Разберем основные трудности, которые встречаются при переходе от неравенства к его следствию
Разберем основные трудности, которые встречаются при переходе от неравенства к его следствию.
1. Умножение на одну и ту же функцию (например, освобождение от знаменателя). Этот прием рекомендуется выполнять лишь при уверенности, что множитель сохраняет постоянный знак (для всех допустимых значений неизвестного). В противном случае лучше перенести все члены в одну часть неравенства и воспользоваться методом интервалов.
Примеры. Умножение неравенства
1)
ОДЗ: x ≥ 0
– умножение на y = x + 1 не нарушает равносильность, так как y > 0 на ОДЗ неравенства.
Дальнейшее решение – в примере 4.
2) x3 < x3 + 2x2 + 2x + 1 2x2 + 2x + 1 > 0; у квадратного трехчлена 2x2 + 2x + 1 корней нет. Ответ: x – любое число.
2. Возведение в квадрат. Рассмотрим числовое неравенство a > b. Если b ≥ 0 (тогда a > 0), то из неравенства a > b следует неравенство a2 > b2. Обратно, из неравенства a2 > b2 при дополнительных условиях b ≥ 0, a ≥ 0 следует неравенство a > b. Пусть теперь b < 0. Если при этом a ≥ 0, то неравенство a > b верно. Если же b < 0 и a < 0, то из неравенства a2 < b2 следует неравенство a > b. Верно и обратное: из неравенства a > b при соблюдении условий b < 0, a < 0 следует неравенство a2 < b2. Эти рассуждения исчерпывают все возможные случаи (их получилось три: 1) a ≥ 0 и b ≥ 0; 2) b < 0 и a ≥ 0; 3) b < 0 и a < 0).
Если неравенство имеет вид > , то его полезно рассматривать на отдельных интервалах, где сохраняет постоянный знак. Там, где ≥ 0, его можно возвести в квадрат, т. е. на этом интервале оно равносильно неравенству > 2, а там, где < 0 его и «решать не нужно»: оно верно при всех тех x из ОДЗ, для которых < 0.
3)
ОДЗ: x ≥ –2. Разбиваем ОДЗ на два интервала числом x = 0 (корнем правой части).
1) –2 ≤ x < 0
– всегда верно, так как , а x < 0.
2) x ≥ 0
x2 – x – 2 < 0 x1 = –1, x2 = 2
0 ≤ x < 2 Ответ: [–2; 2).
4) ОДЗ: x ≥ 0
При x ≥ 0 правая часть положительна. Поэтому возведение в квадрат (при сохранении неравенства x ≥ 0) не нарушает равносильность.
Корни квадратного трехчлена: x1 = 4, x2 = . Ответ: (4; +).
5) ОДЗ: x ≥ –2
Из трех комбинаций знаков остались две, так как всегда ≥ 0.
или или x [–2; 0) x [0; 2) или x [–2; 0). Ответ: [–2; 2).
3. Логарифмирование – потенцирование. Эти преобразования совершаются с помощью строго монотонных функций, поэтому следить за сохранением равносильности здесь проще – главная трудность связана с сохранением ОДЗ.
6) x2 > 4. Ответ: (–; –2) (2; +).
7) log2(x – 1) < log2(3 – x). ОДЗ: (1; 3).
x – 1 < 3 – x, x (1; 3) x < 2, x (1; 3). Ответ: (1; 2).
4. Обобщение метода интервалов
Метод интервалов основан на том, что функция, непрерывная на некотором интервале и не обращающаяся на нем в нуль, сохраняет на этом интервале постоянный знак.
Соображения непрерывности позволяют применять метод интервалов не только к произведению линейных множителей, но и к произведению любых множителей, корни которых известны.
8) Разложение на множители
Находим корни множителей.
x – 1 = 0 x = 1
x2 + x + 1 = 0 корней нет, x2 + x + 1 > 0 для всех x.
x = 4
ОДЗ: x ≥ 0
Разбиваем ОДЗ на интервалы и определяем знак произведения.
Ответ: [0; 1] [4; +).
Методом интервалов решаются прежде всего рациональные неравенства, т. е. неравенства, в одной части которых стоит рациональная дробь , где P(x) и Q(x) – многочлены, а в другой части нуль.
В принципе каждый многочлен может быть разложен в произведение линейных множителей и квадратных трехчленов, не имеющих (вещественных) корней. Квадратные трехчлены, не имеющие корней, сохраняют постоянный знак на всей числовой оси, что позволяет свести решение рационального неравенства к упомянутой выше стандартной схеме. Разумеется, разложение многочлена на линейные и квадратные множители встречает трудности как практического, так и теоретического характера, связанные с нахождение корней многочлена.
Замечание о кратных корнях многочлена
9) Рассмотрим неравенство .
Пример такого типа содержит многочлены с так называемыми кратными корнями. Поведение дроби при прохождении через эти корни различно.
1) Множитель в четной степени (x – 2)2 или (x + 1)6 всегда ≥ 0. Однако отбрасывать его нельзя – корень числителя является решением нестрогого неравенства и при его отбрасывании можно потерять решение, а корень знаменателя может попасть внутрь интервала, где оставшаяся дробь ≥ 0, и при его отбрасывании расширится ОДЗ и может появиться постороннее решение.
2) Множитель в нечетной степени типа (x + 3)3 можно заменять линейным, так как знаки (x + 3)3 и (x + 3) совпадают.
3) Квадратные множители с отрицательным дискриминантом и положительным старшим коэффициентом (типа x2 + 1) можно не учитывать.
При нанесении корней на числовую ось рекомендуется разными знаками отмечать корни числителя и знаменателя, а также внимательно следить за точкой x = 0, которая всегда отмечается как начало числовой оси, но может не быть корнем выражения и ее не надо учитывать при распределении знаков. Ответ: x ≤ –3, –2 < x < –1, –1 < x < 1, x = 2.
Разбиение на интервалы применяется не только для решения неравенств, но и для преобразований выражений (необходимых в процессе решения уравнений и неравенств), зависящих от его знака. Типичными примерами являются следующие преобразования.
1. Раскрытие модуля. Оно основано на том, что
|| = , если ≥ 0
|| = –, если ≤ 0
Поэтому, если в процессе преобразований мы хотим избавиться от модуля, нам нужно рассмотреть интервалы, на которых выражение сохраняет постоянный знак.
10) Решить неравенство
.
Находим корни выражений, стоящих под знаком модуля.
x2 – x – 2 = 0 x1 = –1, x2 = 2
x – 1 = 0 x = 1
Указываем на числовой оси знаки первого (сверху) и второго (снизу) выражений.
Решаем неравенство на каждом из четырех получившихся интервалов.
1) x ≤ –1
4x2 + 4x – 11 ≥ 0
x1 =
x2 =
Решения на этом интервале: x ≤ .
2) –1 < x ≤ 1
4x2 – 12x – 5 ≤ 0
x3 =
x4 =
Решения на этом интервале: ≤ x ≤ 1.
3) 1 < x ≤ 2
x2 + x – ≤ 0
x5 =
x6 =
Решения на третьем интервале: 1 < x ≤ .
4) x > 2
4x2 – 12x + 5 ≥ 0
x7 = , x8 =
Решения на четвертом интервале: x ≥ .
Объединяем решения.
Ответ: .
5. Извлечение квадратного корня. Если под знаком радикала стоит полный квадрат, то можно при извлечении корня воспользоваться знаком модуля ().
Пример. Извлечение квадратного корня
Замечаем, что . Определяем знак выражения на интервалах: x > 0
x < 0
На объединении первых двух интегралов получаем неравенство
x2 ≥ .
На интервале получаем неравенства x2 ≤ . Наносим все корни на числовую ось и выписываем ответ.
Ответ: .
страница 1
скачать
Другие похожие работы: