NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рефлексивная деятельность как важнейшее условие становления субъективности у младших школьников


Рефлексивная деятельность как важнейшее условие становления субъективности у младших школьников.

Затолокина Нигина Абдурасуловна

Телефон: 8 (385) 84 74 5-24

Электронный адрес: nigina-76@mail.ru

МКОУ «Рыбинская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация

Одним из существенных механизмов личностного развития выступает рефлексия, то есть самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний. Понятие это представляет собой одно из перспективных педагогических направлений и обладает мощным методологическим потенциалом, который позволяет исследовать пути сознания растущей личности. Данный материал актуален для учителей начальных классов.

«Всякий, кому предстоит делать дело, увидит,

что, прежде всего он должен познать,

что он такое и на что он способен ».

Мишель Монтень

Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Традиционная установка формирования преимущественно «знаний, умений, навыков» неприемлема сегодня при воспитании качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Становление детской самостоятельности, инициативности, способности к рефлексии понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования. Ещё в древности Сократ и Платон занимались изучением рефлексии. Платон констатировал наличие рефлексии в акте «знание знания», когда знание обращено на само себя. В наши дни изучение рефлексии по-прежнему актуально.

Что же такое рефлексия? Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении – это «разговор с самим собой», от латинского – обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает:

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребёнком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи («смогли бы сделать, если бы с нами не работал…(имя)», «какую помощь в работе оказал …(имя)».

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается другая классификация

Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности.

1. Карточки с изображением лица (грустного, весёлого); показ большого пальца вверх или вниз.

2. «Состояние моей души». В пирамиду со словами «плохо», «хорошо», «уверен в своих силах», «комфортно» школьники помещают человечка.

Рефлексия деятельности. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

1. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание - повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

2. Лесенка успеха» - нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька – мне всё удалось.

3. «Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «весёлое личико» в тот вагончик, который указывает на задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в вагончик, указывающий на задание , которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

4. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока (работа с буквой, фонетическая разминка, работа со схемой слова и т.д.). Перед каждым ребёнком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

5. Светофор.

6. Лист самооценки.

7. «Лист самооценки».




Узнал что-то новое

Научился


Расстроился

Получил радость


Узнал что-то новое

Ничего не понял

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

1. «Плюс – минус – интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета)

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф.

В графу «П»- «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая по мнению ученика оказалась для него ненужной, бесполезной.

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

2. «Пометки на полях» - обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать

На мой взгляд, именно в начальной школе необходимо организовать рефлексивную деятельность, так как она позволяет ученику осознать своё «Я» – свою самобытность, индивидуальность и является важнейшим условием становления субъектности у младших школьников. Она может протекать только в обстановке сопереживания, если каждый ребенок имеет возможность говорить и знает, что его настроение, мнение, планы интересны взрослым и сверстникам. Таким образом, учителю нужно выстроить учебно-воспитательный процесс, в рамках которого ребенок чувствовал бы себя свободным.

Литература


  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.

  • Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.

  • «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г

  • http://www.uchmet.ru/library/material/143944/

  • http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

страница 1


скачать

Другие похожие работы: