Рабочая программа рассчитана на 35 часов: 9 класс 35 часов (1 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов:
9 класс – 35 часов (1 час в неделю);
Курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у обучающихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:
- учебно-познавательной
- коммуникативной
- исследовательской
- информационной.
Для реализации целей используются следующие педагогические технологии:
- педагогика сотрудничества
- проблемное обучение
- компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- проектные и деятельностные технологии.
Материально-техническое обеспечение
Автоматизированное рабочее место (компьютер, медиапроектор, экран), CD-диски, презентации.
Учебно-методический комплекс:
Обществознание. 9 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2010.
И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010.
Практическая часть программы представлена в виде практикумов в количестве 13 часов в год. В календарно-тематическом планировании практическая часть затемнена.
Содержание курса
9 класс
Раздел 1. Политика (12 ч.)
Сфера политики и социального управления. Власть. Государство. Понятие и признаки государства. Формы государства. Особенности государственного устройства Российской Федерации. Политические режимы. Демократия и ее развитие в современном мире. Правовое государство. Формирование правового государства в современной России. Гражданское общество и государство. Местное самоуправление и формы его осуществления. Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдум. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества.
Раздел 2. Право (22 ч.)
Право, его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения и юридическая ответственность. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. Социальные права. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Гарантии государства в праве на получение образования.
Итоговое обобщение по курсу «Обществознание» (1 ч.)
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Примечание |
Раздел 1. Политика (12 часов) | ||
1 | Сфера политики и социального управления. Власть. | § 1, задание, с. 10-11, эссе «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» |
2 | Государство. Понятие и признаки государства. Формы государства. | § 2, задания, с. 19-20 |
3 | Практикум на тему: «Государство. Особенности государственного устройства Российской Федерации». | Учебный проект «Идеальное государство» |
4 | Политические режимы. | § 3, вопросы с. 27 -28 |
5 | Практикум на тему: «Политические режимы. Демократия и ее развитие в современном мире». | Эссе «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демократия» |
6 | Правовое государство. | § 4, задания, с. 36 -37 |
7 | Практикум на тему: «Правовое государство. Формирование правового государства в современной России». | Доп. материал |
8 | Гражданское общество и государство. | § 5, задания, с. 46-47, проект «Наше участие в формировании гражданского общества» |
9 | Практикум на тему: «Гражданское общество и государство. Местное самоуправление и формы его осуществления». | Работа с НПБ |
10 | Участие граждан в политической жизни. | § 6, задания, с. 56-58 |
11 | Практикум на тему: «Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдум. Опасность политического экстремизма». | Мини-проект «Участие молодежи в политической жизни» |
12 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества. | § 7, задания, с. 64-65, мини-проект «Молодежная партия» |
Раздел 2. Право (22 часа) | ||
13 | Право, его роль в жизни общества и государства. | §8, задание, с. 77-78 |
14 | Правоотношения и субъекты права. | § 9, задания, с. 83-84 |
15 | Правонарушения и юридическая ответственность. | § 10, задания, с.92-93 |
16 | Практикум на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность. Презумпция невиновности». | Эссе «Презумпция невиновности – наивысшее достижение демократии в области права» |
17 | Правоохранительные органы. | § 11, задания, с. 101-102 |
18 | Практикум на тему: «Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат». | Эссе «Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице» |
19 | Конституция Российской Федерации. | § 12-13, задания, с. 134-135 |
20 | Практикум на тему: «Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации». | Работа с НПБ |
21 | Права и свободы человека и гражданина, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | § 14-15, задания, с.134-135 |
22 | Практикум на тему: «Права и свободы человека и гражданина, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина». | Работа с НПБ |
23 | Гражданские правоотношения. | § 16, задания, с. 144-145 |
24 | Практикум на тему: «Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров». | Эссе «Договор дороже денег». |
25 | Право на труд и трудовые правоотношения. | § 17, задания, с. 153-154 |
26 | Практикум на тему: «Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних». | Работа с НПБ |
27 | Семейные правоотношения. | § 18, задания, с.163-164 |
28 | Практикум на тему: «Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей». | Эссе «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе» |
29 | Административные правоотношения. | § 19, задания, с. 171-172 |
30 | Основные понятия и институты уголовного права. | § 20, задания, с. 181-182 |
31 | Практикум на тему: «Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны». | Работа с НПБ |
32 | Социальные права. | § 21, задания, с. 190-191 |
33 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | § 22, задания, с. 198-199 |
34 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | § 23, задания, с. 205-207 |
35 | Итоговое обобщение по курсу «Обществознание» | |
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания обучающийся должен знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Список литературы
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию: учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М.: Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний: 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М.: Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий/ сост. О. В. Летнева. - Волгоград Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгофадской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад: Учитель, 2006. -123 с.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: