Рабочая программа по всеобщей истории для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта
Пояснительная записка
Рабочая программа по всеобщей истории для 8 класса разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта.
В основу планирования курса взята программа: А. Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, «Новая история».- М.: «Просвещение», 2007 г. 7-8 классы.
Цели курса
в результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.:
периодизация Нового времени;
особенности ментальности человека Нового времени;
преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным;
причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества;
дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации;
бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма;
новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий;
дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»;
использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй;
международные конфликты, приводившие к войнам;
особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости;
важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека;
изменения в повседневной жизни человека.
Задачи:
1. Формировать историческое мышление, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события
2. Выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науке
3.Уметь анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Учащиеся должны овладеть ключевыми умениями:
определять и объяснять понятия;
уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе.
рассматривать общественные явления в развитии.
анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний, решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта.
определять свою личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.
обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, уметь участвовать в групповых формах работы.
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
определять цели своей деятельности и уметь представлять её результаты;
осуществлять самоконтроль и самооценку.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками , заполнение таблиц, схем, написание сообщений и рефератов.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Сроки и этапы реализации программы
Рабочая программа рассчитана на 34часа. Реализуется в 2013-2014 учебного года
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.
От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация – процесс разрушения традиционного общества.
Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства, рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм. Империализм и его черты.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества.
Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества.
Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIXв.Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека
Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения. Революционный социализм – марксизм. Рождение ревизионизма. 1 Интернационал.
Тема 2. Строительство новой Европы
Франция в период консульства и империи.Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение Наполеоновской империи. Решения венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Революция 1830г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848г.
Англия в первой половине XIXв.Политическая борьба. Парламентская реформа 1832г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – мастерская мира. От чартизма к почтительности. Внешняя политика Англии.
Борьба за объединение Германии. Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо-германского Союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. ККавур. Революционная деятельность Д.Гарибальди и политика Д.Мадзини. Национальное объединение Италии.
Франко-прусская война и Парижская коммуна. Падение второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна.
Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов» Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм 2 – человек больших неожиданностей. Национализм. Подготовка к войне.
Создание Британской империиАнглийский парламент. Черты гражданского общества. БенджаминДизраели и вторая избирательная реформа 1867г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Рождение лейбористской партии. Дэвид Ллойд Джордж.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция – первое светское государство среди европейских государств Коррупция гос.аппарата Дело Дрейфуса.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. ДжованниДжолитти. Внешняя политика и колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя» Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Тема 4. Две Америки
США в 19 в.Увеличение территории США. «Земельная лихорадка» Особенности промышленного переворота. Идеал американского общества - фермер «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах.
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. Господство трестов. Президентская республика. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С.Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо»
Тема 5.Художественная культура 19 столетия.
Основные художественные течения. Крах просветительских иллюзий. Жизнь без романтического флера. От критического реализма - к натурализму. Его превосходство ЭженРугон- «хозяин Второй империи».
Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». «Надо омужичить искусство». « Крестьянский живописец». «Салон отверженных». Неистовый художник. Создатели «маленьких шедевров». Звучащая живопись. «Великий немой».
Тема 6: Традиционные общества перед выбором: модернизация или потери независимости.
Япония. Кризис традиционализма. Открытие Японии европейскими державами. РеволюцияМэйдзи. Эпоха модернизации.
Китай. Насильственное развитие Китая. Движение Тайпинов – попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Превращение Китая в полуколонию европейских государств.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859гг. Аграрное перенаселение страны. Голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс.
Африка. Таинственный континент. Культы и религии Африки. Раздел Африки. Европейская колонизация. Восстание гереро и готтентотов.
Международные отношения в последний трети 19 в.
Отсутствие системы европейского равновесия в 19 веке. Начало распада Османской карта мира к началу 20 века. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Балканские войны – пролог. Первой мировой войны. Пацифистское движение. Первые империалистические войны.
Итоговое обобщение.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения данного курса ученики должны:
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории периода раннего нового времени (XIX в.);
выдающихся деятелей всеобщей истории изученного периода;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в период раннего нового времени;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изученного периода;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Календарно-тематическое планирование.
№ урока п/п | Название тем, уроков | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения |
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. | 7 | | |
1 | От традиционного общества к обществу индустриальному. | 1 | 5.09 |
2 | Время технического прогресса. | 1 | 12.09 |
3 | Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. | 1 | 19.09 |
4 | Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. | 1 | 26.09 |
5 | Развитие науки в 19 веке. | 1 | 3.10 |
6 | Идейные течения в обществознании. | 1 | 10.10 |
7 | Урок обобщения по теме: «Становление индустриального общества». | 1 | 17.10 |
Тема 2: Строительство новой Европы. | 7 | | |
8 | Франция в период консульства империи. | 1 | 24.10 |
9 | Франция: экономическая жизнь и политическое устройство. | 1 | 31.10 |
10 | Англия в первой половине 19 века. | 1 | 14.11 |
11 | Борьба за объединение Германии. | 1 | 21.11 |
12 | Борьба за независимость и национальное объединение Италии. | 1 | 28.11 |
13-14 | Франко-прусская война и Парижская коммуна. Повторение темы. | 2 | 5.12-12.12 |
Тема3: Европа: время реформ, колониальных захватов. | 6 | | |
15 | Германская империя. | 1 | 19.12 |
16 | Создание Британской империи. | 1 | 26.12 |
17 | Третья республика во Франции. | 1 | 16.01 |
18 | Италия: время реформ колониальных захватов. | 1 | 23.01 |
19-20 | Австро- Венгрия .Повторение темы. | 2 | 30/01-6.02 |
Тема 4: Две Америки. | 3 | | |
21 | США в 19 веке. | 1 | 13.02 |
22 | США в период монополистического капитализма. | 1 | 20.02 |
23 | Латинская Америка. | 1 | 27.02 |
Тема 5 : Художественная культура 19 столетия. | 3 | | |
24 | Основные художественные течения. | 1 | 6.03 |
25-26 | Изобразительное искусство. | 2 | 13.03.-20. 03 |
Тема 6: Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости. | 5 | | |
27 | Япония. | 1 | 3.04 |
28 | Китай. | 1 | 10.04 |
29 | Индия. | 1 | 17.04 |
30 | Африка. | 1 | 24.04 |
31 | Урок обобщения по теме «Традиционные общества перед выбором». | 1 | 8.05 |
32-33 | Международные отношения в последней трети 19 века. | 1 | 15.05-22.05 |
34 | Итоговое повторение | 1 | 29.05 |
Учебно-методические средства обучения:
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкин Л. « Новая история, 1800-1914.»Учебник.для 8 кл. общеобразовательных.учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
К.А. Соловьев. « Поурочные разработки по Новой истории».М. «ВАКО» 2006г.
К.В Волкова. Тесты по Новой истории. М.»Экзамен» 2006г.
3. Таблицы:
Промышленная революция 60-80-е годыXVIII в.- вторая половина XIX в.
Переход к индустриальному обществу.
Индустриальное общество XIX век.
Политическая структура США по Конституции 1787 года.
Север и Юг в истории США.
Либерализм, консерватизм, социализм
4..Карты:
1. Европа в 1799-1815 гг..
2. Европа в 1815-1849 гг.
3. Европа в 50-60-е гг.XIX d/
4. Гражданская война в США.
5. Объединение Германии.
6. Европа с 1870 по 1914 гг.
Дополнительная литература
Всемирная история. Национально-освободительные войны/ под ред. А.Н. Бадак. – Москва: Аст. - 2002
Ланге П.В. Континент коротких теней: История географических открытий в Африке. – М.: Прогресс,. – 288 с.
Согрин В.В. История США/В.В. Согрин. – СПб: Питер, 2003
Хрестоматия по Новой истории. В 3-х т. Т.1. / Под ред. А.А.Губера. – М.: Издательство социально-экономической литературы. – 767 с.
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории в 8 классе. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 176 с.
Брандт М.Ю. Новая история. Тесты. 7-8 кл.: Учебно-метод.пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 160 с.
Интернет ресурсы: http://www.bibliotekar.ru/istoriya /http://mir-ssylok.narod.ru/vi_dm.htm
страница 1
скачать
Другие похожие работы: