С Репетитор. Русский язык.

  3. 1С Репетитор. Русский язык. Варианты ЕГЭ 2006

  4. 1С Репетитор. Тесты по пунктуации

  5. СD Репетитор-тренажёр. Русский язык. Основной курс.

  6. СD Конструктор тестов. Тренажёр.

  7. СD «Энциклопедия русского языка»


Образовательные электронные ресурсы:

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

Календарно – тематическое планирование.





Тема урока

Кол-во час.

Пример-ные сроки

Контроль-ные и провероч-ные работы

Примеча-ние




Введение

2+1










1

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку

1

2.09







2

Роль языка в жизни общества

1

3.09







3

Р/ р. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи?

1

4.09










Вводный курс
















Орфография

7+1










4

Орфограмма

1

4.09







5

Правописание безударных гласных в корне слова

1

5.09




А 13

6

Правописание безударных гласных в приставках

1

7.09




А 14

7

Правописание гласных И,А,У после шипящих

1

9.09







8

Правописание звонких и глухих согласных в корней

1

10.09







9

Правописание непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова

1

11.09




А12

10

Диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография»

1

11.09

диктант




11

Р.р. Что такое диалог и монолог?

1

12.09










Морфология и орфография

22+5










12

Самостоятельные и служебные части речи

1

14.09




В2

13

Имя существительное

1

16.09







14

Склонение имен существительных

1

17.09







15

Правописание падежных окончаний имен существительных

1

18.09







16

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

1

18.09







17

Имя прилагательное, морфологические признаки.

1

19.09







18

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

1

21.09







19

Р.р. Понятие о связном тексте

1

23.09







20

Глагол. Морфологические признаки глагола.

1

24.09







21

Прошедшее время. Правописание гласных перед суффиксом –л.

1

25.09







22

Настоящее и будущее время

1

25.09







23

Спряжение глагола.

1

26.09







24

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

28.09







25

Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа

1

30.09







26

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

1

1.10







27

Контрольный диктант по теме: «Морфология и орфография»

1

2.10

диктант




28

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

3.10







29

Р. р. Тема

1

2.10







30

Наречие. Различение наречий по вопросу

1

5.10







31

Правописание наиболее употребительных наречий по списку

1

7.10







32

Личные и притяжательные местоимения. Раздельное написание местоимений с предлогами.

1

8.10







33

Вопросительные и неопределенные местоимения. Дефис в местоимениях.

1

9.10







34

Р/р. Что значит писать и говорить на тему?

1

9.10

Выбороч-ное изложение




35

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

1

10.10







36

Союз. Союзы И,А,НО между однородными членами и в сложных предложениях

1

12.10







37

Частицы. Раздельное написание частиц с другими словами.

1

14.10







38

Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография»

1

15.10




В2

39

Контрольное тестирование по теме «Морфология и орфография»

1

16.10

тест




40

Р.р. Основная мысль текста

1

16.10







41

Р.р. Изложение «Отважный пингвинёнок»

1

17.10

изложение







Синтаксис и пунктуация

41+8










42-43

Понятие о синтаксисе и пунктуации

2

19.10-21.10







44

Пунктуационный разбор

1

22.10







45

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

23.10







46

Виды предложений по цели высказывания

1

23.10







47

Р.р. Простой план

1

24.10







48

Невосклицательные и восклицательные предложения

1

26.10







49

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

28.10







50

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

29.10







51

Тире между подлежащим и сказуемым

1

30.10







52

P/р. Подготовка к домашнему сочинению о летнем происшествии.

1

30.10







53

Второстепенные члены предложения

1

31.10







54

Определение

1

11.11







55

Дополнение

1

12.11







56

Обстоятельство

1

13.11







57

Синтаксический разбор предложения (обобщение по теме)

1

13.11







58

Диктант с грамматическим заданием

1

14.11

диктант




59

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

16.11







60

Словосочетание

1

18.11







61

Сочинительные и подчинительные словосочетания

1

19.11







62

Словосочетания в предложении.

1

20.11







63

Предложения с однородными членами

1

20.11







64

Пунктуация при однородных членах предложения

1

21.11







65-66

Обобщающие слова при однородных членах предложения

2


23.11-25.11







67

Р.р. Понятие о последовательной связи предложений в тексте

1

26.11







68

Р.р. Понятие о параллельной связи предложений в тексте

1

27.11







69

Закрепление пунктуации при обобщающем слове перед однородными членами

1

27.11







70

Предложения с обращениями. Обращение как средство связи предложений в тексте.

1

28.11







71

Закрепление пунктуации в предложении с обращением

1

30.11







72-73

Предложения с вводными словами

2

2.12-3.12







74

Контрольная работа «Пунктуация простого предложения»

1

4.12

Контр.

работа




75

Сложное предложение

1

4.12




А21

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: