Работа с текстами разных жанров. Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»
Урок в рамках экспериментальной работы по технологии «Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания»
Предмет: литературное чтение
Тема: Работа с текстами разных жанров. Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок».
Учитель: Тупоносова Светлана Михайловна
Дата: 15.05.2013г.
Класс: 1
УМК «Школа России»
Учебник: Литературное чтение: Учебник 1 класс в 2-х частях. М: Просвещение. 2011.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Этап: самореализация
Тип урока: урок-практикум.
Цель: формирование представлений о дружбе как ценности человеческих отношений на основе анализа художественных произведений различных жанров.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Дружба» (Учитель записывает тему на доске в левом верхнем углу и ставит после нее тире для того, чтобы в процессе урока наполнить данное понятие содержанием, Дружба - ). А вы знаете, что такое дружба?
Учащиеся: Предлагают свои ответы, учитель, в случае, если эти ответы четко и однозначно характеризуют данное понятие, записывает их на доске.
Учитель: А как называют людей, связанных между собой дружбой?
Учащиеся: Друзья. (Учитель пишет на доске, под словом Дружба, отступив немного вниз, слово Друзья и так же ставит тире)
Учитель: А кто такие настоящие друзья, как бы вы охарактеризовали настоящего друга?
Учащиеся: Предлагают свои ответы, учитель, в случае, если эти ответы четко и однозначно характеризуют данное понятие, записывает их на доске.
Учитель: Сегодня, мы с вами прочитаем различные художественные произведения о дружбе и сравним наши представления об этом понятии с представлениями авторов данных произведений. Анализировать произведения будем с помощью таблицы, которая есть у вас в тетрадях. Сначала два произведения проанализируем вместе, а затем, вы попробуете сделать это самостоятельно.
Давайте прочтем текст №1.
Елена Стеквашова
Друзья
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Учитель: Кто автор?
Дети:Е Стеквашова
Учитель:К какому жанру относится?
Дети:Стихотворение, т.к. небольшое, написано в поэтической форме
Учитель:Тема этого произведения?
Дети: Тема этого произведения дружба.
Учитель:Что хотел донести до нас автор?
Дети:Автор хотел сказать, что настоящие друзья так не поступают.
Этапы работы над произведением
Автор рассказа | Название произведения | Жанр | Тема | Главная мысль | Дружба | Друг |
№1 Е. Стеквашова | Друзья | стихотворение | дружба | Дружба не может быть корыстной | Есть корысть, поэтому дружбой нельзя назвать | Ребят нельзя назвать друзьями |
№2 В.Осеева | Три товарища | рассказ | о дружбе | настоящий друг поможет в трудную минуту | Только у Володи и Вити | Внимательный, заботливый |
Три товарища В. Осеева
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Учитель: Кто автор?
Дети: В.Осеева
Учитель:К какому жанру относится?
Дети: Это рассказ. Потому что оно повествовательное и небольшого размера
Учитель: Какова тема этого рассказа? (Тема— это то, очём говорится в тексте. Тема объединяет предложения в текст.)
Дети: Учитель: Что хотел донести до нас автор? Какова главная мысль текста?
Дети:Настоящий друг всегда придёт на помощь
Учитель: Можно ли назвать отношения между мальчиками дружескими? Как бы вы охарактеризовали эти отношения?
Дети: Только Володя поступил как настоящий друг
Учитель: А какими показаны герои?
Дети:
Учитель: Послушайте произведения .(работа по учебнику)
Учитель читает вслух рассказ Ю. Ермолаева «Лучший друг», и стихотворение Е. Бланининой «Подарок»
Дети далее читают эти произведения в учебнике и заполняют таблицу.
Автор рассказа | Название произведения | Жанр | Тема | Главная мысль | Дружба | Друзья |
Ю.Ермолаев «Лучший д | Лучший друг | рассказ | дружба | Не каждого человека можно назвать своим другом | ненастоящая т.к. есть корысть | Не могут быть друзьями |
Е. Благинина | Подарок | стихотворение | дружба | Для лучшего друга ничего не жалко | настоящая | |
За 3-4 минуты до конца урока учитель подводит итоги.
Давайте подведем итоги нашей работы, остановитесь на том, что успели, что не успели доделаете дома.
Вы очень хорошо поработали, а теперь давайте повторим что же такое дружба? Сумеете ли вы отличить настоящую дружбу от ненастоящей?
Дети: высказываются.
Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.
Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: