NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Руководство для лидеров общественного служения




Руководство для лидеров общественного служения
Материалы видеосеминара

Монтэ Солин

Инструктор


Центр креативного служения

Published by the Center for Creative Ministry

for the North American Regional Office of the Adventist Development and

Relief Agency (ADRA)
Monte Sahlin

Instructor and Author
Paul Richardson

Project Director
Video Production by

Mind Over Media

Ray Tetz, Executive Producer

Jobi Pharo and Rob Pohle, Producers
Workbook

Norma Sahlin, Writer

Rob Moore, Cover Design

Hannah Henry, Lyaout

Kandra Luke, Project Manager
Additional copies can be purchased from

Center for Creative Ministry

(800) 272-4664

www.creativeministry.org

2935 Pine Lake Road, Suite J

Linkoln, NE 68516

1998, Center for Creative Ministry

Цели и задачи семинара

Цель данного семинара заключается в овладении навыками, необходимыми для инициирования и организации общественно полезной деятельности. Эти организационные навыки могут быть успешно применены в решении широкого круга задач – от точечных социальных проектов до масштабных долговременных гуманитарных программ.

В семинаре изложен процесс организации социальной деятельности и описаны управленческие средства, необходимые для разработки социальных программ для бездомных, детей из бедных районов, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и т.д. В равной степени полученные знания могут применяться при планировании общественных оздоровительных программ, семейных образовательных программ, а также программ помощи разным категориям граждан.

Что вы будете изучать:

  1. Концептуальную основу процесса социального проектирования.

  2. Библейские принципы социального служения.

  3. Как найти и пригласить к сотрудничеству союзников, партнеров, добровольцев и спонсоров.

  4. Как понимать окружающее вас общество и видеть его нужды.

  5. Как планировать и проводить важные собрания, создавать команду для совместной работы по осуществлению социальных проектов.

  6. Как разработать пошаговую программу действий.

  7. Как найти и уполномочить лидеров, способных осуществить разработанный план.

  8. Как привлечь внимание окружающего общества, задействовать влиятельных партнеров и создать коалицию для осуществления социальных программ.

  9. Как найти необходимые для осуществления проекта средства.

  10. Как засвидетельствовать обществу о Христе и Его церкви.

Этот семинар состоит из 12 разделов, каждый из которых включает в себя

50-минутную видеолекцию и несколько практических упражнений для группового или индивидуального использования.
Монтэ Солин более 30 лет занимается социальным проектированием. Еще в 1960-х годах, будучи студентом университета Ла-Сьерра, он создал Адвентистскую студенческую инициативную группу (the Adventist Collegiate Taskforce), которая позже стала Адвентистской Молодежной Комиссией (the Adventist Youth Taskforce), ныне управляемой YouthNet, Отделом работы с волонтерами Церкви АСД в Северной Америке. Он обучался по специальности «организатор общественной деятельности» и закончил административную интернатуру по правительственной программе “Война с бедностью” в 1973 г.

За эти годы Солин непосредственно сотрудничал с множеством территориальных адвентистских, иных христианских и светских организаций, которые занимались образовательной деятельностью, осуществляли программы оказания бесплатной медицинской помощи, первичной диспансеризации населения, профессионального обучения, программы для молодежи из бедных районов, поселенцев, бывших заключенных, излеченных наркоманов, алкоголиков, психически больных, организовывали приюты для бездомных, благотворительные столовые, создавали группы поддержки, классы для родителей, находящихся в стрессовых ситуациях, и семей, переживающих кризис, осуществляли проекты помощи в чрезвычайных ситуациях, занимались благоустройством города и экономическим развитием. Он преподавал социальное проектирование в Институте городской деятельности, Бостонском государственном университете и Государственном университете штата Пенсильвания.
Он руководил проектом “Внутренний город” для церквей в Калифорнии, Вашингтоне, Бостоне и Питсбурге. Он работал пастором в больших городах, пригородных общинах и небольших городках в Аппалачи, а также был руководителем Отдела общественного служения на уровне конференции и Северо-Американского Дивизиона.
В 1994 году Солин принимал участие в совещании под руководством президента США в Белом доме по вопросам взаимодействия между правительством и благотворительными организациями. В 1995 году он был удостоен награды Федерального правительства за его роль в разработке Национальной стратегии развития благотворительности. В апреле 1997 года он был приглашен для участия в Президентском саммите “Волонтерство и будущее Америки”.

Солин также является членом Национального совета бесплатных клиник, Национального совета добровольческих организаций по мониторингу общественного здоровья и благосостояния и Консультативного совета Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям. На протяжении десяти лет он работал членом Национального совета Добровольческих организаций, оказывающих помощь в бедствиях (VOAD). Из них пять лет он являлся вице-президентом и президентом национального отделения данной организации.

Часть 1: Обзор

Все, кого коснулась Божья милость, и кто ощутил сострадание Иисуса Христа, желают оказать благотворное влияние на жизнь окружающих их людей. Мы видим бездомных, беспризорных детей, бедные городские кварталы, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и мы хотим помочь им ощутить исцеляющее прикосновение Христа!

“Христос отождествляет Себя с каждым человеком… И последователи Христа не должны быть равнодушны к гибнущему миру. Их судьбы тесно переплетены с судьбами всего человечества… и каждое доброе дело… каждое дело милосердия принимается Богом как служение Ему… Спаситель отдал Свою драгоценную жизнь, чтобы создать Церковь, которая заботилась бы о скорбящих и искушаемых… Пренебрегая этим служением, многие молодые члены Церкви не идут дальше первых опытов жизни во Христе. Между тем свет, который воссиял в их сердцах, когда Иисус сказал им: “Прощаются тебе грехи твои”, они могут сохранять, только помогая нуждающимся... Любовь к человеку — это проявление Божьей любви ко всей нашей земле… Когда мы любим мир, как это делал Он, тогда мы исполняем Его завет”. (Елена Уайт “Желание веков” (стр.639-641)).

В недавнем опросе членов АСД 86% респондентов выбрали пункт: “Моя церковь должна что-то предпринять для разрешения социальных проблем в нашем обществе”, а 63% опрошенных выбрали пункт: “Я хотел бы больше узнать о таких глобальных проблемах, как голод, бедность и социальное неравенство”. В недавнем телефонном опросе, в котором участвовали члены советов поместных церквей, выяснилось, что три совета из четырех готовы финансово поддержать любого молодого человека из их общины, который хотел бы поработать один год среди бедных в больших городах Северной Америки.
Вы, наверное, задаетесь вопросом:

Что можно сделать в нашем районе?

Как инициировать проект?

Где нам найти нужные ресурсы и средства финансирования?

Как не сбавлять обороты?
Несомненно, ответы могут разниться в зависимости от конкретного случая. Но есть базовый инструментарий - набор навыков и умений, о которых вы узнаете в последующих лекциях. Цель данного семинара как раз и заключается в том, чтобы познакомить вас с основанными умениями и навыками социального проектирования.
Процесс создания и развития общественного служения

СМИ и общественные связи

Создание партнерства (коалиции)

Развитие лидерских качеств

Разработка программы

Инициативная группа

Анализ нужд

Построение системы взаимопомощи
Основание: теология сострадания

Теология сострадания

Богословие сострадания служит основанием для всего процесса социального проектирования.

Луки 4:18-19

1 Иоанна 3:16-19

Матфея 25:31-46
Этот процесс базируется на двух ключевых концепциях:

  • Уполномочивание

  • Обучение на практике

Он создает совершенно новую парадигму для Отдела Адвентистского общественного служения (АОС).

Новая парадигма для Отдела Адвентистского общественного служения (АОС)

Основные умения:

Разработка программы

Социальное проектирование

Волонтерство

Грантовая поддержка и поиск средств финансирования

Прием и распределение

Обучение членов

Связи с СМИ
Отделения ADRA используют все имеющиеся ресурсы и опыт для того, чтобы создавать партнерства с местными церквями и территориальными общественными организациями для разрешения диагностируемых социальных проблем. Они ищут возможности для сотрудничества и оказания помощи в разработке и реализации различных программ посредством поэтапного процесса организации общественной деятельности:

  1. Определение возможностей

  2. Создание рабочей группы

  3. Анализ нужд

  4. Развитие партнерства

  5. Совместная разработка программы

  6. Поиск необходимых ресурсов


Программы:

Столовая для бедных

Приют для бездомных

Проекты в бедных кварталах

Переселение беженцев

Семейные клиники

Пропаганда здорового образа жизни

Благотворительные магазины (б/у)

Центры занятости

Обучение грамотности
Социальное проектирование – это объединение и уполномочивание людей, обеспокоенных сложившейся ситуацией, для совместной деятельности, направленной на решение социально значимых проблем и улучшение качества жизни.

Подлинная духовность ведет к состраданию. Верующие убеждены, что нельзя оставаться безучастными перед лицом таких социальных бедствий, как нищета, безработица, беспризорность, голод, злоупотребление алкоголем и наркотиками, домашнее насилие, и множества других проблем современного общества. Но то, что они делают - малоэффективно, а отсутствие значимых результатов приводит к отчаянию и ощущению беспомощности.

Например, несколько лет назад Национальная городская коалиция инициировала программу выдвижения проектных предложений жителями депрессивных районов. “Коалиция, в свою очередь, должна была представить эти предложения различным агентствам и фондам. В результате было получено огромное количество предложений, но качество большинства из них не позволяло принять их даже к рассмотрению, не говоря уже о финансировании. Хорошие идеи утонули в бесполезной риторике. На смену инновациям пришли годы пренебрежения и упадка. Эмоции затуманили цели и стремления. Практические решения были потеряны по той причине, что им не придали надлежащего вида”.

В Ресурсный центр в Сан-Антонио, Техас, поступила просьба предоставить техническую поддержку и помощь в обучении с целью доработать некоторые предложения до уровня, на котором они могли получить шансы на практическую реализацию. В своем рабочем плане сотрудники центра перечислили результаты, которых они намеревались достичь: “люди, умеющие разрабатывать программы… ресурс знаний и умений, к которому могли бы обратиться все, нуждающиеся в поддержке... способность формулировать проблемы и находить решения ... кадры из числа местных жителей, наученные распознавать проблемы, находить решения и мобилизовать необходимые ресурсы”.
Источник: “A New Approach”, Southwest Development Corporation

Процесс активизации и уполномочивания граждан для решения социальных проблем
Осмысление Действия
Осознаваемые нужды

Начальная деятельность

Более серьезные вопросы

Более существенные проекты

Изучение систем / структур

Активная поддержка

необходимых изменений

Осознание собственного соучастия

Масштабные программы

преобразования общества
Источник: Robert C. Linthicum

Библейская основа общественного служения

Послание Иакова изобилует практическими советами для организаторов общественного служения. Каждый организатор должен читать его регулярно. Ниже дано краткое изложение нескольких превосходных наставлений, предлагаемых в Послании.
Глава и стих Совет

1:2 Будьте счастливы

1:3 Упражняйтесь в терпении

1:4 Не увиливайте от проблем

1:5 Молитесь о мудрости

1:19 Много слушайте

1:19 Мало говорите

1:19 Не будьте скоры на гнев

1:22 Не только говорите, но и

действуйте

1:26 Обуздывайте свой язык

2:1 Уважайте человека независимо

от его финансового положения

2:8 Возлюби ближнего, как самого

себя

2:13 Будьте милосердны

3:1 Не спешите поучать других

3:5 Не хвастайтесь

3:13 Поступайте смиренномудренно

4:7 Покоритесь Богу

4:11 Не критикуйте и не судите

других

5:8 Надейтесь на Господа

5:12 Не клянитесь

5:13 Молитесь о себе

5:14 Молитесь о других

5:16 Признавайтесь друг перед

другом в проступках

Часть 2. Построение системы взаимопомощи

Наиболее ценным ресурсом в деле общественного служения являются люди. Бог настолько ценит человека, что умер за него! Помимо духовных благословений, люди – это ценнейший актив!
Но сотни руководителей на местах говорят:

“Никто не поможет!”

“Я буквально умолял откликнуться на нужду, но никто не отозвался!”

“Никто не хочет принимать участие!”

“Как побудить людей взяться за дело?”
Основополагающая реальность:

Человек будет готов помочь, исходя из своих возможностей и руководствуясь своими собственными соображениями, если он уверен, что его услышали и поняли.

Существует много путей, посредством которых люди смогут помочь вам в осуществлении проекта. Любой человек, будь то член общины или местный житель, может:

  1. Вызваться волонтером

  2. Оказать профессиональные услуги

  3. Стать членом совета или комитета

  4. Оказать финансовую поддержку

  5. Организовать подарки

  6. Стать молитвенным партнером

  7. Поддержать морально

  8. Навести справки

  9. Стать союзником

  10. Предоставить важную информацию

и т.д.
Концепция “системы взаимопомощи” заключается в том, что вы соединяете воедино усилия, способности и возможности всех участников, чтобы в итоге осуществлять деятельность, направленную на достижение положительных изменений в обществе.

Организация общественного служения










совет церкви (, руководитель и персонал


спонсоры и волонтеры (добровольцы)



партнеры, союзники и избиратели

Помните, человек принимает решение оказать помощь, руководствуясь своими собственными соображениями и побуждениями.

Мотивирование - это не манипуляция. Нужно уметь направить желания и стремления людей в русло созидательной деятельности.
Существенные элементы мотивации волонтеров:

  1. Чувство общности (возможность завязать дружеские отношения).

  2. Возможности для личного роста и развития.

  3. Участие в решении проблем и принятии решений.

  4. Возможность выбора того или иного вида деятельности.

  5. Четкое планирование времени.

  6. Совместная постановка целей.

  7. Регулярная обратная связь и поддержка.

  8. Значимая ориентация и обучение.


Помните, люди готовы присоединиться к проекту, если чувствуют, что их нужды и мотивы поняты. Поэтому перспективы участия в проекте лучше всего обсуждать в личной беседе. Слушание – это первый шаг:

  • Слушайте людей, чтобы показать, что вы цените их и они вам не безразличны.

  • Слушайте людей, чтобы больше узнать об их нуждах и лучше понять их побуждения.

  • Слушайте людей, чтобы завоевать их доверие и помочь им не только осознать свои собственные нужды, но и увидеть, какую пользу они могли бы принести, трудясь на благо окружающего общества.


Продолжайте слушать людей, чтобы понять, чему они научились. Навыки слушания являются ключом к успешному созданию системы взаимопомощи.

“... Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев” (Иак.1:19).

Навыки слушания привносят Божью благодать в повседневное общение. Учитесь, слушая.
Обдумывайте то, что слышите.

Обсуждайте это в группе единомышленников или со своим

консультантом.

Ведите дневник.
Существует различие между набором участников и уполномочиванием.
Навыки слушания

Вы можете говорить со скоростью 100-150 слов в минуту.

Вы можете слушать со скоростью 400-500 слов в минуту.

Разница между этими показателями называется «временным лагом» (запаздыванием).

Этот временной лаг можно использовать по-разному: и для созидания и для разрушения. Чтобы быть эффективным собеседником, нужно научиться использовать это время для формирования навыков активного слушания:
Пересказ

Изложите своими словами суть сказанного вашим собеседником.

Правильные вопросы

Задавайте открытые вопросы, основанные на том, что говорит ваш собеседник; особенно это касается незаконченных мыслей и путаных объяснений.

Проверка чувств

Проверяйте ваши догадки по поводу чувств (эмоций) вашего собеседника, откликаясь на невербальную информацию (тон голоса, телодвижения).

Описание поведения

Описывайте наблюдаемое поведение вашего собеседника (слова, тон голоса, телодвижения), не делая необоснованных предположений и не давая ему преждевременных оценок.

«Дымовая завеса»

Когда собеседник критикует вас или вашу организацию, сразу же соглашайтесь с тем, в чем он прав. Вы просто соглашаетесь с тем, с чем можете согласиться; не защищайтесь и не оправдывайтесь.

Работа с негативом

Помогите вашему оппоненту понять, что критика должна быть конструктивной; научите его быть конкретным в своих претензиях.

Слушание истории

Внимательно прислушивайтесь к тому, как собеседник рассказывает свои истории, чтобы обнаружить общие черты и повторяющиеся темы. Это поможет вам лучше понять его внутренний мир, волнующие проблемы, его борения, терзания.
Как научиться слушать

Чтобы научиться слушать, нужно пройти следующие четыре стадии:

  1. Кто-то должен описать и продемонстрировать вам на практике каждый из навыков.

  2. Вы должны практиковать эти навыки в уединении (поначалу это будет выглядеть очень забавно!).

  3. Постепенно вы начнете использовать эти навыки в беседе.

  4. Если вы будете постоянно практиковать эти навыки, их применение станет для вас естественным.

За более подробной информацией о выработке навыков активного слушания обращайтесь в Центр креативного служения.

6 шагов к успешному созданию системы взаимопомощи

Будьте готовы

Подбор людей требует тщательной подготовки. Вы должны быть готовы так объяснить ваши цели и задачи, чтобы человек смог увидеть, чем он может помочь (используйте для этого знания о его интересах, ценностях, личных качествах). На всякий случай имейте несколько запасных вариантов. Может быть, человек не готов сразу взяться за выполнение серьезной задачи (“Если ты не можешь возглавить работу по созданию информационного бюллетеня, то, может быть, поможешь с версткой?”).

После того, как вы познакомитесь с вашим потенциальным помощником, проверьте, что вы знаете об этом человеке, его (ее) интересах, опыте, предыдущей деятельности, семье, и обо всем, что поможет выявить его заинтересованность. Если это “холодный контакт” (кто-то, кого вы раньше не встречали и ничего о нем не знаете), то приготовьте несколько вопросов, которые помогут человеку раскрыться в беседе.
Легализуйтесь

Вы должны снискать доверие людей. Воспользуйтесь следующими советами:

1. Скажите, что вы из того же района (если это действительно так), предприятия, школы, принадлежите к той же этнической группе, социальному слою и т.п., и что у вас те же проблемы, что и у них. Важно показать, что вы не используете их проблемы для продвижения собственных интересов.

2. Если вы обращаетесь к человеку, скажите, что вы узнали его имя от вашего общего друга, церковного лидера или общественного деятеля из вашего района, и что вам посоветовали связаться именно с ним.

3. Упомяните других людей, которые уже согласились помочь.

Главное, что вы должны сделать при наборе персонала, это объяснить, почему участие данного человека в проекте имеет значение, и какую уникальную роль он может сыграть в этом проекте.
Слушайте

Вызовите людей на разговор, определите их интересы, узнайте, чем они озабочены, и попытайтесь достичь взаимопонимания. Если вы будете только говорить, у вас не найдется времени их выслушать. Слушая, вы получаете информацию и проявляете заботу. Вы не должны молчать, но задавать хорошие вопросы, делать важные замечания, и с помощью языка телодвижений выражать вашу заинтересованность. В этом заключается учтивость.

Внимательно прислушивайтесь к ответам. Какой была реакция вашего собеседника при упоминании имени того или иного человека? Когда вы упоминали о каком-то событии, поняли ли вы по его реакции, что он слышал о нем? Если вы чувствуете, что разговор не клеится, задайте открытый вопрос: “Как долго вы живете в этом районе?” Или спросите о детях или внуках.

Очень важно при активном слушании отмечать, какими способностями обладает собеседник, какие у него могут быть полезные контакты, социальные связи, интересы и т.д.
Побуждайте

Вы должны так побуждать людей, чтобы им захотелось что-то сделать для общества. Вы не должны никого оскорблять или быть назойливыми, но и не должны безучастно выслушивать извинения и оправдания тех, кто не желает помогать.

Когда кто-то говорит: “Поймите, мне не нравится, что газопровод будут вести именно здесь, но если больше негде, то нам придется принять этот вариант. Это же прогресс!”, - вы скажите в ответ: “Да, но первоначально эта труба должна была проходить по пустующему участку, который, как выяснилось, принадлежит богатому спонсору сенатора Джонса, который по наущению друга-спонсора заставил газовую компанию перенести ее на нашу территорию. И этот миллионер не считал, что это прогресс. А он знает больше нашего. Вот вырезка из газеты, в которой все написано”. Люди готовы действовать, когда сталкиваются с несправедливостью. А в данном случае с людьми поступили нечестно.

Набирая учителей для детей из малообеспеченных семей, вы могли бы отметить: “Если вы не научите этого ребенка читать сейчас, однажды он может похлопать вас по плечу, когда вы будете стоять у банкомата. Дети, которые научились читать в начальной школе, имеют больше шансов не пополнить ряды преступности в будущем”.
Получите согласие

Не оставляйте тему открытой. Заручитесь поддержкой. Попытайтесь привязать нужды организации к способностям и интересам потенциальных участников проекта. Если вы не достигли соглашения, назначьте следующую встречу, когда человек будет готов сказать вам о своем решении. Если вам удалось договориться, оговорите конкретно, что и когда должно быть сделано. Зафиксируйте это на бумаге. Отметьте, когда нужно будет напомнить волонтеру о намеченных планах. Расскажите, что будет дальше, кто должен позвонить, кто подготовит необходимые материалы и т.д.
Выполняйте то, что было запланировано

Ничто так не впечатляет, как последовательное и своевременное выполнение намеченного плана. Убедитесь, что созданы структуры и механизмы, позволяющие держать постоянную связь с волонтерами и своевременно передавать им нужную информацию. Когда ваши волонтеры приходят на собрание или мероприятие, обязательно поприветствуйте их и представьте друг другу. Нет ничего хуже, чем когда вы прикладываете колоссальные усилия, чтобы пригласить людей к сотрудничеству, а потом ими пренебрегаете.
Как удержать волонтеров

Создание сети взаимопомощи должно подкрепляться организационным планом с ясными целями и четкими ожиданиями. Для этого необходимы обучение и контроль. Перед тем как приступить к работе, выделите время, чтобы объяснить волонтерам важность задания и то, как оно встраивается в более масштабные цели и планы проекта. Не допускайте, чтобы у людей создалось впечатление, что вы тратите их время попусту, или что вы не особо в них нуждаетесь. Будьте готовы предложить разную работу. Позаботьтесь, чтобы во время выполнения задания волонтеры могли подкрепиться. Отмечайте дни рождения. Предоставьте возможность продвижения в организации тем, кто этого желает, и не подстегивайте тех, кто удовлетворен своим уровнем. Разработайте гибкий график (пусть у волонтеров будет возможность трудиться в разное время дня). Не изменяйте график, чтобы волонтеры могли планировать свое участие заранее. Благодарите людей и отмечайте их достижения. Не обижайтесь, если они уходят домой. Одним словом, сделайте вечер в офисе более интересным, чем дома у экрана телевизора.
Дело мастера боится

При обучении мы часто проводим ролевые игры. Пусть ваш персонал и лидеры попрактикуются в своем кругу. Хорошо поработайте над началом беседы, так как труднее всего начать разговор. Не забывайте, большинство бесед начинаются с погоды, спорта, детей или других повседневных тем. Приготовьте ответы на типичные вопросы, которые вам могут задать. Если вы не можете адекватно изложить задачи и цели проекта в ролевой игре, то у вас налицо организационная проблема, потому что ваши программы, решения или стратегии не достаточно понятны, чтобы привлечь внимание потенциальных помощников.

Создание системы взаимопомощи и налаживание контактов являются жизненной силой для любой организации. Без этого у организации нет будущего. Растущие, процветающие организации должны обучать руководителей и персонал, как привлекать помощников, и встраивать стратегии рекрутинга в свою повседневную деятельность.


страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.