NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рассмотрено


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО ЕМЦ

Протокол №___ от ________

_________________________

Руководитель МО ЕМЦ

_________________________

Л.С. Чемоданова

«_____» ___________ 2013г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МКОУ «Щученская СОШ»

В.Т. Острокостова
«_____» ____________ 2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ «Щученская СОШ»

Н.М. Солошенко
«____» ____________ 2013г.



ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Метод учебных проектов на уроках информатики»


Составитель: Чемоданова Лариса Сергеевна,

учитель математики, ВКК
Срок реализации – 5 лет (2011 – 2016)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ


Ф.И.О. учителя

Чемоданова Лариса Сергеевна

Дата рождения

10.10.1968

Образование

высшее

Какое учебное заведение окончил, год окончания

Воронежский государственный университет, ф-т ПММ, математик-прикладник, 1992

Воронежский государственный университет, ф-т математический, учитель математики, 1997

Должность

учитель, Приказ №12/1-к от 22.03.2010

Преподаваемые предметы

математика

информатика

Общий трудовой стаж

27

Стаж педагогической работы

20

КК

высшая, Приказ №278-А от 24.12.2009

Сведения о повышении квалификации

Математика

02.04-25.05.2012 (Академия АЙТИ)

17.02-08.04.2009 (ВОИПКиПРО)

октябрь 2008 (ВОИПКиПРО)

14.10-20.11.2013 (ВОИПКиПРО)

Информатика - декабрь 2011 (ВОИПКиПРО)


Наличие наград, поощрений

Грамота ГУО Воронежской области, 2004

Грамота отдела образования администрации Лискинского муниципального района, 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современной дидактике под методом проектов понимается совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учителя и обучающихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Работа над выполнением программы самообразования дает мне возможность:
- обновить материал урока
- изучить метод проектов для разных тем и разных классов
- заполнить базу данных с использованием уроков по теме с проектами
- развить умение обучающихся применять данный метод для изучения новых тем

В итоге – повысить качество знаний по предмету, сформировать у обучающихся исследовательские умения, самоорганизацию своей деятельности.

Тема: Метод учебных проектов на уроках информатики

Цель:
Формировать творческую личность учащихся, используя на уроках метод проектной деятельности

Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме, а также интернет-ресурсы
2. Разработать методический комплекс материалов по использованию метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся для последующего их применения на уроках информатики
3. Применять метод проектов на уроках, в качестве закрепления пройденного материала и обобщения полученных знаний.
4. Создать интернет страницу в помощь учителям и ученикам.

Ожидаемый результат
1. Выпуск методического пособия по использованию метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся.
2. Интернет- страница (пост) в блоге в помощь учителям и ученикам вместе с комплексом разработанных материалов и полученными проектами детей.

Сроки реализации программы – 5 лет (2011 – 2016)

ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

Этапы работы

Сроки выполнения

Содержание работы

Практическая деятельность

Способ демонстрации результата

 диагностический

2011-2012

1. Изучение литературы и интернет - ресурсов по теме «Использование проектной деятельности на уроках информатики для развития творческой деятельности»

2. Прогнозирование результатов работы

1.Приобретать методическую литературу.

2. Посещать конференции учителей информатики с целью познавания опыта в области метода проектов

 

Разработка плана по созданию проектов для учеников

прогностический

2012-2014

1. Разработка методического комплекса материалов (проектов) по использованию метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся для последующего их применения

2. Практическое применение разработанных материалов (проектов) в классах

3. Корректировка методических разработок по результатам их применения на практике

1. Формирование комплекса методических материалов (проектов)

2. Использовать на уроках 8-11 классов метода групповых или индивидуальных проектов по различным разделам информатики

Методический комплекс материалов (проектов) «Журналист», «Создай свой дизайн сайта!», «Компьютерная фирма» и другие

 обобщающий

Сентябрь

2015-февраль

2016


Подведение итогов.

Оформление результатов.

 

1. Подведение итогов, получение результатов проведенной работы

2. Выпуск методического пособия по использованию метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся.

Получение результатов детских проектов, например, газеты «Наш класс» или нового дизайна школьного сайта. Презентация проектов.

 внедренческий

2014- 2015

Распространение опыта работы

1. Выступить на заседание школьного МО по теме «Использование метода проектов

на уроках информатики для развития творческой личности учащихся".

2. Дать открытый урок. 

1. Интернет- страница в помощь учителям и ученикам

2. Комплекс разработанных материалов и полученные проекты детей.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ

И РУКОВОДИТЕЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

 

Как учитель – организатор проектной деятельности я, изучив методическую литературу и осмыслив собственный опыт,  определила для себя ряд положений. Для применения метода проектов  необходимо,

во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы,  для решения которой школьнику необходимо использовать уже полученные им знания и новые, которые ему еще необходимо приобрести;

во-вторых, самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая;

в третьих,  это подведение итогов, их презентация. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми".  Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, пр.);

в четвертых,  проект должен быть структурирован. Необходимо определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе.

 В практике проектирования  можно выделить четыре основных этапа.

Исходный этап (разработка проектного задания):

  • Анализ положения: выявление проблемы, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта.

  • Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.  Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта – убедительной.

Этап разработки плана работы:

  • Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.

  • Выбор средств и методов выполнения.

  • Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.

  • Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.

  • Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей.

Реализация проекта:

  • Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.

  • Проведение исследования, выполнение расчетов и других работ по теме проекта.

  • Подготовка наглядных материалов.

  • Оформление материалов для презентации (доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.)

  • Контроль и коррекция промежуточных результатов.

Завершение проекта (презентация результатов):

  • Общественная презентация проекта.

  • Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.

  • Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.

Для успешного выполнения проекта необходимо организовать совместную деятельность участников работы на каждом этапе. Очень важная часть работы над проектом - выбор темы. Здесь могут быть варианты.

Выбор темы

УЧИТЕЛЬ

 

ОБУЧАЮЩИЕСЯ

1 вариант

отбирает возможные темы и предлагает их

обсуждают и принимают общее решение по теме

2  вариант

предлагает  совместно отобрать тему проекта

группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

3 вариант

участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

Выделение подтем  проекта

предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора,

принимает участие в обсуждении

каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую, выбирает себе роль

Педагогическая тонкость во взаимодействии учителя и ученика заключается в том, что ребёнок должен чувствовать, что  проект – это  реализация его собственных идей и замыслов, рождённых в процессе целеполагания и планирования.  Нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность, постоянно вмешиваясь,  тоже не следует.

Деятельность участников проекта может быть организована по такой схеме:

УЧИТЕЛЬ

 

ОБУЧАЮЩИЕСЯ

I. Этап разработка  проектного  задания

Формулирует

проблему проекта;

сюжетную линию;

цели и задачи.

Осуществляют

личностное присвоение проблемы;

вживание в ситуацию;

принятие, уточнение и конкретизацию целей и задач.

II. Этап разработки плана работы

Организует деятельность – предлагает

организовать группы и распределить роли;

спланировать деятельность по срокам, средствам и методам;

выбрать форму и сценарий презентации результатов, критериев оценки.

Осуществляют

разбивку на группы;

распределение ролей в группах;

планирование работы;

выбор формы и способа презентации результатов работы.

III.  Реализация проекта

Не участвует,

но консультирует по мере необходимости;

дает новые знания;

репетирует презентацию результатов проекта.

 

 

Работают активно и самостоятельно

каждый по своей роли  и сообща;

добывают недостающие знания;

готовят презентацию проекта.

IV. Завершение проекта

Принимает отчет по проекту

Обобщает и резюмирует результаты.

Подводит итоги обучения.

Оценивает общий результат и вклад каждого,  умение общаться, обосновывать

 свое мнение  и др.

Демонстрируют

понимание проблемы, цели и задач;

умение планировать и выполнять работу;

найденный способ решения проблемы;

рефлексию деятельности и результата;

дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Степень активности и самостоятельности участников проекта на разных этапах, конечно, различается в зависимости от умений и навыков проектной деятельности. Для кого-то проект может быть первым, а кто-то уже работает над вторым или третьим своим проектом. На начальном этапе использования проектного обучения,  проект выполняется при непосредственном руководстве учителя. В таком случае мы говорим об исполнительском проекте.  Но и в этом случае учитель не навязывает своего мнения, а вносит варианты для обсуждения совместных действий.  Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему и план действий, самостоятельно выполнить проект.  Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то это уже творческий проект.

Проекты дети выполняют индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Все это развивает навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. Участники проекта осваивают элементы организационной деятельности лидера или исполнителя, получая при этом социальный опыт практической деятельности.

Метод проектов  характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, развитием самостоятельности, установлением стиля общения между учителем и учеником как равноправного партнерства. Большинству учащихся такая форма работы нравится, что повышает их учебную мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

В качестве примера приведу проводимый мной в 9 классе проект "Предметный кроссворд". Тип проекта: практико-ориентированный. Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет. Планируемый результат: создание и оформление кроссворда в компьютерном варианте по теме, изучаемой в школьном курсе.  Как учитель информатики определяю цель проекта: используя навыки работы со шрифтами и таблицами,  обучающимся предстоит самостоятельно создать кроссворд в текстовом процессоре MS Word.

Проект дети выполняют два урока. В ходе проекта определяются темы вопросов для кроссворда, отбирается материал,  выполняется его анализ, составляются вопросы с ответами, создаются макеты кроссвордов на бумаге, создаются кроссворды в компьютерном варианте, при оформлении которых используются  рисунки, символы, автофигуры.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью, как ко мне, так и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую пользу, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются при объяснении своему однокласснику. После проведения презентации учащимися проводится оценка всех проектных продуктов и собственного результата.

Предполагаемый результат



Мероприятие

Класс

Срок

Примечание

1.

«Устройство ПК»

7-10

2013-2014

фильмы и презентации

2.

«История и перспектива развития вычислительной техники»

9-11

2013-2014

создание Web-страниц, Web-сайта

3.

MS Word, Power Point

5-6

2013-2014

фильмы и презентации

4.

«Информационный биатлон»

11

2014-2015

эмблема и задания

5.

Школьная электронная газета по информатике

5-11

2014-2015

Выпуск номеров

6.

«Виртуальная школа»

8-9

2015-2016

Информационный буклет

8.

Создание Web-страниц,

Web-сайта

9-11

2015-2016

Личная веб−страница ученика, портфолио

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Список литературы

1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

2. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 

3. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.

4. Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006.

Интернет-ресурсы

  • http://www.rusedu.info/Article837.html Проектная технология на уроках информатики 

  • http://www.bestreferat.ru/referat-188148.html Метод проектов и его значение при обучении информатики в начальной школе

  • http://cis.rudn.ru/document/show.action;jsessionid=4596D98DBB2F21EFA7F28207AA5B9212?document.id=1620

  • ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 
    http://ito.edu.ru/2004/Moscow/VIII/VIII-0-4576.html

  • http://babyninati.narod.ru/kollegam/proekt.htm Проектный метод на уроках информатики

страница 1


скачать

Другие похожие работы: