Рабочая программа Программа лекционного курса Планы лабораторных занятий
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО
Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания
"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Рабочая программа
Программа лекционного курса
Планы лабораторных занятий
Контроль за выполнением самостоятельной работой студентов
Специальность:
Специальность 031300 - Социальная педагогика
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО
КУРСЫ: 4 СЕМЕСТРЫ: 8
Лекции – 4 ч.
Лабораторные занятия – 12 ч.
КСР – 2 ч.
Итого: Общий объем учебного курса - 18 ч.
Рабочая программа составлена:
доц. Чижевским А.Е.
Брянск – 2007
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
ВЫПИСКА
из рабочего учебного плана
Семестр | Недель | Всего часов | лекций | пр | лб | кср | зач | экз | ат |
8 | | 18 | 4 | | 12 | 2 | зач | | |
Итого: | 18 | 4 | | 12 | 2 | 1 | | |
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Лекция 1.
Тема: ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ МОДЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
План:
Влияние ИКТ на педагогические технологии.
Методы построения информационно-деятельностных моделей в обучении.
Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации.
Компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения.
Решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения.
Электронные материалы учебного назначения и инструментальные средства их разработки.
Методика использования электронных учебных материалов.
Лекция 2.
Тема: ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АКТИВИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
План:
Использования мультимедиа и коммуникационных технологий как средства для реализации активных методов воспитания.
Телеконференции и проекты воспитательного назначения, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения.
Теория и практика создания тестов для системы образования.
Компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры.
Педагогическая информационная система мониторинга качества образования.
Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга.
ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторная работа 1.
Тема: Цели и задачи использования ИКТ социально-педагогической работе
Вопросы для обсуждения:
Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики.
Формирование информационной культуры как одна из задач обучения, воспитания и развития учащихся.
Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.
Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс.
Лабораторная работа 2.
Тема: Методика использование средств ИКТ в социально-педагогической работе
Вопросы для обсуждения:
Программные средства учебного назначения используемые в социально-педагогической работе.
Сочетание традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов в социально-педагогической работе.
Лабораторная работа 3.
Тема: Использование средств ИКТ для изучения передового педагогического опыта в социально-педагогической работе.
Вопросы для обсуждения:
Использование мультимедийных пособий для изучения передового педагогического опыта в социально-педагогической работе.
Использование мультимедийных пособий для изучения передового педагогического опыта в социально-педагогической работе.
Использование мультимедийных пособий для изучения передового педагогического опыта в социально-педагогической работе.
Лабораторная работа 4.
Тема: Использование Интернет ресурсов для повышения эффективности социально-педагогической работы.
Вопросы для обсуждения:
Использование Интернет ресурсов для поиска программных средств учебного назначения.
Интернет ресурсы методических материалов, повышающие эффективность социально-педагогической работы.
Интернет ресурсы, повышающие эффективность поиска литературы.
Лабораторная работа 5.
Тема: Инструментальные средства для разработки электронных материалов применяемых в социально-педагогической работе.
Вопросы для обсуждения:
инструментальные средства для разработки электронных материалов применяемых в социально-педагогической работе.
создание и использование средств мониторинга применяемых в социально-педагогической работе.
разработка электронных материалов учебного назначения применяемых в социально-педагогической работе на основе Power point.
Лабораторная работа 6.
Тема: Разработка и применение дидактических средств , основанных на применении ИКТ в социально-педагогической работе.
Вопросы для обсуждения:
инструментальные средства для разработки электронных материалов учебного назначения применяемых в социально-педагогической работе.
использование Интернет ресурсов для создания дидактических средств, применяемых в социально-педагогической работе.
Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения используемых в социально-педагогической работе.
Разработка электронных материалов на основе Power point.
Контроль за самостоятельной работой студентов
(2 часа )
Занятие 1.
ТЕМА: Использование возможностей ИКТ в работе с трудными подростками
План:
Использование ресурсов Интернет для повышения эффективности работы с трудными подростками.
Использование Power point для повышения эффективности работы с трудными подростками.
Использование мультимедийных продуктов для повышения эффективности работы с трудными подростками.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аквилева Г.Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. - М.: Просвещение, 1990.
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.
3. Завитаев П.А. Оборудование занятий по изучению природы в 1-4 классах. – М.: Учпедгиз, 1961.
4. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993.
Программа к зачету
Программные средства в социально-педагогической работе.
Сочетание традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов в социально-педагогической работе.
Использование Интернет ресурсов для повышения эффективности в социально-педагогической работе.
Использование средств ИКТ для изучения передового педагогического опыта в в социально-педагогической работе.
инструментальные средства для разработки электронных материалов учебного назначения применяемых в социально-педагогической работе.
создание и использование в социально-педагогической работе средств мониторинга развития образовательного процесса, основанных на ИКТ.
использование Интернет ресурсов для создания дидактических средств, применяемых в социально-педагогической работе.
Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.
Программные средства учебного назначения по русскому языку и литературному чтению, используемые в начальной школе.
Сочетание традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Использование Интернет ресурсов для повышения эффективности обучения русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Использование средств ИКТ для изучения передового педагогического опыта в сфере организации обучения русского языка и литературного чтения в начальной школе.
инструментальные средства для разработки электронных материалов учебного назначения применяемых на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
создание и использование на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе средств мониторинга развития образовательного процесса, основанных на ИКТ.
использование Интернет ресурсов для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения русского языка и литературного чтения в начальной школе
Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.
Программные средства учебного назначения по естествознанию, используемые в начальной школе.
Сочетание традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению естествознания в начальной школе.
Использование Интернет ресурсов для повышения эффективности обучения естествознанию в начальной школе.
Использование средств ИКТ для изучения передового педагогического опыта в сфере организации обучения естествознанию в начальной школе.
инструментальные средства для разработки электронных материалов учебного назначения применяемых на уроках естествознания в начальной школе.
создание и использование на уроках естествознания в начальной школе средств мониторинга развития образовательного процесса, основанных на ИКТ.
использование Интернет ресурсов для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения естествознанию в начальной школе
Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения используемых при обучении естествознанию.
Программные средства воспитательного назначения, используемые в начальной школе.
Сочетание традиционных и компьютерно-ориентированных воспитательных подходов в начальной школе.
Использование Интернет ресурсов для повышения эффективности обучения естествознанию в начальной школе.
Использование средств ИКТ для изучения передового педагогического опыта в сфере организации обучения естествознанию в начальной школе.
инструментальные средства для разработки электронных материалов воспитательного назначения применяемых в начальной школе.
создание и использование в начальной школе средств мониторинга развития воспитательного процесса, основанных на ИКТ.
использование Интернет ресурсов для создания средств ИКТ, применяемых при организации воспитания в начальной школе
Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения используемых при воспитании младших школьников.
СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ:
1. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.
3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.
5. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.
Программные средства учебного назначения по школьном предметам, изучаемым
в начальной школе:
1. Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов. Компания «ГуруСофт». Обучающе – контролирующая программа по окружающему миру на CD-ROM (1-4 класс).
2. Занимательная математика. Компания «Руссобит Паблишинг». Обучающе – контролирующая программа на CD-ROM.(Математика 1-3 класс.)
3. Мультимедийные учебно-методические пособия на СD-ROM
страница 1
скачать
Другие похожие работы: