NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа учебной дисциплины культура речи и деловое общение



НЕГОСДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»
Факультет мировой экономики и международной торговли
Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Разработана в соответствии с ФГОС ВПО

Рекомендуется для направления подготовки

080100.62 – «Экономика», 080200.62 «Менеджмент»
Профили подготовки

«­­Мировая экономика», «Финансы и кредит»,

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Международный менеджмент»

Для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения
Квалификация выпускника –

бакалавр экономики

бакалавр менеджмента


Москва
2013

УТВЕРЖДЕНО


на заседании Ученого Совета

ИМЭС

Протокол № 5 от 27.12.2012 г.

Данную программу разработал Никитин Валерий Николаевич к.п.н., доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин НОУ ВПО ИМЭС.

Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения.
Разработана в соответствии с ФГОС ВПО.
Обсуждена и рекомендована к утверждению

на заседании кафедры Гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

НОУ ВПО ИМЭС

Протокол № 2 от 06.12.2012 г.

Аннотация

программы учебной дисциплины

«Культура речи и деловое общение»


Дисциплина «Культура речи и деловое общение» формирует навыки владения устными и письменными коммуникациями, которые особенно важны для работы и социальной жизни менеджера.

Аннотация рабочей программы дисциплины «Культура речи и деловое общение» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Программа предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной форм, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» профилей «­­Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и изучается в вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1).

.


  1. Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины «Культура речи и деловое общение» является развитие коммуникативно-речевой компетенции, повышение культуры русской речи будущего специалиста.



Задачи освоения учебной дисциплины:

  • сформировать способность эффективного речевого поведения в ситуациях делового общения;

  • сформировать языковую рефлексию - осознанное отношение к своей и чужой речи с точки зрения нормативного, коммуникативного и этического аспектов культуры речи;

  • познакомить с основами риторики, развить навыки устного публичного выступления и ведения профессионально ориентированной дискуссии;

  1. Место дисциплины в структуре ООП:


Изучению дисциплины предшествует курсы: «Культурология», «Психология». Полученные в результате изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» знания позволяют углубить знания по дисциплинам: «Организационное поведение», «Управление человеческими ресурсами».

Дисциплина определяет подготовку экономиста и менеджера специального профиля для работы в коммерческих структурах, организациях и предприятиях госсектора экономики России.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:

ОК- 1,6,7,9,10. ПК – 14 (для экономистов)

ОК – 10, 13, 2, 3, 6, 9 (для менеджеров).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • экстралингвистические и лингвистические особенности функциональных стилей совре­мен­ного русского литературного языка;

  • особенности официально-делового стиля общения и его разновидностей;

  • особенности устной и письменной речи в сфере делового общения;

  • принципы создания устного публичного выступ­ления информативного и воздейст­вую­щего характера;

Уметь:

  • анализировать, обобщать, критически воспринимать текстовую информацию в учебно-профессиональной, научной и офици­ально-деловой сферах общения;

  • создавать и редактировать тексты профес­сионального и официально-делового назна­чения в соответствии с нормами современного русского языка и стандартами оформления деловой документации;

  • логически верно, аргументированно, ясно и точно строить деловую, научную и публицис­ти­ческую речь;

  • пользоваться словарями и справочниками;

Владеть:

  • техникой речи;

  • способами создания речевого и неречевого портрета оратора;

  • жанрами устного делового общения (беседа, телефонный разговор, деловое совещание, переговоры, презентации);

  • навыками публичной профессионально-ориентированной дискуссии.

  • нормами устной и письменной речи;

  • качествами хорошей русской речи;

  • жанрами русского речевого этикета в повсед­невном обиходе (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и др.);

Формы контроля
Текущий контроль:

  • письменные опросы по теории;

  • контрольные работы;

  • индивидуальные проекты;

  • тестирование по отдельным разделам дисциплины.


Итоговый контроль: зачёт
Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии:

Стандартные методы обучения:

  • Лекции;

  • Семинарские занятия;

  • Обсуждение рефератов и докладов;

  • Консультации преподавателя.

Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

  • Компьютерные симуляции;

  • Анализ деловых ситуаций

Объем, содержание, разделы, учебно-методическое и информационно-материальное обеспечение дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

очное

очно-заочное

заочное

Аудиторные занятия (всего)

36/1

18/0,5

9/0,25

В том числе:

Лекции


18/0,5


10/0,3


6/0,17

Семинары (практические занятия)

(в т.ч. в интерактивной форме)

18/0,5

8/0,2

3/0,08

Самостоятельная работа (всего)

72/2

90/2,5

99/2,75

В том числе:

Самостоятельная работа


54/1,5


82/2,3


91/2,55

Выполнение домашних заданий

18/0,5

8/0,2

8/0,2

Вид итоговой аттестации

зачет

зачет

зачет

Общая трудоемкость

108/3

108/3

108/3


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов (тем) дисциплины


№ п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Содержание раздела (темы)

1.

Актуальные проблемы речевой культуры общества

1. Норма как основная категория теории и практики культуры речи (литературный язык – основа культуры речи; понятие о языковой норме; ва­риа­тивность норм литера­тур­ного языка).

2. Коммуникативные качества речи (фактическая и смысло­вая точность, логичность речи, понятность речи, чистота речи, лексическое богатство русского языка).

3. Речевой и поведенческий этикет (специфика русского речевого этикета, связь речевого и поведенческого этикета, формулы выражения речевого этикета).

.

2.

Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации

4.Функциональные разновид­ности современного русского литературного языка: науч­ный стиль (разновид­ности научно­го стиля и качества научной речи; специфика науч­ных текстов; лексичес­кие, морфо­ло­гические и синтаксические особенности; понятие о терми­не).

5. Принципы научной комму­никации и условия ее эффек­тивности (особенности устной научной речи, научная дискус­сия, взаимодействие оратора и аудитории).

3.

Стратегии и тактики делового общения

6. Особенности официально-делового стиля речи (лингви­сти­ческие и экстралингвисти­ческие особенности, канцеля­рит).
7. Письменные формы дело­вого общения (требова­ния к оформлению реквизи­тов документов; типы доку­мен­тов; язык деловых бумаг).

8.Устные формы деловой коммуникации (жанры дело­вой коммуникации: перегово­ры, служебный телефонный разговор, межличностная де­ло­вая коммуникация).

9. Коммуникации в организа­циях и основы корпоративной культуры (формы и механиз­мы передачи корпоративной культуры; особенности рабо­ты в коллективе; профилак­тика конфликтных ситуаций; проблема лидерства)


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Организационное поведение




+

+







+

+

+

+

2.

Управление чело­ве­ческими ресур­сами




+

+

+







+

+

+

3.

Деловая комму­ни­­кация на английском языке

+




+




+

+

+




+


5,3. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий по отделениям
Очное отделение (в часах)




п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Часовой объем занятий

Лекции

Семин.

СРС

Всего

1

Актуальные проблемы речевой культуры общества

6

6

24

36

2

Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации

4

6

24

34

3

Стратегии и тактики делового общения

8

6

24

38

ИТОГО:

18

18

72

108



Очно-заочное отделение (в часах)




п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Часовой объем занятий

Лекции

Семин.

СРС

Всего

1

Актуальные проблемы речевой культуры общества

3

2

30

35

2

Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации

3

3

30

36

3

Стратегии и тактики делового общения

4

3

30

37

ИТОГО:

10

8

90

108


Заочное отделение (в часах)




п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Часовой объем занятий

Лекции

Семин.

СРС

Всего

1

Актуальные проблемы речевой культуры общества

2

1

33

36

2

Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации

2

1

33

36

3

Стратегии и тактики делового общения

2

1

33

36

ИТОГО:

6

3

99

108


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен




7. Примерная тематика рефератов:
1. История и современное состояние русского литературного языка.

    1. Заимствования в современном русском языке.

    2. Владимир Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

    3. История русской графики.

    4. Городское просторечие.

    5. Проблемы сквернословия в русском языке.

    6. Молодежный жаргон.

    7. Компьютерный жаргон..

    8. Важнейшие словари русского языка.

    9. Роль старославянизмов русского языка.

    10. Речевой этикет: история и современность.


2. Академическое красноречие.

2.1. Мастера академического красноречия (Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт и др.).

2.2. Взаимоотношения оратора и аудитории.

2.3. Типы ораторов.

2.4. Внешность оратора (поза, осанка, мимика, одежда)

2.5. Характеристика голоса оратора.

2.6. Язык жестов оратора.

2.7. «Краткое руководство к красноречию» (1747) М.В. Ломоносова.

2.8. «Опыт риторики» (1796) И.С. Рижского.

2.9. Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления.

2.10. Тренировка памяти.
3.Культура делового общения.

3.1. Национальные особенности делового общения.

3.2. Конфликт в деловом общении.

3.3. Спор как форма диалога.

3.4. Искусство вести переговоры.

3.5. Традиции парламентского красноречия в России.

3.6. Мастера судебного красноречия (П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др.)

3.7. Имидж современного российского делового человека.

3.8. История российского предпринимательства и деловая культура.

3.9. Этапы формирования официально-делового стиля русского языка.

3.10. Этикет в практике деловых отношений: исторический аспект.
Вопросы выносимые на зачёт по дисциплине:
1. Норма как основная категория теории и практики культуры речи.

  1. Коммуникативные качества речи.

3. Речевой и поведенческий этикет.

4. Функциональные разновид­ности современного русского литературного языка.

5. Принципы научной комму­никации и условия ее эффек­тивности.

6. Особенности официально-делового стиля речи.

7. Письменные формы дело­вого общения.

8. Устные формы деловой коммуникации.

9. Коммуникации в организа­циях и основы корпоративной культуры.

10. Имидж современного российского делового человека.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература


  1. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля./И.Г. Проскурякова, Р.К. Боженкова и др. — М., 2005.

  2. Мясоедов С.П. Основы кроскультурного менеджмента. М., Дело, 2012.

  3. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка) / И.Г. Проскурякова, В.В. Кудряшова и др. — СПб: СПГГИ, 2002.

  4. Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Ч. 1,2. – СПб, 2006.


б) дополнительная литература


  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика — М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. — Ростов–на-Дону: Феникс, 2006.

  3. Головкина С.Х. Овсянникова Т.Г. Школа делового общения: Справочник. – Вологда, 2006.

  4. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: Экономическая литература, 2003.

  5. Основы теории коммуникации/Под. ред. проф. М.А. Василика. М., 2007.

  6. Рогожин М.Ю. Документы делового общения. М., 2008.

  7. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи: Учебник. – М., 2008

  8. Стернин И.А. Практическая риторика. — М.: Академия, 2003.


в) программное обеспечение

Для изучения дисциплины «Культура речи и деловое общение» специфического программного обеспечения не требуется.

Требуется стандартное программное обеспечение для вывода визуальной информации и звукового сопровождения.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. – М. : "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  2. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильности русской речи: стил. словарь вариантов – М., 2004.

  3. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  4. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  5. Рабочие материалы к словарю делового русского языка / Под ред. С.А. Коваля, М.А. Сторчевого. – СПб.: Факультет филологии и искусств СпбГУ, 2007.

  6. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные экономические термины в современном русском языке. Краткий словарь-справочник. – СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005.

  7. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Евгеньевой А.П. – в 2-х тт. – М., 2003.

  8. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. – М.: "АСТ-ПРЕСС", 2008.

  9. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия. / Скляревская Г.А. – М., 2005.

  10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт. – М., 2004.


Рекомендуется обращение студентов к общедоступ­ным информационным ресурсам:

Национальный корпус русского языка: http./www.ruscorpora.ru/

Полнотекстовая библиотека по гуманитарным дисциплинам: http://www.gumer.info/

Справочно-информационный портал «Грамота.ру» – русский язык для всех: http.//www.gramota.ru/

Электронная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекции и практические занятия по дисциплине «Культура речи и деловое общение» проводятся в аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудо­ванием.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина «Культура речи и деловое общение» может быть включена в модуль базовых общеобразовательных дисциплин, так как обеспечи­вает формирование умений и навыков (см. раздел 3), необходимых при изучении всех дисциплин по данному направлению.

При необходимости в рамках дисциплины могут быть выделены три модуля, соответствующие основным разделам курса: 1. Актуальные проблемы речевой культуры общества, 2. Письменные и устные формы учебно-научной коммуникации, 3. Стратегии и тактики делового общения. Возможны два модуля: 1. Академическое красноречие, 2. Культура делового общения.

Рекомендуется лекции, практические занятия и семинары по данной дисциплине сопровождать мультимедийными презентациями.

В целях развития культуры мышления, способности к самостоятельному обобщению, анализу и восприятию информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения студентам предлагаются задания по написанию реферата, тезисов доклада с последующим выступлением на семинарах.

Доклад рекомендуется сопровождать медиапрезентацией. Работа по аннотированию и рецензированию научных текстов направлена на формирование умения логически верно, аргументировано и ясно излагать и защищать собственную точку зрения в научной и деловой коммуникации.

Оценки за реферат и выступление с докладом, а также оценки за рецензию, оформление различных жанров служебных документов (резюме, заявление, служебное письмо) рассматриваются в качестве текущего контроля успеваемости студентов и учитывается при выставлении итоговой аттестации (зачёт).


страница 1


скачать

Другие похожие работы: