NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Руны найдешь и постигнешь знаки, сильнейшие знаки


Руны

Руны найдешь

и постигнешь знаки,

сильнейшие знаки,

крепчайшие знаки,

Хрофт их окрасил,

а создали боги, и Один их вырезал.

«Речи Высокого» (перевод А. Корсуна)

Руны — основной магический алфавит Центральной и Северной Европы. Как и греческие буквы, руны — это не просто система знаков, предназначенных для передачи информации. Как и греческие буквы, они заключают в себе символические значения, далеко выходящие за рамки представлений материалистической теории информации. Руны ис­ключительно валены и сегодня: интерес к ним неоднократно возрождался в течение всего XX столетия. Совместное приме­нение научных и эзотерических методов сделало руны важной областью теоретического и практического эзотеризма. Неко­торые академические исследователи рун сожалеют о таком положении дел. По их мнению, свидетельства о магическом или символическом использовании рун в прежние времена явно недостаточны для того, чтобы восстанавливать их сегодня. Но эти ученые едва ли способны приблизиться к представле­ниям, лежащим вне их опыта: все они являются представителями современного материалистического мировоззрения, ко­торое отрицает истинность другого, альтернативного видения реальности. Даже если они и правы, это ни в коей мере не обесценивает современные эзотерические исследования и практику.

Смысловые связи слова «руна» сами по себе показывают, что даже в самой глубокой древности руны были частью духовного таинства, непосредственно связанного с сокровен­ными тайнами магии. Это значение явно проступает в языках Северной Европы, где оно близко примыкает к группе слов, обозначающих «шептание»: в их числе старокельтское слово «ran», средневаллийское «rhin”, староанглийский глагол «town» и современное немецкое слово «raunen». В современ­ном ирландском языке слово «run» означает «секрет» или «решение», «rundiamahair» — тайну, «runai» — это секре­тарь, a «rancleireac» — чиновник для особо важных поруче­ний. Как свидетельствуют современные ирландские слова, рунами обычно пользовались для гадания и принятия реше­ний. В англосаксонской Англии совещания государственных советников назывались «рунами». К рунам на таких собрани­ях прибегали, когда возникали затруднения. В традиционной шотландской системе фермерского хозяйствования, известной под названием Run-Rig, жребии (руны) использовались для того, чтобы определить, какой «rig» (надел) достанется како­му крестьянину.

Происхождение рунического алфавита или, если точнее, «Футарка» долго было предметом ожесточенных споров между исследователями древней европейской культуры. Теории возникали и исчезали в соответствии с духом времени, а ученые выводили руны то от финикийского, то от полинезийс­кого, то от классического греческого, латинского, этрусского или готского письма. В некоторых случаях шовинистически настроенные националисты и даже расисты использовали теории о происхождении рун для обоснования заявлений о собственном национальном превосходстве. В таких случаях они утверждали, что руны возникли совершенно независимо, не имея предшественников, и были творением той нацио­нальной группы, к которой принадлежали сами исследовате­ли. Даже теперь, несмотря на множество научных изысканий и умозаключений, существует множество противоречивых мнений. Большинство ученых, однако, считают доказанным, что, как алфавит, рунические знаки происходят от североиталийского письма, употреблявшегося этрусками. История сви­детельствует о том, что руны использовались этрусскими торговцами янтарем, которые завезли их из Италии через Центральную Европу на побережье Балтийского моря. Име­ются также археологические свидетельства о связи между североиталийским письмом и рунами. При раскопках в райо­не Негау в Австро-Венгрии в 1812 г. было обнаружено 26 бронзовых шлемов с полями, датируемых IV в. до н. э. На шлемах были выгравированы надписи на германском языке, среди них — имя бога войны. Интересная особенность этих шлемов заключается в том, что все надписи выполнены севе­роиталийским письмом. Однако, несмотря на эти доказатель­ства, некоторые исследователи считают рунический алфавит прямой модификацией римского письма. При статистическом подходе можно обнаружить, что в этрусском алфавите есть 10 букв, по форме и звучанию соответствующих буквам Старшего Футарка, а в римском алфавите таких букв всего 8. Но этот аргумент слабоват, поскольку в римском алфавите есть еще пять букв, похожих на руны, но не идентичных с ними. Кроме того, некоторые буквы в этрусском, древнелатинском, римском и руническом алфавитах почти идентичны между собой, доказывая тем самым свое общее происхожде­ние от финикийского алфавита Ахирама, употреблявшегося около 1000 г. до н. э. Но, как вы уже смогли понять из этой книги, в любом исследуемом алфавите можно обнаружить различные отклонения в написании одних и тех же букв. Какое количество таких отклонений превращает «старый» алфавит в «новый» и «другой», зависит, прежде всего, от позиции исследователя. Без сомнения, страсти вокруг аргументов будут бушевать до тех пор, пока люди будут интере­соваться рунами.







На протяжении всей истории алфавитов, магических и немагических, отдельные ученые, мистики и правители игра­ли важную роль в составлении нового порядка букв. Некото­рые исследователи считают, что это касается и рун. Предпо­лагается, что они сформировались тогда, когда некоторые из оккультных знаков, высекавшихся ранее на скалах и употреб­лявшихся при гадании, стали ассоциироваться с отдельными буквами трансальпийских алфавитов. Осуществление такого синтеза отображено в мифе о самопожертвовании Одина. Согласно этому мифу, открытие рун для человеческого исполь­зования произошло в результате ритуального самоистязания. В строфах 138 и 139 норвежской поэмы «Речи Высокого» мы читаем:

Знаю, висел я

в ветвях, на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину

в жертву себе же

на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.

Никто не питал,

никто не поил меня,

взирал я на землю,

поднял я руны,

стеная, их поднял,

и с древа рухнул.

(Перевод А. Корсуна)

Этот миф напоминает о ритуалах северных шаманов; об архаичной магико-религиозной традиции, которая некогда была существенной частью культуры многих народов — от Скандинавии и Центральной Азии до Северной Америки. В мифе об открытии рун Один (подобно древнегреческому Гермесу, являющийся богом магии, поэзии, вдохновения и гадания) прибегает к шаманской практике. В прежние вре­мена шаманы пользовались экстатическими методами для достижения измененного состояния сознания. Они верили, что таким образом они посещают миры, лежащие вне этой материальной действительности. В этот метод входило отшельничество, соблюдение поста, употребление натуральных галлюциногенных веществ растительного происхождения и физическое самоистязание. Как явствует из мифа об Одине, овладение рунами было связано с самоистязанием на дереве в течение 9 дней и ночей — традиционного магического срока. Вследствие этой ордалии исторгнутая мучением вспышка внутреннего видения позволила Одину постигнуть весь потен­циал рун для употребления их человеком. Очевидно, это произошло в результате слияния предрунических оккультных знаков, интуитивно использовавшихся для гадания, с рациональным фонетическим алфавитом. Это был редкостный мо­мент агонии и экстаза, под влиянием которого обе стороны человеческого разума — интуиция и рациональность — дали единый отклик на один и тот же знак.

Совпадение некоторых знаков древних европейских наскальных надписей с буквами средиземноморских алфавитов ясно указывает, что многие руны берут начало от двух основных источников. Создатель рун, земной Один, объединил две системы. Это было совершено посредством глубокого пони­мания, позволившего добраться до общего, глубинного уровня, лежащего в основе обеих систем, прежде существовавших раздельно.

Точно так же, как буквы любой письменности могут происходить из разных источников, индивидуальное значение каждой руны может происходить от двух источников и сочетать их в себе. Греческий язык, ранняя форма которого дала начало североиталийскому письму, имеет целые ряды значений для каждой буквы (подробнее об этом см. в главе 2). Поэтому весьма вероятно, что этрусский и кельто-иберийский алфавиты также имели соответствующее эзотеричес­кое значение для каждой буквы. Независимо от того, из какого источника происходят отдельные рунические знаки, те рунические буквы, какими мы их знаем, не были в своей массе взяты из какого-либо другого письма. В отличие от других алфавитов, изначально являющихся производными финикийского письма, в руническом алфавите буквы расположе­ны по-другому: F, U, Tli, A, R, К. Поэтому рунические алфавиты часто называют Футарками. Однако это новое рас­положение букв, которое многие считают основным доводом в пользу создания рун одним творцом, не является таким нерациональным, как это может показаться. Если принять во внимание смысловые значения рун, то этот порядок весьма рационален и связан со сменой времен года. Именно внедре­ние оккультных знаков из районов Средиземноморья, Альп и Северной Европы в новую систему является наиболее важным аспектом генезиса рун. В далекие времена, семь тысяч лет тому назад, глиняные изделия, относящиеся к культуре Винка на Балканах, несли на себе оккультные знаки, многие из которых по своей форме напоминали руны, появившиеся более чем пять тысячелетий спустя. К тому же, многие оккультные знаки, известные сейчас как руны, уже существо­вали в виде фигур, использовавшихся в наскальных рисунках.

Пиктографические наскальные росписи возникали в различ­ных районах Европы, наиболее отчетливо во время позднего бронзового и раннего железного веков (1300—800 гг. до н. э.). Такие росписи часто называют «хэлльристинингар> (по названию их в Скандинавии), хотя подобные образцы встре­чаются в Британии, Ирландии, Испании, а также в Германс­ких, Швейцарских и Итальянских Альпах. Эти хэлльристи-нингары содержат разнообразные оккультные знаки, которые можно найти в самых ранних рунических алфавитах.

Собрания предрунических знаков, оккультных и симво­лических, иногда называют «рунными кладами». Даже в наи­более развитой форме многие руны обнаруживают свою пиктографическую сушность. Считают, что первая руна, Feoh, обозначающая рогатый скот, напоминает рога коровы, а вторая, Ur, передает форму сильного тела дикого быка. Третья руна, Thorn, формой похожа на шип. Подобным образом, шестая руна, Kennaz или Сеп, воспроизводит древний освети­тельный прибор, «kienspanhalter». Восьмая руна, Wyn, имеет форму флюгера. Руна Nyd, которая означает «потребность», похожа на лукообразное приспособление, использовавшееся в старину для разжигания священных костров «чистого огня», а руна льда, Is, имеет форму сосульки. Elhaz или Eohh связана с лосем (Elk) и напоминает его ветвистые рога. Ehwaz и своим названием, и формой напоминает тело лошади. Lagu — это лук-порей, или вода, переливающаяся через край (кстати, эта руна символизирует воду), a Odal имеет форму ограды. Руна Yr обозначает лук и похожа на него своей формой. Stan имеет форму камешка или фишки, используемой в настоль­ной игре, a Wolfsangel формой подобна «волчьему крюку», употреблявшемуся в былые времена. Руна Zin — это удар молнии, атрибут одноименного бога небес. Erda, подобно Odal, огораживает землю, Sol представляет собой солнечный диск с лучами света.

Мы знаем из трех сохранившихся древних текстов, что каждая руна с давних времен имела специфическое значение.




Рис. 21 Руна Man, как она выглядит в традиционном немецкой фахверке (постройке с бревенчатым каркасом). Представлены руна в старшем футарке и более поздняя версия буквы Man, а также ее структурная взаимосвязь с очертаниями человека и формой здания.

Эти рунические поэмы — англосаксонская, норвежская и исландская — дают нам знать, что для описания отдельного знака или буквы использовались некие специфические объек­ты или понятия. Вследствие этого каждая руна сама по себе представляет определенное понятие, заключает в себе опреде­ленный аспект существования, выражающий глубинную при­роду внутренней структуры реальности. Таким образом, каж­дая руническая буква, подобно еврейской или греческой, является символическим хранилищем знаний и понятий, ко­торые становятся явными при более глубоком изучении. Согласно этому представлению, каждая отдельная руна выра­жает свойство, открывающееся миру нашего опыта через специфические предметы или процессы, характеризуемые ру­ной. Но, в отличие от многих древних магических систем знания, где понятия были жестко сформулированы в далеком прошлом, руническое учение развивается до сих пор. Эта особенность делает его очень динамичной и созидательной областью знаний. В сущности, значение каждой руны фикси­ровано, соответственно описанию в рунических поэмах. Но, поскольку с каждым новым днем создаются новые вещи, приобретается новый опыт, происходит развитие и формиро­вание новых взаимоотношений, эти кажущиеся фиксирован­ными значения рун могут обогащаться новым смыслом в зависимости от новых обстоятельств. Каждое время и каждое место неповторимо и ни на что не похоже; поэтому действие рунических архетипов должно соотноситься со специфическими условиями данного момента.

Благодаря особой связи каждой руны с определенной вещью или свойством, пользуясь комбинациями рун можно описать или исследовать каждый аспект всего существующего. Руны в своей символической роли рассматриваются как ана­логи реальности, — таким образом, каждая комбинация букв передает совокупность событий. Именно в силу вечно под­вижной природы всего существующего, никто не может дать окончательную формулировку значений рун. Имея в виду эту гибкость, современные мастера рун свели совокупность поня­тий и связей, составляющих сущность рун, в детализирован­ную и стройную систему. Этот процесс продолжается и сейчас. К сожалению, большая часть академических ученых проходит мимо этого аспекта рун, ошибочно полагая, что их развитие завершилось в средневековый период и, следователь­но, является «дописанной книгой». Доктор Стивен Флауэрс, написавший несколько превосходных книг о традиционном и современном руническом знании, является заметным исключением в этой прискорбной тенденции. Ряд других ученых Германии и Англии сделали ценный вклад в изучение рун и открыли новые перспективы в их исследовании как на физи­ческом, так и на духовном уровне. Рунические знания — это живая система, которая возрождается, обновляется, восстанавливается и совершенствуется как жизнеспособная область знания, равноценная любой другой магической системе, ис­пользуемой сегодня.



Рис 22. Рунный камень из Дании. Линии символизируют осевое древо мироздания — Иггдрасиль. Руны читаются от основания к верхушке, затем сверху вниз по правой стороне плоскости, а затем

снова вверх по левой стороне.

В истории существовало множество рунических алфави­тов, одни из которых тесно связаны друг с другом, другие же значительно отличаются между собой. Имеется также нес­колько рунических букв, которые никогда не включались в установленные рунические ряды. Кроме того, с возрождением рун в двадцатом столетии появилось еще несколько их разно­видностей, имеющих в основе тот или другой древний алфа­вит. Самый старый законченный вариант известного руничес­кого алфавита называется «Старший Футарк» или «общегер­манский Футарк». Наиболее ранний полный рунический ряд этого Футарка вырезан на готском камне из Килвера (острове Готланд, Швеция). Он датируется началом пятого столетия. Этот рунический ряд имеет 24 буквы. Они традиционно объединены в три группы по восемь букв в каждой, что напоминает греческую традицию делить алфавит на три огдо-ады, отражающие три части вселенной.

Каждая группа из восьми рун известна под названием «an» — скандинавское слово, которое имеет ряд значений, касающихся места, направления и происхождения. В своем наиболее фундаментальном значении оно описывает восемь направлений и является родственным шотландскому слову «airt» и ирландскому слову «aird» (означающих направление, а точнее, одну восьмую часть горизонта). «Aird” имеет допол­нительное значение «внимание». Согласно мнению современ­ных исследователей рун, каждый из трех рунических аттов находится во власти бога или богини из пантеона нордической традиции. Первый атт, который начинается с руны Feob (F), посвящен и находится во власти божеств плодородия и при­ращения — Фрея и Фрейи (Frey и Freyja). Второй атт, начинающийся с руны Hagal (h), связан с богом-стражем Хеймдаллем и покровительницей преисподней, богиней Мор-дгуд. Третий атт, который начинается с руны Туг (Т), посвя­щен древнему североевропейскому богу небес Тюру (Тиу или Зиу) и его супруге, богине Зисе.




Рис. 23. Параллельные рунические алфавиты: 1. Старший Футарк с добавлениями; 2. Руны, вырезанные на камне (Рок, Швеция); 3. Датские «смешанные руны»; 4. Пунктированные» руны. Около 1300—1600 гг.

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.