NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по русскому языку Количество часов 5 Уровень базовый Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку


УМК «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа по русскому языку

Количество часов - 5 Уровень - базовый

Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку

федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования авторской программы С.В.Иванова «Русский язык», курса УМК «Начальная школа XXI века»- Москва.- Вентана-Граф.- 2013
Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу по учебному курсу «Русский язык» для 1-4 классов разработана на основе:

· примерной программы по русскому языку федерального государственного

образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства

образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об

утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»; планируемых результатов освоения обучающимися основой образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 2;

· программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ №2.

За основу программы по предмету «Русский язык» взят 1 вариант Примерного

тематического планирования примерной программы по русскому языку и авторской программы курса УМК «Начальная школа XXI века».

При составлении программы введена корректировка примерной авторской

Программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и

перераспределения часов. Данные изменения вызваны выбором УМК «Начальная школа

XXI века» и учебника «Русский язык», автор С.В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И.

Кузнецова.

Содержание программы

1 класс (5 часов в неделю; 165 ч)

Букварный период (русский язык) – 80ч

Русский язык – 85ч (см. примечание)

Фонетика и орфоэпия

Графика и орфография

Слово и предложение. Пунктуация.

Развитие речи

Примечание: Минимальное количество часов – 54, максимальное – 85. Расчёт часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось изучение «Букваря». Если изучение «Букваря» завершается к концу III четверти, то на изучение русского языка отводится 54 часа.
2 класс (5 ч в неделю; 170 ч)
«Как устроен наш язык»

(Основы лингвистических знаний) (57 ч)

Фонетика и графика (10 ч)

Орфоэпия. Изучается во всех разделах курса.

Слово и предложение (6ч.)

Состав слова (морфемика) (19 ч)

Лексика (22ч.)

«Правописание»

(формирование навыков грамотного письма) (58 ч)

«Развитие речи» (34 ч)

Устная речь.

Письменная речь.

Повторение (5ч)

Резервные уроки (16ч)

3 класс (5 ч в неделю; 170 ч)
«Как устроен наш язык»

(Основы лингвистических знаний) (62 ч)

Фонетика и графика (3 ч)

Орфография. Во всех разделах курса.

Состав слова (морфемика) (4 ч)

Синтаксис (18 ч)

Морфология (37 ч)

«Правописание»

(формирование навыков грамотного письма) (53 ч)

«Развитие речи» (30 ч)

Устная речь.

Письменная речь.

Резервные уроки (25ч)
Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволичес-кого восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование

коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека,

развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского

языка;

· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,

составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;

· воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основы национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях и задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно базисному (общеобразовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675ч, из них в 1 классе 165ч (5 часов в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 170 часов(5часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Основное содержание учебного предмета

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

· основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

· орфография и пунктуация;

· развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о

структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Содержание обучения

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами,

особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс

«Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в

неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными

особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка чтения и навыка развиваются речевые умения детей, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонетический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе

совокупностью понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это

предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно c

изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается

знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями

общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе

обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное).

Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям

тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий

картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,

различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная

произносительная единица. Деление ударения.

Графика и орфография

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель- мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как

последовательностью букв.

Слово и предложение . Пунктуация.

Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Активизация и

расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. Работа с предложениями: выделение слов, изменение их порядка. Коррекция предложений, содержащих смысловые ошибки.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую

гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,

соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,

словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Развитие речи

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Использование прочитанных слов для построения связного рассказа. Работа над речевым этикетом. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их

произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания

текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография

Знакомство с правилами правописания и их применение:

· обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);

· прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

· раздельное написание слов;

· перенос слов по слогам без стечения согласных;

· знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный —непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с

йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью

толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и

переносном значении слова. Наблюдение над использованием в речи синонимов и

антонимов.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение

однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи.

Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных,

отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского,

женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение

существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя

существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагатель-ных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция

предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений.

Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

· сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу1 в положении под ударением;

· сочетания чк — чн, чт, щн; перенос слов; прописная буква в начале

предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова;

· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

· непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

· разделительные ъ и ь;

· мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

· безударные падежные окончания имен существительных (кроме

существительных на -мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);

· безударные окончания имен прилагательных;

· раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

· не с глаголами;

· мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица

единственного числа (пишешь, учишь);

· мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

· безударные личные окончания глаголов;

· раздельное написание предлогов с другими словами;

· знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и

восклицательный знаки;

· знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на

определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,

рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование

порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам.

Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом

точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование

в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания

определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Планируемые результаты по учебному предмету

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию,

достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

· достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения

использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения

осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

· умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

· умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными

правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и

справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

· сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Программа, планирование, контроль. С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова 1-4 классы. Русский язык.- Москва.- Вентана-Граф.- 2013

2.Л.Е.Журова, А. О.Евдокимова Букварь (2части) – учебник Москва.- Вентана-Граф.- 2011

3. Иванов С.В., Евдокимова А.О.,. Кузнецова М.И Русский язык 1 класс учебник.- Москва.- Вентана-Граф.- 2011

4. Русский язык.. Прописи № 1, 2, 3

5. Русский язык. Рабочая тетрадь № 1, 2

6. Русский язык: 3 класс: учебник в 2 ч. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова – 3-е изд., - М.: Вентана-Граф, 2013.

7. М.И.Кузнецова. Рабочая тетрадь. Пишем гнрамотно № 1, 2. М.: Вентана-Граф, 2013.

8. М.И.Кузнецова. Рабочая тетрадь. Учусь писать без ошибок. М.: Вентана-Граф, 2013.

9. В.Ю. Романова. Русский язык. Тетрадь для контрольных работ. М.: Вентана-Граф, 2013.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

«Русский язык»


Наименование объектов и средств

материально- технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК)

для 1-4 классов ( программа, учебники,

рабочие тетради)

Примерная программа начального общего

образования по русскому языку


К

Д


Библиотечный фонд

формируется с учё-том типа школы с русским (родным )

языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых

(допущенных )

Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматичес-

кого материала, содержащегося в программе по русскому языку

Словари по русскому языку: толковый, фра-

зеологизмов, морфемный и словообразова-

тельный).


Д

Д
Д




Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

При наличии необхо-димых технических

условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений

для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер. принтер, документ-камера

Интерактивная доска


Д
Д

Д

Д

Д/П

Д

Д


С диагональю не менее 72 см



Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие

информационные объекты, отражающие

темы курса русский язык




При наличии технических средств

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с

комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников,

дидактических материалов, пособий.

Настенные доски


К
Д

Д
Д






Для характеристики количественных показателей используются следующие

символические обозначения:

· Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

· К – полный комплект (на каждого ученика класса);

· Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух

учеников);

· П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

УМК «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа по литературному чтению

Количество часов - 4 Уровень - базовый

Программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Виноградовой Н.Ф. Литературное чтение. Программа.- Москва.- Вентана-Граф.- 2013

авторских программ Е.А. Ефросининой «Литературное чтение»,

Л.Е. Журовой «Обучение грамоте» курса УМК «Начальная школа XXI века»
Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов

разработана на основе:

· примерной программы по литературному чтению федерального государствен-ного образовательного стандарта начального общего образования;

· планируемых результатов освоения обучающимися основой образовательной

программы начального общего образования МОУ СОШ № 2;

· программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ № 2.

Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки

младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную

грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность

изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным)языком обучения направлено на достижение следующих целей:

· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как

базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование

читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской

деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

· развитие художественно творческих и познавательных способностей,

эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,формирование

эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками

работы с учебными и научно познавательными текстами;

· воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс

литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного

читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы),который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т.е.в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. Поскольку курс литературного чтения для 1 —4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6 —10 лет.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне)средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего

школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегриро-ванным курсом «Обучение грамоте »: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению),что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка. После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными

ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно- историческим наследием России, общечеловеческими ценностями, восприятие литературного произведения как особого вида искусства, полноценное восприятие художественной литературы, эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий, нахождение средств художественной выразительности, умением высказывать и пояснять свою точку зрения, освоение правил и способов взаимодей-ствия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе, овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне, осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу, умение работать со словарями и справочниками, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, о героях, о событиях, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть), выступать перед

знакомой аудиторией с небольшим сообщением.
Разделы программы по литературному чтению.

«Техника чтения, подготовка к выразительному чтению»

Раздел включает содержание, обеспечивающее постепенный переход от плавного чтения целыми словами с соблюдением знаков препинания (1 класс) к беглому чтению вслух с передачей ритмического рисунка и интонации (4 класс). Особое внимание уделяется раскрытию содержания чтения про себя, в которое входят не только «технические» умения (постепенное снятие видимых движений речевых органов), но и регулятивные действия (удержание в памяти цели чтения, самоконтроль внимательного восприятия текста, анализ выполнения учебной задачи).

«Жанры фольклора и художественной литературы»

Цель раздела – формирование у младшего школьника умения ориентироваться в жанрах литературных произведений. В 1 классе особое место отводится изучению малых фольклорных жанров, сказок. К этому материалу на более углубленном уровне учащиеся возвращаются и в следующих классах: обогащаются знания детей о жанрах, дается более подробная характеристика произведений фольклорных жанров.

Раздел знакомит детей с эпосом, лирикой, драмой. Учебный материал выстроен с учетом преемственности и уровня сформированности у младших школьников знаний, умений и навыков на предыдущем этапе обучения.
« Работа с фольклорными и художественными текстами»

Раздел посвящен развитию у детей умения анализировать литературное произведение. От класса к классу усложняются учебные действия, которые связаны с таким анализом. В процессе практической деятельности у школьников постепенно (на пропедевтическом уровне) формируются литературоведческие понятия, владение которыми необходимо для изучения литературы в основной школе.

«Развитие речи»

В разделе представлено содержание, обеспечивающее развитие коммуникативных умений школьников, их речевого творчества и умения работать в ситуации диалога и монолога.

«Библиографическая культура (работа с книгой)»

Раздел, в котором подобран материал, способствующий воспитанию библиографической культуры младшего школьника (умение пользоваться каталогом, ориентироваться в книге, составлять аннотации и др.).

«Страницы истории детской литературы»

Цель раздела – формировать у четвероклассников представления об истории возникновения и развития детской литературы.


Место учебного предмета «Литературное чтение» в плане

Всего на курс «Литературное чтение» в начальной школе отводится 540 часов (4 часа в неделю). В 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33 недели). При этом в первом полугодии предмет входит в курс обучения грамоте и обеспечивается учебником «Букварь» (ч.1), во втором полугодии – учебниками «Букварь» (ч.2) и «Литературное чтение». Уроки литературного чтения проводятся после окончания обучения чтению («Букварь», ч.2). В I-V четвертях 1 класса дети учатся читать по «Букварю», один урок в неделю – литературное слушание. В IV четверти проводятся уроки литературного чтения – 4 часа в неделю, всего 28-30 часов. Из них по усмотрению учителя отводятся часы на уроки литературного слушания. Во 2-4 классах на курс приходится, как правило, по 136 часов (34 недели).


страница 1страница 2 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: