Региональная (социально-экономическая) политика государства
23. Наднациональная региональная политика ЕС. Маастрихтский процесс и радикальная реформа региональной политики ЕС конца 80-х - начала 90-х годов
Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным, экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
А в ЕС региональная политика реализуется на наднациональном уровне, управляя пространственным развитием всего Сообщества.
Все цели- наднациональные, т.е. выражают интересы Сообщества в целом, а не только дублируют национальные интересы. Все цели объединяет понимание того, что эффективная интеграция несовместима с существованием все более отстающих регионов.
Цели рег пол ЕС:
1)региональное сближение
2)повышение региональной конкурентоспособн-ти и занятости
3)содействие сотрудничеству м-у региона и стрнами
Региональная политика набирала свой вес в деятельности ЕС по мере включения новых, разнородных стран в эту интеграционную группировку. До вступления в 1973 г. Великобритании и Ирландии только Италия была по-настоящему заинтересована в проведении общей региональной политики ЕС, имея в виду низкий уровень развития Юга страны.
До 70х годов не проводилась активная политика по сокращ-ю диспропорций развития.
Лишь когда встал вопрос о движении от таможенного союза к более глубокой экономической интеграции, заметно повысилась актуальность задачи полноценного включения в формирующийся общий рынок всей территории ЕС
Поворотным моментом для региональной политики ЕС стало вступление в Сообщество Испании и Португалии с огромными территориями невысокого уровня социально-экономического развития и дальнейшее углубление интеграции
Маастрихтские соглашения, заключенные в 1992 году в результате длительного экономического, а затем и политического сближения западноевропейских стран, свидетельствуют о завершении третьего этапа эволюции ЕЭС.
Радикальная реформа структурных фондов 1989 года (Секция гарантий Европейского фонда ориентации и гарантий в области сельского хозяйства; Европейский социальный фонд; Европейский фонд регионального развития) - были выработаны четкие принципы деятельности не только этих фондов, а, фактически, самой региональной политики. Так, эта реформа базировалась на четырех основных принципах:
* концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах;
*программный, а не проектный подход;
*партнерство на всех уровнях: от национального до местного;
*дополнительность, то есть совместное выделение средств из наднационального и национального бюджетов.
Реформа предусматривала резкое увеличение выделения финансовых средств на мероприятия региональной политики (фактически их удвоение); были выделены основные типы регионов, получающих помощь через структурные фонды. А несколько позже Маастрихтский договор предусмотрел создание нового фонда – Фонда Сплочения – специально для “подтягивания” четырех беднейших стран – Испании, Португалии, Греции и Ирландии.
В последнее время немного изменились взгляды на принципы и добавились 3 новых принципа: пропорциональности, равенства между мужчинами и женщинами, принцип недискриминации
*принцип партнерства стал пониматься более широко, включив наряду с органами власти разные организации, представляющие гражданское общество
*Принцип дополняемости был уточнен с учетом различий в уровне развития поддерживаемых стран и регионов
* принцип пропорциональности, позволивший сократить бюрократический контроль за реализацией небольших проектов, а также обеспечить более гибкий механизм оценки других программ.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: