NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа учебной дисциплины информатика для специальностей среднего


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тамбовский политехнический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ИНФОРМАТИКА



для специальностей среднего

профессионального образования

190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


190701 «Организация перевозок и управление

на транспорте»

Составлена на 2009-2010 учебный год

2009 год



Рассмотрена и рекомендована

предметно-цикловой комиссией

общеобразовательных естественно-научных и математических дисциплин
Председатель ___________________

Протокол №_____ от ____________ г.


Утверждена

Приказом директора ФГОУ СПО «ТПТ» № _______
от «_____» _______________


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов по специальностям 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте».

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» составлена в соответствии с:

  • «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180);

  • Примерной программой учебной дисциплины «Информатика», автор кандидат педагогических наук, доцент Цветкова М.С., одобренной и рекомендованной ФГОУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования профильного уровня.


При освоение специальностей СПО 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте» (технический профиль) информатика изучается как базовый учебный предмет в объеме 117 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.

При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

В программе курсивом выделен материал для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей.

Изучив курс информатики, студенты должны:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • распознавать информационные процессы в различных системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Формами организации учебного процесса являются: урок, лекция и практическое занятие. Текущий контроль знаний и умений проводится в форме индивидуальных проектов, устного опроса, компьютерного тестирования.

По изучению дисциплины итоговая аттестация обучающихся проводится в форме зачета.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самост. работа

Всего

В том числе практ. занят.

1

2

3

4

5

Введение

1

1

-

-

Раздел 1. Информационная деятельность человека

10

8

4

2

Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества.

5

4

2

1

Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств.

5

4

2

1

Раздел 2. Информация и информационные процессы

42

32

20

10

Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации.

9

7

4

2

Тема 2.2. Основные информационные процессы

28

21

13

7

Тема 2.3. Управление процессами.

5

4

3

1

Раздел 3. Средства ИКТ

29

22

12

7

Тема 3.1. Архитектура компьютера

16

12

8

4

Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть

7

5

2

2

Тема 3.3. Безопасность. Защита информации.

6

5

2

1




Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самост. работа

Всего

В том числе практ. занят.

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

43

32

22

11

Тема 4.1. Понятие об информационных системах

2

1

-

1

Тема 4.2. Возможности настольных издательских систем

9

7

6

2

Тема 4.3. Возможности динамических таблиц

9

7

4

2

Тема 4.4. Представление об организации баз данных и СУБД

12

9

6

3

Тема 4.5. Представление о программных средах компьютерной графики

11

8

6

3

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

29

22

12

7

Тема 5.1. Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий

17

13

6

4

Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечение

12

9

6

3

Итого

154

117

70

37

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Раздел 1. Информационная деятельность человека
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Практикум. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.

Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.
Студент должен знать:

  • этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Студент должен уметь:

  • использовать образовательные информационные ресурсы для получения необходимой информации;

  • производить инсталляцию программного обеспечения;

  • использовать программное обеспечение;

  • обновлять программное обеспечение.


Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека.

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Практикум. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
Студент должен знать:

  • правовые нормы, относящиеся к информации;

  • правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения;

  • критерии свободного программного обеспечения.

Студент должен уметь:

  • перечислять виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности;

  • использовать сеть Интернет для обновления лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения.


Раздел 2. Информация и информационные процессы
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации.

Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.

Практикум. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.
Студент должен знать:

  • различные виды информационных объектов;

  • преимущества представления различной информации в цифровом виде;

  • разрешающую способность экрана и глубину цвета;

  • глубину кодирования и частоту дискретизации звука

  • различные системы счисления.

Студент должен уметь:

  • рассчитывать необходимый объем видеопамяти для графического режима;

  • рассчитывать информационный объем стерео-аудиофайла;

  • записывать звуковой файл;

  • представлять информацию в различных системах счисления.


Тема 2.2. Основные информационные процессы.

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.

Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.

Практикум. Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.

Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.

Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.

Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.

Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.

Студент должен знать:

  • процессы обработки, хранения, поиска и передачи информации с помощью компьютера;

  • принципы обработки информации компьютером;

  • базовые логические элементы, сумматор, триггер;

  • понятие алгоритма;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • способы описания алгоритмов;

  • примеры компьютерных моделей различных процессов;

  • виды цифровых носителей и их объемы;

  • единицы измерения пропускной способности;

  • различные типы соединительных кабелей;

  • единицы измерения скорости передачи данных.

Студент должен уметь:

  • тестировать готовую программу на ПК;

  • проводить исследования на основе использования готовой компьютерной модели;

  • создавать и извлекать данные из архива;

  • производить запись информации на различные виды носителей;

  • использовать поисковые системы;

  • подключать модем;

  • создавать ящик электронной почты;

  • формировать адресную книгу.


Тема 2.3. Управление процессами.

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

Практикум. АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

Студент должен иметь представление о:

  • структуре и составе автоматизированных систем управления;

  • автоматизированном рабочем месте;

  • информационном хранилище;

  • системах автоматизации документооборота;

  • геоинформационных системах;

  • системах автоматизированного проектирования;

  • автоматизированных системах научных исследований;

  • различные виды оборудования с числовым программным управлением.

Студент должен уметь:

  • применять АСУ различного назначения на практике.


Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
Тема 3.1. Архитектура компьютеров.

Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.

Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.

Практикум. Операционная система. Графический интерфейс пользователя.

Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Студент должен знать:

  • основные характеристики компьютеров;

  • периферийное оборудование компьютера;

  • виды программного обеспечения компьютеров;

  • комплектации компьютерного рабочего места.

Студент должен уметь:

  • работать в ОС Windows;

  • использовать внешние устройства в учебных целях;

  • производить подключение и настройку внешних устройств к компьютеру.


Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть.

Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.

Практикум. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети.
Студент должен знать:

  • функции компьютерных сетей;

  • архитектурный принцип построения сетей "клиент – сервер";

  • уровни компьютерной сети, согласно модели ISO/OSI;

  • программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей.

Студент должен уметь:

  • подключать компьютер к сети;

  • определять, сколько и какого типа элементов входят в сеть;

  • определять, какие ресурсы рабочей станции доступны для работы в сети;

  • создавать гиперссылки на документы, расположенные на других рабочих станциях локальной сети;

  • администрировать локальную компьютерную сеть.


Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Защита информации, антивирусная защита.

Практикум. Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
Студент должен знать:

  • правила по технике безопасности, правила гигиены;

  • эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту;

  • средства защиты информации: технические, программные, организационные;

  • способы защиты: физические, законодательные, криптографическое закрытие, управление доступом;

  • признаки заражения компьютера вредоносной программой;

  • виды компьютерных вирусов.

Студент должен уметь:

  • действовать при заражении компьютера вирусом;

  • производить антивирусную защиту;

  • устанавливать защиту доступа к компьютеру;

  • устанавливать защиту программ от нелегального копирования и использования;

  • устанавливать защиту данных на дисках;

  • устанавливать защиту информации в Интернете.


Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Информационные системы и автоматизация информационных процессов.
Студент должен знать:

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: