NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность


Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

В Концепции модернизации российского образования говориться, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей стоящих у истоков становления личности.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности об этом говорится в работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько).

Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова. В качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей он выделяет деятельность экспериментирования, которая и является ведущей на протяжении всего дошкольного детства.

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребёнка, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.


Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она также отвечает современным требования концепции модернизации российского образования.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды т.д.

Мною определены цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников - развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформулированного эмоционально-чувственного опыта

и задачи.

В своей деятельности я опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников.



Для реализации поставленных задач мною созданы условия в предметно-развивающей среде группы - уголок экспериментирования и мини-лаборатория с разнообразным материалом.

Мониторинг умений по поисково-экспериментальной деятельности обучающихся моей группы показал, что 55 % воспитанников имеют низкий уровень развития данных умений и 45 % - средний.

Исходя из этого, я определила тему плана по самообразованию «Развитие познавательной инициативы старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность».

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - это опыты, которые проводятся в игровой форме. Они проводятся как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Мною в совместной игровой деятельности с детьми были проведены опыты с неживой природой:

«Свойства глины»,

«Пузырьки в стакане или чем дышит человек»,


«Действие магнита»

«Сила магнита»

«Чем мы надуваем шарик?»

«Ракета»

«Цветные льдинки»

«Превращения снега» и т.д.

В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребёнок.


Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Когда в группе появились различные семена, Маша позвала к себе детей и спросила у меня: «А это что за семена? Это для нас? А что мы будем с ними делать?», так у нас появился проект «Юные овощеводы».

Во время проекта были проведены следующие опыты:

  • Проращивание семян пшеницы – овса, петрушки и укропа;

  • Выращивание лука в воде и без воды, в земле;

  • Влияние света в жизни растений на листьях герани;

  • Наблюдения за ростом корневой системы томата;

  • Вода в жизни растений.

Проблемные ситуации в ходе реализации проекта, которые заставляли детей проявлять познавательную мотивацию это - где можно посадить семена? Кто будет ухаживать за растениями? Как семена превратятся в помидоры и перец? Как на листьях вырастут кабачки?

Эксперимент проводился с двумя видами растений для сравнения и выявления причин несоответствия. Так, посадив семена растений перца и томата в специальные стаканчики, дети наблюдали за их развитием: какое семя быстрее проросло и почему, какое влияние на развитие растения оказывает человек, зависит ли рост растений от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносили в календарь. Дети фиксировали изменения, отмечали день первого появления ростка и его изменения в последующие дни.

Для того чтобы установить, почему семя томата проросло быстрее, чем семена перца мы рассматривали их через лупу, ощупывали, обнюхивали и пр. В результате дети установили: оболочка семени перца твёрдая, гладкая, не рассыпается под воздействием силы, а у томата оболочка тонкая и очень хрупкая, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя помидора прорастает быстрее.

В июне мы пересадили растения на улицу, но и здесь дети продолжали уход за ними. Дети наблюдали за ростом растений, поливали, пололи, рыхлили почву. С интересом наблюдали, как из бутончиков появляются цветочки. Какое было счастье, когда у нас появились первые плоды. Каждый день с самого утра дети обсуждали, насколько они подросли, как краснеют.

Мы настолько увлеклись своей огородной деятельностью, что не могли оставить без внимания кучу с листьями, наношенными с осени. Во время прогулки ко мне подошёл Ваня и спросил: "А что будет с этими листьями? Они так и будут лежать?" Маша сказала: «А можно мы на них посадим рассаду».

Через некоторое время на ней красовалась рассада кабачков. Дети никак не могли понять, где же на этих маленьких листиках будут расти кабачки, ведь они же большие. Каждый из них выдвигал свою версию, кто-то говорил: "Может у них вырастут какие-нибудь палки!", или " Наверно кабачки будут маленькие!" Но были и такие, которые считали: "Да ничего у нас не вырастет на куче с мусором!", другие им противоречили: "Да нет, растения вырастут, только куда же денутся листики?" Ежедневно ребята подходили к куче с листьями и наблюдали за происходящими изменениями, у них даже возникло какое-то соперничество, кто заметит что-то новое. Ребята каждый день поливали кабачки, растения с каждым днем становились всё больше и больше, листья в куче постепенно стали превращаться в перегной. Они с нетерпением ждали появления плодов и вот в середине июля у нас поспели помидоры, перец и кабачки. Сколько было радости у всех детей.

На заключительном этапе дети с огромным интересом и эмоциональным подъёмом совместно с воспитателем собрали урожай, намыли и с удовольствием съели овощи, выращенные своими руками. А из кабачков повара приготовили тушёные овощи.

Радостью сбора урожая ребята делились с детьми из других групп, родителями, педагогами.

В результате работы по развитию познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность у обучающихся моей группы сформировались способности к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения, умение анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы, предположения. Таким образом, эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребёнка.

Опытом работы по данному направлению делилась с коллегами в детском саду на августовском педсовете, в социальной сети работников образования nsportal.ru опубликована моя статья «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность», в декабрьском номере газеты «Образование info» НИРО будет опубликована методическая разработка «Развитие познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность».

В заключении, хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: "Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл".

страница 1


скачать

Другие похожие работы: