NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Руководство по качеству Условное обозначение : рк 2009 Соответствует гост р исо 9001-2008, гост р 52614. 2-2006


ГОУ СПО ТО «Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса»

Наименование документа: Руководство по качеству


Условное обозначение: РК- 2009

Соответствует ГОСТ Р ИСО 9001-2008, ГОСТ Р 52614.2-2006

(п. 4.2.2)

Дата введения

Редакция №1

Изменение №0


Лист из





СИСТЕМА

МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА




ГОСТ Р ИСО 9001-2008

ГОСТ Р 52614.2-2006

РК-2009

Руководство по качеству

СОДЕРЖАНИЕ





Вводная часть…………………………………………………………..

3

1

Область применения…………………………………………………...

4

1.1

Общие положения……………………………………………………..

4

1.2

Исключения…………………………………………………………….

4

2

Нормативные ссылки………………………………………………….

4

3

Определения, обозначения, сокращения……………………………..

5

4

Система менеджмента качества ТКПТС……………….

5

4.1

Общие требования……………………………………………………..

5

4.2

Требования к документации…………………………………………..

7

5

Ответственность руководства…………………………………………

8

5.1

Обязательства руководства……………………………………………

8

5.2

Ориентация на потребителя…………………………………………...

9

5.3

Политика в области качества………………………………………….

9

5.4

Планирование…………………………………………………………..

9

5.5

Ответственность, полномочия и обмен информацией………………

10

5.6

Анализ со стороны руководства………………………………………

11

6

Менеджмент ресурсов…………………………………………………

12

6.1

Обеспечение ресурсами……………………………………………….

12

6.2

Человеческие ресурсы…………………………………………………

13

6.3

Инфраструктура………………………………………………………..

14

6.4

Профессионально-образовательная и социально-бытовая среда..…

14

7

Процессы жизненного цикла образовательных услуг..……………..

15

7.1

Планирование процессов жизненного цикла образовательных услуг…...

15

7.2

Процессы, связанные с потребителями………………………………

15

7.3

Разработка образовательных программ..……………………………

16

7.4

Производство и обслуживание………………………………………..

19

7.5

Управление устройствами для мониторинга и измерений………….

21

8

Измерение, анализ и улучшение……………………………………...

21

8.1

Общие положения……………………………………………………...

21

8.2

Мониторинг и измерение……………………………………………...

21

8.3

Управление несоответствующей услугой……………………………

24

8.4

Анализ данных…………………………………………………………

25

8.5

Улучшение……………………………………………………………...

26

9

Приложение А. Процессная схема……………………………………

28

10

Приложение Б. Перечень документов СМК…………………………

29

11

Приложение В. Политика и цели в области качества……………….

30

12

Приложение Г. Организационная структура ТКПТС………..

32


Вводная часть
Нашему колледжу уже 22 года. Началась история в 1987 году с открытия «Профессионально-технического училища» №37 для нужд Министерства Обороны и промышленности г. Тулы.

Первые выпускники училища отлично зарекомендовали себя как профессионалы и мастера своего дела. Такие предприятия, как обувное объединение «Заря» и кондитерская фабрика «Ясная Поляна», сделали заказ по подготовке специалистов. А выпускники повара, кондитеры, швейники разъезжались в военные гарнизоны по всему Советскому Союзу. В 1991г. училище было преобразовано в Лицей. Круг специальностей расширился. В 1995г. лицей, объединившись с Тульским филиалом Калужского заочного техникума торговли, стал колледжем и открыл двери для студентов по 17 специальностям.

Почему стал возможен такой успех? Конечно благодаря замечательным педагогам! Дружный, творческий и профессиональный коллектив возглавляет со дня основания колледжа директор, Савушкин Николай Николаевич, заслуженный учитель профтехобразования, кандидат педагогических наук.
Адрес ГОУ СПО ТО ТКПТС:

г.Тула, ул. Чмутова, д.1-в

Телефон 55-41-44

E-mail: tkptis@yandex.ru


1 Область применения
1.1 Общие положения

Настоящее Руководство по качеству содержит полное описание системы менеджмента качества ГОУ СПО ТО ТКПТС.

Настоящее РК распространяется на деятельность всех филиалов и представительств, сотрудников образовательного учреждения, участвующих в функционировании процессов СМК.

Система менеджмента качества образовательного учреждения разработана в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 52614.2. Действие СМК распространяется на продукцию предприятия, связанные с ней процессы, взаимоотношения с поставщиками и потребителями.

Продукцией образовательного учреждения являются образовательные услуги.
1.2 Исключения

Система менеджмента качества ТКПТС соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 52614.2.

В СМК сделано следующее допускаемое исключение:

- не производится обслуживание оказанной услуги (п.7.5), так как это не регламентировано уставом ОУ и внутренними документами

- отсутствуют процессы оказания услуги, требующие валидации (п.7.5.2), так как их результаты могут быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями.


2 Нормативные ссылки

Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании»

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту системы менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

ГОСТ Р 52614.2-2006 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в сфере образования

ИСО/ТО 10013-2007 Рекомендации по документированию системы менеджмента качества


3 Определения, обозначения, сокращения

В настоящем РК применяются термины и определения в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р 52614.2, а также следующие термины, определения и сокращения:

- владелец процесса – должностное лицо, несущее ответственность за организацию, надлежащее функционирование и результативность процесса и обладающее реальными полномочиями по распоряжению ресурсами;

- руководитель процессалицо, ответственное за текущее выполнение процесса;

- вход процесса – набор установленных требований, ресурсы, необходимые для выполнения этих требований;

- выход процесса – результаты преобразования входа (документация, услуги и др.),

- потребитель образовательной услуги – обучаемый, родители обучаемого или лица, заменяющие их, организация-работодатель (в случае заключения договора на подготовку кадров),

- заинтересованные стороны – организации-возможные работодатели, Федеральное агентство по образованию, общество в лице государства.
ГОУ – государственное образовательное учреждение;
ДП – документированная процедура;
НД - нормативная документация;
ОУ – образовательное учреждение;
РК - руководство по качеству;

СМК – система менеджмента качества.

4 Система менеджмента качества ГОУ СПО ТО ТКПТС
4.1 Общие требования

В ТКПТС разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии СМК с целью постоянного повышения ее результативности в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 52614.2.

В СМК образовательного учреждения:

а) определены процессы, необходимые для СМК (процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла услуги, включая разработку образовательных программ, организацию учебного процесса, предоставление образовательных услуг, организацию и проведение аттестации обучающихся, а также процессы мониторинга, измерения, анализа, улучшения) и их применение.

б) последовательность и взаимодействие процессов установлены в процессной схеме (приложение А).

в) условия приемки образовательной услуги определены в процессе Б-4 «Реализация образовательных программ»,

г) критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении процессами, установлены в описаниях всех процессов,

д) наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки процессов и их мониторинга, обеспечено функционированием СМК,

е) мониторинг, измерение, анализ всех процессов СМК, а также принятие мер, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов, осуществляется как на уровне каждого отдельного процесса, так и на уровне системы в целом.

Все процессы СМК находятся под постоянным управлением в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 52614.2.

Управление предоставления образовательной услуги осуществляется посредством:

- проведения анализа потребностей в образовательной услуге (процесс Б-1 «Исследование и анализ рынка труда и образовательных услуг»),

- разработки образовательных программ (процесс Б-3 «Разработка образовательных программ»),

- организации и проведения образовательного процесса, оценки и аттестации обучающихся (процессы Б-4 «Реализация образовательных программ» Б-4.1 «Воспитательная работа» Б-4.2 «Учебно-производственная деятельность»),

- повышения образовательного потенциала образовательного учреждения (процесс У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения»),

- функционирования библиотеки, мастерских, лабораторий и др. инфраструктуры (В-2 « Управление инфраструктурой», В-4 «Управление образовательной средой»).

Образовательное учреждение передало сторонним организациям следующие процессы:

а) процесс В-1 «Управление персоналом» (при обучении персонала в сторонних организациях),

б) процесс В-2 «Управление инфраструктурой», В-4 «Управление образовательной средой» (в части проведения ремонта и технического обслуживания),

в) процесс В-3 «Обеспечение безопасной жизнедеятельности» (в части осуществления мониторинга параметров профессионально-образовательной и социально-бытовой среды).
4.2 Требования к документации
4.2.1 Общие положения

Документация системы менеджмента качества ТКПТС (приложение Б) включает:

а) документально оформленную Политику и цели в области качества (приложение В),

б) настоящее РК,

в) документированные процедуры, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 52614.2,

г) документы, необходимые образовательному учреждению для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими (описания процессов);

д) записи, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 52614.2.
4.2.2 Руководство по качеству

Настоящее РК разработано с учетом рекомендации ИСО/ТО 10013, соответствует всем требованиям, предъявляемым ГОСТ Р ИСО 9001, и содержит:

а) описание области применения СМК, включая подробное описание и обоснование любых исключений (см. п.1.2 РК),

б) ссылки на документированные процедуры, разработанные для СМК,

в) описание взаимодействия между процессами СМК (приложение А).

РК поддерживается в рабочем состоянии в соответствии с требованиями документированной процедуры ДП-01 «Управление документацией».

Ответственность за разработку и внесение изменений в настоящее РК несет представитель высшего руководства по СМК.

Изменения в РК разрабатываются на основании результатов внутренних и внешних аудитов, результатов анализа СМК руководством, письменных предложений от сотрудников ОУ. Необходимость внесения изменений в РК определяется высшим руководством. Периодическая проверка РК производится высшим руководством не реже 1 раза в год в рамках проведения анализа СМК высшим руководством в соответствие с требованиями процесса У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения».
4.2.3 Управление документацией

Все документы СМК находятся под управлением в соответствии с документированной процедурой ДП-01 «Управление документацией», в которой определены методы и средства управления, предусматривающие:

а) официальное одобрение документов с точки зрения их достаточности до их выпуска,

б) анализ, актуализацию по мере необходимости и повторное официальное одобрение документов,

в) обеспечение идентификации изменений и статуса действующей в текущий момент редакции документов,

г) обеспечение наличия соответствующих редакций применяемых документов в местах их применения,

д) обеспечение сохранности документов в разборчивом и легко идентифицируемом состоянии,

е) обеспечение идентификации документов внешнего происхождения (главным образом нормативно-правовых актов), их актуализации и распределения,

ж) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и их подходящую идентификацию в случае, когда их сохраняют для каких-либо целей.
4.2.4 Управление записями

В ТКПТС определены, ведутся и сохраняются записи, указанные в описаниях процессов, для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМК.

Записи сохраняются в разборчивом, легко идентифицируемом и восстанавливаемом состоянии.

В документированной процедуре ДП-02 «Управление записями» установлены методы и средства управления, требуемые для идентификации, хранения, защиты, восстановления, установления срока хранения и изъятия записей. Перечень всех записей ОУ, в том числе обязательные в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ 52614.2, указан в ДП-02 «Управление записями».
5 Ответственность руководства
5.1 Обязательства руководства

Высшее руководство ОУ приказом от «11» февраля 2009 г. №42 приняло на себя обязательства по разработке и внедрению СМК, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:

а) доведения до сведения ОУ важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований,

б) установления политики и целей в области качества (приложение В),

в) проведения анализа со стороны руководства (процесс У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения»),

г) обеспечения наличия ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей (процессы В-1 «Управление персоналом», В-2 «Управление инфраструктурой», В-4 «Управление образовательной средой»).

При лицензировании, аттестации и аккредитации ОУ высшее руководство гарантирует выполнение законодательных и обязательных требований в профессиональных образовательных программах и процессах СМК.

5.2 Ориентация на потребителя

Высшее руководство обеспечивает определение, понимание и выполнение требований потребителей в целях повышения их удовлетворенности посредством:

а) анализа рынка (процесс Б-1 «Исследование и анализ рынка труда и образовательных услуг»),

б) анализа требований (в том числе законодательных) при разработке профессиональных образовательных программ и заключении договоров на оказание платных образовательных услуг (процессы Б-3 «Разработка образовательных программ» и Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей»),

в) оказания качественной образовательной услуги (процессы Б-4 «Реализация образовательных программ», Б-4.1 «Воспитательная работа» и Б-4.2 «Учебно-производственная деятельность»),

г) систематического мониторинга удовлетворенности потребителей (процесс Б-1 «Исследование и анализ рынка труда и образовательных услуг», Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей», Б-6 «Оценка удовлетворенности потребителей»).
5.3 Политика в области качества

Высшее руководство определило и документально оформило Политику в области качества (приложение В) и гарантирует, что она:

а) соответствует целям ОУ,

б) включает обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность СМК,

в) создает основу для установления и анализа целей в области качества,

г) доведена до сведения персонала ОУ и понятна ему,

д) анализируется на постоянную пригодность,

е) совместима с Федеральными государственными образовательными стандартами, законодательными и другими нормативно-правовыми актами.

Управление Политикой в области качества осуществляется в соответствии с требованиями процесса У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения» для управления и руководства решениями, принимаемыми персоналом, вовлеченным в постоянное улучшение образовательного процесса.
5.4 Планирование
5.4.1 Цели в области качества

Высшее руководство установило цели в области качества как на уровне организации в целом (приложение В), так и на уровне процессов СМК (описания процессов), включая цели, которые необходимы для выполнения требований к оказываемым образовательным услугам.

Цели в области качества измеримы и согласуемы с политикой в области качества.
5.4.2 Планирование разработки, внедрения и развития СМК

Высшее руководство обеспечило:

а) планирование разработки, внедрения, функционирования и улучшения СМК в целях выполнения требований, указанных в 4.1 РК, и для достижения целей в области качества,

б) сохранение целостности СМК при планировании и внедрении изменений.

СМК создавалась на основании приказа от «11» февраля 2009 г. №42: были представитель высшего руководства по СМК, группа по разработке и внедрению СМК, внутренние аудиторы. Были разработаны планы мероприятий по проведению обучения персонала требованиям ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 52614.2, разработке необходимой документации СМК с указанием сроков выполнения и ответственных исполнителей.

Анализ результативности СМК проводится на административном Совете колледжа.

Внедрение СМК проводилось в соответствии с приказом от «11» февраля 2009 г. № - 42.

Деятельность по планированию функционирования и улучшения СМК осуществляется в контролируемых условиях согласно процессу У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения» и включает планирование деятельности и ресурсов, необходимых для достижения целей.
5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией
5.5.1 Ответственность и полномочия

Высшее руководство обеспечило определение и доведение до сведения персонала ОУ ответственности и полномочий.

Ответственность и полномочия персонала ОУ установлены в трудовых договорах, должностных инструкциях персонала в соответствии с организационной структурой предприятия (приложение Г).

Должностные инструкции персональные и доводятся до сведения персонала под роспись.

Ответственность высшего руководства и персонала в области менеджмента качества установлена непосредственно во всех процессах СМК, документированных процедурах, в должностных инструкциях персонала.
5.5.2 Представитель высшего руководства

Директор приказом от «11» февраля 2009 г. №42 назначил представителем высшего руководства по СМК заместителя директора по УОП, который независимо от других обязанностей несет ответственность и имеет полномочия для:

а) обеспечения разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, необходимых для СМК,

б) представления высшему руководству отчетов о функционировании СМК и необходимости улучшений,

в) содействия распространению понимания требований потребителей по всему колледжу и поддержания связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся СМК.

Ответственность и полномочия ПВР установлены в «Положении о ПВР».
5.5.3 Внутренний обмен информацией

В ТКПТС обеспечен внутренний обмен информацией, как вертикально, так и на горизонтальном уровне, в том числе по вопросам результативности СМК посредством:

а) функционирования процесса У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения» в части информационного обмена по ключевым аспектам функционирования процессов и СМК в целом (включая результативность СМК),

б) функционирования всех процессов СМК в части текущего информационного обмена,

в) взаимодействия должностных лиц в рамках разработанных документированных процедур,

г) доведения планов подразделений до всех сотрудников колледжа.
5.6 Анализ со стороны руководства
5.6.1 Общие положения

Высшее руководство в соответствии с требованиями процесса У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения» один раз в полугодие на заседании административного совета проводит анализ СМК колледжа для обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности.

В анализ включают оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в СМК колледжа, в том числе в политике и целях в области качества, анализ основных и вспомогательных процессов, удовлетворенности потребителей, критериев оценки, результатов оценки и записей предпринятых действий по улучшению и др.

В процессе подготовки и проведения анализа СМК со стороны руководства ведутся и сохраняются следующие записи: отчет о функционировании процессов, сводный отчет о функционировании процессов СМК и план по качеству.
5.6.2 Входные данные для анализа

Входные данные для анализа со стороны руководства включают следующую информацию:

а) о результатах внешних аудитов, а также внутренних аудитов в соответствии с процессом У-2 «Внутренний аудит»,

б) об обратной связи от потребителей в соответствии с требованиями процесса Б-1 «Исследование и анализ рынка труда и образовательных услуг», Б-5 «Трудоустройство выпускников», Б-6 «Оценка удовлетворенности потребителей», (удовлетворенность потребителей, а также карьерный рост выпускников, сравнительный анализ обучения в колледже и других ОУ на основе бенчмаркинга),

в) о функционировании процессов, соответствии образовательных услуг на основании требований всех процессов СМК, об управлении образовательной услугой, несоответствующей требованиям по ДП-03 «Управление несоответствующей услугой в образовательном учреждении»,

г) о статусе корректирующих и предупреждающих действий в соответствии с ДП-04 «Анализ несоответствий, разработка и осуществление корректирующих и предупреждающих действий»,

д) о последующих действиях, вытекающих из предыдущих анализов со стороны руководства в соответствии с процессом У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения»,

е) о возможных изменениях, влияющих на СМК (в том числе рекомендациях и предложениях по улучшению СМК как от владельца, или руководителей процессов, так и от сотрудников колледжа) в соответствии с требованиями процесса У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения».
5.6.3 Выходные данные анализа

Выходные данные анализа со стороны руководства включают все решения и действия, относящиеся:

а) к повышению результативности СМК и ее процессов,

б) к улучшению оказываемых образовательных услуг по отношению к требованиям потребителей,

в) к обеспечению ресурсами.

Результаты анализа документируются в плане по качеству и доводятся до сведения соответствующих должностных лиц ОУ в соответствии с требованиями процесса У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения».


6 Менеджмент ресурсов
6.1 Обеспечение ресурсами

В колледже определены и имеются ресурсы, требуемые для:

а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК, а также постоянного повышения ее результативности;

б) повышения удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований.

Потребность в ресурсах определяется в описании каждого процесса. Обеспечение ресурсами осуществляется в соответствии с требованиями процессов В-1 «Управление персоналом», В-2 «Управление инфраструктурой», В-4 «Управление образовательной средой»

В колледже планируются ресурсы на кратко- и среднесрочный периоды.

Образовательное учреждение обеспечивает ресурсами результативный обмен информацией между педагогическими, административными работниками и потребителями за счет использования организационно-распорядительной документации и документооборота (см. ДП-01 «Управление документацией и ДП-02 «Управление записями»).
6.2 Человеческие ресурсы
6.2.1 Общие положения

В ТКПТС персонал, выполняющий работу, влияющую на качество оказываемых образовательных услуг компетентен в соответствии с полученным образованием, профессиональной подготовкой, навыками и опытом.

Уровень компетентности специалистов колледжа поддерживают с помощью:

- совершенствования содержания профессиональных образовательных программ в соответствии с научными и технологическими изменениями, происходящими в отраслях экономики, связанных с профилем подготовки рабочих кадров,

- оценки достижений обучающихся и результативности образовательного процесса, основанной на выполнении поставленных образовательных целей,

- повышения компетентности персонала (компетентность определяется на основе опыта работы, свидетельств и удостоверений о подготовке и переподготовке, стажировок, прохождения аттестации).
6.2.2 Компетентность, осведомленность, подготовка

В колледже разработан и внедрен процесс В–1 «Управление персоналом», в соответствии с требованиями которого:

а) определяется необходимая компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество оказываемых образовательных услуг, в том числе путем сравнения требований образовательных программ с текущей компетентностью персонала,

б) обеспечивается подготовка персонала или предпринимаются другие действия для удовлетворения этих потребностей,

в) оценивается результативность предпринятых мер,

г) обеспечивается осведомленность всего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества,

д) ведутся и сохраняются соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках и опыте сотрудников колледжа, а также об академической и административной компетентности штата сотрудников.

В должностных инструкциях сотрудников имеется информация о том, как компетентность, осведомленность и подготовка связаны с ответственностью персонала, полномочиями, академическими и административными действиями.
6.3 Инфраструктура

В Колледже разработан процесс В-2 «Управление инфраструктурой» В-4 «Управление образовательной средой», в соответствии с которым определена, обеспечивается и поддерживается в рабочем состоянии инфраструктура, необходимая для достижения соответствия требованиям к оказываемым образовательным услугам.

Инфраструктура включает в себя:

- здания, сооружения, рабочее пространство и прилегающую территорию, а также связанные услуги, такие как водоснабжение, электроснабжение, обеспечение газом и др.,

- учебную и методическую литературу, стандарты, наглядные пособия, материалы для обучения,

- оргтехнику и средства программного обеспечения, устройства для мониторинга и измерений, транспортные средства, учебно-производственное оборудование и инструменты, лабораторные материалы и спортивный инвентарь.
6.4 Профессионально-образовательная и социально-бытовая среда

В колледже разработан процесс В-3 «Обеспечение безопасной жизнедеятельности», в соответствии с которым создана и находится под управлением образовательная и социально-бытовая среда, необходимая для достижения соответствия требованиям к оказываемым образовательным услугам, отвечающая требованиям охраны труда и другим видам безопасности.

В процессе В-3 «Обеспечение безопасной жизнедеятельности» представлена программа анализа риска в отношении безопасности и гигиены (программа контроля параметров образовательной и социально-бытовой среды, планирование и проведение инструктажа по охране труда, пожарной и другим видам безопасности).

Учащимся колледжа, успешно выполнившим образовательную программу, выплачивается стипендия, в случае необходимости - материальная помощь.

Учащиеся из малообеспеченных семей в летний период направляются в детские оздоровительные учреждения.

7 Процессы жизненного цикла образовательных услуг
7.1 Планирование процессов жизненного цикла образовательных услуг

В колледже планируют и разрабатывают процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла образовательной услуги, согласованные с требованиями к другим процессам СМК.

При планировании процессов жизненного цикла образовательной услуги устанавливают:

а) цели в области качества и требования к образовательной услуге,

б) процессы, документы и ресурсы, необходимые для оказания образовательной услуги,

в) деятельность по верификации, валидации, мониторингу и контролю, а также критерии приемки образовательной услуги,

г) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла и оказанная образовательная услуга соответствуют требованиям.

Планирование процессов производится при проведении анализа СМК со стороны высшего руководства, результаты планирования оформляют в плане по качеству в соответствии с требованиями процесса У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения».

Целостность СМК при планировании и разработке процессов жизненного цикла обеспечивается согласованием с требованиями других процессов СМК и контролируется при проведении внутренних аудитов в соответствии с требованиями процесса У-2 «Внутренний аудит».
7.2 Процессы, связанные с потребителями
7.2.1 Определение требований, относящихся к образовательной услуге

В ТКПТС определены, разработаны и поддерживаются в рабочем состоянии процессы Б-1 «Исследование и анализ рынка труда и образовательных услуг» и Б-2 «Прием абитуриентов», Б-5 «Трудоустройство выпускников», которые определяют:

а) требования, установленные потребителем:

- организация, содержание и продолжительность образовательного процесса,

- возможность трудоустройства по завершении обучения,

- обеспечение безопасности обучающихся,

- установление взаимодействия между обучающимся, его родителями и ОУ,

- уважительное отношение персонала колледжа к потребителям,

- выполнение квалифицированным персоналом всех необходимых действий по предоставлению образовательных услуг,

б) требования, не определенные потребителем, но необходимые для оказания образовательной услуги,

в) законодательные и другие обязательные (нормативные) требования, относящиеся к образовательной услуге,

г) любые дополнительные требования, определенные ОУ.
7.2.2 Анализ требований, относящихся к образовательной услуге

До того, как ТКПТС примет на себя обязательство предоставлять образовательные услуги потребителям (до приема документов от абитуриентов или оформления договора), требования потребителей в соответствии с процессом Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей» анализируются для обеспечения уверенности в том, что:

а) требования к образовательной услуге определены,

б) расхождения между требованиями договора и ранее высказанными требованиями согласованы,

в) ОУ способно выполнить установленные требования.

В ТКПТС в рамках процесса Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей» ведутся записи результатов анализа и вытекающих из него действий (протоколы заседаний приемной комиссии и приказ о зачислении в состав учащихся колледжа).

Прием абитуриентов осуществляется на платной и бесплатной основе.

При приеме абитуриентов в колледже оформляется договор на оказание образовательных услуг. Договор утверждается у потребителя до начала оказания образовательной услуги.

Процесс Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей» обеспечивает проведение корректировки соответствующих документов и информирование персонала колледжа в случае изменения требований к образовательной услуге.
7.2.3 Связь с потребителями

В ТКПТС в рамках процессов Б-1 «Исследование и анализ рынка труда и образовательных услуг», Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей» и документированной процедуры ДП-03 «Управление несоответствующей услугой в образовательном учреждении» определены и осуществляются эффективные меры по поддержанию связи с потребителями относительно:

а) информации об оказываемых образовательных услугах,

б) прохождения запросов и договоров, включая поправки,

в) обратной связи от потребителей, включая жалобы.
7.3 Разработка образовательных программ

В колледже разрабатываются образовательные программы в соответствии с требованиями процесса Б-3 «Разработка образовательных программ».

Входными данными для разработки образовательных программ обучения является отчет об анализе требований потребителей (см. процессы Б-1 «Исследование и анализ рынка труда и образовательных услуг» и Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей») содержащий информацию:

- о любых различиях между требуемым и приобретенным уровнем профессиональных знаний, умений и навыков у обучаемых,

- о том, как эти различия могут быть сокращены или логически обоснованы при предоставлении образовательной услуги,

- об идентификации целевой группы обучающихся,

- об идентификации предупреждающих действий,

- о любых изменениях в учебной деятельности, связанных с требованиями потребителей,

- о соблюдении всех установленных требований безопасности и законодательных требований, даже если это не оговорено в договоре на обучение.
7.3.1 Планирование разработки образовательных программ

В ходе планирования разработки образовательных программ устанавливают:

а) стадии разработки;

б) проведение анализа, верификацию и валидацию, соответствующие каждой стадии разработки;

в) ответственность и полномочия в области разработки образовательных программ.

Заместители директора по соответствующим направлениям управляют взаимодействием персонала, занятого разработкой образовательных программ с целью обеспечения эффективной связи и четкого распределения ответственности. Результаты планирования, при необходимости, актуализируются по ходу разработки.

При разработке образовательных программ учитывают интересы обучающихся и других потребителей.
7.3.2 Входные данные для разработки образовательных программ

Входные данные, необходимые для разработки образовательных программ, определены в нормативной документации (см. процесс Б-3 «Разработка образовательных программ») и содержат:

- наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности,

- государственные образовательные стандарты, стандартные учебные программы,

- требования к уровню компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения,

- данные о наличии и состоянии необходимых элементов образовательной среды,

- данные о зачислении абитуриентов в состав учащихся.
7.3.3 Выходные данные разработки образовательных программ

В соответствии с процессом Б-3 «Разработка образовательных программ» выходные данные включают в себя:

- рабочие и учебные планы,

- рабочие учебные программы,

- программы производственной практики,

- календарный учебный график,

- методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии,

- контрольно-измерительные материалы.
7.3.4 Анализ разработки образовательных программ

В соответствии с процессом Б-3 «Разработка образовательных программ» и запланированными мероприятиями (п.7.3.1) проводится анализ разработки образовательных программ с целью:

а) оценивания способности результатов разработки удовлетворять требованиям;

б) выявления любых проблем и внесения предложений по необходимым действиям.

Анализ проводится на предметно-цикловой комиссии колледжа

По результатам анализа оформляется протокол заседания предметно-цикловой комиссии.

Критерий приемки образовательных программ - одобрение правильности содержания одним или более специалистом, который не участвовал в разработке программы.
7.3.5 Верификация образовательных программ

Верификация образовательных программ осуществляется в соответствии с процессом Б-3 «Разработка образовательных программ» и запланированными мероприятиями (п.7.3.1). Верификация проводится для того, чтобы удостовериться, что выходные данные разработки соответствуют входным требованиям.

Верификацию проводит директор колледжа личной подписью об утверждении образовательной программы.
7.3.6 Валидация образовательных программ

Валидация образовательных программ осуществляется в соответствии с процессом Б-3 «Разработка образовательных программ» и запланированными мероприятиями (п.7.3.1).

Валидация проводится для того, чтобы удостовериться, что полученная в результате документация соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно.

Валидация завершается до применения образовательных программ.

Валидация осуществляется при проведении аттестации колледжа.
7.3.7 Управление изменениями образовательных программ

Быстрое развитие знаний в современном мире приводит к ежегодным дополнениям образовательных программ. Актуализация образовательных программ производится в соответствии с процессом Б-3 «Разработка образовательных программ».
7.4 Производство и обслуживание
Под производством понимается процесс оказания образовательных услуг. ТКПТС не производит обслуживание оказанной образовательной услуги, о чем в п.1.2 настоящего РК сделано обоснованное исключение.
7.4.1 Управление процессом оказания образовательной услуги

В колледже планируется и оказывается образовательные услуги в управляемых условиях.

В соответствии с требованиями процессов Б-3 «Разработка образовательных программ», Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей», Б-4 «Реализация образовательных программ», Б-4.1 «Воспитательная работа», Б-4.2 «Учебно-производственная деятельность», В-4 «Управление образовательной средой» управляемые условия включают:

а) требования к образовательной услуге (п.7.2.1 РК),

б) наличие компетентного персонала в колледже (п.6.2 РК),

в) наличие подходящих и пригодных элементов профессиональной образовательной среды (п.6.3 РК),

г) наличие контрольно-измерительных материалов и устройств для мониторинга и измерений (п.7.6 РК),

д) проведение мониторинга и измерений процесса оказания образовательной услуги (п.8.2.4 РК).

В колледже создана база данных для идентификации системы обучения, включающая:

- рабочие учебные программы,

- учебники и другие издания,

- учебно-методические материалы,

- список преподавателей,

- список групп обучающихся,

- записи (отчеты) обучающихся.

7.4.2 Валидация процесса оказания образовательной услуги

Валидация процесса оказания образовательной услуги колледжа включает в себя валидацию:

- образовательных программ (см. процесс Б-3 «Разработка образовательных программ»),

- элементов образовательной среды (см. процесс В-4 «Управление образовательной средой»,

- компетентности преподавателей (см. процесс В-1 «Управление персоналом»),

- записи о результатах оказания образовательной услуги (см. процесс Б-04 «Реализация образовательных»),

- приказы о зачислении и отчислении учащихся (см. процессы Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей» и Б-4 «Реализация образовательных программ»).

Валидация проводится один раз в пять лет.
7.4.3 Идентификация и прослеживаемость

Колледж обеспечивает идентификацию и прослеживаемость используемой информации. Идентификация и прослеживаемость охватывают:

- наименование специальности (профессии)

- записи по идентификации обучающихся (в поименной книге),

- расписание занятий,

- учебники,

- элементы профессиональной образовательной среды.

Данные текущего мониторинга и успеваемости обучающихся групп идентифицированы и зарегистрированы в соответствии с требованиями процессов Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей» и Б-4 «Реализация образовательных программ».
7.4.4 Собственность потребителя

В колледже собственность потребителя обеспечена оплатой (в случае обучения на коммерческой основе), которую вносят при поступлении, при пролонгации поступления и в период обучения. Собственностью потребителя являются документы, предоставленные при поступлении, и выданные им документы об окончании ТКПТС.

В колледже проявляют заботу о собственности потребителя, когда она находится под его управлением (документы, предоставленные обучающимися, хранятся в шкафу у заведующих отделением).

Собственность потребителя идентифицируют, верифицируют, защищают от повреждения и сохраняют в соответствии с требованиями процессов Б-2 «Прием абитуриентов и слушателей» и Б-4 «Реализация образовательных программ».

В случае утери собственности потребителя, ее повреждения или обнаружения того, что она стала непригодной для использования, соответствующий заместитель директора по направлению оформляет акт по форме, представленной в ДП-02 «Управление записями», и ставит в известность потребителя.
7.4.5 Сохранение соответствия образовательной услуги

ОУ в соответствии с требованиями процессов Б-4 «Реализация образовательных программ», В-4 «Управление образовательной средой» обеспечивает сохранность учебной документации, такой как рабочие учебные планы и программы, программы производственной практики, календарные и учебные графики, учебно-методические материалы, журналы учета теоретического и производственного обучения и другие документы, а также элементы профессионально-образовательной среды.
7.5 Управление устройствами для мониторинга и измерений

ОУ определило мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять.

В соответствии с образовательной программой выполняются мониторинг и измерения результативности процесса обучения с применением контрольно-измерительных материалов (контрольные и проверочные работы, тестовые задания, задания для самостоятельной работы учащихся, письменные экзаменационные работы, квалификационные работы).

Для обеспечения соответствия измерений установленным требованиям, а также их надежности и пригодности контрольно-измерительные материалы валидированы в соответствии с процессом Б-3 «Разработка образовательных программ» при проведении аттестации колледжа.

При проведении практического обучения учащихся используют устройства для мониторинга и измерений (емкости, весы и др.). Так как результаты измерений не имеют законной силы, то средства измерений не поверяются.

8 Измерение, анализ и улучшение
8.1 Общие положения

В колледже планируются и применяются мониторинг, измерение, анализ и улучшение процессов и оказываемых образовательных услуг, необходимые для:

а) демонстрации соответствия образовательной услуги установленным требованиям,

б) обеспечения соответствия СМК установленным требованиям,

в) постоянного повышения результативности СМК.

В рамках всех процессов СМК определены и применяются соответствующие методы, в том числе статистические, представленные в ДП-05 «Применение статистических методов для анализа показателей образовательных услуг, процессов СМК и системы в целом», направленные на:

- принятие решения о значимости мониторинга или измерений,

- проведение наблюдений или измерений качественных/количественных показателей,

- преобразование полученной информации в знания.
8.2 Мониторинг и измерение
8.2.1 Удовлетворенность потребителей

В колледже проводит мониторинг информации, касающейся восприятия потребителями выполнения ОУ его требований, отношения к потребителям со стороны административного персонала и преподавательского состава. Мониторинг удовлетворенности потребителей является одним из способов измерения работы СМК.

Методы получения и использования этой информации установлены в процессе, Б-1 «Исследование и анализ рынка труда и образовательных услуг», Б-6 «Оценка удовлетворенности потребителей».

Вся полученная информация документируется и доводится до сведения высшего руководства в соответствии с требованиями процесса У-1 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения» для дальнейшего принятия корректирующих и предупреждающих действий и действий по улучшению.
8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)

В колледже в соответствии с программой проводятся внутренние аудиты, чтобы установить:

а) соответствие СМК запланированным мероприятиям (п.7.1 РК), требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р 52614.2 и требованиям к СМК, установленным ОУ,

б) результативность внедрения СМК и поддержания ее в рабочем состоянии.

Программа аудитов (проверок) разрабатывается с учетом статуса и важности процессов и областей, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, аудитируемая область, частота и методы проведения аудитов определены в процессе У-2 «Внутренний аудит». Выбор аудиторов и проведение аудитов обеспечивают объективность и беспристрастность процесса аудита. Согласно требованиям процесса У-2 «Внутренний аудит» аудиторы не проверяют свою собственную работу.

Цели внутреннего аудита СМК колледжа могут быть следующими:

- подтверждение полноты достижения образовательных целей,

- подтверждение соответствия СМК колледжа требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 52614.2,

- подтверждение достаточности ресурсов для выполнения целей в области качества,

- подтверждение соответствия деятельности персонала колледжа требованиям документации СМК (внешней и внутренней),

- подтверждение понимания, внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК колледжа,

- подтверждение соответствия документации СМК колледжа, включая записи, требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 52614.2.

Ответственность и требования к планированию и проведению аудитов, а также к отчетности о результатах и поддержанию в рабочем состоянии записей, определены в процессе У-2 «Внутренний аудит», разработанном на основании ГОСТ Р ИСО 19011.

Должностные лица, несущие ответственность за подвергаемую аудиту область деятельности, без неоправданных задержек предпринимают действия по устранению выявленных несоответствий и вызвавших их причин. По результатам внутреннего аудита при необходимости разрабатывают корректирующие (предупреждающие) действия в соответствии с ДП-04 «Анализ несоответствий, разработка и осуществление корректирующих и предупреждающих действий».

В ОУ в соответствии с требованиями процесса У-2 «Внутренний аудит» и документированной процедуры ДП-04 «Анализ несоответствий, разработка и осуществление корректирующих и предупреждающих действий» после устранения несоответствий проводится верификация предпринятых мер и оформляется отчетность о результатах верификации:

а) записи результатов предпринятых действий;

б) записи по результатам анализа предпринятых корректирующих действий.
8.2.3 Мониторинг и измерение процессов

В колледже применяются подходящие методы мониторинга и измерения процессов СМК, установленные в описаниях всех процессов и в плане по качеству.

Эти методы демонстрируют способность процессов достигать запланированных результатов.

Если запланированные результаты не достигнуты, при необходимости, предпринимаются коррекции и корректирующие действия для обеспечения соответствия процессов по ДП-04 «Анализ несоответствий, разработка и осуществление корректирующих и предупреждающих действий».
8.2.4 Мониторинг и измерение образовательных услуг

В колледже проводится мониторинг и измерение характеристик оказываемых образовательных услуг для верификации того, выполнены ли требования к услуге.

Мониторинг и измерение образовательных услуг осуществляется на соответствующих стадиях жизненного цикла согласно запланированным мероприятиям (п.7.1 РК) в соответствии с требованиями процессов Б-3 «Разработка образовательных программ», Б-4 «Реализация образовательных программ», Б-4.1 «Воспитательная работа», Б-4.2 «Учебно-производственная деятельность».

В соответствии с процессом Б-4 «Реализация образовательных программ» в колледже проводится измерение выполнения учебных планов и программ, включая итоговую аттестацию, проводимую в устной и письменной формах, при выполнении выпускных квалификационных работ и защите письменных экзаменационных работ. Результаты аттестации регистрируются и используются для демонстрации запланированных целей по образовательным услугам.

Свидетельства соответствия образовательной услуги критериям приемки документируются и сохраняются. Таким доказательством является наличие свидетельства о государственной аккредитации колледжа.

До завершения всех запланированных мероприятий (п.7.1 РК) предоставление услуги не осуществляется, если иное не утверждено потребителем.
8.3 Управление несоответствующей образовательной услугой

В колледже обеспечивается идентификация образовательной услуги, несоответствующей требованиям к ней. Данная несоответствующая образовательная услуга находится под управлением с целью предотвращения ее непреднамеренной передачи потребителю.

Методы и средства управления, ответственность и полномочия для работы с несоответствующей образовательной услугой определены в документированной процедуре ДП-03 «Управление несоответствующей услугой в образовательном учреждении».

В колледже поступают с несоответствующей образовательной услугой одним или несколькими из следующих способов:

а) предпринимает действия по устранению обнаруженного несоответствия,

б) санкционирует ее использование, если имеется разрешение на отклонение от соответствующего полномочного органа и/или потребителя, где это применимо,

в) предпринимает действия с целью предотвращения ее первоначально предполагаемого использования или применения.

Записи о характере несоответствий и всех последующих предпринятых действиях, включая полученные разрешения на отклонения, ведутся в соответствии с требованиями ДП-03 «Управление несоответствующей услугой в образовательном учреждении».

После того, как несоответствующая образовательная услуга исправлена, ее подвергают повторной верификации для демонстрации соответствия требованиям.

Если несоответствующая образовательная услуга выявлена после передачи ее потребителю, ОУ предпринимает действия, адекватные последствиям несоответствия.

Области обнаружения несоответствия включают в себя образовательные программы, работу специалистов, учебную деятельность обучаемых, образовательную среду.

Если причиной выявленного несоответствия являются действия обучающихся, то они могут (где это разрешено):

- пройти дополнительное обучение на консультациях и ликвидировать задолженности в установленные сроки,

- продолжать обучение и пройти повторную аттестацию в установленные сроки,

- обучаться по другой профессиональной образовательной программе.


8.4 Анализ данных

В колледже проводится определение, сбор и анализ соответствующих данных для демонстрации пригодности и результативности СМК, а также оценки области деятельности с целью постоянного повышения результативности СМК.

Определение, сбор и анализ конкретных данных осуществляется в рамках всех процессов СМК и п.5.6 настоящего РК (результаты мониторинга и измерений процессов, услуг и удовлетворенности потребителей, а также информация из других соответствующих источников).

Анализ данных предоставляет информацию по:

а) удовлетворенности потребителей (процесс Б-1 «Исследование и анализ рынка труда и образовательных услуг»);

б) соответствию требованиям к оказываемым услугам (процессы Б-4 «Реализация образовательных программ», Б-4.1 «Воспитательная работа» и Б-4.2 «Учебно-производственная деятельность»);

в) характеристикам и тенденциям процессов, оказываемых образовательных услуг, включая возможности проведения предупреждающих действий в соответствии с ДП-04 «Анализ несоответствий, разработка и осуществление корректирующих и предупреждающих действий»;

Для анализа используют следующие данные:

- результаты анализа со стороны руководства,

- данные о педагогических и руководящих работниках, а также обучающихся ОУ,

- требования к образовательным услугам,

- данные о разработке учебных планов и программ,

- данные о предоставлении образовательных услуг,

- результаты мониторинга удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон,

- отчеты аудитов,

- данные мониторинга и измерения процессов СМК,

- данные идентификации образовательных услуг,

- данные о собственности потребителей,

- результаты верификации и валидации методов, используемых для мониторинга и измерений,

- данные по несоответствующим образовательным услугам.

Анализ данных проводится с использованием статистических методов в соответствии с ДП-05 «Применение статистических методов для анализа показателей образовательных услуг, процессов СМК и системы в целом».

При анализе процесса оказания услуги рассматривают как количественные характеристики (время обучения, интенсивность отчислений обучающихся, интенсивность увольнений персонала, затраты, надежность и валидация экзаменационных оценок, оснащенность учебной литературой и др.), так и качественные характеристики (безопасность, воспитанность, комфорт, компетентность персонала, репутация и др.).
8.5 Улучшение
8.5.1 Постоянное улучшение

В колледже постоянно повышают результативность СМК посредством:

- реализации Политики и целей в области качества,

- использования результатов внутренних и внешних аудитов,

- анализа данных о результатах деятельности персонала и процессов СМК,

- анализа данных, полученных от потребителей и других заинтересованных сторон, включая жалобы и претензии,

- корректирующих и предупреждающих действий,

- анализа СМК со стороны руководства.
8.5.2 Корректирующие действия

С целью устранения причин выявленных несоответствий и для предупреждения повторного их возникновения предпринимаются корректирующие действия, адекватные последствиям выявленных несоответствий.

В ОУ разработана документированная процедура ДП-04 «Анализ несоответствий, разработка и осуществление корректирующих и предупреждающих действий», в которой определены требования к:

а) анализу несоответствий (включая жалобы потребителей),

б) установлению причин несоответствий,

в) оценке необходимости действий, обеспечивающих исключение повторного возникновения несоответствий,

г) определению и осуществлению необходимых действий,

д) записям результатов предпринятых действий,

е) анализу предпринятых корректирующих действий.

Корректирующие действия предпринимаются для устранения следующих несоответствий:

- несоответствующая образовательная услуга,

- недостижение образовательных целей,

- отклонение от образовательных программ,

- отклонение от планов обучения, аттестации, стажировки и повышения квалификации персонала,

- высокая интенсивность отчислений обучаемых,

- высокая интенсивность увольнений персонала ОУ,

- жалобы потребителей и заинтересованных сторон,

- несоответствия, выявленные в ходе проведения аудита,

- несоответствия, выявленные в процессе мониторинга и измерений образовательных услуг.

До того, как корректирующее действие будет предпринято, в ОУ с помощью статистических методов (ДП-05 «Применение статистических методов для анализа показателей образовательных услуг, процессов СМК и системы в целом») определяется причина появления несоответствия.
8.5.3 Предупреждающие действия

С целью устранения причин потенциальных несоответствий и предупреждения их появления предпринимаются предупреждающие действия, адекватные возможным последствиям потенциальных проблем.

В ОУ разработана документированная процедура ДП-04 «Анализ несоответствий, разработка и осуществление корректирующих и предупреждающих действий», определяющая требования к:

а) установлению потенциальных несоответствий и их причин,

б) оценке необходимости действий по предупреждению появления несоответствий,

в) определению и осуществлению необходимых действий,

г) записям результатов предпринятых действий,

д) анализу предпринятых предупреждающих действий.

Предупреждающие действия предпринимаются на основании анализа следующей информации:

- информации об общих тенденциях, показателях обучения, работы преподавателей и административного персонала,

- информации о достижении целей в области качества,

- анализа затрат, связанных с достижением целей в области качества,

- мониторинга удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон,

- отчетов аудитов и анализа со стороны руководства.

Результаты предупреждающих действий доводятся до сведения персонала ОУ.
Приложение А

Процессная схема ТКПТС



страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы:


Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.


Правила оформления

Реферат: 1 стр.


Документы

архив: 1 стр.