NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа учебной дисциплины деловая этика



НЕГОСДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»
Факультет мировой экономики и международной торговли
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДЕЛОВАЯ ЭТИКА
Разработана в соответствии с ФГОС ВПО

Рекомендуется для направления подготовки

080200.62 – «Менеджмент»

Профиль подготовки

«­­Международный менеджмент»

Для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения
Квалификация выпускника – бакалавр менеджмента


Москва
2013

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета ИМЭС

Протокол № 1 от 22.08.2013 года


Данную программу разработал Никитин Валерий Николаевич к.п.н., доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО ИМЭС.

Обсуждено и рекомендовано

к утверждению на заседании

кафедры Гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

(Протокол № 1 от 20.08.2013)

Аннотация

программы учебной дисциплины

«Деловая этика»
Дисциплина «Деловая этика» посвящена изучению этических норм деловых отношений и принципов организации деловых коммуникаций.

Аннотация рабочей программы дисциплины «Деловая этика» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Программа предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения, обучающихся по направ­лению 080200.62 «Менеджмент» профиля «Международный менеджмент» и изучается в вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1).
1. Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:

Научить студентов умению работать и общаться с людьми, ориентироваться в непредвиденной обстановке, правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению, принимать оперативные решения, проектировать свою дальнейшую деятельность в соответствии с реакцией и поступками личности.

Учебные задачи изучаемой дисциплины:

  • познакомиться с основными вопросами деловой этики как науки и сферы деятельности;

  • освоить ее концептуальный аппарат и прикладные аспекты;

  • получить представление о социокультурных особенностях развития зарубежного и российского предпринимательства в прошлом и настоящем;

  • освоить практические навыки делового поведения и профессиональной коммуникации;


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Программа предназначена для студентов первого курса и способствует изучению дисциплин: «Культура речи и деловое общение», «Деловые коммуникации на иностранном языке», «Этико-психологические основы международного менеджмента».

Дисциплина определяет подготовку менеджера широкого профиля для работы во внешнеторговых коммерческих структурах, организациях и предприятиях госсектора, учебных, научных и проектных организациях отраслей экономики России.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1 Знание базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своём личностном и общекультурном развитии;

ОК-5 Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-6 Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-10 Стремление к личностному и профессиональному саморазвитию;

ОК-11 Умение критически оценивать личные достоинства и недостатки;
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • этические нормы деловых отношений;

  • основы делового общения;

  • принципы и методы организации деловых коммуникаций;

  • сущность и методы управления организаци­онной культурой;

  • причины возникновения и методы управления конфликтами и стрессами в организации;


уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат;

  • применять основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

  • ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;


владеть:

  • современными технологиями управления поведением персонала (формирования и поддержания морально-психологического климата в организации;

  • современными технологиями управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения;

  • современными технологиями управления организационной культурой; управления конфликтами и стрессами);


Объем, содержание, разделы, учебно-методическое и информационно-материальное обеспечение дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

очное

очно-заочное

заочное

Аудиторные занятия (всего)

36/1

32/0,9

12/0,3

В том числе:

Лекции


22/0,6


20/0,6


8/0,2

Семинары (в т.ч. в интерактивной форме)

14/0,4

10/0,3

4/0,1

Самостоятельная работа (всего)

36/1

42/1,1

56/1,6

В том числе:

Самостоятельная работа


30/0,9


36/1


50/1,5

Выполнение домашних заданий

6/0,1

6/0,1

6/0,1

Вид итоговой аттестации

зачет

зачет

Зачет

4/0,1

Общая трудоемкость

72/2

72/2

72/2


5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов (тем) дисциплины


п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Содержание раздела (темы)

1

2

3

1.

Деловая этика как наука

Прикладная этика и ее разновид­ности. Соотношение экономической и предпринимательской этики. Основ­ные концепции предприни­мательской этики. Возникновение деловой этики (бизнес-этики) как научной дисциплины, ее задачи и методы, основные понятия. Деловая этика и этика деловых отношений. Дилеммы этики бизнеса. Место деловой этики в системе этического знания. Причины и факторы роста значения деловой этики в современ­ном мире.

2.

Моральные проблемы бизнеса

Место экономики в общественной жизни и ее взаимоотношения с куль­турой. Социальные и культурные аспекты производства, обмена, распределения и потребления. Материальные ценности и их место в системе ценностей общества. Поня­тие материальной культуры, ее составляющие и место в культуре общества в целом. Идея и практика успеха. Отношение к богатству, деньгам, успеху в русской традиционной культуре. Соотноше­ние экономики и морали. Специфика экономического сознания. Понятие «экономического человека», его достоинства и недостатки.

1

2

3

3.

Этика деловых отношений

Природа и сущность этики деловых отношений, ее принципы. Законо­мерности межличностных отноше­ний. Субъекты деловых отношений. Природа и цель коммуникаций. Пере­менные коммуникативного про­цесса. Виды контактов в деятель­ности делового человека и приемы их установления. Коммуникативные и психологические барьеры, техники их преодоления. Модели общения и их использование в разнообразных формах делового общения. Мотивы поведения людей и техники влияния на других. Невербальные средства коммуникации, их значение. Виды невербальных коммуникаций и их проблемы. Вербальные средства коммуникации. Виды прагматической коммуникации. Формальное и нефор­мальное общение. Презентация как вид коммуникативной деятельности, ее основные принципы. Виды пре­зен­таций, психологические приемы, коммуникативные технологии их проведения.

4.

Этика деятельности организации

Виды и социальная ответственность предпринимательских организаций. Плюсы и минусы социально ответст­венной политики. Этические нормы деятельности организаций и повы­ше­ние их этического уровня. Этика создания, функционирования и лик­ви­дации организации, этические нарушения в процессе функциониро­вания организации.



1

2

3







Составные части корпоративной культуры. Экономические и социаль­ные функции корпораций: обеспече­ние качества и безопасности продук­тов, производства, окружающей среды. Социальный контроль внутри корпорации и над ней со стороны общества. Понятие управления, этические аспекты управленческой деятельности. Этическое поведение внутри корпорации. Виды и типы внутрикорпоративных отношений. Корпоративные этические кодексы и эффективность производства. Государственное учреждение как корпорация. Внутрикорпоративные противоречия и проблемы. Защита интеллектуальной собственности, раскрытие корпоративной информа­ции и сделки с использованием внутрифирменной конфиденциаль­ной информации. Информационные технологии и этика. Камеры слеже­ния. Компьютерная преступность. Промышленный шпионаж. Внутрикорпоративная демократия и внешняя политика корпораций. Имидж и репутация фирмы. Этические принципы рекламной деятельности.

5.

Этика руководителя

Феномен лидерства. Теории лидер­ства. Лидер и руководитель. Стили руководства. Нормы этического поведения руководителя. Качества руководителя как личности. Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными.

1

2

3







Этичность методов принятия управ­ленческих решений. Руководитель как работодатель. Аморальное поведение работодателя. Этика служебной карьеры. Карьерные стратегия и тактика. Управление и самоуправление карьерой. Карьера и личная жизнь.

6.

Этика поведения на рабочем месте

Производственный коллектив как система, его функции и этапы развития. Характер межличностных отношений в служебном коллективе. Соотношение индивидуального и коллективного начал. Морально-психологический климат коллектива и его влияние на результаты дея­тель­ности. Способы регулирования отношений в коллективе. Понятие команды, специфика работы в команде. Гражданские права и сво­боды на рабочем месте. Права и обязанности служащих. Лояльность и повиновение фирме и руководи­телю. Кадровая политика и проце­дуры. Идеальный работник.

7.

Этика разрешения конфликтов

Спорные вопросы, конфликты и про­тиворечия на рабочем месте. Виды, причины и методы разрешения кон­фликтов. Общение в конфликтных ситуациях. Факторы, способствую­щие возникновению и разрешению конфликтов. Управление конфликта­ми и стрессами. Разделение труда и взаимные услуги на работе. Исполь­зование служебного положения в личных целях. Виды дискриминации на рабочем месте. Гендерные кон­фликты и аспекты поведения.

1

2

3

8

Деловой этикет

Этикет, ритуал, церемонии, нормы и принципы поведения. Виды и значе­ние этикета для развития общества, его история и роль в культуре. Основные этапы развития этикета в западноевропейском обществе. Профессиональный этикет. Станов­ле­ние делового этикета. Современ­ное отношение к этикету. Соотноше­ние деловой этики и делового этике­та. Этикет как форма коммуникации. Внешность и дресс-код. Деловой этикет как форма профессиональной коммуникации. Гендерные аспекты делового этикета.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п

Наименование

Обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№№ разделов данной дисциплины,

необходимых для изучения

обеспечиваемых (последующих)

дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Культура речи и деловое

общение

+

+

+

+

+

-

-

+

2

Деловые коммуника­ции на иностранном языке

-

-

+

-

+

+

-

+

3

Этико-психологи­ческие

основы международного менеджмента

+

+

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплины и виды занятий (очное отделение в часах)



п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Часовой объем занятий

Лекции

Семин.

СРС

Всего

1

Деловая этика как наука

2

2

4

8

2

Моральные проблемы бизнеса

4

-

4

8

3

Этика деловых отношений

4

2

4

10

4

Этика деятельности организации

2

2

4

8

5

Этика руководителя

2

2

4

8

6

Этика поведения на рабочем месте

4

2

6

12

7

Этика разрешения конфликтов

2

2

6

8

8

Деловой этикет

2

2

4

10

ИТОГО:

22

14

36

72


5.4. Разделы дисциплины и виды занятий (очно-заочное отделение в часах)



п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Часовой объем занятий

Лекции

Семин.

СРС

Всего

1

Деловая этика как наука

2

-

6

8

2

Моральные проблемы бизнеса

2

-

4

6

3

Этика деловых отношений

2

2

6

10

4

Этика деятельности организации

2

2

6

10

5

Этика руководителя

2

2

8

12

6

Этика поведения на рабочем месте

4

-

6

10

7

Этика разрешения конфликтов

4

2

4

10

8

Деловой этикет

2

2

2

6

ИТОГО:

20

10

42

72


5.5. Разделы дисциплины и виды занятий (заочное отделение в часах)



п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Часовой объем занятий

Лекции

Семин.

СРС

Всего

1

Деловая этика как наука

1

-

6

7

2

Моральные проблемы бизнеса

1

-

6

7

3

Этика деловых отношений

1

-

6

7

4

Этика деятельности организации

1

1

6

8

5

Этика руководителя

1

-

8

9

6

Этика поведения на рабочем месте

1

1

8

10

7

Этика разрешения конфликтов

1

1

8

10

8

Деловой этикет

1

1

8

10




Зачет










4

ИТОГО:

8

4

56

72


Формы контроля:
Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в виде:

  • письменного опроса по теории;

  • контрольных работ;

  • письменных домашних заданий;

  • индивидуальных проектов;

  • тестирования по отдельным разделам дисциплины.


Промежуточный контроль: промежуточное тестиро­вание.
Итоговый контроль: зачёт


Образовательные технологии:
В процессе освоения дисциплины исполь­зуются следующие образовательные техноло­гии:

Стандартные методы обучения:

  • Лекции;

  • Семинарские занятия с обсуждением рефератов и докладов;

  • Самостоятельная работа студентов;

  • Консультации преподавателей.

Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

  • Творческие задания

  • Работа в малых группах

  • Обучающие игры (ролевые игры, деловые игры)

  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями)

  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Дебаты»)



6. Лабораторный практикум
не предусмотрен.
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
не предусмотрена

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература


  1. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений. - М.: ИНФРА М, 2012, Учебник, 424 с.



б) дополнительная литература


  1. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2010.

  2. Асадов А.Н. и др. Культура делового общения: Учебное пособие. – СПб.: Изд. ГУЭФ, 2010.

  3. Борисов В.К. и др. Этика деловых отношений. – М.: Форум, 2010.

  4. Гравицкий А. Основы деловой этики. – СПб.: Северо-запад, 2007.

  5. Захаров Д.К. и др. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: Инфра-М, 2008.

  6. Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

  7. Кузнецов И.Н. Бизнес-этика. – М.: Дашков и Ко, 2007.

  8. Семенов А.К. Этика менеджмента: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2006.

  9. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: Проспект, 2006.



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Специально оборудованные кабинеты и аудито­рии: компьютерные классы, аудитории, оборудован­ные мультимедийными средствами обучения.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В рамках изучения курса предусматривается:

  • текущий контроль, проводимый в виде дискуссий по тематическим вопро­сам на лекциях, а также в форме докладов (рефератов) и выступлений на семинарах.

  • итоговая аттестация проводится в виде зачета, проводимого в форме компьютерного тестиро­вания. Для получе­ния итоговой аттестации по курсу на зачете студент должен посещать за­нятия и проявлять активность в аудитории.


Вопросы выносимые на зачёт по дисциплине:

    1. Прикладная этика и ее разновид­ности.

    2. Соотношение экономической и предпринимательской этики.

    3. Основ­ные концепции предприни­мательской этики. Возникновение деловой этики (бизнес-этики) как научной дисциплины, ее задачи и методы, основные понятия.

    4. Деловая этика и этика деловых отношений.

    5. Дилеммы этики бизнеса.

    6. Место деловой этики в системе этического знания.

    7. Причины и факторы роста значения деловой этики в современ­ном мире.

    8. Место экономики в общественной жизни и ее взаимоотношения с куль­турой.

    9. Социальные и культурные аспекты производства, обмена, распределения и потребления.

    10. Материальные ценности и их место в системе ценностей общества.

    11. Поня­тие материальной культуры, ее составляющие и место в культуре общества в целом.

    12. Идея и практика успеха.

    13. Отношение к богатству, деньгам, успеху в русской традиционной культуре.

    14. Соотноше­ние экономики и морали.

    15. Специфика экономического сознания.

    16. Понятие «экономического человека», его достоинства и недостатки.

    17. Природа и сущность этики деловых отношений, ее принципы.

    18. Законо­мерности межличностных отноше­ний.

    19. Субъекты деловых отношений.

    20. Природа и цель коммуникаций.

    21. Пере­менные коммуникативного про­цесса.

    22. Виды контактов в деятель­ности делового человека и приемы их установления.

    23. Коммуникативные и психологические барьеры, техники их преодоления.

    24. Модели общения и их использование в разнообразных формах делового общения.

    25. Мотивы поведения людей и техники влияния на других.

    26. Невербальные средства коммуникации, их значение.

    27. Виды невербальных коммуникаций и их проблемы.

    28. Вербальные средства коммуникации.

    29. Виды прагматической коммуникации.

    30. Формальное и нефор­мальное общение.

    31. Презентация как вид коммуникативной деятельности, ее основные принципы.

    32. Виды пре­зен­таций, психологические приемы, коммуникативные технологии

    33. Виды и социальная ответственность предпринимательских организаций.

    34. Плюсы и минусы социально ответст­венной политики.

    35. Этические нормы деятельности организаций и повы­ше­ние их этического уровня.

    36. Этика создания, функционирования и лик­ви­дации организации, этические нарушения в процессе функциониро­вания организации.

    37. Составные части корпоративной культуры.

    38. Экономические и социаль­ные функции корпораций: обеспече­ние качества и безопасности продук­тов, производства, окружающей среды.

    39. Социальный контроль внутри корпорации и над ней со стороны общества.

    40. Понятие управления, этические аспекты управленческой деятельности.

    41. Этическое поведение внутри корпорации.

    42. Виды и типы внутрикорпоративных отношений.

    43. Корпоративные этические кодексы и эффективность производства.

    44. Государственное учреждение как корпорация.

    45. Внутрикорпоративные противоречия и проблемы.

    46. Защита интеллектуальной собственности, раскрытие корпоративной информа­ции и сделки с использованием внутрифирменной конфиденциаль­ной информации.

    47. Информационные технологии и этика. Имидж и репутация фирмы.

    48. Этические принципы рекламной деятельности.

    49. Феномен лидерства.

    50. Теории лидер­ства.

    51. Лидер и руководитель.

    52. Стили руководства.

    53. Нормы этического поведения руководителя.

    54. Качества руководителя как личности.

    55. Виды и модели отношений и поведения между руководителем и подчиненными.

    56. Производственный коллектив как система, его функции и этапы развития.

    57. Характер межличностных отношений в служебном коллективе.

    58. Соотношение индивидуального и коллективного начал.

    59. Морально-психологический климат коллектива и его влияние на результаты дея­тель­ности.

    60. Способы регулирования отношений в коллективе.

    61. Понятие команды, специфика работы в команде.

    62. Гражданские права и сво­боды на рабочем месте.

    63. Права и обязанности служащих.

    64. Лояльность и повиновение фирме и руководи­телю.

    65. Кадровая политика и проце­дуры.

    66. Идеальный работник.

    67. Спорные вопросы, конфликты и про­тиворечия на рабочем месте.

    68. Виды, причины и методы разрешения кон­фликтов.

    69. Общение в конфликтных ситуациях.

    70. Факторы, способствую­щие возникновению и разрешению конфликтов.

    71. Управление конфликта­ми и стрессами.

    72. Разделение труда и взаимные услуги на работе.

    73. Исполь­зование служебного положения в личных целях.

    74. Виды дискриминации на рабочем месте.

    75. Гендерные кон­фликты и аспекты поведения.

    76. Этикет, ритуал, церемонии, нормы и принципы поведения.

    77. Виды и значе­ние этикета для развития общества, его история и роль в культуре.

    78. Основные этапы развития этикета в западноевропейском обществе.

    79. Профессиональный этикет.

    80. Станов­ле­ние делового этикета.

    81. Современ­ное отношение к этикету.

    82. Соотноше­ние деловой этики и делового этике­та.

    83. Этикет как форма коммуникации.

    84. Внешность и дресс-код.

    85. Деловой этикет как форма профессиональной коммуникации.

    86. Гендерные аспекты делового этикета.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: