Работа с текстом на уроках орксэ
Работа с текстом на уроках ОРКСЭ
Работа с текстом, чтение историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч, агиографических повествований и т.д. является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ.
Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключенную в этих текстах.
Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на достижение предусмотренных им результатов, которые, в частности, предусматривают:
• адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.
Коммуникативные умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся, включают в себя:
Коммуникативные умения
слушание
чтение
говорение
Чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов, к
использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Процесс чтения подразумевает решение целого ряда познавательных и коммуникативных задач:
понимание (общее, полное, критическое),
нахождение конкретной информации,
интерпретация содержания, и др.
Виды чтения
ознакомительное
рефлексивное
изучающее
поисковое
Основными видами чтения являются:
ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной
информации или выделение основного содержания текста;
изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной
информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение
конкретной информации, конкретного факта;
рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом
умений:
умение предвосхищать содержание предметного плана текста по
заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
понимать основную мысль текста, прогнозировать последовательность
изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
понимать назначения разных видов текстов;
сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;
переносить информацию текста в виде кратких записей;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
У педагога есть огромный выбор в организации форм работы с текстом.
Часто работа с текстом может быть коллективной работой.
Формы, методы и приёмы работы с текстом:
Составить характеристику героя;
Составить вопросы по тексту;
Продумать концовку (незаконченный текст)
Выписать существенные качества;
Нарисовать иллюстрацию к тексту;
Вставить пропущенные слова;
Сформулировать основную мысль проблему;
Высказать свое мнение по поводу прочитанного;
Преобразовать текстовый материал в графический;
Составить план, конспект;
Словарная работа (поиск нужных или непонятных слов)
Более подробно остановимся на особенностях работы с притчами на уроках ОРКСЭ, поскольку именно этот вид текстов (особенно разбор притч из сакральных текстов) представляет определенную сложность для педагогов. Но именно притча более удобна в использовании на уроке:
краткое содержание;
нет прямого указания на мораль;
интересна обучающимся.
Однако, с другой стороны, именно притча обладает, на наш взгляд, наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление.
Притча - дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Близка к басне. Универсальное явление в мировом фольклоре и литературе.
Функции притч
Функция зеркала
Функция хранения
опыта
Функция
опосредования
Функция морали
Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
Функция опосредования. Между двумя людьми ( учеником — учителем, взрослым — молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.
Вот пример притчи, которую часто учителя используют на уроках и во внеклассной работе. Данная притча содержит в себе все перечисленные функции.
«Гвозди»
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь. В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз, когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах».
Способы использования притч в учебном процессе:
Обсуждение основной идеи и смысла истории;
Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии,
изображения);
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
Выделить ключевые понятия;
Инсценировка по рассказу (истории) ;
Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
Связь содержания притч с современной жизнью;
Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной
исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли
и т.п.);
Сравнение нескольких притч;
Многообразие форм и методов работы с текстом позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: