NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рассказ: «Пример воинского долга и русского героизма»



Рассказ: «Пример воинского долга и русского героизма»

Посвящается легендарному подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Автор: Макаров

Андрей Игоревич.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» село Грузино 7 класс.

2014 год.

-1-

В память вечную…сохраняется

память о делах праведных.

(из «Священного писания»)

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Кто он, человек, которого можно назвать героем? В моем, современном понимании, это яркая личность, человек, способный создать что-то хорошее, умеющий увлечь: увлечь своими идеями, повести за собой. Но в словаре С.И.Ожегова я прочитал следующее объяснение слову «герой»: «Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги». Я хочу посвятить свой рассказ именно таким героям, поступки которых можно назвать подвигом, подвигом во имя своей Родины, великой и непобедимой России. «Путешествуя по просторам» Интернета, я случайно встретил заметку следующего содержания: «В феврале 2014 года исполилось 110 лет со дня героического подвига экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» в бою у Чемульпо (Корея) в ходе Русско-японской войны (1904 - 1905 гг.). Русские моряки вступили в бой с превосходящими силами противника, готовые умереть, но не спустить Андреевского флага, Исчерпав все боевые ресурсы, командир «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев принял решение — крейсер затопить, а «Кореец» взорвать». Я заинтересовался, познакомился с историческими материалами и понял: «О, Россия, как должно быть любили тебя эти люди, соединенные с тобой своими жизнями, и как они гордились тем, что они русские!» Наверное, только русским людям свойственен такой героизм, мужество и самопожертвование! Вглядываюсь в старые черно-белые фотографии, изображающие подвиг экипажей боевых кораблей «Варяг» и «Кореец», и перед глазами, как наяву, оживают картины событий сто десятилетней давности. Корабли, как и люди, имеют свой характер и свою судьбу. Характер корабля может быть разным: покладистым и добрым по отношению к своему экипажу, или, наоборот, − независимым, гордым и даже строптивым. Судьбы боевых кораблей тоже очень разнятся, но в отличие от судеб людей, они редко бывают заурядны. Зачастую их судьбы необычны, а иногда удивительны, загадочны и не похожи ни на что. Именно такая, ни на что не похожая судьба и выпала крейсеру «Варяг» … Вот так я представляю себе хронологию жизни «Варяга» на основе прочитанных мною документальных данных.

31 октября 1889 год. Со стапелей американского судостроительного завода "Крамп и сыновья” в Филадельфии торжественно сошел великолепный, блестящий крейсер с истинно русским именем «Варяг». Заиграл оркестр, 570 русских моряков из команды нового крейсера грянули: "Ура!”, на мгновенье заглушив даже оркестровые трубы. В своем классе он был сильнейшим и самым быстроходным кораблем в мире. Это был

-2-

четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов. Однако «Варяг» имел и ряд серьезных недостатков: очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. Эти недостатки и сказались во время боя у Чемульпо.

Утро 3 мая 1901 года. Под гром салюта с Купеческой стенки «Варяг» отдал якорь на Большом кронштадтском рейде, завершив более чем 5000-мильный переход через Атлантику. Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров.

Февраль 1902 года. «Варяг» пришёл в Порт-Артур − в то время главную военно-морскую базу в Жёлтом море.

1 марта 1903 года. Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером «Варяг».

Январь 1904 года. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» пришвартовались в нейтральном корейском порту Чемульпо (ныне Инчхонь) в распоряжении российского посольства в Сеуле.

8 февраля 1904 г. Японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились корабли Англии, Франции, Италии и США. Среди них - русские: крейсер «Варяг» и мореходная канонерская лодка «Кореец».

9 февраля 1904 года, 9-30. Всеволод Фёдорович Руднев получил ультиматум от японской эскадры: «До 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде». Это было грубым нарушением международного права. Корабли российского флота оказались в ловушке. Рассчитывать на помощь не приходилось, помощи поблизости просто не было. В.Ф. Руднев понимает, что Япония начала военные действия против России и обращается к экипажу со словами: «Никаких разговоров о сдаче не может быть − мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови». По флотской традиции моряки переоделись «в чистое». Они понимали, что живыми им не остаться, но никто не дрогнул, никто даже мысленно не оспорил приказ командира. Корабельный священник отец Михаил отслужил молебен «За дарование победы». «Жизнь - Родине, Душу - Богу, честь - никому». Такой девиз был записан в вахтенном журнале знаменитого крейсера. Наверное, эти слова сплотили воедино команду идущего в свой последний бой корабля, явились основанием бессмертного подвига русских моряков.

-3-

«Варяг» снялся с якоря и направился к выходу из залива. Рядом шел «Кореец» (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу. На бесстрашном крейсере взметнулся флажный сигнал: «Не поминайте лихом!» Экипажи кораблей иностранных держав, находившиеся в порту Чемульпо, построились на палубах, отдавали честь российским морякам, их бесстрашию и беспримерному мужеству. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — вспоминал позже командир французского крейсера «Паскаль» Виктор Сэнес. Никогда не приходилось им видеть более возвышенной и трагической сцены. На мостике "Варяга" стоял его командир, ведущий корабль на последний парад. У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русским кораблям путь в открытое море. Шесть японских крейсеров приготовились к бою. За крейсерами маячили восемь миноносцев.

9 февраля 1904 года , 11:40. На флагмане японской эскадры - крейсере «Асама», был поднят флажный сигнал с требованием сдаться. Но когда это было, чтобы русские сдавались на милость врага, сдавались без боя?! В ответ на «Варяге» взвились боевые флаги: на реях красные, а на гафелях и стеньгах андреевские, что означает: «Веду бой, открыл огонь, гружу боеприпасы».

9 февраля 1904 года , 11-45. Загремели первые выстрелы с «Асамы» − самого мощного корабля японцев. Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". На крейсере горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в страшное зрелище. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Матросы самоотверженно тушили очаги пожаров, аварийные команды заводили пластырь под крупную пробоину в подводной части левого борта. Несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец". В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались в этом бою многие матросы. Даже раненые не отходили от своих боевых постов. Грохот стоял такой, что у матросов в буквальном смысле этого слова лопались барабанные перепонки. Однофамилец командира, корабельный священник о. Михаил Руднев, несмотря на постоянную угрозу гибели, ходил по залитой кровью палубе "Варяга" и воодушевлял офицеров и матросов. Японцы стреляли фугасами разрывного действия, поэтому в телах русских находили десятки, а в одном матросе 120 осколков. Мичман Бубонин продолжает командовать, будучи раненым в обе ноги. Боцман под градом снарядов поднимает новый Андреевский флаг вместо сгоревшего. И хотя всем известная песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» на слова немца Рудольфа Грейнца, восхищенного русской доблестью, была сочинена музыкантом 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищевым, намного позже,

-4-

мне представляется, как в этом аду бесстрашные русские моряки-герои, перекрикивая грохот орудий, поют:

Наверх, вы, товарищи, все по местам, Последний парад наступает. Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает! Все вымпелы вьются и цепи гремят, Наверх якоря поднимая, Готовятся к бою орудия в ряд, На солнце зловеще сверкая! И с пристани верной мы в битву идем, Навстречу грозящей нам смерти, За Родину в море открытом умрем, Где ждут желтолицые черти! Свистит и гремит, и грохочет кругом. Гром пушек, шипенье снарядов, И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг» Подобен кромешному аду. В предсмертных мученьях трепещут тела, Гром пушек, и шум, и стенанья, И судно охвачено морем огня, Настали минуты прощанья. Прощайте, товарищи! С Богом, ура! Кипящее море под нами! Не думали, братцы, мы с вами вчера, Что нынче умрём под волнами. Не скажут ни камень, ни крест, где легли Во славу мы Русского флага, Лишь волны морские прославят одни Геройскую гибель «Варяга»!

9 февраля 1904 года , 12-05. Большинство орудий правого борта крейсера , из которых вёлся ответный огонь, оказались повреждены. «Варяг» начинает крениться на левый борт, несмотря на отчаянные попытки экипажа откачать воду, но, к удивлению японцев, «Варягу» всё же удается увеличить ход. Русские моряки показывают не только чудеса храбрости, но и военного искусства: прямые попадания в японский флагман вызывают пожар, и крейсер «Асама» вынужден выйти из боя.

9 февраля 1904 года , 12-45. Сражение закончилось. Противник не смог ни затопить, ни захватить русский крейсер. Да, это была победа русского флота! Но какой страшной ценой она далась! Вспоминает капитан Сэнэс, командир французского крейсера, поднявшийся на палубу «Варяга» сразу после боя: «Я никогда не забуду потрясающего

-5-

зрелища, представившегося мне. Палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…». Действительно, разрушено было практически все. Из 36 орудий остались более-менее целыми лишь семь. Обнаружено пять огромных пробоин. Самым серьезным повреждением было разрушение магистрали, в которой проходили все рулевые приводы. Это сделало корабль практически неуправляемым. Подсчитали потери: из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов тяжело ранены или контужены, ещё около ста человек получили лёгкие ранения). На «Корейце» потерь не было, поскольку накануне капитан приказал укоротить мачты, сбросить в море деревянные рангоуты, стеньги, что предотвратило пожар на судне и помешало японским артиллеристам точно определять расстояние и корректировать огонь. Кроме того, "Кореец" стрелял снарядами с дымным порохом и после каждого выстрела окутывался густыми клубами дыма. Во время боя «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» − 52. Растерзанный «Варяг», с пробоинами в бортах и палубе, с сильным креном на левый борт отдаёт якорь, а русские моряки уже готовятся к продолжению боя. Огнём «Варяга» «Корейца» был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера: «Асама», «Тиёда», «Такатихо» и «Нанива»; противник потерял порядка 30 человек убитыми и около 200 ранеными.

9 февраля 1904 года , 13-15. Израненный, но не побежденный "Варяг" с огромным трудом вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито .

9 февраля 1904 года , 14-00. Военный совет русских судов «Варяг» и «Кореец» соглашается с мнением командира В.Ф.Руднева: корабли уничтожить, а команды разместить на иностранных кораблях. На подошедших к борту «Варяга» шлюпках началась эвакуация раненых. Иностранные корабли приняли настоящее человеческое участие в спасении русских моряков. Для их снятия с обречённых кораблей были высланы шлюпки и катера, для оказания помощи раненым направлены военные медики. Русских раненых моряков и тех, кто не пострадал, приняли к себе на борт французский, английский и итальянский корабли. И только представитель американского военного флота не принял на борт ни одного раненого и даже не отправил своих медиков для оказания помощи нуждающимся в ней, ссылаясь на отсутствие разрешения из Вашингтона. В госпиталь Чемульпо сразу после боя поступили двадцать четыре русских матроса. Умирая от ран, они просили похоронить их на русской земле.

9 февраля 1904 года , 15-30. Открыли все клапаны и кингстоны растерзанного крейсера «Варяг».

-6-

9 февраля 1904 года , 15-40. Командир крейсера со старшим боцманом, удостоверившись еще раз, что никого на судне не осталось, последним покинул крейсер.

9 февраля 1904 года, 18-10. Непобеждённый «Варяг» перевернулся на борт, жерла его орудий в последний раз взметнулись к небу. Вскоре крейсер скрылся под водой... Он лёг на морское дно своим израненным левым бортом, словно и там собирался воевать с японской армадой последними уцелевшими орудиями правого борта. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана, разделив героическую судьбу «Варяга» за тысячи миль от родных берегов.

Начало апреля 1904 года. Русских моряков восторгом и радушием встречала Одесса.

14 апреля 1904 года. Встреча героев на площади у Курского вокзала жителями Москвы. На платформе играли полковые оркестры. Главным героям Чемульпо Рудневу и Беляеву, поднесли лавровые венки с именными приветственными надписями на бело-сине-красных лентах. Остальным офицерам подарили лавровые венки без надписей, нижним чинам букеты цветов.

16 апреля 1904 года. Торжественная встреча героев в Санкт-Петербурге. На перроне вокзала соорудили триумфальную арку, украшенную государственным гербом, флагами, якорями и георгиевскими лентами. Моряков встречали все высшие чины флота, родственники, представители армии, городской думы, земства, дворянства, а также георгиевские кавалеры и морские атташе. Невский проспект был до отказа заполнен горожанами, когда по нему торжественным маршем шли моряки. В приветственных криках толпы тонули даже звуки духовых оркестров. Экипажи "Варяга" и "Корейца" были отмечены высокими наградами: матросы награждены георгиевскими крестами, а офицеры - орденами Святого Георгия 4-й степени. Была учреждена медаль «За бой "Варяга" и "Корейца"», которой были отмечены все участники боя. При этом в числе награждённых орденом Святого Георгия оказались и лица невоенного звания: врачи, инженеры-механики.

Октябрь 1905 года. Непобеждённый крейсер поднят японцами. Их не испугали ни штормовые ветры, ни сильные течения. Подъёмные работы заняли больше года, обошлись они японской казне в миллион иен. Корабль был отремонтирован и введён в строй японского флота под названием «Сойя». Однако на корме, под японскими иероглифами, было сохранено историческое название гордого крейсера − «ВАРЯГЪ». И это недвусмысленно указывает на то, как высоко оценили потомки японских самураев героизм российских моряков, поразивших их своим бесстрашием и презрением к смерти. Японцы использовали крейсер «Сойя» не только как учебный корабль, но и как наглядный пример для воспитания своих моряков в традициях высшей самурайской доблести. Каждую новую команду кадетов или матросов-новобранцев, прибывающую на легендарный крейсер, командир выстраивал на палубе и объявлял им, что они будут

-7-

обучаться на русском корабле, отказавшемся сдаться и принявшем бой с целой японской эскадрой. Настоящая воинская доблесть и беззаветная преданность своему долгу в Японии всегда ценилась.

1911 год. Правительство России обратилось к Японии с просьбой разрешить перенос праха погибших и умерших от ран русских моряков в Россию, во Владивосток. Японцы дали согласие.

20 декабря 1911 года. Состоялось погребение останков героев крейсера «Варяг» на Морском кладбище Владивостока.

Лето 1912 года. На братской могиле во Владивостоке на народные пожертвования был установлен обелиск из серого гранита, увенчанный Георгиевским крестом. Рядом с памятником героям «Варяга» находятся могилы моряков - участников русско-японской войны.

27 марта 1916 года. Япония согласилась продать несколько русских кораблей, захваченных в качестве военных трофеев (во время Первой мировой войны Япония была союзницей России). Среди них был и крейсер «Варяг», который провёл в плену почти десять лет, и за который Россия уплатила четыре миллиона иен.

Ноябрь 1916 года. «Варяг» после долгого и небезопасного пути через Средиземное море был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана и назначен флагманским кораблем «Отряда судов обороны Кольского залива».

25 февраля 1917 года. «Варяг» снялся с якоря и взял курс на Англию. В числе пассажиров корабля были русские лётчики, направлявшиеся на стажировку к союзникам, английские и французские офицеры. Однако история сыграла злую шутку: пока крейсер был в пути, Россия перестала быть монархией.

4 марта 1917 года. Крейсер пришёл в Ливерпуль. Наутро командир объявил об отречении Николая II и о формировании Государственной думой Временного правительства. После Октябрьского переворота новое Советское правительство объявило о выходе из империалистической войны. В ответ Англия приказала задержать в своих портах все русские корабли, в числе которых оказался и «Варяг». Андреевский флаг был спущен и заменён военно-морским флагом Великобритании.

1920 год. «Варяг» продан англичанами на слом германским фирмам, но по пути к месту разбраковки он попал в шторм и наскочил на скалы близ шотландского побережья. Первоначальные попытки снять корабль оказались неудачными, и он в течение нескольких лет оставался во власти водной стихии.

Лето 1923 года. Несколько английских и германских фирм сообща пытались снять «Варяг» со скал: с помощью взрывов и газорезок отделить кормовую часть, содержавшую самый ценный отсек − машинное отделение. Но это им не удалось.

-8-

Осень 1924 года. От корабля остался перебитый пополам остов, его кормовая часть находилась под водой, а носовая была намертво заклинена скалами. В следующем году мародёры отступили, и останки легендарного крейсера упокоились на мелководье Ирландского моря.

2003 год. Состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали.

10 февраля 2004 года. В ознаменование 100-летия исторического морского сражения в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник. Мемориальная доска была установлена на здании бывшего госпиталя Красного Креста, где проходили лечение получившие ранения в ходе боя моряки крейсера «Варяг». Сам же памятник представляет собой камень с одиноко лежащей на нём бронзовой бескозыркой.

2007 год. Шотландия, округ Южный Эйршир. Открытие мемориального комплекса, посвящённого легендарному «Варягу». Место для памятника было выбрано неслучайно – именно здесь, в заливе Ферт-оф-Клайд, корабль нашёл свое последнее пристанище в 1920 году.

13 июля 2009 года. После переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, в Россию из Южной Кореи привезли реликвии, связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты хранились в запасниках Метрополитен - Музея города Инчхон.

11 ноября 2010 года. В присутствии президента Российской Федерации Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг», который до 2010 года хранился в музее города, на временное хранение в течение пяти лет с правом продления этого срока. Церемония прошла в посольстве России в Сеуле. Выступая на церемонии, президент России сказал: «Принимая сегодня гюйс с крейсера «Варяг», мы отдаем дань памяти подвигу наших моряков и, с другой стороны, стараемся показать, что в любой жизни есть место подвигу, и мы надеемся на то, что соответствующее хранение, которое будет осуществляться у нас, даст возможность молодым поколениям россиян ориентироваться также на то, что было совершено их предками много лет назад».

20 ноября 2010 года. В Кронштадт доставлена реликвия Русско-японской войны - гюйс легендарного крейсера «Варяг». Флаг был торжественно установлен в главной святыне Российского флота - Морском Никольском соборе

ЭПИЛОГ

30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера Всеволоду Федоровичу Рудневу. А далеко от Тулы в составе Тихоокеанского флота России несет свою службу гвардейский ракетный крейсер с гордым именем "Варяг". Многие

-9-

молодые туляки служат на этом современном корабле, наследнике славных боевых традиций легендарного «Варяга». Ракетный крейсер «Варяг» вооружен мощным многоцелевым ударным ракетным комплексом, который позволяет поражать надводные и наземные цели на значительном удалении. Также в его арсенале находятся реактивные бомбометные установки, торпедные аппараты и несколько артиллерийских установок различного калибра и назначения. В НАТО российские корабли такого класса образно называют «убийцами авианосцев». В феврале 2004 году новейший ракетный крейсер «Варяг», впервые посетил порт Чемульпо, место героического подвига. Стал в дрейфе в том месте, где 100 лет назад произошло героическое сражение русского крейсера с японской эскадрой. Так, кто же они, герои? Это люди, не поддавшиеся страху в смертельной опасности, люди, которые не умели сдаваться и боролись до последнего, как могли. Наконец, это люди, верящие в победу, в правоту своего дела. А еще – это люди, любившие Россию и бесстрашные в своей преданности ей. Экипажи крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» были именно такими. Их подвиг стал во всем мире великим примером воинской чести, смелости, отваги и мужества русских моряков, их готовности отдать свою жизнь во имя чести и славы России. Это они учат нас патриотизму, смелости и мужеству, всему тому, чего нам сейчас не хватает через книги, фильмы, фотографии. Это они берегли души, а не тела, чтобы обессмертить Россию. Это они возвращаются в жизнь через новые подвиги русских парней. Стоит вспомнить, что в октябре 1955 года моряки, погибающие на линкоре «Новороссийск», в последние минуты своей жизни исполняли песню «Варяг», как и 7 апреля 1989 года экипаж атомохода «Комсомолец», находясь в ледяных водах Норвежского моря . Очень обидно, что среди наших современников встречаются люди, подвергающие сомнению подвиг крейсера «Варяг». «А был ли подвиг?» - вопрошают они через средства массовой информации. Был подвиг, был! С того легендарного сражения минуло более века, но мы, русские, и сейчас испытывают чувство гордости за моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». И не только русские! И можно не сомневаться, что слава этих русских моряков не померкнет в грядущих столетиях и грядущих свершениях.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: