NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа рассчитана на 35 часов: 9 класс 35 часов (1 час в неделю)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов:

9 класс – 35 часов (1 час в неделю);

Курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у обучающихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:

- учебно-познавательной

- коммуникативной

- исследовательской

- информационной.

Для реализации целей используются следующие педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества

- проблемное обучение

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения

- проектные и деятельностные технологии.
Материально-техническое обеспечение

Автоматизированное рабочее место (компьютер, медиапроектор, экран), CD-диски, презентации.
Учебно-методический комплекс:

  1. Обществознание. 9 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011.

  2. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2010.

  4. И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010.

Практическая часть программы представлена в виде практикумов в количестве 13 часов в год. В календарно-тематическом планировании практическая часть затемнена.
Содержание курса

9 класс

Раздел 1. Политика (12 ч.)

Сфера политики и социального управления. Власть. Государство. Понятие и признаки государства. Формы государства. Особенности государственного устройства Российской Федерации. Политические режимы. Демократия и ее развитие в современном мире. Правовое государство. Формирование правового государства в современной России. Гражданское общество и государство. Местное самоуправление и формы его осуществления. Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдум. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

Раздел 2. Право (22 ч.)

Право, его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. Социальные права. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Гарантии государства в праве на получение образования.

Итоговое обобщение по курсу «Обществознание» (1 ч.)

Тематическое планирование

урока

Тема урока

Примечание

Раздел 1. Политика (12 часов)

1

Сфера политики и социального управления. Власть.

§ 1, задание, с. 10-11, эссе «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу»

2

Государство. Понятие и признаки государства. Формы государства.

§ 2, задания, с. 19-20


3

Практикум на тему: «Государство. Особенности государственного устройства Российской Федерации».

Учебный проект «Идеальное государство»

4

Политические режимы.

§ 3, вопросы с. 27 -28

5

Практикум на тему: «Политические режимы. Демократия и ее развитие в современном мире».

Эссе «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демократия»

6

Правовое государство.

§ 4, задания, с. 36 -37

7

Практикум на тему: «Правовое государство. Формирование правового государства в современной России».

Доп. материал

8

Гражданское общество и государство.

§ 5, задания, с. 46-47, проект «Наше участие в формировании гражданского общества»

9

Практикум на тему: «Гражданское общество и государство. Местное самоуправление и формы его осуществления».

Работа с НПБ

10

Участие граждан в политической жизни.

§ 6, задания, с. 56-58

11

Практикум на тему: «Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдум. Опасность политического экстремизма».

Мини-проект «Участие молодежи в политической жизни»

12

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.

§ 7, задания, с. 64-65, мини-проект «Молодежная партия»

Раздел 2. Право (22 часа)

13

Право, его роль в жизни общества и государства.

§8, задание, с. 77-78

14

Правоотношения и субъекты права.

§ 9, задания, с. 83-84

15

Правонарушения и юридическая ответственность.

§ 10, задания, с.92-93

16

Практикум на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность. Презумпция невиновности».

Эссе «Презумпция невиновности – наивысшее достижение демократии в области права»

17

Правоохранительные органы.

§ 11, задания, с. 101-102

18

Практикум на тему: «Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат».

Эссе «Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице»

19

Конституция Российской Федерации.

§ 12-13, задания, с. 134-135

20

Практикум на тему: «Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации».

Работа с НПБ

21

Права и свободы человека и гражданина, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

§ 14-15, задания, с.134-135

22

Практикум на тему: «Права и свободы человека и гражданина, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина».

Работа с НПБ

23

Гражданские правоотношения.

§ 16, задания, с. 144-145

24

Практикум на тему: «Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров».

Эссе «Договор дороже денег».

25

Право на труд и трудовые правоотношения.

§ 17, задания, с. 153-154

26

Практикум на тему: «Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних».

Работа с НПБ

27

Семейные правоотношения.

§ 18, задания, с.163-164

28

Практикум на тему: «Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей».

Эссе «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе»

29

Административные правоотношения.

§ 19, задания, с. 171-172

30

Основные понятия и институты уголовного права.

§ 20, задания, с. 181-182

31

Практикум на тему: «Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны».

Работа с НПБ

32

Социальные права.

§ 21, задания, с. 190-191

33

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.


§ 22, задания, с. 198-199

34

Правовое регулирование отношений в сфере образования.


§ 23, задания, с. 205-207

35

Итоговое обобщение по курсу «Обществознание»




Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания обучающийся должен знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Список литературы

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.

Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград: Учитель, 2007.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.

Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.

Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Прутченков, А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.

Кравченко, А. И. Введение в социологию: учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.

Кацубо, С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2007.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий/ сост. О. В. Летнева. - Волгоград Учитель, 2006.

Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2007.

Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгофадской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад: Учитель, 2006. -123 с.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: